Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Крылатые слова |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Крылатые слова |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №36 г.Тамбова Методическая разработка мастер – класса по русскому языку на тему: Крылатые слова. 2 класс Учителя высшей квалификационной категории Казначеевой Инны Петровны. Тема: Крылатые слова. 2 класс. Цель: 1. Наблюдение над использованием в речи крылатых слов. 2. Совершенствование орфографических навыков. 3. Развитие умения объяснять значение фразеологических оборотов. 4. Совершенствование приемов читательской деятельности. 5. Стимулирование познавательной деятельности каждого обучающегося. 6. Воспитание интереса к изучению фразеологии русского языка средствами самого языка. Оборудование: -Фразеологический словарь русского языка для школьников, авт.Л.А.Субботина; -«Азбука Успеха»; -разноуровневые карточки; -Словарь настроений; мультимедийное оборудование. Форма: компьютерная презентация Ход урока. 1Орг. момент (1 слайд) Ребята, сегодня у нас очень важный урок. Мне бы хотелось, чтобы он получился удачным, а поможет нам «Азбука Успеха». - Как вы считаете, какие качества сегодня на уроке нам потребуются? (называют) - Эти качества очень важны. Не забывайте о них в течение урока. 2.Объявление темы, целей, девиза урока. - Прочитайте тему урока. (2 слайд) Хотя тема нашего урока и называется «Крылатые слова», речь пойдет не об отдельных словах, а о целых выражениях. Мы будем наблюдать за их использованием в речи, объяснять их значение. (3 слайд) Девиз урока: - Мало знать, надо и применять.(4 слайд) 3.Работа над «сказочными» фразеологизмами. - В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда называют крылатыми словами. - Что это за выражения? (это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом) - Почему их называют крылатыми? (эти слова, как бы «перелетают» из предложения в предложение, не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм) - Многие устойчивые сочетания стали крылатыми благодаря сказкам и подверглись в большинстве случаев переосмыслению. (5 слайд) – Объясните значение этих выражений? За тридевять земель – очень далеко Молочные реки и кисельные берега – об изобилии Пройти огонь и воду – испытать трудности По щучьему велению, по моему хотению – чудесным образом, само собой Принцесса на горошине – капризный, изнеженный человек Гадкий утенок – ничем не примечательный человек. - А можно ли эти обороты понимать буквально? (нет) Иначе может произойти недоразумение, такое например, (читает стих ученик) Замолчи, Петрусь, Говорят! Прикуси язык, Говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил. (6 слайд) - Что случилось с Петрусем? Почему это произошло? Как надо понимать выражение прикуси язык? (замолчать) 4.Употребление в речи фразеологизмов, созданных писателями. - Очень многие крылатые слова взяты из сказок. А есть и такие, которые пришли к нам из литературного произведения. Значит создал их писатель, а потом стали употреблять все. На уроках литературного чтения мы изучали произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова. (7слайд) -Приведите примеры крылатых слов и назовите их авторов. -остаться у разбитого корыта – ни с чем -не по дням, а по часам – быстрый рост (Пушкин) - как белка в колесе – в делах, хлопотах -да только воз и ныне там – на одном месте - медвежья услуга – неумелая помощь (Крылов) - из кожи лезть вон – очень стараться - мужичок с ноготок – маленький ростом (Некрасов) 5. «Создание» фразеологизма по данным словам и рисунку. _ - Составьте по данным словам и рисунку крылатые выражения. Объясните их смысл. (8,9,10 слайд) зарубить на Рис. носа водить за (Зарубить на носу – запомнить, водить за нос – обманывать) сложа Рис.рук золотые спустя Рис. рукавов засучив (Сложа руки – бездельничать; золотые руки – мастер своего дела) (Засучив рукава – ловко, умело; спустя рукава – неохотно, лениво) - Происхождение многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Обратимся к истории русского народа. (Доклад ученицы) (11 слайд) Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать не надо. 7. Фразеологический зверинец. Народ очень внимателен, приметлив. Какая-то особенность человека, напоминающая важную черту животного, дает жизнь выражению, а потом, смотришь, оно пошло гулять по свету, стало крылатым. - Какие, по-вашему, названия животных могут быть вписаны вместо точек? (12 слайд) голоден как … нем как … хитер как … здоров как … труслив как … изворотлив как … надут как … болтлив как … 8.Зрительная гимнастика (13 слайд) За снежинкою вслед Наши глазки пойдут В зимнем танце Они отдохнут. 9.Инсценировка (14 слайд) Рано утром Ну, ни пуха Мама квочка ни пера! В класс отправила Через час, Сыночка. Едва живой, Говорила: Петушок -Не дерись, Идет домой. Не дразнись, Ковыляет еле-еле Не петушись. Он со школьного двора, Поспеши, А на нем и в самом деле Уже пора. Нет ни пуха, ни пера. - Что пожелала мама – квочка, провожая его словами «Ни пуха, ни пера!»? Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера?» 9.Дифферинцированная работа по карточкам. А теперь нас ждет трудное задание. -Кто готов его выполнять? Работать предстоит в парах. Достаньте карточки. Внимательно рассмотрите задание. Посоветуйтесь с соседом и выбелите ту карточку, с которой вы можете справиться. Оставшиеся карточки уберите. Итак, приступайте к работе. (15 слайд) Проверка. -Прочитайте, какое вы составили слово? Именно таким лингвистическим термином мы и будем теперь называть крылатые слова. - Кто сегодня работал с красной карточкой? С желтой? С зеленой? 10.Итог урока. (16 слайд) - Как иначе мы будем называть крылатые слова? - Для чего в речи употребляют фразеологизмы? (Они очень выразительны, ярки, очень точно характеризуют все стороны действительности) - Мы с ними встречаемся и в художественной литературе, и слышим в устной речи. (Учитель выставляет отметки.) -Я предлагаю и вам дать оценку нашему уроку. Что понравилось? С каким заданием вы хотели бы встретиться еще? -Загляните в словарик, какое настроение соответствует вашему? (торжественное) Учились вы старательно Спасибо вам за это. Ведь очень замечательно И очень увлекательно: У всех давно известных слов Вдруг узнавать секреты. Конечно, тайны языка Не все узнали мы пока, Но перемена и звонок зовут Пускай нас тайны подождут. Авторские права: Казначеева Инна Петровна Пожалуйста, оцените конспект - Крылатые слова: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7882 |
Конспект прислал: Инна Петровна 7 декабря 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||