отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока чтения (обобщающий урок – драматизация по стихам Н.А. Некрасова)


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока чтения (обобщающий урок – драматизация по стихам Н.А. Некрасова)


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Урок чтения
(обобщающий урок – драматизация по стихам Н.А. Некрасова)

Тема: «Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…»
Н.А. Некрасов
Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии 19 века Н.А. Некрасова.
Задачи: - вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности; - развивать творческие способности детей, память, речь, внимание; - воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства.
Учитель (приложение 1: рисунок 1) В минуту унынья, о родина-мать! И русскую деву влекли на позор, Я мыслью вперед улетаю. Свирепствовал бич без боязни, Еще суждено тебе много страдать, И ужас народа при слове « набор» Но ты не погибнешь, я знаю. Подобен был ужасу казни?

Был гуще невежества мрак над тобой, Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Удушливей сон непробудный, Окончен расчет с господином!
Была ты глубоко несчастной страной, Сбирается с силами русский народ
Подавленной, рабски-бессудной. И учиться быть гражданином,

Давно ли народ твой игрушкой служил И ношу твою облегчила судьба,
Позорным страстям господина? Сопутница дней славянина!
Потомок татар, как коня выводил Ещё ты в семействе покуда - раба,
На рынок раба-славянина, Но мать уже вольного сына!.
Творчество Н.А. Некрасова… В течение шести уроков мы жили, чувствовали, сопереживали с героями русского поэта.
Сегодня у нас заключительный урок. Он необычен, Это урок-драматизация. Частичка каждого прожитого урока – здесь. Мы в эпохе 19 века.
(мелодия «Русь»)
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край
Что выводит из народа
Столько славных то и знай.

Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой.
П.И. Чайковский «Времена года»(Некрасов работает в кабинете, смотрит в окно…)
Некрасов:
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу…
Колосья:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна, купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели, колосились?
Нет! Мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял!
Некрасов:
Знаю причину, скажу вам ответ
Вашему пахарю моченьки нет.
Знал для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал.
Некрасов: Душно без счастья и воли!
(собирается и выходит на улицу)
Некрасов:
Славная осень! Здоровый ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
(На своем пути встречает деда Мазая)
Некрасов:
Старый Мазай! …разболтался в сарае.
(Некрасов подсаживается к Мазаю)
Мазай:
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,-
Нет! Еще мало! Бегут мужики,
Ловят и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет,-
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами не с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То-то !- сказал я , не спорьте со мной!
Слушайте ,зайчики, деда Мазая!»
Мимо бревно суковатое плыло
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас - да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб , ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко : что делает старый Мазай!»
Ладно! Любуйся, а нам не мешай!
…К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил – и «с Богом!» сказал...
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось –
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал- и домой поволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!
Я проводил их все тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, - линяет косой…»
Некрасов:
Золото, золото
Сердце народное.
(Звучит русская народная колыбельная.) Некрасов заходит в крестьянский дом.(приложение 1: рисунок 2)
Крестьянка:
Играйте, детушки, пока! А в роще, милые мои,
Я сарафан почти дошила; Под разговор и смех народа
Сейчас буренку обряжу, Поют и свищут соловьи
Коня навяжем травку кушать, Звончей и слаще хоровода!
И вас в ту рощицу свожу – И хорошо и любо всем…
Пойдем соловушек послушать. Да только – (Клим, не трогай Сашу!)
Там их, что в кузове груздей, Чуть-чуть соловушки совсем
У нас нет места веселей; Не разлюбили рощу нашу.
(Звучит пение соловья)
Тут много их ловили, И строго – настрого запрет
Ну, испугалися сетей, От деда к внуку переходит,
Да мимо нас и прокатили! Зато весной весь лес гремит.
Весна! А роща как немая Что день, то новый хор прибудет…
Стоит – гостей залетных нет! Запомнить надобно и вам,
Взяла крестьян тоска большая. Избави Бог тут ставить сети!
И положили меж собой – Ведь надо ж бедным соловьям
Умел же Бог на ум наставить – Дать где-нибудь и отдых, дети…
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.
И строго – настрого запрет
От деда к внуку переходит,
Зато весной весь лес гремит.
Что день, то новый хор прибудет…
Сын крестьянки:
А есть ли мама для людей
Такие рощицы на свете?
Крестьянка:
Нет мест таких без податей
И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки.
( Некрасов на тройке подъезжает к железнодорожному вокзалу, садится в вагон.)
Некрасов:
Все хорошо под сиянием лунным.
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Попутчики
1 Добрый папаша! К чему в обаянии 3. Он –то согнал сюда массы народные.
Умного Ваню держать? Многие в страшной борьбе,
Вы мне позвольте при лунном сиянии К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Правду ему рассказать. Гроб обрели здесь себе.
2. Труд этот, Ваня, был страшно громаден – 4. Прямо дороженька: насыпи узкие,
Не по плечу одному! Столбики, рельсы, мосты.
В мире есть царь: этот царь беспощаден, А по бокам – то все косточки русские…
Голод названье ему. Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
(Появляется толпа мертвецов: люди, которые строили железную дорогу.)
Мы надрывались под зноем, под холодом, Грабили нас грамотеи-десятники,
С вечно согнутой спиной, Секло начальство, давила нужда…
Жили в землянках, боролися с голодом, Все претерпели мы, божии ратники,
Мерзли и мокли, болели цингой. Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Все ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?
Попутчики: 1. Эту привычку к труду благородную 2. Да не робей за отчизну любезную..
Нам бы не трудно с тобой перенять… Вынес достаточно русский народ,
Благослови же работу народную Вынес и эту дорогу железную -
И научись мужика уважать. Вынесет все, что господь ни пошлет!
! 3. Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.
Некрасов:
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг.
Кто же, в ком честь не уснула,
Кто примириться бы смог?
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
(Некрасов подъезжает к барскому дому.)

(Мальчик Саша в кабинете отца внимательно рассматривает портрет генерала.)

Саша: «Кто это? Кто?»
Папа: «Это дедушка твой».
Саша: «Что же не вижу его я?»
(Папа молчит, вздыхает.)
Саша: «Папа, чего ты вздыхаешь?
Умер он жив? Говори!»
Папа: «Вырастишь, Саша, узнаешь».
Саша: «Дедушку знаешь, мамаша?
Ты мне скажи про него,
Мама! Не добрый он, что ли,
Что я не вижу его?
Ну, дорогая! Ну, сделай
Милость, скажи что-нибудь!»
Мама: «Нет, он и добрый и смелый,
Только несчастный…»
(Мама плачет.)
Саша: «Что же ты, мама, рыдаешь,
Слова не хочешь сказать!
Мама: «Вырастишь, Саша, узнаешь.
Лучше пойдем-ка гулять…»

Папа: «Скоро увидишь ты деда!»
Саша: «Что-то он долго не едет?»…
Папа: «Друг мой, далек ему путь!»

(Приезжает дед.)

Саша: «Дедушка! Дедушка! Где ты
Жил – пропадал столько лет?
Где же твои эполеты?
Что не в мундир ты одет?
Что на ноге ты скрываешь?
Ранена что ли рука?»
Дедушка: «Вырастишь, Саша, узнаешь
Ну, поцелуй старика».
Саша: «Где ж пропадал ты так долго?»
Дедушка: «Был я далеко – далеко».
Саша: «Где же?... Что ж, хорошо ли там было?»
Дедушка: «Лучше не спрашивай, милый!
Глухо, пустынно, безлюдно,
Степь полумертвая сплошь.
Трудно, голубчик мой, трудно!
По году весточки ждешь,
Видишь, как тратятся силы –
Лучшие божьи дары,
Близким копаешь могилы,
Ждешь и своей до поры…
Медленно – медленно таешь».
Саша: «Что ж ты там , дедушка, жил?»
Дедушка: «Вырастишь, Саша, узнаешь!»
Саша: «Дедушка, слышишь, хочу я
Все непременно узнать!»
Дедушка: «Тебе не понять.
Надо учиться, мой милый!
Все расскажу, погоди!
Пособерись-ка ты с силой,
Зорче кругом погляди.
Умник ты, Саша, а все же
Надо историю знать
И географию тоже.
Ну…а покуда подумай,
То ли ты видишь кругом?
Вот он, наш пахарь угрюмый,
С темным, убитым лицом:
Лапти, лохмотья, шапчонка,
Рваная сбруя; едва
Тянет косулю клячонка,
С голоду еле жива!
Голоден труженик вечный,
Голоден тоже, божусь!
«Эй! Отдохни-ко, сердечный!
Я за тебя потружусь!»
Саша: «Дедушка! Где научился
Ты так отлично пахать?
Точно мужик управляешь
Плугом, а был генерал?»
Дедушка: «Вырастишь, Саша, узнаешь,
Как я работником стал!»
Папа: «Время проходит, исправно
Учится мальчик всему-
Знает историю славно
(Лет уже десять ему)
Бойко на карте покажет
И Петербург, и Читу,
Лучше большого расскажет
Многое в русском быту.
Глупых и злых ненавидит,
Бедным желает добра,
Помнит, что слышит и видит…
Дедушка: «Пора рассказать…»
( Звучит мелодия «Русь».) Некрасов возвращается домой, продолжает работу в кабинете.(приложение 1: рисунок 3)
Учитель: Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба.
Вот и подошел наш последний урок по творчеству Николая Алексеевича Некрасова. Работа в каждой группе была проделана большая, это был нелёгкий кропотливый труд. Поэтому я оцениваю ее высшим баллом.
С творчеством этого великого писателя вы еще ни раз встретитесь и в школе, и в жизни.
Мне бы хотелось услышать, каким вы увидели и почувствовали этого человека? Какой он? Ваши мнения.
Учащиеся:
(Переживает за бедных; сочувствует обездоленным; восхищается талантом народа; неравнодушный человек; мечтает о лучшем будущем, о будущем для народа; сочувствие к страданиям простого человека; любовь к Родине.)
Учитель:
А кто желает прочесть то, что мы не слышали еще сегодня?
(учащиеся читают стихи Н.А. Некрасова)


Авторские права: Рабцевич Н.А.


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока чтения (обобщающий урок – драматизация по стихам Н.А. Некрасова):
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • «Н.А.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»»
  • Конспект урока литературного чтения.Тема Н.А. Некрасов. Стихи. 4 класс
  • Конспект урока: "Н.А. Некрасов, «Дедушка Мазай и зайцы» Литературное чтени ...
  • Сценка "В гостях" (для начальной школы)
  • календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. клим ...
  • сценарий первого сентября
  • Конспект урока :«Решение задач. Уменьшить, увеличить в несколько раз", 3 ...
  • Сценарий концерта.Восьмое марта
  • Сценарий КВНа "Пословицы и поговорки" 4 класс
  • Частушки на 8 марта


  • 4758
    Конспект прислал: раб 31 августа 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата