Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, музыка, 3 класс » Конспект урока ИЗО:«Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор." 3 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока ИЗО:«Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор." 3 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: «Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор.
Цель: познакомить младших школьников с проблемой: «Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев?» Задачи: Образовательные: познакомить младших школьников с кратким содержанием «Руслан и Людмила» (либретто), с музыкальными образами героев Фарлафа и Черномора. Раскрыть понятие что такое рондо? Что такое бас (певческий голос)? Познакомить с музыкальными инструментами звучащими в данных фрагментах. (Рондо Фарлафа и марш Черномора) Развивающие: на примере сопоставления музыкальных фрагментах оперы и литературного пояснения учителя, развить интерес к русской классической музыке. Пробудить ассоциативное мышление, постепенно давать навыки грамотного слушателя музыки. Воспитательные: на примере сравнения музыкальной и поэтической характеристик двух главных героев (Фарлафа и Черномора) раскрыть психологические и музыкальной особенности их личности: трусость Фарлафа, надуманную грозность образа Черномора; воспитать патриотические чувства к музыкальным произведениям М.И.Глинки. Тип занятия: внеклассное музыкальное занятие (беседа, прослушивание музыкальных фрагментов оперы) Формы: индивидуальная, коллективная Оборудование: музыкальный центр, диск, словарь музыкальных терминов, наглядность. План: 1. Знакомство с кратким содержанием оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» 2. Работа с классом по определению положительных и отрицательных героев оперы 3. Особенности музыкального языка М.И.Глинки при создании отрицательных героев 4. Прослушивание Рондо Фарлафа и работа по словарю музыкальных терминов 5. Прослушивание марша Черномора и работа по словарю музыкальных терминов 6. Итог занятия. Ответы класса на вопрос «Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев?» 7. Творческие задания Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся I Орг. момент II объяснение нового материала Прослушивание арии Прослушивание рондо Фарлафа Беседа о Черноморе III Итог -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Е.Ю. сегодня я у вас проведу внеклассное музыкальное занятие. -Тема нашего занятия «Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор. - Кто знает сюжет поэмы «Руслан и Людмила»? поднимите руки. -Хорошо. -Сейчас я вам прочитаю краткое содержание оперы. «Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственного похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву князя Светозара Руслан и оба отвергнутых Людмилой жениха – Фарлаф и хазарский хан Ратмир – отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна. Финн открывает ему тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает свою помощь, предсказывая успех. Трусливый Фарлаф, в поисках Людмилы, встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать там ее дальнейших повелений. Руслан, продолжая свой путь, бесстрашно сокрушает встретившуюся ему фантастическую голову великана и овладевает чудесным мечом, которым поразит Черномора. Коварная Наина заманивает в свои волшебные сады Руслана и Ратмира. Им грозит смерть, но появившийся Финн разрушает козни Наины и освобождает витязей. Тоскует в неволе Людмила. Она готова скорее умереть, чем подчиняться ненавистному карлику. Черномор приказывает своим слугам развлекать Людмилу танцами. Появляется Руслан. Он вступает в бой с Черномором и волшебным мечом отсекает ему бороду, в которой таилась вся его сила. Однако радость Руслана преждевременна – он не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают ночью в спящий лагерь Руслана и похищают Людмилу. Поднимается тревога. Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновением перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. Всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых и славит свою могучую отчизну.» -Знакомо ли вам это содержание? -Давайте сравним героев положительных и отрицательных. (Руслан, Финн, Фарлаф, Наина, Черномор) - Как вы думаете Руслан добрый герой? - А волшебник Финн? Добрый или злой? - Какой витязь Фарлаф? Можем ли мы его назвать положительным героем? - А страшная маленькая Наина? Какая она? - А грозный Черномор? -А сейчас мы с вами поговорим о том, как композитор может показывать нам в музыке положительных героев, но и высмеивать отрицательных героев. -Мы будем слушать музыку и словно приоткрывать дверь в творческую лабораторию композитора. Какими выразительными средствами он рисует для нас отрицательный образ героев и если ему хорошо это удается, то музыке как-бы подвластно иронизирует, смеётся над отрицательными героями. -Я напоминая вам тему нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор. -Как композитор изображает своих произведениях того или иного героя? Для того, чтобы это понять, давайте представим себе художника, который рисует картину с помощью кисти и красок, передает форму, цвет осенних листьев, особенности изгиба ветвей. А для того, чтобы изобразить эту же картину композитору требуется определенный настрой, который передается через разнообразие музыкальных звуков. И существует важные помощники, как мелодия, ритм, тембр, темп, гармония, лад, регистр. Поэтому ребята, композитор пользуется этими выразительными средствами, а вам нужно только прислушаться. -Обратимся к словарям, которые лежат у вас на столах. Он поможет определить настроение того или иного произведения, некоторые столбики помогут нам найти слова синонимы которыми можно охарактеризовать то или иное музыкальное произведение. -Ребята, ответьте мне а вопрос, а что такое синонимы? -Правильно. - Далее мы обратимся к средствам музыкальной выразительности и слева все главные помощники композитора мелодия, ритм, гармония, а с правой стороны написаны синонимы. Этим мы так же будем пользоваться. - И наконец это приемы используемые в музыкальных произведениях, и как звучит музыкальное произведение отрывисто легко. -Во всех своих разнообразных тембрах музыкальные инструменты играют очень важную роль в опере. И вы, ребята, должны внимательно слушать музыкальное произведение, вы должны прислушиваться кто исполняет тот или иной музыкальный фрагмент, либо оркестр, либо отдельный музыкальный инструмент. -Вернемся к произведению по сюжету: Фарлаф и Ратмир отвергнутые женихи не теряют надежды, идут на поиски Людмилы. Фарлаф идет по безлюдной равнине и видит огромный камень, Ратмир засыпает, а Фарлаф прислоняет свою мощную спину к этому камню и вздрагивает, вдруг перед ним появляется маленькая страшная старушка, вся в лохмотьях. Фарлаф испугался, а злая волшебница Наина смеется над ним своим беззубым ртом и говорит: «Не бойся, ты можешь дальше не ходить, я найду тебе Людмилу. Сжалилась над ним коварная старушка». -Композитор передает в музыкальных звуках свое отношение к трусливому глупому Фарлафу, потому что он поверил злой волшебнице. -Музыкальный номер Фарлафа звучит во второй картине действия. -Он называется Рондо Фарлафа- с французского переводится как круг ( круг потому что, основная тема трусливого Фарлафа повторяется несколько раз). -Певец исполняющий рондо Фарлафа наделен басом, как крупный мужчина-витязь. -А Глинка показывает его хвастовство через скороговорку не свойственную могучему человеку. -Разве может мужественный голос говорить скороговоркой? -Он все время хвастается: «Близится уж час торжества моего Ненавистный соперник уйдет далеко от нас.» -Глинка нарисовал портрет Фарлафа. -Фарлаф исполняет свою партию быстро скороговоркой словно в захлеб, что больше не нужно искать Людмилу, так как Наина обещала помочь и нам становится смешно наблюдая за этим героем. -Основная тема повторяется в быстром темпе, с резкими грубыми акцентами, словно Глинка насмехается над трусостью болтливого Фарлафа. -Обратите внимание, что сначала звучит грозное вступление в оркестре, а потом речитатив (мелодия на распев): «О радость. Я знал, я чувствовал заранее, что мне лишь суждено вершить столь славный подвиг». -От радость он повторяет эту фразу несколько раз, эта музыка насмехается над ним. -А сейчас послушаем его рондо и внимательно следим за музыкой и находим ей определения в словарях. -О чем пел Фарлаф? Как вы себе представили этого героя, благодаря музыке? -Какая была мелодия? -Какой был ритм? - А сейчас я хочу вас познакомить с самым грозным волшебником в опере Черномором. -Главным номером его является портрет самого марша Черномора в 4 действии. -А вы знаете, как выглядит Черномор? -Сначала рабы выносят его бороду, а потом появляется он сам, карлик. И представляете…. Он оказывается карликом. -Появляется он под марш (исполняет этот марш симфонический и духовой оркестры), где духовой оркестр на сцене, а симфонический в оркестровой яме изображает музыкальное сопровождение шествия. -Марш- первая тема звучит грозно, грубо, производит устрашающую реакцию. Вторая тема оркестр звучит исполнении колокольчиков, которые изображают сказочное царство Черномора. -Первая тема звучит на расстоянии двух актов, показывая истинный образ Черномора., повторяется 10 раз. Этим Глинка насмехается над ним. -Вторая тема-это само шутливое царство, самого смешного Черномора. -А сейчас слушаем две темы, слушайте внимательно и находите в словарях определение этой музыке. -Как звучала первая тема? -Как звучала вторая тема? -Музыка насмехается над Черномором, показывая, что он не страшный и злой волшебник, а всего лишь карлик. -Таким образом, вы поняли как Глинка высмеивает трусливого Фарлафа и грозного и совсем не страшного Черномора. -Как вы считаете, Глинке удалось показать как музыка может насмехаться над своими отрицательными героями? -Какие способы для насмешки он придумал? - Что вы запомнили интересного для себя? -Домашним заданием будет для вас нарисовать, как вы представляете себе карлика Черномора, Фарлафа или злую волшебницу Наину Здравствуйте! Дети поднимают руки Нет/да Руслан добрый Финн-добрый волшебник Фарлаф-трусливый, злой Наина-злая волшебница Черномор- карлик, злой волшебник слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый Нет не может О том, что Людмила будет его, мелодия стремительная, торопливая, тревожная, ритм- острый. Темп убыстряется Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока ИЗО:«Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор." 3 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10596 |
Конспект прислал: Pantera2010 28 марта 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||