Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока по чтению в 4 классе:"К. Г. Паустовский. "Скрипучие половицы" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока по чтению в 4 классе:"К. Г. Паустовский. "Скрипучие половицы" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Открытый урок по чтению в 4 классе
В. В. Кирьянова, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 1057 г. Москва К. Г. Паустовский. Скрипучие половицы. Цели урока: -формирование у детей эстетической оценки событий и персонажей; -обучение элементам характеристики персонажа; -постижение идейно - художественного смысла произведения; -тренировка навыка чтения. 1. Вступительная беседа. Объявление темы урока. - Мы заканчиваем работу над рассказом К. Г. Паустовского « Скрипучие половицы». -О чём он? ( Об одном случае из жизни замечательного русского композитора П. И. Чайковского). 2. Работа по рисунку. - Наши ребята изобразили местность, где жил композитор на рисунке. Так они её себе представили. -А как вы запомнили описание этой местности из текста рассказа. (Наизусть отрывки): а) Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. б) С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва. в) На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были мягкого золотистого оттенка. г) Заросли ив и ольхи были освещены снизу голубоватым отблеском воды. д) Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. -На рисунке наших ребят нет одной очень важной детали, которая подчёркивается в рассказе. Какой? ( Солнечного света.) Обобщение. -Именно солнечный свет поразил в то утро Чайковского, вдохновил его на написание музыки. -Выберите из этих отрывков самый важный, заключающий в себе главную мысль первой части рассказа, который можно было бы вынести в заголовок. ( Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки.) -А вот на рисунке и сосна, которую композитор прозвал « маяком». Прочитайте в учебнике её описание. ( На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Она тихо шумела, хотя ветра и не было. Он, не останавливаясь, провёл руками по её нагретой коре.) -Чем интересно это описание? ( Для Чайковского сосна была живым существом и она прощалась, жаловалась, просила защиты, с кем-то разговаривала.) Вывод. Чайковский чувствовал себя частью природы. Необыкновенная красота местности, чувство единения с природой помогало композитору сочинять его прекрасную музыку, в которой он стремился выразить любовь к своей стране, к её природе и людям. 2. Работа над содержанием 2-ой части. -Он играл… Он добивался ясности мелодии- такой, чтобы она была мила и понятна всем. Сценка « На крыльце» Лесник Василий. – Играет? Прекратить, говоришь, нельзя? Слуга. – Никак. Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимыч, святое дело. Лесник Василий. – Дело, конечно святое. А ты всё- таки доложил бы. Слуга. – И не просите. Надо же иметь понимание вещей. Лесник Василий. – А мы, что же, не понимаем? Ты, брат, охраняй, да в меру. Моё дело, ежели разобраться, поважнее, чем этот рояль. Феня. – Ой! Весь бы день слухала!.. (Музыка делается громче) Лесник Василий. – Слыхали, небось? Помещик мой не вытянул, ослаб. Весь лес продал… Слуга. – Кому продал? Весь класс. – Кому? Лесник Василий. – С виду приличный господин. В золотых очках, и бородка седенькая, гребешочком расчёсанная… В чесучовом пиджаке ходит. Слуга. – Хороший, наверное, человек… Лесник Василий. – А в глаза, брат, не гляди - там пусто. Как в могиле. Волкодав, леса сводит везде сплошной рубкой. На лесах большие капиталы наживал. Купил Трощенко наш лес и сразу пригнал лесорубов и пильщиков. С завтрашнего дня лес начнут валить. Слуга. – А тебе что, Твоя какая беда? Что велят то и делай… Лесник Василий. – Да я со своих двадцати годов к этому лесу приставлен. Я его растил... А теперь что? Да я ещё должен дерева к смерти метить. Нет, брат, совесть у меня не бумажная. Меня не купишь. Теперь один путь - жаловаться. Слуга. – Кому? Царю Гороху? Лесник Василий. – Как кому? Губернатору. Земству. А не поможет – в суд. Слуга. – Мечты. С такими словами ты лучше к Петру Ильичу не приступай. Лесник Василий.- Это мы ещё поглядим! Слуга. – Ну и сиди – дожидайся! Только имей в виду, что ежели он заиграется, так до ночи не выйдет. Лесник Василий. – Небось выйдет! Ты меня не пугай. Я ,брат, не из робких. Слуга взял у Фени махотку с земляникой и ушёл в дом. Лесник Василий. (слушает музыку) – Колдует. Господи, да ведь это как бы, знакомое! Неужто наше деревенское? « Среди долины ровныя»! Нет не то. А схоже! Или пастухи заиграли в лугах, скликая к вечеру стадо? Или то соловьи ударили сразу, будто сговорились, по окрестным кустам? Работа над содержанием 3-ей части -Прочитаем третью часть рассказа по предложениям. Работа над содержанием 4-ой и 5-ой частей -Прочитайте два последних предложения третьей части: (« Завтра лес начнут валить. Что за подлость такая.») Выборочное чтение. Кто из действующих лиц причастен к вырубке леса? Прочитайте. Губернатор: « Губернатор отказался помочь композитору, потому, что лес теперь принадлежал купцу Трощенко…» Управитель купца Трощенко: « Он равнодушно посмотрел на коляску, на Чайковского и сказал, что Трощенко уехал на рубку…» Лесорубы: « Они шли с топорами, с синеватыми пилами, гнущимися на плечах…», « От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы…» Купец Трощенко: « С виду приличный господин… А в глаза, брат, не смотри- там пусто, как в могиле.» « Трощенко в сапогах и шляпе… ходил по лесу и сам метил топором сосны.» Обобщение. -Этим людям безразлична родная природа, они равнодушны ко всему живому и не чувствуют себя частью природы. -А кто отказался вырубать лес? ( Лесник Василий.) -Как вы об этом узнали? ( Трощенко сам метил деревья к вырубке.) -Кто ещё встал на защиту леса? ( П. И. Чайковский.) Купец Трощенко, обсуждая с Петром Ильичём продажу леса, тоже говорит о его цене. Прочитайте об этом. ( « Этому лесу цены нет. Поёт древесина.») -Теперь вы понимаете, почему Чайковский так ценил этот лес, боролся за него, хотел его выкупить? -Чем Пётр Ильич Чайковский хотел расплатиться скупцом за лес? ( Своими сочинениями, музыкой.) -Как Трощенко оценил сочинения композитора? Что он говорит о музыке? Прочитайте. ( « Её послушать, конечно, приятно. Послушал- ушёл, а следа-то и нету. Воздушная вещь.») -Можно ли с ним согласиться? Почему? (Трощенко не смог оценить произведения Петра Ильича Чайковского, не понял, чем хотел композитор с ним расплатиться.) -Вы до чтения этого рассказа слышали имя Трощенко? (Нет.) А Чайковского? (Да.) Почему так произошло? (Музыка, которой хотел расплатиться П. И. Чайковский за лес, бесценна, её знают люди во всех странах мира. А Трощенко не продал лес за эти сочинения, не сумел понять, оценить их значение.) Обобщение. Музыка вечна, она бесценна, как природа, лес, вдохновившие композитора на её сочинение. Природа и искусство - единое целое. А человек - это часть природы. Поэтому П. И. Чайковский так тяжело переносил смерть леса. Чтение учителем отрывка. « Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге, и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы. С тяжёлым гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей. И замерла. Это был один только миг, страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь 200 лет.» -Выберите из этого отрывка слова, которые подтверждают мысль о том, что сосна – живое существо. ( Вздрогнула- застонала – качнулась – начала медленно клониться – рухнула – ударилась – затрепетала всей своей хвоей – замерла.) -Как в рассказе названо то, что произошло с сосной, чему стал свидетелем П. И. Чайковский? ( Миг смерти.) -Можете ли вы доказать словами текста, что лес и композитор – это единое целое? ( « Сосна прощалась с Чайковским, жаловалась ему, просила защиты, приветствовала друга.» , « Она тихо шумела, хотя ветра и не было.») Она чувствовала приближение своей смерти. -Сосна живая. Значит и окружающая её природа тоже живая. -Кто сострадал сосне в миг её смерти? ( Вся природа.) Чайковский: « стиснул зубы» ( Чтобы сдержать слёзы, стон, боль.) Лошади: « попятились и захрипели» (Испугались, почувствовав смерть.) Берёзы: « пытались удержать падающую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение.» Птицы: « метались над порубкой.» ( страх…) Облака: «ускорили свой бег.» (Хотели уплыть, чтобы не видеть вырубку леса.) Обобщение. Страхом было объято всё живое в этом лесу, потому что в природе всё едино, взаимосвязано. И они не только страдали, но и боялись. Пётр Ильич Чайковский тоже страдал в этот момент, когда прощался с сосной. -Прочитайте, как автор описывает состояние Петра Ильича Чайковского. ( «… от её запаха першило в горле…») -Что это значит? ( Слёзы подступали к горлу.) -Какими нелестными словами названы люди, причастные к смерти дерева ( воры, обормоты.) А как назван их поступок? ( Подлость, варварство, палачество, мерзость) -Как вы понимаете смысл слова палачество? (убийство) -Как П. И. Чайковский в рассказе характеризует факт вырубки леса? ( «Подлость? Мерзость чудовищная? Кто дал право человеку калечить и безобразить землю…Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужто так трудно понять…что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа!») Вывод. Какова же главная мысль рассказа К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы»? (Кто дал человеку право калечить и безобразить землю…) – Никто. Человек сам присвоил себе это право. -Сейчас молодые ели государство выращивает специально на больших площадях. Может ведь человек поступать разумно, бережно относиться к природе. Подведение итогов 1. Почему рассказ К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы» помещён в одном разделе с рассказами о природе? ( Всё живое едино. Паустовский показывает нам отношение человека к природе, даёт понять, что все живые существа на планете связаны между собой.) 2. Можете ли вы предположить, что станет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес? ( Вот как К. Г. Паустовский написал об этом: « Да, каждое убитое дерево – вина человека, его грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на родине. Иногда на месте вырубленного дерева вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых елей и сосен, ровных, как свечи, берёз. Такого уже не будет. Вырастет разнолесье. Молодое разнолесье тоже, по- своему прекрасно, но это уже не тот лес, который человек уничтожил.» ) 3. Есть ли у вас любимый уголок природы, который вам дорог? Где он расположен? Вспомните его и постарайтесь описать. Заключение -А теперь давайте поспорим, кто был прав: купец Трощенко, который старался приобрести как можно больше денег на лесе или П. И. Чайковский, который хотел спасти его от вырубки любой ценой? Почему вам так не понравился Трощенко? -Мы с вами живём в такое время, когда тоже безжалостно вырубают леса. Вы переживаете, жалеете природу? Выскажетесь на эту тему. ( Не всё продаётся и покупается, нельзя всё измерить деньгами.) Домашнее задание 1. Сочинение- описание любимого уголка природы. ИЛИ 2. Подготовить диспут на тему « Трощенко и Чайковский», о добре и зле. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по чтению в 4 классе:"К. Г. Паустовский. "Скрипучие половицы": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5313 |
Конспект прислал: 1057.99 19 октября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||