Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Конспект урока по окружающему миру 4 класс: "Жизнь пресного водоёма" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока по окружающему миру 4 класс: "Жизнь пресного водоёма" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема. «Жизнь пресного водоема».
Цели. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов. Учебные материалы. Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»; выставка книг; шапочки (окунь, щука, головастик, уж) для инсценировок; таблица «Водоем. Река»; пазлы с рисунками растений (либо самодельные разрезные картинки); плакат «Река»; принадлежности для рисования. ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель. О чудесном нашем крае, Где мы все живем, О прекрасном милом крае Будет разговор. II. Повторение пройденного материала У. На прошлом уроке мы вели разговор о луге как природном сообществе. Почему же луг – природное сообщество? Дети. Луг – это природное сообщество, так как растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают, а на их месте вырастают новые. У. Дома вы составляли кроссворды об обитателях луга. Давайте разгадаем один из ваших кроссвордов! Задания кроссворда зачитывает составитель, а другой ученик вписывают буквы в заранее подготовленную на доске сетку. 1. Это растение строго соблюдает режим дня. В народе его называют «часики». (Гвоздика.) 2. Спал цветок – и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка.) 3. Это растение чутко реагирует на изменения погоды и время суток. Перед ненастьем и на ночь растение сжимает лепестки цветков своей яркой корзиночки и опускает головку. Семена разлетаются по всему свету на белых парашютах. (Одуванчик.) 4. Эту птицу увидеть очень трудно, а услышать легко. Она очень криклива, повсюду слышится: «крекс», «крекс». (Коростель.) 5. Это насекомое «поет ногами». (Кузнечик.) 6. Стоят в поле сестрички – Желтый глазок, Белые реснички. (Ромашки.) III. Сообщение темы урока У. Посмотрите внимательно на кроссворд. В нем скрывается тема сегодняшнего урока. Д. Это слово водоем. У. Cегодня мы будем вести разговор о жизни пресного водоема. IV. Работа по теме урока У. Вспомните, какие виды водоемов вы знаете? Какие типы естественных пресных водоемов вы можете назвать? Постепенно на доске появляется запись: Учитель прикрепляет на доску таблицу «Водоем. Река». – Какой водоем здесь представлен? Д. Река. У. Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоеме. Для этого каждая группа собирает из предложенных пазлов рисунок растения, читает о нем текст и рассказывает о растении классу: • 1-я группа – стрелолист. • 2-я группа – кубышка. • 3-я группа – кувшинка. • 4-я группа – осока. • 5-я группа – частуха. Группы выполняют задание. Учитель открывает иллюстрации растений. – Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу Приморского края? Д. Есть: кубышка и кувшинка. К этим цветам прикрепляется красный кружок. У. Река является домом для большого количества растений. Среди них незабудка, белокрыльник, ирис-касатик, сусак, телорез, аир, гречиха, рдест, рогоз, камыш озерный – куга, водокрас. Узнать о них кое-что интересное вы сможете из книги Анатолия Онегова «На берегу озера». Учитель показывает детям книгу. – А какую реку нашего города мы можем заселить? Д. Уссури. У. Почему? Д. Это чистая река со спокойным течением. У. Разместим наши растения на плакате «Река». Дети прикрепляют растения. – Какую роль выполняют растения в водоеме? Д. Они являются домом и едой для живых организмов, вырабатывают кислород. У. А кому нужен кислород в воде? Д. Всем живым организмам. У. Кто, по-вашему, может считать себя хозяевами водоема? Д. Рыбы. V. Физкультминутка У. Представьте себя рыбками. Поплыли! Ученики изображают плывущих рыб. VI. Работа по теме урока (продолжение) У. В Приморском крае более 40 видов рыб. Давайте вместе рассмотрим некоторые из них и попытаемся узнать. Учитель демонстрирует иллюстрации рыб. Дети узнают их и подписывают: щука, змееголов, гольян, сом, карп, ленок, хариус, сазан. – Можем ли мы заселить этих рыб в нашу реку? Д. Да. У. Я просила вас подготовить пословицы о рыбах. Кто готов их озвучить? Д. И у дохлой щуки живые зубы. – Маленькая рыбка лучше большого таракана. – Где щуки нет, там карась хозяин. – По течению только дохлая рыба плывет. – Снимай ерша с крючка не спеша. – На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких. – Ищи рыбу сам, ты ей не нужен. – За зиму и щука пиявками обрастает. – Ищи леща у хвоща, ерша – у камня. – Всякая килька лезет в селедки. – Знать бы ершу, когда щука зубы меняет. – Не учи рыбу плавать. У. А теперь давайте откроем учебник на с. 192 и посмотрим, кто же еще населяет водоем. Дети перечисляют обитателей водоема. – Кто из них занесен в Красную книгу? К изображению бобра прикрепляется красный кружок. – Познакомиться с некоторыми другими обитателями водоема вы сможете, послушав сообщения, подготовленные некоторыми одноклассниками. Заранее подготовленные дети делают небольшие сообщения. – Давайте поселим этих животных в нашей реке. Дети прикрепляют на доску рисунки с изображениями животных. – Итак, мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них. Инсценируют подготовленные учащиеся: Окунь и Щука – Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят? – От голода. – А по реке чего мечешься, на месте не стоишь? – От голода. – Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая? – От голода! Головастик и Уж – Ты чего, Уж, задумался? Шипишь – меня, что ли, ругаешь? – Не мешай, Головастик, я считаю! – Кого же ты, долговязый, считаешь – ворон, что ли? – Каких там ворон! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного – для ровного счета! У. Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали? Д. Мы проследили цепи питания. – В природе все взаимосвязано. – Мы можем смело сказать, что водоем – это природное сообщество. У. В группах составьте цепи питания: • ряска – водомерка; • стрелолист – карась – окунь; • ряска – карась – щука; • рогоз – карась – цапля; • ряска – карась – щука – ондатра, выдра. – Как растения и животные способствуют питанию растений? Д. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов, образуются соли, а их используют растения. VII. Творческая работа У. Своими примерами вы доказали, что водоем – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологическое сообщество водоема. Дети в группах выполняют задание. Затем работы демонстрируются и обсуждаются. VIII. Итог урока У. В конце урока давайте еще раз вспомним обитателей водоема, и вы в группах заполните таблицу «Жизнь водоема». ЖИЗНЬ ВОДОЕМА Моллюски Земноводные Насекомые Звери Рыбы Птицы Авторские права: Начальная школа ( с изменениями) Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по окружающему миру 4 класс: "Жизнь пресного водоёма": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
25866 |
Конспект прислал: Мария Б. 9 января 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||