Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект интегрированного урока русского языка и истории культуры народов Республики Марий Эл:"Фразеологизмы - богатство языка" 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект интегрированного урока русского языка и истории культуры народов Республики Марий Эл:"Фразеологизмы - богатство языка" 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Цель: обеспечить культурный обмен и взаимную информированность о культуре разных этносов посредством работы с фразеологизмами.
Задачи: 1. Обучающая: познакомить детей с некоторыми фразеологизмами русского, марийского, финского и мансийского языков; совершенствовать умения работы со словарём; 2. Развивающая: создать условия для развития речевой культуры обучающихся; способствовать развитию познавательного интереса детей к урокам русского языка; 3. Воспитывающая: приобщать детей к национальной культуре русского и финно-угорских народов, формировать национальное самосознание. Подготовка детей в жизни в поликультуром мире. Оборудование: Для учителя: - Ноутбук, проектор, интерактивная доска; - 3 фразеологических словаря (автор Н.В.Боско), Марийский фразеологический словарь, словарь литературных терминов, толково-этимологический словарь, словарь Ожегова; - 3 карточки с фразеологизмами; - 4 карточки для игры «Найди пару»; - карточки «Да» - «Нет»; - тőтрőт пуч; - костюм для словаря. Для обучающихся: - Словарь фразеологизмов; - Дневник, пенал. План урока: 1. Организованное начало (фаза вызова) (1') 2. Введение в тему урока. Постановка цели (5') 3. Актуализация знаний (3') 4. Работа над темой 4.1. Объяснение фразеологизма «говорить русским языком» (2') 4.2. Знакомство с фразеологизмами русского языка (8') 4.3. Физкультминутка (2') 4.4. Знакомство с фразеологизмами финно-угорских народов (7') 5. Первичное закрепление знаний. Игра «Найди пару» (3') 6. Итог урока (5') 7. Домашнее задание (3') 8. Организованное завершение (1') Ход урока: 1. Организованное начало (фаза вызова) Позывные звуки тőтрőт пуча 2. Введение в тему урока. Постановка цели урока Играет марийская мелодия. Ученики читают отрывки из стихотворения «Ото» на 3 языках – луговом марийском, горном марийском, русском. 1 ученик: Ик тымык ото уло мемнан элыште, Шога тудо ото кугу ер серыште. Тушто ладыра деч ладыра пушенге кушкеш. Тушто мотор деч мотор саска шочеш… 2 ученик: Ик олык оты улы мамнан элышты, Шалга ты оты кого йар кымдемышты. Кушкеш тышакен пушангын когожы, Шачеш тышакен кыцкыжын яжожы. 3 ученик: Есть в нашем крае роща одна, На берегу большого озера она. Деревья там раскидистей раскидистых растут, Цветы прекраснее прекраснейших цветут… Учитель: Ребята, вы послушали отрывки из стихотворений. Что вас удивило? (Одно стихотворение прозвучало на разных языках). Учитель: Это первое марийское стихотворение «Ото» («Роща») написал в 1905 году Сергей Григорьевич Чавайн. Оно настолько популярно, что его перевели на 65 языков мира! Ребята его прочитали на государственных языках нашей республики – луговом марийском, горном марийском, русском. Учитель: Что значит «государственный язык»? (Язык, на котором говорят люди страны или региона. На этом языке выходят документы, вывески) Учитель: Что же такое «язык»? (ответы детей) Учитель: Перед вами словари. В каком из них можно найти значение слова? (В толковом словаре) Один ученик находит слово в словаре. Выясняется, что оно имеет два значения: первое – орган во рту у человека и животных; второе – речь. Учитель: В старших классах вы познакомитесь с толковым словарем Ожегова. В нём представлены 11 значений слова «язык». Учитель: Ребята, а что украшает наш язык, нашу речь? (Прилагательные, эпитеты, пословицы и поговорки, фразеологизмы) Учитель: Вчера в троллейбусе услышала разговор мамы с дочерью лет четырех-пяти. Послушайте! - Мама, а скоро наступит зима? - Ты и оглянуться не успеешь, она наступит. Девочка стала как-то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а зимы всё нет… Учитель: Что в своей речи употребила мама? (Фразеологизм «оглянуться не успеешь») Учитель: Поняла ли девочка слова мамы? (Нет) Учитель: Почему? (Потому что девочка не знала значения фразеологизма) Учитель: Тогда скажите, с чем мы будем сегодня работать? (С фразеологизмами) Учитель: Верно. На уроке мы познакомимся с фразеологизмами, в которых встречается слово язык. Постараемся понять, для чего люди употребляют в речи устойчивые словосочетания. Узнаем, есть ли в других языках фразеологизмы. Работая активно, внимательно, вдумчиво, вы сможете сами определить тему урока. 3. Актуализация знаний Учитель: Вспомним, что такое «фразеологизм». Я читаю утверждение. Если вы согласны с ним, поднимаете карточку со словом «Да», не согласны – «Нет». На слайде фразы: Это устойчивое сочетание; это свободное сочетание; имеет целостное значение; можно вставлять другие слова; заменив одно слово, значение утрачивается; необходимо запомнить, не требуют запоминания. Получается определение: Фразеологизм – это устойчивое сочетание, которое имеет целостное значение. При замене хотя бы одного слова, значение фразеологизма утрачивается. Требуют запоминания и точного воспроизведения. Учитель: Ребята, какие фразеологизмы вам уже известны? Что они означают? (Ответы детей) 4. Работа над темой 4.1. Объяснение фразеологизма «говорить русским языком» Учитель: В речи людей можно услышать такую фразу «Я же тебе русским языком говорю». Что же значит это сочетание? (Предположения детей) Учитель: В XVIII – XIX веках в России знатные люди в основном говорили по-французски. Лишь к своим неграмотным, понимающим только русский язык, слугам обращались по-русски. Поэтому данное выражение значит «говорить совершенно ясно». Запишем фразеологизм в словарь. Запись фразеологизма в словарь 4.2. Знакомство с фразеологизмами русского языка Учитель: Каждая группа получила ситуацию, в которой спрятаны фразеологизмы. Вам необходимо определить фразеологизм, найти его значение и проиграть ситуацию. Какой словарь вам в этом поможет? (Фразеологический словарь) 1 ситуация. Разговаривают два брата: - И зачем ты сказал маме про двойку? Ведь тебя никто не тянул за язык. - Извини, у меня это как-то само получилось. Учитель: Какой фразеологизм? (Тянуть за язык) Учитель: Что это значит? (Это значит вынуждать что-то сказать, ответить) Запись фразеологизма в словарь 2 ситуация. - Моя бабушка печёт такие вкусные пирожки. Язык проглотишь! Аналогичный разбор. Значение «очень вкусно». Запись в словарь 3 ситуация. - Ты знаешь, какие подарки приготовили вам с сестрой к Новому году? - Знаю, и у меня язык чешется рассказать сестре об этом. Значение «очень хочется рассказать о чём-то». Запись в словарь Учитель: Подумайте, наши герои могли обойтись без фразеологизмов? (Да) Учитель: А их также интересно было бы слушать? (Нет) Учитель: Тогда скажите, для чего люди используют фразеологизмы? 4.3. Физкультминутка (движения показывают дежурные) 4.4. Знакомство с фразеологизмами финно-угорских народов Учитель: Мы познакомились с фразеологизмами русского языка. Ребята, как вы считаете, есть ли в других языках фразеологизмы? (Предположения детей) Появляется марийский фразеологический словарь Словарь: Конечно, есть. Салам, ребята! Я марийский фразеологический словарь. Фразеологизмы марийского языка заимствованы из русского. Существуют также крылатые выражения из мифологии. С некоторыми я вас познакомлю. На слайде появляется изображение Онара Учитель: Узнали этого героя. Верно, марийский богатырь Онар. Словарь: (играет марийская мелодия) В далёкие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий богатырь-великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало и только чуть-чуть не достанет до поднявшейся над лесами радуги. У Онара и шаг был богатырский: раз шагнёт – семь вёрст позади оставит. Был Онар прекрасным охотником, метким стрелком. А самое главное – защитником своего народа. Безжалостен он был с врагами. Не жалея сил сражался богатырь за родной народ и землю. Поэтому про сильных, отважных юношей марийцы говорят «Онар гай патыр» («как богатырь Онар»). Учитель: А красивых, добродушных и кротких девушек марийский народ сравнивает с дочерью Бога - «чылт Юмынÿдыр». Если же девушка ходила растрепанная, волосы её были взлохмачены, про неё говорили «Овда гай ÿпым шалатен» (взлохмаченная, как Овда). Онар, Юмынÿдыр и Овда – марийские мифологические герои. Учитель: А вот интересно узнать, Словарь, есть ли у тебя братья? Словарь: Есть. Мой финно-угорский брат – фразеологический словарь манси. Манси – это народ, проживающий на севере нашей страны, в Ханты-Мансийском автономном округе. «Торум ёт» говорят манси, что означает «будь здоров, как богатырь». Учитель: Ребята, повторим вместе фразу «Торум ёт». Что она означает? Словарь: Вот мой другой финно-угорский брат – финский фразеологический словарь. Финны живут по соседству с нашей страной – в Финляндии. Свою страну они ласково называют Суоми. Каждому жителю страны знаком легендарный Вяйнемяйнен. Он певец-заклинатель. Был мудрым, прекрасно играл на кантеле (это музыкальный инструмент, схожий с гуслями). Поэтому про мудрых людей финны говорят «Виисас куин Вяйнемяйнен». Учитель: Прочитаем вместе. 5. Первичное закрепление знаний. Игра «Найди пару» Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Найди пару». Зеленая карточка – это начало фразеологизма, желтая – продолжение. Будьте внимательны! 1. Сильный, как … богатырь Онар. (марийский фразеологизм) 2. Красива словно … Юмынÿдыр. (марийский фразеологизм.) 3. Мудрый как … Вяйнемяйнен. (финский фразеологизм) 4. Взлохмаченная как… Овда. (марийский фразеологизм) 5. Будь здоров как … богатырь. (фразеологизм народа манси) 6. Итог урока Учитель: С фразеологизмами каких народов мы познакомились? (Русского, марийского, мансийского, финского) Учитель: О чём это говорит? (Это говорит о том, что фразеологизмы есть во всех языках). Учитель: Предлагаю вам составить синквейн на тему «Фразеологизмы». Вспомним, что называется синквейном? (Это стихотворение, состоящее из пяти строк. 1 строка – тема, 2 строка –2 прилагательных, 3 строка – 3 глагола, 4 строка – точная фраза, 5 строка – вывод (одно существительное) Обучающиеся выбирают необходимые фразы 1 – Фразеологизмы 2 – Устойчивые, неделимые, свободные, делимые 3 – Обогащают, уточняют, раскрывают, перенасыщают 4 – Делают речь выразительной. Засоряют речь. 5 – Богатство. Устойчивое словосочетание. Фраза. Получается синквейн: Фразеологизмы. Устойчивые, неделимые. Обогащают, уточняют, дополняют. Делают речь выразительной. Богатство. Учитель: Обсудив в группах, сформулируйте тему урока. (Фразеологизмы – богатство языка) Учитель: Для чего люди используют в речи фразеологизмы? Учитель: Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Старайтесь употреблять в своей речи фразеологизмы. 7. Домашнее задание Учитель: Друзья! Напоследок хочу вам сказать, мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. Учитель: Дома вам необходимо узнать значения данных фразеологизмов и записать их в словари. 8. Организованное завершение Авторские права: Ожиганова Мария Валерьевна, учитель начальных классов Пожалуйста, оцените конспект - Конспект интегрированного урока русского языка и истории культуры народов Республики Марий Эл:"Фразеологизмы - богатство языка" 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2880 |
Конспект прислал: Maria Yola 6 ноября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||