Видео смотреть бесплатно

Смотреть узбекский видео

Официальный сайт terra-z 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока по чтению в 4 классе:"К. Г. Паустовский. "Скрипучие половицы"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока по чтению в 4 классе:"К. Г. Паустовский. "Скрипучие половицы"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Открытый урок по чтению в 4 классе


В. В. Кирьянова,
учитель начальных классов ГОУ СОШ № 1057 г. Москва



К. Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

Цели урока:
-формирование у детей эстетической оценки событий и персонажей;
-обучение элементам характеристики персонажа;
-постижение идейно - художественного смысла произведения;
-тренировка навыка чтения.





1. Вступительная беседа. Объявление темы урока.
- Мы заканчиваем работу над рассказом К. Г. Паустовского « Скрипучие половицы».
-О чём он? ( Об одном случае из жизни замечательного русского композитора П. И. Чайковского).
2. Работа по рисунку.
- Наши ребята изобразили местность, где жил композитор на рисунке. Так они её себе представили.
-А как вы запомнили описание этой местности из текста рассказа. (Наизусть отрывки):
а) Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро.
б) С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.
в) На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были мягкого золотистого оттенка.
г) Заросли ив и ольхи были освещены снизу голубоватым отблеском воды.
д) Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки.
-На рисунке наших ребят нет одной очень важной детали, которая подчёркивается в рассказе. Какой? ( Солнечного света.)
Обобщение.
-Именно солнечный свет поразил в то утро Чайковского, вдохновил его на написание музыки.
-Выберите из этих отрывков самый важный, заключающий в себе главную мысль первой части рассказа, который можно было бы вынести в заголовок. ( Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки.)
-А вот на рисунке и сосна, которую композитор прозвал « маяком». Прочитайте в учебнике её описание. ( На поляне стояла высокая раскидистая сосна. Она тихо шумела, хотя ветра и не было. Он, не останавливаясь, провёл руками по её нагретой коре.)
-Чем интересно это описание? ( Для Чайковского сосна была живым существом и она прощалась, жаловалась, просила защиты, с кем-то разговаривала.)
Вывод.
Чайковский чувствовал себя частью природы. Необыкновенная красота местности, чувство единения с природой помогало композитору сочинять его прекрасную музыку, в которой он стремился выразить любовь к своей стране, к её природе и людям.
2. Работа над содержанием 2-ой части.
-Он играл… Он добивался ясности мелодии- такой, чтобы она была мила и понятна всем.
Сценка « На крыльце»
Лесник Василий. – Играет? Прекратить, говоришь, нельзя?
Слуга. – Никак. Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимыч, святое дело.
Лесник Василий. – Дело, конечно святое. А ты всё- таки доложил бы.
Слуга. – И не просите. Надо же иметь понимание вещей.
Лесник Василий. – А мы, что же, не понимаем? Ты, брат, охраняй, да в меру. Моё дело, ежели разобраться, поважнее, чем этот рояль.
Феня. – Ой! Весь бы день слухала!..
(Музыка делается громче)
Лесник Василий. – Слыхали, небось? Помещик мой не вытянул, ослаб. Весь лес продал…
Слуга. – Кому продал?
Весь класс. – Кому?
Лесник Василий. – С виду приличный господин. В золотых очках, и бородка седенькая, гребешочком расчёсанная… В чесучовом пиджаке ходит.
Слуга. – Хороший, наверное, человек…
Лесник Василий. – А в глаза, брат, не гляди - там пусто. Как в могиле. Волкодав, леса сводит везде сплошной рубкой. На лесах большие капиталы наживал. Купил Трощенко наш лес и сразу пригнал лесорубов и пильщиков. С завтрашнего дня лес начнут валить.
Слуга. – А тебе что, Твоя какая беда? Что велят то и делай…
Лесник Василий. – Да я со своих двадцати годов к этому лесу приставлен. Я его растил... А теперь что? Да я ещё должен дерева к смерти метить. Нет, брат, совесть у меня не бумажная. Меня не купишь. Теперь один путь - жаловаться.
Слуга. – Кому? Царю Гороху?
Лесник Василий. – Как кому? Губернатору. Земству. А не поможет – в суд.
Слуга. – Мечты. С такими словами ты лучше к Петру Ильичу не приступай.
Лесник Василий.- Это мы ещё поглядим!
Слуга. – Ну и сиди – дожидайся! Только имей в виду, что ежели он заиграется, так до ночи не выйдет.
Лесник Василий. – Небось выйдет! Ты меня не пугай. Я ,брат, не из робких.
Слуга взял у Фени махотку с земляникой и ушёл в дом.
Лесник Василий. (слушает музыку) – Колдует. Господи, да ведь это как бы, знакомое! Неужто наше деревенское? « Среди долины ровныя»! Нет не то. А схоже! Или пастухи заиграли в лугах, скликая к вечеру стадо? Или то соловьи ударили сразу, будто сговорились, по окрестным кустам?
Работа над содержанием 3-ей части
-Прочитаем третью часть рассказа по предложениям.
Работа над содержанием 4-ой и 5-ой частей
-Прочитайте два последних предложения третьей части: (« Завтра лес начнут валить. Что за подлость такая.»)
Выборочное чтение.
Кто из действующих лиц причастен к вырубке леса? Прочитайте.
Губернатор: « Губернатор отказался помочь композитору, потому, что лес теперь принадлежал купцу Трощенко…»
Управитель купца Трощенко: « Он равнодушно посмотрел на коляску, на Чайковского и сказал, что Трощенко уехал на рубку…»
Лесорубы: « Они шли с топорами, с синеватыми пилами, гнущимися на плечах…», « От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы…»
Купец Трощенко: « С виду приличный господин… А в глаза, брат, не смотри- там пусто, как в могиле.» « Трощенко в сапогах и шляпе… ходил по лесу и сам метил топором сосны.»
Обобщение.
-Этим людям безразлична родная природа, они равнодушны ко всему живому и не чувствуют себя частью природы.
-А кто отказался вырубать лес? ( Лесник Василий.)
-Как вы об этом узнали? ( Трощенко сам метил деревья к вырубке.)
-Кто ещё встал на защиту леса? ( П. И. Чайковский.)
Купец Трощенко, обсуждая с Петром Ильичём продажу леса, тоже говорит о его цене. Прочитайте об этом. ( « Этому лесу цены нет. Поёт древесина.»)
-Теперь вы понимаете, почему Чайковский так ценил этот лес, боролся за него, хотел его выкупить?
-Чем Пётр Ильич Чайковский хотел расплатиться скупцом за лес? ( Своими сочинениями, музыкой.)
-Как Трощенко оценил сочинения композитора? Что он говорит о музыке? Прочитайте. ( « Её послушать, конечно, приятно. Послушал- ушёл, а следа-то и нету. Воздушная вещь.»)
-Можно ли с ним согласиться? Почему? (Трощенко не смог оценить произведения Петра Ильича Чайковского, не понял, чем хотел композитор с ним расплатиться.)
-Вы до чтения этого рассказа слышали имя Трощенко? (Нет.) А Чайковского? (Да.) Почему так произошло? (Музыка, которой хотел расплатиться П. И. Чайковский за лес, бесценна, её знают люди во всех странах мира. А Трощенко не продал лес за эти сочинения, не сумел понять, оценить их значение.)
Обобщение.
Музыка вечна, она бесценна, как природа, лес, вдохновившие композитора на её сочинение. Природа и искусство - единое целое. А человек - это часть природы. Поэтому П. И. Чайковский так тяжело переносил смерть леса.
Чтение учителем отрывка.
« Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге, и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы. С тяжёлым гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей. И замерла. Это был один только миг, страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь 200 лет.»
-Выберите из этого отрывка слова, которые подтверждают мысль о том, что сосна – живое существо. ( Вздрогнула- застонала – качнулась – начала медленно клониться – рухнула – ударилась – затрепетала всей своей хвоей – замерла.)
-Как в рассказе названо то, что произошло с сосной, чему стал свидетелем П. И. Чайковский? ( Миг смерти.)
-Можете ли вы доказать словами текста, что лес и композитор – это единое целое? ( « Сосна прощалась с Чайковским, жаловалась ему, просила защиты, приветствовала друга.» , « Она тихо шумела, хотя ветра и не было.») Она чувствовала приближение своей смерти.
-Сосна живая. Значит и окружающая её природа тоже живая.
-Кто сострадал сосне в миг её смерти? ( Вся природа.)
Чайковский: « стиснул зубы» ( Чтобы сдержать слёзы, стон, боль.)
Лошади: « попятились и захрипели» (Испугались, почувствовав смерть.)
Берёзы: « пытались удержать падающую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение.»
Птицы: « метались над порубкой.» ( страх…)
Облака: «ускорили свой бег.» (Хотели уплыть, чтобы не видеть вырубку леса.)
Обобщение.
Страхом было объято всё живое в этом лесу, потому что в природе всё едино, взаимосвязано. И они не только страдали, но и боялись. Пётр Ильич Чайковский тоже страдал в этот момент, когда прощался с сосной.
-Прочитайте, как автор описывает состояние Петра Ильича Чайковского. ( «… от её запаха першило в горле…»)
-Что это значит? ( Слёзы подступали к горлу.)
-Какими нелестными словами названы люди, причастные к смерти дерева ( воры, обормоты.)
А как назван их поступок? ( Подлость, варварство, палачество, мерзость)
-Как вы понимаете смысл слова палачество? (убийство)
-Как П. И. Чайковский в рассказе характеризует факт вырубки леса? ( «Подлость? Мерзость чудовищная? Кто дал право человеку калечить и безобразить землю…Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужто так трудно понять…что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа!»)
Вывод.
Какова же главная мысль рассказа К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы»? (Кто дал человеку право калечить и безобразить землю…) – Никто. Человек сам присвоил себе это право.
-Сейчас молодые ели государство выращивает специально на больших площадях. Может ведь человек поступать разумно, бережно относиться к природе.
Подведение итогов
1. Почему рассказ К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы» помещён в одном разделе с рассказами о природе? ( Всё живое едино. Паустовский показывает нам отношение человека к природе, даёт понять, что все живые существа на планете связаны между собой.)
2. Можете ли вы предположить, что станет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес? ( Вот как К. Г. Паустовский написал об этом: « Да, каждое убитое дерево – вина человека, его грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на родине. Иногда на месте вырубленного дерева вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых елей и сосен, ровных, как свечи, берёз. Такого уже не будет. Вырастет разнолесье. Молодое разнолесье тоже, по- своему прекрасно, но это уже не тот лес, который человек уничтожил.» )
3. Есть ли у вас любимый уголок природы, который вам дорог? Где он расположен? Вспомните его и постарайтесь описать.
Заключение
-А теперь давайте поспорим, кто был прав: купец Трощенко, который старался приобрести как можно больше денег на лесе или П. И. Чайковский, который хотел спасти его от вырубки любой ценой? Почему вам так не понравился Трощенко?
-Мы с вами живём в такое время, когда тоже безжалостно вырубают леса. Вы переживаете, жалеете природу? Выскажетесь на эту тему. ( Не всё продаётся и покупается, нельзя всё измерить деньгами.)
Домашнее задание
1. Сочинение- описание любимого уголка природы.
ИЛИ
2. Подготовить диспут на тему « Трощенко и Чайковский», о добре и зле.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по чтению в 4 классе:"К. Г. Паустовский. "Скрипучие половицы":
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: 1057.99 19 октября 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн