Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Жизнь пресного водоема |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Жизнь пресного водоема |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Жизнь пресного водоема. Цель урока: Формировать представления учащихся о жизни пресного водоема. Задачи урока: - Ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека. - Развивать познавательный интерес учащихся. - Применять в работе ранее полученные знания. - Учить рассуждать и делать выводы. Оборудование: Доска; мел; раздаточный материал: карточки с заданием, карточки с проверочным тестом по прошлой теме; учебник «Мир вокруг нас» автор: Плешаков за 4 класс 2 часть; иллюстративный материал: крупные изображения обитателей пресных водоемов. I. Организационный момент. Прозвенел веселый звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. II. Проверка усвоения прошлой темы. - Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (о жизни луга) А на позапрошлом уроке? (о жизни леса) - Дежурные, раздайте пожалуйста карточки. Сейчас вы напишите небольшую самостоятельную работу по прошлым темам, которые вы только что назвали. - У каждого на парте лежит карточка с тестом. На обратной стороне листочка вы подписываете фамилию и имя, а потом приступаете к выполнению заданий. Тест очень легкий, думаю, что за 5 мин вы справитесь. А сейчас проглядите быстренько глазками задания. У кого-нибудь есть вопросы? Если нет, то можете приступать к работе. - Все готовы, или кто-то еще дописывает? Даю еще одну минуточку, и сдаем. III. Введение в тему урока. Усвоение нового материала. - Тема нашего сегодняшнего урока – жизнь пресного водоёма. - Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. - Ребята, какие вы знаете виды водоемов? (естественные и искусственные) - Перечислите их (естественные: ручей, озеро, река, море, океан; искусственные – канал, пруд). А какие еще 2 типа водоемов вы можете назвать? (пресные и соленые). Какие типы пресных водоемов вы могли бы назвать? (река, озеро, ручей, пруд, канал). - Посмотрите на доску, что изображено на этих двух картинках? (озера) - Хорошо. А почему вы так решили? (потому что вокруг лес). Давайте узнаем, как же протекает жизнь в озере, да и в других пресных водоёмах. Что вы видите на поверхности озера, изображенного на второй картинке? (мелкая зеленая травка). - Это ряска – такое водное растение, которое плавает на поверхности воды, и у которого нет корней. - Откроем учебник на стр.52-53. Перед вами большая картинка обитателей пресного водоема. Скажите, какие еще растения вы видите на ней? (камыш, водоросли, лилии) - Только не лилии, а кувшинки и кубышки. Кувшинки также называют белой водяной лилией, а кубышки – желтенькие, их можно встретить и в реке. Они занесены в Красную Книгу. - Камыш, рогоз, стрелолист, кубышки и кувшинки прикрепляются ко дну своими корнями. На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. - Под водой мы действительно можем встретить водоросли (под № 20 – элодея). - Ребята, а для чего нужны растения в водоеме? (это пища для рыб). - Да, но и не только для этого. Растения в водоеме выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов, а подводные заросли служат убежищем для рыб. Клоп-водомерка – это хищники, их длинные ножки покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Охотятся они на комаров и других мелких насекомых. Жук-плавунец - охотится за другими водными насекомыми, за мелкими рыбешками, за головастиками. Дышат плавунцы очень своеобразно: они выставляют из воды кончик брюшка и набирают под свои жесткие надкрылья запас воздуха. Набрав воздуха, они снова опускаются вниз. - Назовите мне рыб, которые водятся в пресных водоемах (сом, карась, щука, карп и т.д.) Окунь тоже является хищной рыбой. - На самом дне обитают моллюски (ракушки). У них очень мягкое тело, которое защищено раковиной. Питаются моллюски водой, оставляя в себе, как в фильтре, мелкие водоросли и мелкие живые существа. Если водоем чистый, то в нем водятся раки, они кормятся остатками мертвых животных. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки – прудовик и катушка. Раковина у них закручена и створок не имеет. Живут в водоеме и млекопитающие – ондатра, выдра, бобер. Они очень пугливы и осторожны, поэтому их не так-то легко увидеть. Выдра выходит на берег только ночью. У водоема можно встретить уток, цапель, так как их жизнь тоже связана с водоемами. Когда растения и животные погибают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мертвые остатки перегнивают и разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения. Давайте составим цепь питания, которая складывается в водоеме. В ее основании – растения (водоросли). Ими питаются растительноядные: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. Обратите внимание, какая получилась разветвленная цепь питания. - Значение животных велико. Есть среди них животные-помощники. Двустворчатые моллюски являются фильтром воды, питаются мелкими водными растениями. Доживают до 20 лет. Физкультминутка К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте.) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед.) Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши.) А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: (Круговые движения руками.) Вместе - раз, это — брасс. Одной, другой - это кроль. Все как один — Плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой (Прыжки на месте.) И отправились домой. (Ходьба на месте.) IV. Продолжение работы по теме урока. - Давайте составим цепь питания, которая складывается в водоеме. В ее основании – растения (водоросли). Ими питаются растительноядные: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. К доске выходят два человека, выбирайте себе нужные изображения и составляйте по одной цепочке, а потом мы все вместе проверим. Выходящие к доске переставляет картинки таким образом, чтобы получились пищевые цепочки, все остальные ребята должны зарисовать пищевые цепочки в тетрадях. -Жизнь водоёма - это особый мир. Видите, какие разнообразные живые существа обитают на водоёме. Они связаны друг с другом. Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасятами. Обитатели живут сообща. Тогда образуется сообщество. -Как поэтому можно назвать пресный водоём. (Пресный водоём - это природное сообщество.) - Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме? (Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.) • Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба. • Когда сжигают топливо, например, каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает. • Навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу. • Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть. • Отходы предприятий плавают на поверхности, заслоняя растениям свет, необходимый им для развития. Отходы оседают на дно реки, где обитают животные. • Фермеры вносят в почву удобрения, чтобы получить большой урожай. Часть химикатов смывается дождем в водоемы или просачивается сквозь почву в воду. Удобрения способствуют росту водных растений. Чем больше в пруду гниющих растений, тем меньше кислорода, необходимого для дыхания животных. Удобрения ускоряют рост водорослей, вода “зацветает” и растениям, живущим на дне, не хватает света. Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? (запрещающие знаки устанавливать, не нарушать своими действиями пищевые цепи). - Вывод. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм, удобрения, ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор. Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек - будет много комаров и мошек. -Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) – Какие вы знаете грибы? Перечислите (подберезовик, подосиновик, мухомор, белый гриб, лисички, грузди, опята и т.д.) - А зачем нужны лесу грибы, кто-нибудь знает? Я вам сейчас расскажу одну историю. В одном из степных районов ученые сажали полезащитные лесные полосы. Вы помните что это такое? (Чтобы почва не размывалась). Но деревья в этих лесах росли очень плохо, и ученые заметили, что в лесу нет ни одного гриба! Тогда они привезли из старого леса почву с грибницей, в новом лесу тут же появились свои грибы, и произошло чудо: деревья начали хорошо расти, лес ожил. - Что же произошло? (Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями). – Совершенно верно. – Так нужны лесу грибы? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, сучьев). – Хорошо в лесу в любое время года, а особенно осенью. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?(Опавшие листья, остатки старой травы, сухие веточки.) – Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.) – А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.) - Молодцы! А как еще мы можем назвать с вами лес? (Природное сообщество). V. Закрепление пройденного. - Давайте зарисуем вот такую схему у себя в тетрадочках. Животные водоема Моллюски Земноводные Насекомые Грызуны Рыбы Птицы Двустворчатые Прудовик Катушка Лягушка Жаба Водомерки Комары Жук-плавунец Бобр Ондатра Карась Щука Сом Утка Цапля - Выполните задание на карточках. Обведите лишнее. а) рогоз, ряска, стрелолист, береза; б) бобр, жаба, выдра, ондатра; в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар; г) карась, щука, сом, дельфин. VI. Итог урока. - О чем мы сегодня говорили? (О пресных водоемах, о его обитателях). - Молодцы, все запомнили. А как надо вести себя в лесу знаете? Давайте вспомним правила поведения в лесу. - Запишите домашнее задание: - Спасибо вам за урок. Идите на перемену. Пожалуйста, оцените конспект - Жизнь пресного водоема: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1052 |
Конспект прислал: malinka-mei 5 марта 2014 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||