Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Творческие задания на основе иллюстративного материала |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Творческие задания на основе иллюстративного материала |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Автор: Тогузова Августа Анатольевна
Дата создания: 2008 г. Тема: Творческие задания на основе иллюстративного материала Методические особенности развития воображения первоклассников на основе технологии ТРИЗ. Роль учителя — быть организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик ведет самостоятельный поиск. Учитель подводит к проблеме, вселяет уверенность, поощряет, сомневается и задает провокационные вопросы. Рассматриваем любую иллюстрацию как целостную систему: (приложение) Шаг 1: Состав картинки. Цель: • установить главных героев;* • обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, группировка, моделирование). Виды заданий: — «Кто главный?»* Выделяем главного героя, детально описываем его. — «Камера», Наводим глазок воображаемой «камеры» на картинку, выделяем только один объект. Степень подробности: • максимальная (все объекты и их детали); • средняя (основные и второстепенные объекты без деталей); • низкая (только основные объекты). — «Данетка» Водящий загадывает объект, дети с помощью вопросов определяют его. Ответом водящего могут быть только слова «Да - нет». План опора: (схема - опора* приложение) На кого похож? Где живет? Как передвигается? Чем занимается? — «Что мы видим, мы не скажем, а смотрите, все покажем »* Пантомима. На первом этапе моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т. д. затем идет слияние 1 и 2 шага. «Камера Соединяй-ка»» Итог: Осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила — «Когда смотришь на картину, надо сначала выделить главных героев затем другие объекты, на ней изображенные». Шаг 2: Связи и взаимодействия между объектами. Цель: • упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов • выявлять причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. Виды заданий: — «Соединяй-ка» Соединяем два кружочка на доске и объясняем, почему это сделали, как связаны между собой объекты. — «Фотомонтаж» Установление причинно-следственных отношений между несколькими, явно не связанными объектами. — « Потерянный герой»* Часть картинки закрыта – прогнозирование героя. Итог: Рассказ-рассуждение, осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это». Шаг 3: Характеристики объектов. (Усиление образности). Цели: • обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. Модели – опоры для составления загадок: 1. Какой? Что бывает таким же? (связки «как» или «но не») 2. Что делает? Что (кто) делает так же? 3. На что похоже? Чем отличается? 4. Какие есть части? У кого такие же? 5. Сколько частей? У кого (чего) столько же? На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. Обучение детей составлению загадок, метафор идет от полуактивного этапа (общая загадка, метафора) к активному (самостоятельный выбор объекта и модели загадки). Г. Синонимы * Этапы работы: • построение синонимического ряда • выделение наиболее подходящего слова и выражения. • употребление в речевой деятельности Д. Фразеологизмы, пословицы, поговорки. * Этапы работы: • толкование (на начальном этапе — учитель) • размышление над значением слов и выражений. • ответит на вопрос – почему мы так говорим? • употребление в речевой деятельности Шаг 6: События предшествующие и последующие. Цели: • учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени. • учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, Виды игр: — «Капитан Отставай-Забегай» События предшествующие и последующие. Выстраиваем события в заданной последовательности (события реальные и фантастические). — «Фотомонтаж» Составление текста по нескольким, явно не связанным картинкам в заданной последовательности. Итог: Составление рассказа с использованием характерных словесных оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет, утро — вечер, раньше — позже, до того — после того…). Шаг 7: Местонахождение объектов на картине. Цели: • учить детей пространственной ориентировке на картине; • активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; • учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; • формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное. Виды игр: — Игра – поиск: «Прятки на картине», Загадывается объект на картине, с помощью вопросов устанавливается его местонахождение. — «Живая картина» — «Интервью с места»* Объект, описывает свое местонахождение относительно других объектов. — «Найди себе место»,* По описанию окружения найти место. Итог: Составление рассказа-описания своего местонахождения относительно других объектов, описание объекта по месту на картине. Шаг 8: Поиски многозначности смысла сюжета. Цели: • развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного; • упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл; • подвести детей к пониманию того, что содержание иллюстрации может иметь не один смысл. Виды заданий: — «Рассуждалки» (По принципу каталога) На листочках, написаны варианты названий иллюстрации. Правила работы: 1. выдерни записку; 2. прочитай (читает учитель или умеющие читать дети); 3. объясни, почему так назвали? — «Назови сам» Свое название к иллюстрации. — «Хорошо — плохо» Смысловая оценка происходящего. — «Наши советы»* Поиск вариантов решения проблемной ситуации. — «Объявления»* Поиск возможного автора объявления, обоснование выбора; составление объявления от имени героя. — «Вопрос герою»* Постановка вопроса для героя с дальнейшим ответом на него. Итог: Разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названий, ситуаций, пословиц, поговорок и тд. Шаг 9: Составление рассказов-фантазий. Цели: • учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; • учить детей составлять рассказы фантастического содержания. Виды заданий: «Пришел в гости волшебник…» — Дели-Собери. «Чудо…» Объект дробится на части и перепутывается по структуре, меняется частями с другими объектами. — Могувсе Неограниченные возможности объекта. — Великан-Кроха Развитие ситуации в зависимости от размера героя. — Наоборот. «Наоборотные превращения» Какое-либо свойство, качества объекта, обстоятельства меняются на противоположные. Первоначально рассказы-зарисовки составляются коллективно. В дальнейшем можно дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми. Итог: Когда приемы фантазирования хорошо знакомы детям, составляются рассказы-зарисовки фантастического содержания. Инсценировка придуманных рассказов. Шаг 10: «Составление рифмованных текстов» Цели: • познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов; • формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию; • поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова, словотворчества. Виды игр: — «Рифмовка» Подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию иллюстрации. Первое слово в ряду общее для всех — «Сочинялки» Составление рифмованного текста по содержанию. План опора: «Жил-был кто-то и был похож на что-то»; «Если эти кто-то…, то они чего-то…»; «Кто-то был такой-то и свершал он то-то…»; Поурочные пошаговые комментарии (приложение) Конечно, составить полный рассказ, по всем шагам очень трудно. Лучше пройти несколько шагов на одной картинке. На следующей — добавить еще шаг и т.д. Когда дети активно овладеют отдельными шагами, они придут к необходимости перейти на следующую, более сложную ступень — соединение всех частей описания в единый рассказ. Нужно заметить, что зачастую деление на шаги весьма условно. В работе постоянно всё перекликается и взаимно связывается, кроме того, дети на уроке решают проблемные ситуации, и здесь себе на помощь берут кто Волшебников, кто слова и выражения «Копилки образных характеристик». Зачастую, в работу включаются лишь несколько шагов, необходимых для раскрытия темы урока. В каждом уроке предусмотрена продуктивная деятельность детей: изо., лепка, аппликация, этюд – имитация, пантомима, инсценировка, конструирование ситуации. Младший школьник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Использованная литература 1. Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А. Творческие задания «Золотого ключика». – Самара: Центр развития образования, 2001 2. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула: Родничок; – М.: Астрель: АСТ, 2008. 3. Джанни Родари. Грамматика фантазии. / Перевод с итальянского Ю.А. Добровольской. – М.: «Прогресс», 1978. 4. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С.-Пб.,«ТРИЗ – ШАНС», 1995. 5. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. – Рига, 1994. –64с. 6. Нестеренко А.А. Страна Загадок. – Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 1993. –27с. 7. Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004 8. Материалы сайта http://www.trizminsk.org . Авторские права: Тогузова А.А. Пожалуйста, оцените конспект - Творческие задания на основе иллюстративного материала: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3329 |
Конспект прислал: Avgustina 17 мая 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||