Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока чтения (обобщающий урок – драматизация по стихам Н.А. Некрасова) |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока чтения (обобщающий урок – драматизация по стихам Н.А. Некрасова) |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок чтения
(обобщающий урок – драматизация по стихам Н.А. Некрасова) Тема: «Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…» Н.А. Некрасов Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии 19 века Н.А. Некрасова. Задачи: - вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности; - развивать творческие способности детей, память, речь, внимание; - воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства. Учитель (приложение 1: рисунок 1) В минуту унынья, о родина-мать! И русскую деву влекли на позор, Я мыслью вперед улетаю. Свирепствовал бич без боязни, Еще суждено тебе много страдать, И ужас народа при слове « набор» Но ты не погибнешь, я знаю. Подобен был ужасу казни? Был гуще невежества мрак над тобой, Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Удушливей сон непробудный, Окончен расчет с господином! Была ты глубоко несчастной страной, Сбирается с силами русский народ Подавленной, рабски-бессудной. И учиться быть гражданином, Давно ли народ твой игрушкой служил И ношу твою облегчила судьба, Позорным страстям господина? Сопутница дней славянина! Потомок татар, как коня выводил Ещё ты в семействе покуда - раба, На рынок раба-славянина, Но мать уже вольного сына!. Творчество Н.А. Некрасова… В течение шести уроков мы жили, чувствовали, сопереживали с героями русского поэта. Сегодня у нас заключительный урок. Он необычен, Это урок-драматизация. Частичка каждого прожитого урока – здесь. Мы в эпохе 19 века. (мелодия «Русь») Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край Что выводит из народа Столько славных то и знай. Столько добрых, благородных, Сильных, любящих душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой. П.И. Чайковский «Времена года»(Некрасов работает в кабинете, смотрит в окно…) Некрасов: Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу… Колосья: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна, купая в пыли! Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет, и буря нас бьет… Где же наш пахарь? Чего еще ждет? Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели, колосились? Нет! Мы не хуже других – и давно В нас налилось и созрело зерно. Не для того же пахал он и сеял, Чтобы нас ветер осенний развеял! Некрасов: Знаю причину, скажу вам ответ Вашему пахарю моченьки нет. Знал для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял. Плохо бедняге – не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет, Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети, Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал. Некрасов: Душно без счастья и воли! (собирается и выходит на улицу) Некрасов: Славная осень! Здоровый ядреный Воздух усталые силы бодрит. (На своем пути встречает деда Мазая) Некрасов: Старый Мазай! …разболтался в сарае. (Некрасов подсаживается к Мазаю) Мазай: В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили; Зайцы вот тоже, - их жалко до слез! Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут,- Нет! Еще мало! Бегут мужики, Ловят и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?.. Я раз за дровами В лодке поехал – их много с реки К нам в половодье весной нагоняет,- Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами не с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой. «То-то !- сказал я , не спорьте со мной! Слушайте ,зайчики, деда Мазая!» Мимо бревно суковатое плыло Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нем. «Взял бы я вас - да потопите лодку!» Жаль их, однако, да жаль и находку – Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок… Было потехи у баб , ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко : что делает старый Мазай!» Ладно! Любуйся, а нам не мешай! …К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил – и «с Богом!» сказал... Мигом команда моя разбежалась, Только на лодке две пары осталось – Сильно измокли, ослабли; в мешок Я их поклал- и домой поволок. За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись; Вынес я их на лужок; из мешка Вытряхнул, ухнул – и дали стречка! Я проводил их все тем же советом: «Не попадайтесь зимой! Я их не бью ни весною, ни летом, Шкура плохая, - линяет косой…» Некрасов: Золото, золото Сердце народное. (Звучит русская народная колыбельная.) Некрасов заходит в крестьянский дом.(приложение 1: рисунок 2) Крестьянка: Играйте, детушки, пока! А в роще, милые мои, Я сарафан почти дошила; Под разговор и смех народа Сейчас буренку обряжу, Поют и свищут соловьи Коня навяжем травку кушать, Звончей и слаще хоровода! И вас в ту рощицу свожу – И хорошо и любо всем… Пойдем соловушек послушать. Да только – (Клим, не трогай Сашу!) Там их, что в кузове груздей, Чуть-чуть соловушки совсем У нас нет места веселей; Не разлюбили рощу нашу. (Звучит пение соловья) Тут много их ловили, И строго – настрого запрет Ну, испугалися сетей, От деда к внуку переходит, Да мимо нас и прокатили! Зато весной весь лес гремит. Весна! А роща как немая Что день, то новый хор прибудет… Стоит – гостей залетных нет! Запомнить надобно и вам, Взяла крестьян тоска большая. Избави Бог тут ставить сети! И положили меж собой – Ведь надо ж бедным соловьям Умел же Бог на ум наставить – Дать где-нибудь и отдых, дети… На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить. И строго – настрого запрет От деда к внуку переходит, Зато весной весь лес гремит. Что день, то новый хор прибудет… Сын крестьянки: А есть ли мама для людей Такие рощицы на свете? Крестьянка: Нет мест таких без податей И без рекрутчины нет, дети. А если б были для людей Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей Туда бы отнесли крестьянки. ( Некрасов на тройке подъезжает к железнодорожному вокзалу, садится в вагон.) Некрасов: Все хорошо под сиянием лунным. Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою… Попутчики 1 Добрый папаша! К чему в обаянии 3. Он –то согнал сюда массы народные. Умного Ваню держать? Многие в страшной борьбе, Вы мне позвольте при лунном сиянии К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Правду ему рассказать. Гроб обрели здесь себе. 2. Труд этот, Ваня, был страшно громаден – 4. Прямо дороженька: насыпи узкие, Не по плечу одному! Столбики, рельсы, мосты. В мире есть царь: этот царь беспощаден, А по бокам – то все косточки русские… Голод названье ему. Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? (Появляется толпа мертвецов: люди, которые строили железную дорогу.) Мы надрывались под зноем, под холодом, Грабили нас грамотеи-десятники, С вечно согнутой спиной, Секло начальство, давила нужда… Жили в землянках, боролися с голодом, Все претерпели мы, божии ратники, Мерзли и мокли, болели цингой. Мирные дети труда! Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно? Попутчики: 1. Эту привычку к труду благородную 2. Да не робей за отчизну любезную.. Нам бы не трудно с тобой перенять… Вынес достаточно русский народ, Благослови же работу народную Вынес и эту дорогу железную - И научись мужика уважать. Вынесет все, что господь ни пошлет! ! 3. Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе. Некрасов: Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг. Кто же, в ком честь не уснула, Кто примириться бы смог? Звучит «Лунная соната» Бетховена. (Некрасов подъезжает к барскому дому.) (Мальчик Саша в кабинете отца внимательно рассматривает портрет генерала.) Саша: «Кто это? Кто?» Папа: «Это дедушка твой». Саша: «Что же не вижу его я?» (Папа молчит, вздыхает.) Саша: «Папа, чего ты вздыхаешь? Умер он жив? Говори!» Папа: «Вырастишь, Саша, узнаешь». Саша: «Дедушку знаешь, мамаша? Ты мне скажи про него, Мама! Не добрый он, что ли, Что я не вижу его? Ну, дорогая! Ну, сделай Милость, скажи что-нибудь!» Мама: «Нет, он и добрый и смелый, Только несчастный…» (Мама плачет.) Саша: «Что же ты, мама, рыдаешь, Слова не хочешь сказать! Мама: «Вырастишь, Саша, узнаешь. Лучше пойдем-ка гулять…» Папа: «Скоро увидишь ты деда!» Саша: «Что-то он долго не едет?»… Папа: «Друг мой, далек ему путь!» (Приезжает дед.) Саша: «Дедушка! Дедушка! Где ты Жил – пропадал столько лет? Где же твои эполеты? Что не в мундир ты одет? Что на ноге ты скрываешь? Ранена что ли рука?» Дедушка: «Вырастишь, Саша, узнаешь Ну, поцелуй старика». Саша: «Где ж пропадал ты так долго?» Дедушка: «Был я далеко – далеко». Саша: «Где же?... Что ж, хорошо ли там было?» Дедушка: «Лучше не спрашивай, милый! Глухо, пустынно, безлюдно, Степь полумертвая сплошь. Трудно, голубчик мой, трудно! По году весточки ждешь, Видишь, как тратятся силы – Лучшие божьи дары, Близким копаешь могилы, Ждешь и своей до поры… Медленно – медленно таешь». Саша: «Что ж ты там , дедушка, жил?» Дедушка: «Вырастишь, Саша, узнаешь!» Саша: «Дедушка, слышишь, хочу я Все непременно узнать!» Дедушка: «Тебе не понять. Надо учиться, мой милый! Все расскажу, погоди! Пособерись-ка ты с силой, Зорче кругом погляди. Умник ты, Саша, а все же Надо историю знать И географию тоже. Ну…а покуда подумай, То ли ты видишь кругом? Вот он, наш пахарь угрюмый, С темным, убитым лицом: Лапти, лохмотья, шапчонка, Рваная сбруя; едва Тянет косулю клячонка, С голоду еле жива! Голоден труженик вечный, Голоден тоже, божусь! «Эй! Отдохни-ко, сердечный! Я за тебя потружусь!» Саша: «Дедушка! Где научился Ты так отлично пахать? Точно мужик управляешь Плугом, а был генерал?» Дедушка: «Вырастишь, Саша, узнаешь, Как я работником стал!» Папа: «Время проходит, исправно Учится мальчик всему- Знает историю славно (Лет уже десять ему) Бойко на карте покажет И Петербург, и Читу, Лучше большого расскажет Многое в русском быту. Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра, Помнит, что слышит и видит… Дедушка: «Пора рассказать…» ( Звучит мелодия «Русь».) Некрасов возвращается домой, продолжает работу в кабинете.(приложение 1: рисунок 3) Учитель: Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба. Вот и подошел наш последний урок по творчеству Николая Алексеевича Некрасова. Работа в каждой группе была проделана большая, это был нелёгкий кропотливый труд. Поэтому я оцениваю ее высшим баллом. С творчеством этого великого писателя вы еще ни раз встретитесь и в школе, и в жизни. Мне бы хотелось услышать, каким вы увидели и почувствовали этого человека? Какой он? Ваши мнения. Учащиеся: (Переживает за бедных; сочувствует обездоленным; восхищается талантом народа; неравнодушный человек; мечтает о лучшем будущем, о будущем для народа; сочувствие к страданиям простого человека; любовь к Родине.) Учитель: А кто желает прочесть то, что мы не слышали еще сегодня? (учащиеся читают стихи Н.А. Некрасова) Авторские права: Рабцевич Н.А. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока чтения (обобщающий урок – драматизация по стихам Н.А. Некрасова): |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5654 |
Конспект прислал: раб 31 августа 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||