");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект интегрированного урока русского языка и истории культуры народов Республики Марий Эл:"Фразеологизмы - богатство языка" 4 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект интегрированного урока русского языка и истории культуры народов Республики Марий Эл:"Фразеологизмы - богатство языка" 4 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Цель: обеспечить культурный обмен и взаимную информированность о культуре разных этносов посредством работы с фразеологизмами.

Задачи:
1. Обучающая: познакомить детей с некоторыми фразеологизмами русского, марийского, финского и мансийского языков; совершенствовать умения работы со словарём;
2. Развивающая: создать условия для развития речевой культуры обучающихся; способствовать развитию познавательного интереса детей к урокам русского языка;
3. Воспитывающая: приобщать детей к национальной культуре русского и финно-угорских народов, формировать национальное самосознание. Подготовка детей в жизни в поликультуром мире.

Оборудование:
Для учителя:
- Ноутбук, проектор, интерактивная доска;
- 3 фразеологических словаря (автор Н.В.Боско), Марийский фразеологический словарь, словарь литературных терминов, толково-этимологический словарь, словарь Ожегова;
- 3 карточки с фразеологизмами;
- 4 карточки для игры «Найди пару»;
- карточки «Да» - «Нет»;
- тőтрőт пуч;
- костюм для словаря.
Для обучающихся:
- Словарь фразеологизмов;
- Дневник, пенал.

План урока:
1. Организованное начало (фаза вызова) (1')
2. Введение в тему урока. Постановка цели (5')
3. Актуализация знаний (3')
4. Работа над темой
4.1. Объяснение фразеологизма «говорить русским языком» (2')
4.2. Знакомство с фразеологизмами русского языка (8')
4.3. Физкультминутка (2')
4.4. Знакомство с фразеологизмами финно-угорских народов (7')
5. Первичное закрепление знаний. Игра «Найди пару» (3')
6. Итог урока (5')
7. Домашнее задание (3')
8. Организованное завершение (1')



Ход урока:
1. Организованное начало (фаза вызова)
Позывные звуки тőтрőт пуча
2. Введение в тему урока. Постановка цели урока
Играет марийская мелодия.
Ученики читают отрывки из стихотворения «Ото» на 3 языках –
луговом марийском, горном марийском, русском.
1 ученик: Ик тымык ото уло мемнан элыште,
Шога тудо ото кугу ер серыште.
Тушто ладыра деч ладыра пушенге кушкеш.
Тушто мотор деч мотор саска шочеш…

2 ученик: Ик олык оты улы мамнан элышты,
Шалга ты оты кого йар кымдемышты.
Кушкеш тышакен пушангын когожы,
Шачеш тышакен кыцкыжын яжожы.

3 ученик: Есть в нашем крае роща одна,
На берегу большого озера она.
Деревья там раскидистей раскидистых растут,
Цветы прекраснее прекраснейших цветут…

Учитель: Ребята, вы послушали отрывки из стихотворений. Что вас удивило? (Одно стихотворение прозвучало на разных языках).
Учитель: Это первое марийское стихотворение «Ото» («Роща») написал в 1905 году Сергей Григорьевич Чавайн. Оно настолько популярно, что его перевели на 65 языков мира! Ребята его прочитали на государственных языках нашей республики – луговом марийском, горном марийском, русском.
Учитель: Что значит «государственный язык»? (Язык, на котором говорят люди страны или региона. На этом языке выходят документы, вывески)
Учитель: Что же такое «язык»? (ответы детей)
Учитель: Перед вами словари. В каком из них можно найти значение слова? (В толковом словаре)
Один ученик находит слово в словаре. Выясняется, что оно имеет два значения: первое – орган во рту у человека и животных; второе – речь.
Учитель: В старших классах вы познакомитесь с толковым словарем Ожегова. В нём представлены 11 значений слова «язык».
Учитель: Ребята, а что украшает наш язык, нашу речь? (Прилагательные, эпитеты, пословицы и поговорки, фразеологизмы)
Учитель: Вчера в троллейбусе услышала разговор мамы с дочерью лет четырех-пяти. Послушайте!
- Мама, а скоро наступит зима?
- Ты и оглянуться не успеешь, она наступит.
Девочка стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а зимы всё нет…
Учитель: Что в своей речи употребила мама? (Фразеологизм «оглянуться не успеешь»)
Учитель: Поняла ли девочка слова мамы? (Нет)
Учитель: Почему? (Потому что девочка не знала значения фразеологизма)
Учитель: Тогда скажите, с чем мы будем сегодня работать? (С фразеологизмами)
Учитель: Верно. На уроке мы познакомимся с фразеологизмами, в которых встречается слово язык. Постараемся понять, для чего люди употребляют в речи устойчивые словосочетания. Узнаем, есть ли в других языках фразеологизмы. Работая активно, внимательно, вдумчиво, вы сможете сами определить тему урока.

3. Актуализация знаний
Учитель: Вспомним, что такое «фразеологизм». Я читаю утверждение. Если вы согласны с ним, поднимаете карточку со словом «Да», не согласны – «Нет».

На слайде фразы: Это устойчивое сочетание; это свободное сочетание; имеет целостное значение; можно вставлять другие слова; заменив одно слово, значение утрачивается; необходимо запомнить, не требуют запоминания. Получается определение: Фразеологизм – это устойчивое сочетание, которое имеет целостное значение. При замене хотя бы одного слова, значение фразеологизма утрачивается. Требуют запоминания и точного воспроизведения.

Учитель: Ребята, какие фразеологизмы вам уже известны? Что они означают? (Ответы детей)

4. Работа над темой
4.1. Объяснение фразеологизма «говорить русским языком»
Учитель: В речи людей можно услышать такую фразу «Я же тебе русским языком говорю». Что же значит это сочетание? (Предположения детей)
Учитель: В XVIII – XIX веках в России знатные люди в основном говорили по-французски. Лишь к своим неграмотным, понимающим только русский язык, слугам обращались по-русски. Поэтому данное выражение значит «говорить совершенно ясно». Запишем фразеологизм в словарь.
Запись фразеологизма в словарь

4.2. Знакомство с фразеологизмами русского языка
Учитель: Каждая группа получила ситуацию, в которой спрятаны фразеологизмы. Вам необходимо определить фразеологизм, найти его значение и проиграть ситуацию. Какой словарь вам в этом поможет? (Фразеологический словарь)

1 ситуация.
Разговаривают два брата:
- И зачем ты сказал маме про двойку? Ведь тебя никто не тянул за язык.
- Извини, у меня это как-то само получилось.
Учитель: Какой фразеологизм? (Тянуть за язык)
Учитель: Что это значит? (Это значит вынуждать что-то сказать, ответить)
Запись фразеологизма в словарь
2 ситуация.
- Моя бабушка печёт такие вкусные пирожки. Язык проглотишь!
Аналогичный разбор. Значение «очень вкусно». Запись в словарь
3 ситуация.
- Ты знаешь, какие подарки приготовили вам с сестрой к Новому году?
- Знаю, и у меня язык чешется рассказать сестре об этом.
Значение «очень хочется рассказать о чём-то». Запись в словарь
Учитель: Подумайте, наши герои могли обойтись без фразеологизмов? (Да)
Учитель: А их также интересно было бы слушать? (Нет)
Учитель: Тогда скажите, для чего люди используют фразеологизмы?

4.3. Физкультминутка (движения показывают дежурные)

4.4. Знакомство с фразеологизмами финно-угорских народов
Учитель: Мы познакомились с фразеологизмами русского языка. Ребята, как вы считаете, есть ли в других языках фразеологизмы? (Предположения детей)
Появляется марийский фразеологический словарь
Словарь: Конечно, есть. Салам, ребята! Я марийский фразеологический словарь. Фразеологизмы марийского языка заимствованы из русского. Существуют также крылатые выражения из мифологии. С некоторыми я вас познакомлю.
На слайде появляется изображение Онара
Учитель: Узнали этого героя. Верно, марийский богатырь Онар.
Словарь: (играет марийская мелодия) В далёкие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий богатырь-великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало и только чуть-чуть не достанет до поднявшейся над лесами радуги. У Онара и шаг был богатырский: раз шагнёт – семь вёрст позади оставит. Был Онар прекрасным охотником, метким стрелком. А самое главное – защитником своего народа. Безжалостен он был с врагами. Не жалея сил сражался богатырь за родной народ и землю. Поэтому про сильных, отважных юношей марийцы говорят «Онар гай патыр» («как богатырь Онар»).
Учитель: А красивых, добродушных и кротких девушек марийский народ сравнивает с дочерью Бога - «чылт Юмынÿдыр». Если же девушка ходила растрепанная, волосы её были взлохмачены, про неё говорили «Овда гай ÿпым шалатен» (взлохмаченная, как Овда). Онар, Юмынÿдыр и Овда – марийские мифологические герои.
Учитель: А вот интересно узнать, Словарь, есть ли у тебя братья?
Словарь: Есть. Мой финно-угорский брат – фразеологический словарь манси. Манси – это народ, проживающий на севере нашей страны, в Ханты-Мансийском автономном округе. «Торум ёт» говорят манси, что означает «будь здоров, как богатырь».
Учитель: Ребята, повторим вместе фразу «Торум ёт». Что она означает?
Словарь: Вот мой другой финно-угорский брат – финский фразеологический словарь. Финны живут по соседству с нашей страной – в Финляндии. Свою страну они ласково называют Суоми. Каждому жителю страны знаком легендарный Вяйнемяйнен. Он певец-заклинатель. Был мудрым, прекрасно играл на кантеле (это музыкальный инструмент, схожий с гуслями). Поэтому про мудрых людей финны говорят «Виисас куин Вяйнемяйнен».
Учитель: Прочитаем вместе.



5. Первичное закрепление знаний. Игра «Найди пару»
Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Найди пару». Зеленая карточка – это начало фразеологизма, желтая – продолжение. Будьте внимательны!
1. Сильный, как … богатырь Онар. (марийский фразеологизм)
2. Красива словно … Юмынÿдыр. (марийский фразеологизм.)
3. Мудрый как … Вяйнемяйнен. (финский фразеологизм)
4. Взлохмаченная как… Овда. (марийский фразеологизм)
5. Будь здоров как … богатырь. (фразеологизм народа манси)

6. Итог урока
Учитель: С фразеологизмами каких народов мы познакомились? (Русского, марийского, мансийского, финского)
Учитель: О чём это говорит? (Это говорит о том, что фразеологизмы есть во всех языках).
Учитель: Предлагаю вам составить синквейн на тему «Фразеологизмы». Вспомним, что называется синквейном? (Это стихотворение, состоящее из пяти строк. 1 строка – тема, 2 строка –2 прилагательных, 3 строка – 3 глагола, 4 строка – точная фраза, 5 строка – вывод (одно существительное)
Обучающиеся выбирают необходимые фразы
1 – Фразеологизмы
2 – Устойчивые, неделимые, свободные, делимые
3 – Обогащают, уточняют, раскрывают, перенасыщают
4 – Делают речь выразительной. Засоряют речь.
5 – Богатство. Устойчивое словосочетание. Фраза.
Получается синквейн:
Фразеологизмы.
Устойчивые, неделимые.
Обогащают, уточняют, дополняют.
Делают речь выразительной.
Богатство.
Учитель: Обсудив в группах, сформулируйте тему урока. (Фразеологизмы – богатство языка)
Учитель: Для чего люди используют в речи фразеологизмы?
Учитель: Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Старайтесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

7. Домашнее задание
Учитель: Друзья! Напоследок хочу вам сказать, мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.
Учитель: Дома вам необходимо узнать значения данных фразеологизмов и записать их в словари.

8. Организованное завершение


Авторские права: Ожиганова Мария Валерьевна, учитель начальных классов


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект интегрированного урока русского языка и истории культуры народов Республики Марий Эл:"Фразеологизмы - богатство языка" 4 класс:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Библиотечный урок для учащихся 4-х классов "В гостях у Словарены"
  • Работа над фразеологизмами
  • Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Глагол и его лексическо ...
  • Классный час:"Международный день родного языка"
  • Крылатые слова
  • Фразеологизмы
  • Конспект урока русского языка:"Главные члены предложения" 3 класс Школа Р ...
  • Конспект урока русского языка:"Обстоятельство" 3 класс
  • Конспект урока: "Повторение пройденного", 2 класс, русский язык
  • Конспект урока русского языка. Программа "Школа России":" Связь слов в п ...


  • 3232
    Конспект прислал: Maria Yola 6 ноября 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата