Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, озн. с окруж. миром, 1 класс » Конспект урока.Изучение биоценоза водоёма.1 класс, ознакомление с окр. миром |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока.Изучение биоценоза водоёма.1 класс, ознакомление с окр. миром |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Изучение биоценоза водоема
Конспект занятия для детей Цель: Научиться анализировать видовое разнообразие биоценоза водоема. Задачи Образовательные: 1. Дать знания о растениях и животных, населяющих водоемы. 2. Научить распознавать деревья, кустарники, травянистые растения водоема. Воспитательные: 1. Воспитывать чувство любви к родной природе. 2. Воспитывать доброе, бережное отношение к природе и водоемам. 3. Воспитывать любознательность, сочувствие. Развивающие: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов. 2. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать. 3. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, творческие способности, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное. 4. Развивать речь детей, обогащать их словарь. Методы и приемы: 1) рассказ; 2) беседа; 3) дискуссия; 4) иллюстрация; 5) демонстрация; 6) моделирование; 7) игра; 5) стимулирование и поощрение. Оборудование: Картинки с изображением • кувшинки, ивы, вех ядовитый, поручейник, осока, лапчатки, рогоз, камыш, частуха подорожниковая, череда трехраздельная, стрелолист, водоросли, ряска; • лебедей, чаек, уток, гусей, аистов, цапля; • червяк, стрекоз, лягушек, ящериц, улиток, комара, плавунцов, водомерок, водяных клопов, жук-плавунец, водолюб, жук вертячка, выдра, рак; • малёк, карась, окунь, щука; • болот, прудов и озер. Ход занятия 1. Организационный момент Дети усаживаются на места, готовятся к проведению занятия. 2. Вводная часть Игра "Угадай-ка" Ни стола в жилище том, Ни трубы, ни печки, И закручен этот дом В хитрые колечки. (Улитка) Подрастала - Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. Девушка выбросила кувшинки из лодки. А облака видели это и не могли понять, почему надо было рвать цветы, а не просто любоваться ими. Вот с тех пор никто и не видел больше кувшинок в этом пруду. Ведь они не отцвели и не дали после себя потомства. Пояснение учителя - Стебли и листья у водных растений очень нежные, гибкие, совсем не защищены от высыхания. Отрывая листья или цветки, мы лишаем их влаги, и растение быстро увядает. А посмотрите, какая ива красавица! Почему же она стоит печальная? Да она нам пытается рассказать, как безжалостно обламывают весной ее ветки накануне христианского праздника Вербное воскресенье. Как будто руки обломали, и сейчас они не могут брать пищу от солнца. А вина-то их только в том, что они самые первые зацветают весной желтыми барашками, выставляя напоказ свои маленькие "солнышки", а стебли выделяют особые вещества (фитонциды) в воду. Вот вода и не портится, может стоять в банках очень долго (святая вода). Конечно, водоем - это целое царство. Представим себе, что в нем есть стражники, которые пытаются защитить его обитателей от незваных гостей. Посмотрите, на подходе к водоему, между ивами, стоят красавцы с большими резными листьями и белыми цветками, собранными в зонтики. Это вех ядовитый, поручейник и другие. Их нельзя даже трогать, а уж пробовать - и подавно! Даже засушенные эти растения ядовиты. Что-то мы так много печальных историй услышали. А ведь сначала нам казалось, что здесь так спокойно, безмятежно, легко отдыхать. Обратите внимание, у этих грустных историй всегда один и тот же герой - водоем. Чайки прилетают к нему, но не обижают, стрекозы кружатся над водой и только украшают собой окрестности. Утка плавает в воде, и от этого пруд становится еще более красивым. Так давайте и мы своим посещением украсим этот водоем, сделаем его еще лучше и обязательно чем-нибудь поможем его обитателям. - А что вы знаете о жителях водоема? Вы их видели? Назовите примеры. Обобщим наши знания: • Какие же приспособления есть у животных к жизни в воде? (основные вопросы учителя и предполагаемые ответы детей) • Какова форма тела водных животных? Одинакова ли она у них? • Чем покрыто тело этих животных и для чего? • Какие конечности имеют водные животные и для чего они им? • Чем дышат животные под водой? • Какие особенности глаз у рыбы, жука-вертячки, моллюсков? • Для чего рыбе плавательный пузырь? Зачем рыбе боковая линия? • Как приспособились животные не мерзнуть, когда холодно? • А как стать невидимым в воде? • Чем и как питаются жители водоемов? Приспособления животных к жизни в воде Тело у водного животного обтекаемое, без острых углов. Оно может быть сжато с боков (карась, окунь), сплюснуто в спинобрюшном направлении (пиявка, жук-плавунец, лягушка), но всегда - без резко выступающих частей, которые тормозят движения, испытывая сопротивление воды. Уменьшить трение в воде помогает слизь, покрывающая поверхность тела (пиявка, рыба), жир на плотной шерсти или перьях (утка, выдра), гладкий панцирь (жук плавунец, водолюб). Конечности имеют форму плавников, выполняющих различные функции: одни обеспечивают движение вперед (задние конечности лягушки, хвост рыбы), другие нужны для поворотов, третьи помогают сохранить определенное положение тела (спинные и анальные плавники рыб). Плавать можно с помощью специальных гребных ножек, а также используя особый водоструйный двигатель (личинка стрекозы). У некоторых само тело может превратиться в один гибкий плавник (пиявка). Наиболее распространенный способ дыхания под водой - жаберное (рыбы, ракушка беззубка, личинка стрекозы). Кислородом, растворенным в воде, можно дышать всей поверхностью тела (лягушка, пиявка, червь трубочник). Некоторые обитатели водоема дышат кислородом воздуха. У одних для этого есть длинная дыхательная трубка (личинка мухи журчалки, клопы: водяной скорпион, ранатра). Другие набирают воздух в специальное хранилище (легкие лягушек, пространство под надкрыльями у жуков водолюбов и плавунцов, водяных клопов: плавтов, гладышей, гребляков). Глаза водных животных имеют шаровидный хрусталик и плоскую роговицу. У тех, что живут близ поверхности воды, нижняя часть глаза может быть предназначена для подводного видения, а верхняя - для воздушного (жук вертячка). Другие органы чувств также специфичны. Только у водных животных есть особый орган - боковая линия. С ее помощью рыбы и головастики улавливают колебания воды и могут определить, на каком расстоянии находится предмет, двигается он или нет и т.п. У рыб есть орган, позволяющий им находиться на нужной глубине, - плавательный пузырь. Не замерзают в воде животные тоже благодаря своим хитростям. У холоднокровных (насекомые, рыбы, лягушки, рептилии) температура тела не отличается от температуры среды. Когда она снижается, эти животные становятся лишь менее подвижными, цепенеют. Растет температура, и они оживляются. У теплокровных животных имеются специальные покровы: густой невысокий мех с теплым подшерстком или плотное оперение с пухом под ним. Сверху такой покров смазан жиром и не намокает в воде. Под кожей есть толстый слой жира, защищающий от замерзания. Еще одно приспособление к водной жизни связано с окраской водных обитателей. Одни прозрачны (личинка перистоусого комарика); у других тело снизу светлое, и его обладателя не видно на фоне неба, сверху же спинка темная, и на фоне темного дна его тоже незаметно (рыбы, пиявки, жуки). Если животное плавает спиной вниз, то и окраска у него изменяется: светлой становится спина, а брюшная сторона - темной (клоп-гладыш). Итак, сделаем вывод: Если животное имеет специализированные органы для передвижения (лапы с перепонками, плавники и т.п.), особые органы для дыхания (жабры и др.), орган для улавливания колебаний воды - боковую линию, то это животное живет в воде и в другой среде существовать не может. Шумные стаи лебедей, уток, гусей, аистов и других птиц часто резвятся на мелководье прудов и озер. Они главные хозяева этих пресных водоемов, которых еще несколько лет назад на Земле было в два раза больше, чем сейчас. Полное их исчезновение привело бы к гибели сотен видов растений и насекомых и, несомненно, существенно изменило бы круговорот воды в природе. Вода, дарующая жизнь растениям, является идеальной средой обитания и для всех видов животных. Но в настоящее время в мире многие водоемы находятся под угрозой уничтожения в результате загрязнения, устройства туризма и отдыха людей, что затрудняет выживание многих видов растений и животных. Сегодня люди все чаще задумываются над важностью этой проблемы, восстанавливают водоемы. 4. Практическая работа Попробуйте изобразить пруд, сочинить стихотворение или песенку, передав все краски и свое настроение. С чем можно сравнить этот пруд? На кого или на что он похож? (Зеркало, блюдце, аэродром для стрекоз-вертолетов, каток для водомерки.) Лучшие работы награждаются. Игра "Пищевые цепочки водоёма". Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма. Правила игры. Преподаватель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: комар - лягушка - цапля червячок - рыбка - чайка водоросли - улитка - рак ряска - малёк - хищная рыба Пластическая игра "Буря на море". Цель: закрепить у детей представление о водоемах , развить творческое мышление и воображение. Правила игры. Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу 5. Подведение итогов - Понравилось ли вам занятие? - Вы узнали сегодня что-нибудь новое? - Зачем нужен водоем? . Поблагодарить и похвалить детей. Самым активным и тем, у кого лучший рисунок, песня, стихотворение вручит призы. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока.Изучение биоценоза водоёма.1 класс, ознакомление с окр. миром: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4932 |
Конспект прислал: alyona 9 июля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||