");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Жизнь пресного водоема


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Жизнь пресного водоема


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Жизнь пресного водоема.
Цель урока:
Формировать представления учащихся о жизни пресного водоема.
Задачи урока:
- Ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов, с ролью человека.
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Применять в работе ранее полученные знания.
- Учить рассуждать и делать выводы.
Оборудование:
Доска; мел; раздаточный материал: карточки с заданием, карточки с проверочным тестом по прошлой теме; учебник «Мир вокруг нас» автор: Плешаков за 4 класс 2 часть; иллюстративный материал: крупные изображения обитателей пресных водоемов.
I. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II. Проверка усвоения прошлой темы.
- Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (о жизни луга) А на позапрошлом уроке? (о жизни леса)
- Дежурные, раздайте пожалуйста карточки. Сейчас вы напишите небольшую самостоятельную работу по прошлым темам, которые вы только что назвали.
- У каждого на парте лежит карточка с тестом. На обратной стороне листочка вы подписываете фамилию и имя, а потом приступаете к выполнению заданий. Тест очень легкий, думаю, что за 5 мин вы справитесь. А сейчас проглядите быстренько глазками задания. У кого-нибудь есть вопросы? Если нет, то можете приступать к работе.
- Все готовы, или кто-то еще дописывает? Даю еще одну минуточку, и сдаем.
III. Введение в тему урока. Усвоение нового материала.
- Тема нашего сегодняшнего урока – жизнь пресного водоёма.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
- Ребята, какие вы знаете виды водоемов? (естественные и искусственные)
- Перечислите их (естественные: ручей, озеро, река, море, океан; искусственные – канал, пруд). А какие еще 2 типа водоемов вы можете назвать? (пресные и соленые). Какие типы пресных водоемов вы могли бы назвать? (река, озеро, ручей, пруд, канал).
- Посмотрите на доску, что изображено на этих двух картинках? (озера)
- Хорошо. А почему вы так решили? (потому что вокруг лес). Давайте узнаем, как же протекает жизнь в озере, да и в других пресных водоёмах. Что вы видите на поверхности озера, изображенного на второй картинке? (мелкая зеленая травка).
- Это ряска – такое водное растение, которое плавает на поверхности воды, и у которого нет корней.
- Откроем учебник на стр.52-53. Перед вами большая картинка обитателей пресного водоема. Скажите, какие еще растения вы видите на ней? (камыш, водоросли, лилии)
- Только не лилии, а кувшинки и кубышки. Кувшинки также называют белой водяной лилией, а кубышки – желтенькие, их можно встретить и в реке. Они занесены в Красную Книгу.
- Камыш, рогоз, стрелолист, кубышки и кувшинки прикрепляются ко дну своими корнями. На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
- Под водой мы действительно можем встретить водоросли (под № 20 – элодея).
- Ребята, а для чего нужны растения в водоеме? (это пища для рыб).
- Да, но и не только для этого. Растения в водоеме выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов, а подводные заросли служат убежищем для рыб.
Клоп-водомерка – это хищники, их длинные ножки покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Охотятся они на комаров и других мелких насекомых.
Жук-плавунец - охотится за другими водными насекомыми, за мелкими рыбешками, за головастиками. Дышат плавунцы очень своеобразно: они выставляют из воды кончик брюшка и набирают под свои жесткие надкрылья запас воздуха. Набрав воздуха, они снова опускаются вниз.
- Назовите мне рыб, которые водятся в пресных водоемах (сом, карась, щука, карп и т.д.) Окунь тоже является хищной рыбой.
- На самом дне обитают моллюски (ракушки). У них очень мягкое тело, которое защищено раковиной. Питаются моллюски водой, оставляя в себе, как в фильтре, мелкие водоросли и мелкие живые существа.
Если водоем чистый, то в нем водятся раки, они кормятся остатками мертвых животных. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки – прудовик и катушка. Раковина у них закручена и створок не имеет.
Живут в водоеме и млекопитающие – ондатра, выдра, бобер. Они очень пугливы и осторожны, поэтому их не так-то легко увидеть. Выдра выходит на берег только ночью.
У водоема можно встретить уток, цапель, так как их жизнь тоже связана с водоемами. Когда растения и животные погибают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мертвые остатки перегнивают и разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения. Давайте составим цепь питания, которая складывается в водоеме. В ее основании – растения (водоросли). Ими питаются растительноядные: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. Обратите внимание, какая получилась разветвленная цепь питания.
- Значение животных велико. Есть среди них животные-помощники. Двустворчатые моллюски являются фильтром воды, питаются мелкими водными растениями. Доживают до 20 лет.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед.)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши.)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно: (Круговые движения руками.)
Вместе - раз, это — брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все как один —
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой (Прыжки на месте.)
И отправились домой. (Ходьба на месте.)
IV. Продолжение работы по теме урока.
- Давайте составим цепь питания, которая складывается в водоеме. В ее основании – растения (водоросли). Ими питаются растительноядные: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. К доске выходят два человека, выбирайте себе нужные изображения и составляйте по одной цепочке, а потом мы все вместе проверим.
Выходящие к доске переставляет картинки таким образом, чтобы получились пищевые цепочки, все остальные ребята должны зарисовать пищевые цепочки в тетрадях.
-Жизнь водоёма - это особый мир. Видите, какие разнообразные живые существа обитают на водоёме. Они связаны друг с другом. Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасятами. Обитатели живут сообща. Тогда образуется сообщество.
-Как поэтому можно назвать пресный водоём. (Пресный водоём - это природное сообщество.)
- Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме? (Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.)

• Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба.
• Когда сжигают топливо, например, каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает.
• Навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу.
• Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть.
• Отходы предприятий плавают на поверхности, заслоняя растениям свет, необходимый им для развития. Отходы оседают на дно реки, где обитают животные.
• Фермеры вносят в почву удобрения, чтобы получить большой урожай. Часть химикатов смывается дождем в водоемы или просачивается сквозь почву в воду. Удобрения способствуют росту водных растений. Чем больше в пруду гниющих растений, тем меньше кислорода, необходимого для дыхания животных. Удобрения ускоряют рост водорослей, вода “зацветает” и растениям, живущим на дне, не хватает света.
Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? (запрещающие знаки устанавливать, не нарушать своими действиями пищевые цепи).
- Вывод. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, ферм, удобрения, ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор. Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек - будет много комаров и мошек.

-Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
– Какие вы знаете грибы? Перечислите (подберезовик, подосиновик, мухомор, белый гриб, лисички, грузди, опята и т.д.)
- А зачем нужны лесу грибы, кто-нибудь знает? Я вам сейчас расскажу одну историю.
В одном из степных районов ученые сажали полезащитные лесные полосы. Вы помните что это такое? (Чтобы почва не размывалась). Но деревья в этих лесах росли очень плохо, и ученые заметили, что в лесу нет ни одного гриба! Тогда они привезли из старого леса почву с грибницей, в новом лесу тут же появились свои грибы, и произошло чудо: деревья начали хорошо расти, лес ожил.
- Что же произошло? (Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями).
– Совершенно верно.
– Так нужны лесу грибы? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, сучьев).
– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно осенью. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?(Опавшие листья, остатки старой травы, сухие веточки.)
– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
- Молодцы! А как еще мы можем назвать с вами лес? (Природное сообщество).
V. Закрепление пройденного.
- Давайте зарисуем вот такую схему у себя в тетрадочках.
Животные водоема
Моллюски Земноводные Насекомые Грызуны Рыбы Птицы
Двустворчатые
Прудовик
Катушка Лягушка
Жаба Водомерки
Комары
Жук-плавунец Бобр
Ондатра Карась
Щука
Сом Утка
Цапля
- Выполните задание на карточках. Обведите лишнее.

а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
г) карась, щука, сом, дельфин.
VI. Итог урока.
- О чем мы сегодня говорили? (О пресных водоемах, о его обитателях).
- Молодцы, все запомнили. А как надо вести себя в лесу знаете? Давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Запишите домашнее задание:
- Спасибо вам за урок. Идите на перемену.





Пожалуйста, оцените конспект - Жизнь пресного водоема:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока по окружающему миру 4 класс: "Жизнь пресного водоёма"
  • Природоведение, 4 класс,Тематическое планирование
  • Конспект урока.Изучение биоценоза водоёма.1 класс, ознакомление с окр. миро ...
  • мир растений
  • Тест "Животные" 3 класс
  • Проверочные работы по окружающему миру 3 класс
  • Конспект по окружающему миру: "Царства живых существ. Животные.", 1 класс
  • Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Кто что ест ?", 3 класс
  • Конспект урока с ознакомлением окружающим миром:"Жизнь леса. Лес - природ ...
  • Олимпиада по экологии. 4 класс.


  • 1471
    Конспект прислал: malinka-mei 5 марта 2014 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата