отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, музыка, 3 класс » Конспект урока ИЗО:«Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор." 3 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока ИЗО:«Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор." 3 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема: «Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор.
Цель: познакомить младших школьников с проблемой: «Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев?»
Задачи:
Образовательные: познакомить младших школьников с кратким содержанием «Руслан и Людмила» (либретто), с музыкальными образами героев Фарлафа и Черномора. Раскрыть понятие что такое рондо? Что такое бас (певческий голос)? Познакомить с музыкальными инструментами звучащими в данных фрагментах. (Рондо Фарлафа и марш Черномора)
Развивающие: на примере сопоставления музыкальных фрагментах оперы и литературного пояснения учителя, развить интерес к русской классической музыке. Пробудить ассоциативное мышление, постепенно давать навыки грамотного слушателя музыки.
Воспитательные: на примере сравнения музыкальной и поэтической характеристик двух главных героев (Фарлафа и Черномора) раскрыть психологические и музыкальной особенности их личности: трусость Фарлафа, надуманную грозность образа Черномора; воспитать патриотические чувства к музыкальным произведениям М.И.Глинки.
Тип занятия: внеклассное музыкальное занятие (беседа, прослушивание музыкальных фрагментов оперы)
Формы: индивидуальная, коллективная
Оборудование: музыкальный центр, диск, словарь музыкальных терминов, наглядность.
План:
1. Знакомство с кратким содержанием оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
2. Работа с классом по определению положительных и отрицательных героев оперы
3. Особенности музыкального языка М.И.Глинки при создании отрицательных героев
4. Прослушивание Рондо Фарлафа и работа по словарю музыкальных терминов
5. Прослушивание марша Черномора и работа по словарю музыкальных терминов
6. Итог занятия. Ответы класса на вопрос «Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев?»
7. Творческие задания


Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Орг. момент


II объяснение нового материала

Прослушивание арии

Прослушивание рондо Фарлафа


Беседа о Черноморе

III Итог -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Е.Ю. сегодня я у вас проведу внеклассное музыкальное занятие.

-Тема нашего занятия «Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор.

- Кто знает сюжет поэмы «Руслан и Людмила»? поднимите руки.

-Хорошо.

-Сейчас я вам прочитаю краткое содержание оперы.

«Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственного похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву князя Светозара Руслан и оба отвергнутых Людмилой жениха – Фарлаф и хазарский хан Ратмир – отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна. Финн открывает ему тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает свою помощь, предсказывая успех. Трусливый Фарлаф, в поисках Людмилы, встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать там ее дальнейших повелений. Руслан, продолжая свой путь, бесстрашно сокрушает встретившуюся ему фантастическую голову великана и овладевает чудесным мечом, которым поразит Черномора. Коварная Наина заманивает в свои волшебные сады Руслана и Ратмира. Им грозит смерть, но появившийся Финн разрушает козни Наины и освобождает витязей. Тоскует в неволе Людмила. Она готова скорее умереть, чем подчиняться ненавистному карлику. Черномор приказывает своим слугам развлекать Людмилу танцами. Появляется Руслан. Он вступает в бой с Черномором и волшебным мечом отсекает ему бороду, в которой таилась вся его сила. Однако радость Руслана преждевременна – он не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев.
Наина и Фарлаф проникают ночью в спящий лагерь Руслана и похищают Людмилу. Поднимается тревога. Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновением перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. Всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых и славит свою могучую отчизну.»

-Знакомо ли вам это содержание?

-Давайте сравним героев положительных и отрицательных. (Руслан, Финн, Фарлаф, Наина, Черномор)

- Как вы думаете Руслан добрый герой?
- А волшебник Финн? Добрый или злой?


- Какой витязь Фарлаф? Можем ли мы его назвать положительным героем?

- А страшная маленькая Наина? Какая она?


- А грозный Черномор?

-А сейчас мы с вами поговорим о том, как композитор может показывать нам в музыке положительных героев, но и высмеивать отрицательных героев.

-Мы будем слушать музыку и словно приоткрывать дверь в творческую лабораторию композитора. Какими выразительными средствами он рисует для нас отрицательный образ героев и если ему хорошо это удается, то музыке как-бы подвластно иронизирует, смеётся над отрицательными героями.

-Я напоминая вам тему нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор.

-Как композитор изображает своих произведениях того или иного героя? Для того, чтобы это понять, давайте представим себе художника, который рисует картину с помощью кисти и красок, передает форму, цвет осенних листьев, особенности изгиба ветвей. А для того, чтобы изобразить эту же картину композитору требуется определенный настрой, который передается через разнообразие музыкальных звуков. И существует важные помощники, как мелодия, ритм, тембр, темп, гармония, лад, регистр. Поэтому ребята, композитор пользуется этими выразительными средствами, а вам нужно только прислушаться.

-Обратимся к словарям, которые лежат у вас на столах. Он поможет определить настроение того или иного произведения, некоторые столбики помогут нам найти слова синонимы которыми можно охарактеризовать то или иное музыкальное произведение.

-Ребята, ответьте мне а вопрос, а что такое синонимы?


-Правильно.

- Далее мы обратимся к средствам музыкальной выразительности и слева все главные помощники композитора мелодия, ритм, гармония, а с правой стороны написаны синонимы. Этим мы так же будем пользоваться.

- И наконец это приемы используемые в музыкальных произведениях, и как звучит музыкальное произведение отрывисто легко.

-Во всех своих разнообразных тембрах музыкальные инструменты играют очень важную роль в опере. И вы, ребята, должны внимательно слушать музыкальное произведение, вы должны прислушиваться кто исполняет тот или иной музыкальный фрагмент, либо оркестр, либо отдельный музыкальный инструмент.

-Вернемся к произведению по сюжету: Фарлаф и Ратмир отвергнутые женихи не теряют надежды, идут на поиски Людмилы. Фарлаф идет по безлюдной равнине и видит огромный камень, Ратмир засыпает, а Фарлаф прислоняет свою мощную спину к этому камню и вздрагивает, вдруг перед ним появляется маленькая страшная старушка, вся в лохмотьях. Фарлаф испугался, а злая волшебница Наина смеется над ним своим беззубым ртом и говорит: «Не бойся, ты можешь дальше не ходить, я найду тебе Людмилу. Сжалилась над ним коварная старушка».

-Композитор передает в музыкальных звуках свое отношение к трусливому глупому Фарлафу, потому что он поверил злой волшебнице.

-Музыкальный номер Фарлафа звучит во второй картине действия.

-Он называется Рондо Фарлафа- с французского переводится как круг ( круг потому что, основная тема трусливого Фарлафа повторяется несколько раз).

-Певец исполняющий рондо Фарлафа наделен басом, как крупный мужчина-витязь.

-А Глинка показывает его хвастовство через скороговорку не свойственную могучему человеку.

-Разве может мужественный голос говорить скороговоркой?

-Он все время хвастается:
«Близится уж час торжества моего
Ненавистный соперник уйдет далеко от нас.»

-Глинка нарисовал портрет Фарлафа.
-Фарлаф исполняет свою партию быстро скороговоркой словно в захлеб, что больше не нужно искать Людмилу, так как Наина обещала помочь и нам становится смешно наблюдая за этим героем.

-Основная тема повторяется в быстром темпе, с резкими грубыми акцентами, словно Глинка насмехается над трусостью болтливого Фарлафа.

-Обратите внимание, что сначала звучит грозное вступление в оркестре, а потом речитатив (мелодия на распев):
«О радость. Я знал, я чувствовал заранее, что мне лишь суждено вершить столь славный подвиг».

-От радость он повторяет эту фразу несколько раз, эта музыка насмехается над ним.

-А сейчас послушаем его рондо и внимательно следим за музыкой и находим ей определения в словарях.

-О чем пел Фарлаф? Как вы себе представили этого героя, благодаря музыке?
-Какая была мелодия?
-Какой был ритм?

- А сейчас я хочу вас познакомить с самым грозным волшебником в опере Черномором.

-Главным номером его является портрет самого марша Черномора в 4 действии.
-А вы знаете, как выглядит Черномор?
-Сначала рабы выносят его бороду, а потом появляется он сам, карлик. И представляете…. Он оказывается карликом.
-Появляется он под марш (исполняет этот марш симфонический и духовой оркестры), где духовой оркестр на сцене, а симфонический в оркестровой яме изображает музыкальное сопровождение шествия.

-Марш- первая тема звучит грозно, грубо, производит устрашающую реакцию. Вторая тема оркестр звучит исполнении колокольчиков, которые изображают сказочное царство Черномора.

-Первая тема звучит на расстоянии двух актов, показывая истинный образ Черномора., повторяется 10 раз. Этим Глинка насмехается над ним.

-Вторая тема-это само шутливое царство, самого смешного Черномора.

-А сейчас слушаем две темы, слушайте внимательно и находите в словарях определение этой музыке.

-Как звучала первая тема?
-Как звучала вторая тема?

-Музыка насмехается над Черномором, показывая, что он не страшный и злой волшебник, а всего лишь карлик.
-Таким образом, вы поняли как Глинка высмеивает трусливого Фарлафа и грозного и совсем не страшного Черномора.

-Как вы считаете, Глинке удалось показать как музыка может насмехаться над своими отрицательными героями?
-Какие способы для насмешки он придумал?
- Что вы запомнили интересного для себя?
-Домашним заданием будет для вас нарисовать, как вы представляете себе карлика Черномора, Фарлафа или злую волшебницу Наину
Здравствуйте!

Дети поднимают руки

Нет/да


Руслан добрый
Финн-добрый волшебник

Фарлаф-трусливый, злой

Наина-злая волшебница

Черномор- карлик, злой волшебник

слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый

Нет не может

О том, что Людмила будет его, мелодия стремительная, торопливая, тревожная, ритм- острый. Темп убыстряется





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока ИЗО:«Руслан и Людмила» сказочная опера М.И.Глинки. Может ли музыка высмеивать своих отрицательных героев? Витязь Фарлаф и злой волшебник Черномор." 3 класс:
  • 34
 (голосов: 3)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект интегрированного урока музыки и внеклассного чтения: Марш Черномор ...
  • Конспект урока "Рисование по воображению". Поэма А. С. Пушкина. Руслан и ...
  • Конспект урока музыки:"Музыка звучит в сказках" 2 класс
  • Конспект урока Цветик-семицветик
  • Тематическое планирование. Музыка. 3 класс
  • Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 3 классе
  • конспект урока музыки по теме: "Народная музыка в творчестве композиторов ...
  • Конспект урока музыки во 2 классе:"Куда ведет нас марш"
  • Конспкт урока музыки во 2 классе:" Музыка изображает движение"
  • Конспект урока музыки:"Что такое музыкальная речь. Обобщение."


  • 7989
    Конспект прислал: Pantera2010 28 марта 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата