Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Выступление «Возможность интеграции в начальном обучении» Интегрированный урок в виде интеллектуальной викторины «Своя игра» для 4 классов с применени |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Выступление «Возможность интеграции в начальном обучении» Интегрированный урок в виде интеллектуальной викторины «Своя игра» для 4 классов с применени |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Выступление «Возможность интеграции в начальном обучении» Интегрированный урок в виде интеллектуальной викторины «Своя игра» для 4 классов с применением мультимедийных средств.
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью пересматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы обучения. Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. В данное время выдвинута гипотеза о новой образовательной парадигме: существующее образование предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени. Я думаю, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, начальных классов, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Так, например, природоведение объединяет 7 областей знаний, математика - 3 и т. д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов. Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. 45 -минутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это “кусок истории личностной судьбы ребенка”. Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники, экологии. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся. Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет СВОЮ активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула. Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам начальной школы. Интеграция как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе. Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. "немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о, понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать "всё о немногом", а это уже специализация на новом интеграционном уровне. Обсуждение этой животрепещущей темы привело меня к выделению некоторых её аспектов: 1. Можно, и нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных уроках в начальной школе? Такие уроки в начальной школе дело не новое. Природоведение - подобный курс, объединивший, по меньшей мере, семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Если с такой точки зрения рассматривать вопрос, то нельзя не согласиться с тем, что в начальной школе все учебные курсы в той или иной мере интегрированные. 2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения? Речь пока не идёт о конкретном решении, а лишь о направлении поиска. Есть пути, которые возникают естественным образом и объясняются легко, даже на уровне здравого смысла. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд. Общим предметом здесь должно быть народное творчество, искусство. Проект программы такого курса уже разработан. На каком этапе обучения доступны учащимся подобные задачи? Очевидно, методисты при разработке новых курсов должны действовать совместно с физиологами и психологами. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения учащихся к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля. Интеграция способствует формированию научной картины мира. Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования. Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции. Подводя итог, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. 5 Практика показывает разнообразие вариантов воплощения подходов к проблеме интеграции. Хочется отметить, что интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов интегрированного урока в виде интеллектуальной викторины «Своя игра» для 4 классов с применением мультимедийных средств. Кто изображен на портрете? Назовите произведения. Что можете о нем рассказать? (Пушкин, «У лукоморья дуб зеленый..» Из поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». «Сказка о рыбаке и рыбке», «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», ) Родился в 1799 году, умер в 1837. Знал немецкий, английский, французский, итальянский языки. Дружил с Жуковским, Карамзиным и другими. Очень любил свою няню. Много писал, был очень талантлив. В 1880 году в Москве на Тверском бульваре был открыт памятник гениальному поэту, которым могла гордиться каждая страна. Имя няни А.С. Пушкина (Арина Родионовна) Литература 40 Продолжи пословицу. Старый друг лучше…(лучше новых двух) - объяснить Что объединяет этих писателей? (Тематика рассказов – веселые рассказы о детях) В.Драгунский (книга «Денискины рассказы» в которую вошли такие рассказы, как «Девочка на шаре», «Бы», «Что любит Мишка» и др.) Н.Носов «Заплатка», «Затейники», «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» Какие книги этих писателей вы читали и как они называются? Литература 50 Продолжи пословицу. По одежке встречают…(по уму провожают) - объяснить Назовите автора стихотворения. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной… Иван Бунин Русский язык 10 • Что не является частью науки о языке? а) геометрия б) орфография в) пунктуация г) фонетика Среди перечисленных словосочетаний найди фразеологические обороты: глаза на мокром месте, красивые глаза, иностранный язык, язык на плечо, заячьи уши, уши вянут, намозолил глаза, серые глаза, серьги в ушах. Русский язык 20 Какое окончание имеет прилагательное в словосочетании летн(яя) жара? Объясни значение фразеологического оборота. Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу, и хоть кровь из носу- выполнять правило первое – выше нос! (Если вы расстроились, то запомните, то нужно выполнить правило 1 – не унывать) Русский язык 30 Поставь глаголы в неопределенной форме: скучал, бегает, поглядел, прячут, гуляла, любит. (скучать, бегать, поглядеть, прятать, гулять, любить) Объясни значение слов. - Кататься (ездить, перемещаться в пространстве) - Любоваться (рассматривать с удовольствием, смотреть на что-либо) Русский язык 40 Какой член предложения подчеркнут: Я иду по извилистой тропинке. а) подлежащее б) обстоятельство в) определение г) дополнение Подбери синонимы: догадаться, заботиться (додуматься; помогать, ухаживать) Подбери антонимы: Потерять (найти), создавать (разрушать) Русский язык 50 Сколько ошибок в предложении: «Как сонцу встовать, на всех крышах и скваречниках прасыпались, золивались разными галасами скварцы, хрипели, насвистывали то салавьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем» А.Н. Толстой. (10) Какое из существительных склоняется? Молоко, пальто, метро, кино. Культура и история 10 Назовите столицу первого русского государства: Москва, Петербург, Киев Кто изображен на портрете? Что вы о нем знаете? (Петр 1. Царем стал уже в 10-летнем возрасте, но никакого интереса к государственным делам не проявлял, правила государством его мать Софья. Но уже в 17 лет власть перешла в его руки. Для армии и флота Петр не жалел ни средств, ни людей. Основал Петербург, заботился о развитии научной литературы, произвел много реформ в России, которые укрепляли экономические и культурные связи с другими государствами. Петр 1 - величайший исторический деятель.) Культура и история 20 Назовите древнерусские сооружения: Собор, Мечеть, Кремль. Что это и где находится? (Эйфелева башня, находится во Франции, в Париже) Культура и история 30 Праздник проводов русской зимы: Рождество, Масленица, Крещение. Какой старинный музыкальный инструмент изображен? (Арфа - щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми внутри нее струнами) Культура и история 40 Жилой дом у русского народа: хата, изба, юрта Что это и где находится? ( Египетские пирамиды, находятся в Египте, египтяне - арабский народ, составляющий основное население Египта) Культура и история 50 Одной из самых любимых тем для замечательного русского художника являлась сказка. Назовите его и название картины. (В. Васнецов «Аленушка») Назовите основателя Российского флота: Багратион, Петр I, Николай II. Окружающий мир и экология 10 Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина) Снимок какой планеты из космоса вы видите? Что вы о ней знаете? (Земля - наша планета. Земля движется вокруг Солнца. Полный оборот она совершает за год. Ее диаметр равен 12740км. У Земли есть один спутник – Луна. Только на Земле есть жизнь) Окружающий мир и экология 20 Дерево-символ России (береза) Назовите основные источники загрязнения окружающей среды. (главный источник - возвращение в природу отходов производства 1) загрязнение почвы промышленными отходами и бытовым мусором; 2) сброс в реки, моря, океаны сточных вод; 3) загрязнение атмосферы вредными газами) Окружающий мир и экология 30 Из какого дерева делают спички? (осина) Куда пришли ребята? Какую роль в жизни человека играет это природное сообщество? (Лес в жизни человека играет огромную роль. Его обитатели – растения, животные, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой. Если нарушить это природное равновесие, то может наступить экологическая катастрофа) Справка: Ученые подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Как представить себе 20 гектаров? Это участок длиной 2 км и шириной 100м. Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов? Поэтому важно соблюдать и выполнять правила поведения в лесу, чтобы не причинить ему вреда Окружающий мир и экология 40 Трава, которую узнают даже с завязанными глазами (крапива) Что такое Красная книга? Назови известных тебе животных, которые внесены в Красную книгу Республики Татарстан. (Это документ, в который занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных в целях сохранения и улучшения их охраны. Красный цвет означает знак тревоги.) Рыбы: подкаменщик, форель, угорь речной; Земноводные: жаба серая. Птицы: дрофа, казарка белощекая, аист черный, сапсан, беркут, кедровка, кулики, совы все виды, орлы все виды, дятел седой, дятел зеленый, цапля большая белая. Млекопитающие: летучие мыши все виды, бурундук, выхухоль, выдра, хомячок серый, медведь бурый. Окружающий мир и экология 50 Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка) Что такое заповедник? (Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности) Есть ли в нашей республике заповедники? Назовите их. (Волжско-Камский заповедник, который состоит из двух частей: Раифский заповедник и Саралинский; природный парк «Нижняя Кама») Математика 10 • Назовите: а) число, к которому прибавляют; (слагаемое) б) число, из которого вычитают; (уменьшаемое) в) число, на которое делят; (делитель) г) число, получаемое при делении (частное) • Вставь вместо звездочек подходящие знаки: а*0=a; a *a=1; a *a=0; 1* a=a. (+; : ; - ; • ) Математика 20 • Решите задачу. Догадайтесь, из какого произведения взят текст. На ядре барон пролетел за 5 секунд k метров. Сколько он пролетел бы за 10 секунд, если бы скорость ядра не изменилась? (Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена) (ķ: 5) • 10 • Укажите порядок действий. 100520- 470• 50 +13980 (560- 12240:30)+145 Математика 30 • Решите задачу. Догадайтесь, из какого произведения взят текст. Карлсон летел к бабушке 10 минут со скоростью a км/мин. После этого ему осталось пролететь в 3 раза больше проделанного пути. Каково расстояние между жилищем Карлсона и домиком его бабушки? (А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше») (a • 10)+ (a • 10) • 3 • Вычисли: 24:1-(4•5-14)•4+8:8 (1) Математика 40 • Ширина прямоугольника равна 24 м, что на 6 м меньше его длины. Найдите P и S. (P=108м; S= 720м²) • Сколько раз по 100 м содержится в 2 км? (20 раз) • Сколько раз по 10 г содержится в 3 кг? (300 раз) • Сколько раз по 15 секунд содержится в 1 минуте? (4 раза) Математика 50 • Сколько треугольников на рисунке? (8) • Какое из уравнений решается вычитанием? 540:x=380:19 X-12=18024 33480-c=2190:3 Авторские права: Львова И.А Пожалуйста, оцените конспект - Выступление «Возможность интеграции в начальном обучении» Интегрированный урок в виде интеллектуальной викторины «Своя игра» для 4 классов с применени: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5722 |
Конспект прислал: Ivova 6 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||