"); Крылатые слова » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Крылатые слова


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Крылатые слова


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №36
г.Тамбова

Методическая разработка
мастер – класса
по русскому языку

на тему: Крылатые слова.

2 класс

Учителя высшей квалификационной категории Казначеевой Инны Петровны.

Тема: Крылатые слова.
2 класс.

Цель:
1. Наблюдение над использованием в речи крылатых слов.
2. Совершенствование орфографических навыков.
3. Развитие умения объяснять значение фразеологических оборотов.
4. Совершенствование приемов читательской деятельности.
5. Стимулирование познавательной деятельности каждого обучающегося.
6. Воспитание интереса к изучению фразеологии русского языка средствами самого языка.


Оборудование:

-Фразеологический словарь русского языка для школьников, авт.Л.А.Субботина;
-«Азбука Успеха»;
-разноуровневые карточки;
-Словарь настроений;
мультимедийное оборудование.


Форма:

компьютерная презентация






Ход урока.

1Орг. момент (1 слайд)

Ребята, сегодня у нас очень важный урок. Мне бы хотелось, чтобы он получился удачным, а поможет нам «Азбука Успеха».
- Как вы считаете, какие качества сегодня на уроке нам потребуются? (называют)
- Эти качества очень важны. Не забывайте о них в течение урока.

2.Объявление темы, целей, девиза урока.

- Прочитайте тему урока. (2 слайд)
Хотя тема нашего урока и называется «Крылатые слова», речь пойдет не об отдельных словах, а о целых выражениях. Мы будем наблюдать за их использованием в речи, объяснять их значение. (3 слайд)
Девиз урока: - Мало знать, надо и применять.(4 слайд)

3.Работа над «сказочными» фразеологизмами.

- В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда называют крылатыми словами.
- Что это за выражения?
(это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом)
- Почему их называют крылатыми?
(эти слова, как бы «перелетают» из предложения в предложение, не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм)
- Многие устойчивые сочетания стали крылатыми благодаря сказкам и подверглись в большинстве случаев переосмыслению.
(5 слайд) – Объясните значение этих выражений?

За тридевять земель – очень далеко
Молочные реки и кисельные берега – об изобилии
Пройти огонь и воду – испытать трудности
По щучьему велению, по моему хотению – чудесным образом, само собой
Принцесса на горошине – капризный, изнеженный человек
Гадкий утенок – ничем не примечательный человек.

- А можно ли эти обороты понимать буквально? (нет) Иначе может произойти недоразумение, такое например,
(читает стих ученик)

Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил. (6 слайд)
- Что случилось с Петрусем? Почему это произошло? Как надо понимать выражение прикуси язык? (замолчать)

4.Употребление в речи фразеологизмов, созданных писателями.

- Очень многие крылатые слова взяты из сказок. А есть и такие, которые пришли к нам из литературного произведения. Значит создал их писатель, а потом стали употреблять все. На уроках литературного чтения мы изучали произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова. (7слайд)
-Приведите примеры крылатых слов и назовите их авторов.

-остаться у разбитого корыта – ни с чем
-не по дням, а по часам – быстрый рост (Пушкин)
- как белка в колесе – в делах, хлопотах

-да только воз и ныне там – на одном месте
- медвежья услуга – неумелая помощь (Крылов)
- из кожи лезть вон – очень стараться

- мужичок с ноготок – маленький ростом (Некрасов)



5. «Создание» фразеологизма по данным словам и рисунку.

_ - Составьте по данным словам и рисунку крылатые выражения. Объясните их смысл. (8,9,10 слайд)

зарубить на Рис. носа водить за
(Зарубить на носу – запомнить, водить за нос – обманывать)
сложа Рис.рук золотые
спустя

Рис. рукавов

засучив

(Сложа руки – бездельничать; золотые руки – мастер своего дела)
(Засучив рукава – ловко, умело; спустя рукава – неохотно, лениво)
- Происхождение многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Обратимся к истории русского народа.

(Доклад ученицы) (11 слайд)

Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать не надо.
7. Фразеологический зверинец.

Народ очень внимателен, приметлив. Какая-то особенность человека, напоминающая важную черту животного, дает жизнь выражению, а потом, смотришь, оно пошло гулять по свету, стало крылатым.
- Какие, по-вашему, названия животных могут быть вписаны вместо точек? (12 слайд)
голоден как … нем как …
хитер как … здоров как …
труслив как … изворотлив как …
надут как … болтлив как …

8.Зрительная гимнастика (13 слайд)

За снежинкою вслед
Наши глазки пойдут
В зимнем танце
Они отдохнут.

9.Инсценировка (14 слайд)

Рано утром Ну, ни пуха
Мама квочка ни пера!
В класс отправила Через час,
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
-Не дерись, Идет домой.
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нем и в самом деле
Уже пора. Нет ни пуха, ни пера.
- Что пожелала мама – квочка, провожая его словами «Ни пуха, ни пера!»? Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера?»
9.Дифферинцированная работа по карточкам.

А теперь нас ждет трудное задание.
-Кто готов его выполнять?
Работать предстоит в парах. Достаньте карточки. Внимательно рассмотрите задание. Посоветуйтесь с соседом и выбелите ту карточку, с которой вы можете справиться. Оставшиеся карточки уберите. Итак, приступайте к работе. (15 слайд)
Проверка.
-Прочитайте, какое вы составили слово?
Именно таким лингвистическим термином мы и будем теперь называть крылатые слова.
- Кто сегодня работал с красной карточкой? С желтой? С зеленой?

10.Итог урока. (16 слайд)

- Как иначе мы будем называть крылатые слова?
- Для чего в речи употребляют фразеологизмы? (Они очень выразительны, ярки, очень точно характеризуют все стороны действительности)
- Мы с ними встречаемся и в художественной литературе, и слышим в устной речи.
(Учитель выставляет отметки.)
-Я предлагаю и вам дать оценку нашему уроку. Что понравилось? С каким заданием вы хотели бы встретиться еще?
-Загляните в словарик, какое настроение соответствует вашему? (торжественное)

Учились вы старательно
Спасибо вам за это.
Ведь очень замечательно
И очень увлекательно:
У всех давно известных слов
Вдруг узнавать секреты.
Конечно, тайны языка
Не все узнали мы пока,
Но перемена и звонок зовут
Пускай нас тайны подождут.


Авторские права: Казначеева Инна Петровна


Пожалуйста, оцените конспект - Крылатые слова:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока по чтению. Тема: «Чудесный клад» (молдавская народная сказк ...
  • Конспект урока русского языка: "Предложение:его назначение и признаки", 2 ...
  • Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Путешествие в Словарию ...
  • КВН по русскому языку 3 класс
  • Библиотечный урок для учащихся 4-х классов "В гостях у Словарены"
  • Олимпиада по русскому языку 3 класс
  • Работа над фразеологизмами
  • Конспект урока русского языка:"Обстоятельство" 3 класс
  • Внеклассное занятие по русскому языку "Фразеологические обороты." № к ...
  • Викторина Фестиваль сказок


  • 9219
    Конспект прислал: Инна Петровна 7 декабря 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата