Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Всероссийский урок чтения |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Всероссийский урок чтения |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
МБОУ «Излучинская ОНШ№2»
Всероссийский урок чтения. Литературный ринг по сказкам А.С.Пушкина. (4 класс) Учитель: Садыгова Е.Н. (2009 год) Цель урока: Расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; развивать внимательное чтение, логическое мышление; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, портреты матери, отца, барельеф няни; иллюстрации художников к сказкам; лучшие работы учеников “ Мир сказок Пушкина” (рисунки, вышивка, лепка) Эпиграф к уроку: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство” А.С.Пушкин Ход урока. I. Организационный момент. Цель: проверить готовность учащихся к уроку. 1.Проверь все ли у тебя в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? 2.Эмоциональный настрой. Хорошая книга, мой спутник, мой друг, С тобой интересней бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем. Я слышу тебя и иду за тобой, Я к морю спускаюсь и вижу прибой. С тобою дорога моя далека В любую страну и любые века... Н.Найденова II Актуализация опорных знаний по теме 1. Беседа о книгах. - Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что книгу не всегда ценим и бережем ее. - Какие пословицы вы знаете о книгах? Хорошая книга – лучший друг. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Хлеб питает тепло, а книга разум. Золото добывают из земли, а знания из книги. С книгой поведешься – ума наберешься. Книга поможет в труде, выручит в беде. Кто много читает, тот много знает. Чтенье лучшее ученье. - Книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книга знакомит нас не только с прошлым, позволяет разобраться с настоящим, уносит нас в будущее. III. Отработка материала. Цель: отработать умения и навыки по теме через выполнение заданий различного характера - С какими произведениями мы знакомились на уроках литературного чтения? (Мы читали произведения А.С.Пушкина.) -Вам они понравились? - Наша сегодняшняя встреча называется «Литературный ринг». Вы будете состязаться в знаниях творчества А.С. Пушкина, замечательного русского писателя. Вы проявите свои творческие способности, взаимовыручку, покажите доброжелательное отношение друг к другу. 1.Сообщения о творчестве писателя. 1. Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходил к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Ещё при жизни его назвали «незаходящим солнцем русской поэзии». Прошло более150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё также не ослабевает, стихи его становятся нам ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснёмся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии. 2. А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец поэта – Сергей Львович был потомком знатного рода, любил литературу: он был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку. Мать поэта – Надежда Осиповна, внучка « арапа Петра Великого», была образована, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах. И отец, и дядя поэта были образованные одарённые люди, интересующиеся литературой и театром. Дом Пушкиных посещали известные люди того времени: Карамзин, Жуковский. Мальчиком Пушкин был свидетелем литературных споров, чтений новейших произведений. В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых осталось трое: старшая дочь Ольга, два сына – Александр и Лёва. Мать больше любила младшего сына Льва. Александр рос молчаливым и замкнутым. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернёров – иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где в основном была французская литература. Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. В основном он читал французских классиков – Вольтера, Мольера. Книги сделали своё дело. «Чтение – вот лучшее учение», - любил говорить Пушкин. Благодаря книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Он разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нём на всю жизнь. В отличие от многих дворянских детей Пушкин уже с детства был связан с русской жизнью и рано услышал меткую народную речь. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна Матвеева стали настоящими воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми. Когда Саше было 5 лет, они с бабушкой были в подмосковном селе Захарове. Село было расположено в живописной местности. Берёзовая роща, пруд, еловый лес, речка, поле. Там, бука Александр развеселился, разыгрался. Он читал на берегу реки, в роще, в поле. По вечерам часто слушал сказки. По праздникам ходил в деревню слушать русские народные песни, любовался девичьими хороводами. Здесь всё было простое, приветливое, милое. Бродя по деревне, мальчик наблюдал, как тяжко живёт и трудится крепостной народ. Он видел, как от зари от зари крестьянин идёт в поле за сохой, которую тащил его замученный конь. Замечал он так же, усталых женщин – женщин склонившихся над серпом, слышал плач детей, взятых матерью в поле. Случалось ему грустные песни о несчастной долюшке. Так ещё в детском возрасте Пушкин всё время соприкасался с народной жизнью. Вспоминая детство, «Мне видится моё селение, Моё Захарово. На холмах домик мой. С балкона могу сойти в зелёный сад… Где старых клёнов тёмный ряд. Возносится до небосклона» 3. На восьмом году жизни Александр уже умел читать и писать, сочинять маленькие комедии. Поэт проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал книги одну за другой. Мальчик был одарён памятью необыкновенной. Помимо французов гувернёров, в детстве около Пушкина были и русские люди: дядька Никита Козлов, бабушка и особенно няня Арина Родионовна. Она была простой русской женщиной, мастерица народной речи, знающая много народных песен, русских былин и пословиц. Она, как и бабушка, передавала ему волшебные сказания русской старины, знакомила с русской речью, воспитывала в нём народные чувства. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал от няни, записывал, а потом использовал в своих сказках, романах. В годы ссылки в селе Михайловском, Пушкин особенно сроднился с няней. Длинными, зимними вечерами в ветхом доме Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг поэта. Ей поэт посвятил стихотворение «Няне»: Ученик: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На чёрный отдалённый путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь… 2. Конкурс стихов Задание. Сейчас ребята напомнят нам строки из знакомых стихов поэта, ваша задача узнать его и сказать название. 1-й ученик. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Уж небо осенью дышало Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, С печальным шумом обнажалась…(Из романа «Евгений Онегин») 2-й ученик. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса... («Осень».) 3-й ученик. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. («Зимний вечер») 4-й ученик. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. («Зимняя дорога») - Удивительный, великий человек ...Стихи и проза А.С.Пушкина отличаются такой естественностью и простотой, что они сами собой, без малейшего напряжения, без каких-либо усилий ложились на бумагу. На самом деле это совсем не так. Гениальный поэт А.С.Пушкин был и великим тружеником. “Когда талант чуждается труда, – считал он, – из-под пера его не выйдет ничего сколько-нибудь значительного”. - И сегодня я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц: “Сказка по лесу идёт, Сказку за руку ведёт. Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот! Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка - умница и прелесть, С нами рядышком идёт.” - Саша записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Удивительные это сказки: добрые, весёлые, полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним их. 3. Угадай сказку по иллюстрации. 1. “ Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. 2. “ Сказка о рыбаке и рыбке”. 3. “ Сказка о золотом петушке”. 4. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. 5. “Сказка о попе и работнике его Балде”. - Назовите признаки сказки? Сказочные герои. Волшебство и чудеса. Зачин. Концовка. Возможна присказка. Сказочные речевые обороты, устаревшие слова (архаизмы), наличие пословиц и поговорок. Победа добра над злом. - Вспомним на чём ездили герои сказок А.С. Пушкина? (Конь, бочка, корабль …) - Представьте себе, что вы сели на одну из названных средств передвижения и все отправились в страну сказок. Здесь нас встречают сказочные герои. 4. Парад сказочных героев. – Посмотрите на эти персонажи. Кто же они? Из какой сказки? Задание 1. Вам предстоит определить героя, послушав о нем сведения. 1. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сам-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. (Царевна-лебедь из сказки «О царе Салтане...».) 2. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».) 3. А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберет и приготовит. Им она не прекословит, Не перечат ей они. Так идут за днями дни. (Царевна и богатыри из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».) Задание 2. Узнайте героя по словам. Кто так говорил? «Ох ты, дитятко девица! Пес проклятый одолел, Чуть до смерти не заел». (Черница из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».) «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно». (Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде») «Не печалься, ступай себе с Богом!» (Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке») Задание 3. Задание усложняется. Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни. Этот герой еще в раннем детстве был засмолен в бочку вместе со своей матерью и брошен в синее море. (Князь Гвидон.) Эта героиня попала в беду, но обрела свободу благодаря доброму человеку. (Золотая рыбка) Этот герой потерял возлюбленную. Но все закончилось благополучно. (Королевич Елисей .) Этот герой был подарком для царя. А подарен был мудрецом. (Золотой петушок.) - Каких еще сказочных героев вы узнали? (Чертёнок, рыбак, поп, царица, белочка, кот ученый) - Молодцы, ребята. Вы всех отгадали. 5. Конкурс «Чьи вещи?» Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха) Золотой петушок? (Царь Дадон) Дубовый лук? (Князь Гвидон) Разбитое корыто? (Старуха) Невод? (Старик) Белочка? (Князь Гвидон) Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о царе Салтане") 6. Конкурс "Кто быстрее угадает..." - Из каких сказок А.С.Пушкина взяты строчки? 1.“… Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: “Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда? Ладно ли за морем, иль худо, И какое в свете чудо?” (“Сказка о царе Салтане…”) 2.“…Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался, “Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок!... Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай своей любя, Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?” (“Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”) 3.“…Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: “Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!” (“Сказка о золотом петушке”) 7. Конкурс «Продолжи сказку» - Сейчас по вопросам мы определим, кто лучше всех знает сказки А.С.Пушкина. 1. С какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу? "Свет мой зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?" 2. Что кричал петушок, сидя на спице? "Кури - ку - ку! Царствуй лёжа на боку!" 3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной." 4. Какими словами начинается сказка "О рыбаке и рыбке"? "Жил старик со своею старухой у самого синего моря." 5. С какими словами обращался старик к золотой рыбке? "Смилуйся, государыня рыбка!" 6. Какими словами начинает А.С.Пушкин "Сказку о царе Салтане"? "Три девицы за окном, пряли пряжу вечерком". 7. Какими словами заканчиваются "Сказка о царе Салтане" и "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". "Я там был, мёд, пиво пил - И усы лишь обмочил." 8. Назовите слова, которыми заканчивает А.С.Пушкин "Сказку о Золотом Петушке "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок." 8. Работа с пословицами и поговорками – Как понимаете смысл каждой поговорки, к какой сказки подходит? Не рой другому яму – сам туда попадешь. Правда суда не боится. По правде и сила. Пока жареный петух в голову не клюнет… – Чему учат сказки А.С. Пушкина? (Делать добро, не быть злыми, жестокими) 9. Подведение итогов литературного ринга по сказкам А.С.Пушкина, награждение. 10. Выставка рисунков и поделок по произведениям А. С. Пушкина. - Лучшие работы займут достойное место на выставке, посвященной А.С. Пушкину, в школьной библиотеке. IV. Рефлексия (У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги сказочный герой.) - У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги сказочный герой. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни. V. Итог урока - Закончить наш урок можно так же, как заканчивается “Сказка о золотом петушке”: – “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!” - Извлекайте добрые уроки, читая произведения Александра Сергеевича Пушкина. ЛИТЕРАТУРА 1. “Сказка о золотом петушке” – Новосибирск: Детская литература, 1992. 2. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – М.: Детская литература, 1981. 3. “Сказка о рыбаке и рыбке” – М.: изд-во им. Сабашниковых, 1992. 4. “Стихи и сказки” – М.: Детская литература, 1985. 5. А. Пушкин “Сказка о царе Салтане” – Арес-ЛТД – Москва, 1992. 6. А. Пушкин “Зимнее утро” – Ленинград: Детская литература, 1985. 7. А. Пушкин “Зимняя дорога” – М.: Детская литература, 1972. 8. А. Пушкин Стихи. – М.: Детская литература, 1975. Архив фотографий, картинок и статей из фонда школьной библиотеки. Авторские права: Садыгова Е.Н., учитель МБОУ «Излучинская ОНШ№2» Пожалуйста, оцените конспект - Всероссийский урок чтения: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6388 |
Конспект прислал: Сулейман 10 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||