Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » памятки- способ самоорганизации уч. деят-ти мл. шк |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
памятки- способ самоорганизации уч. деят-ти мл. шк |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников
Многолетний опыт работы в школе, анализ литературы по педагогике и психологии позволили сделать вывод о том, что одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки. «Памятка – это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание (упражнение)» (1, с.140). По характеру представления содержания можно выделить определенные виды памяток (там же): 1. Памятка-алгоритм, в котором рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна. 2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них. 3. Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, - дело самого учащегося. 4. Памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем. 5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности и т.п. Памятка «Как работать на уроке в паре» 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. 3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку. 4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя. Все памятки условно можно разделить на две большие группы. Памятки первой группы предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя. Цель второй группы памяток – научить учеников работать самостоятельно дома. От того, к какой группе относится памятка и где впервые предъявляется, зависит и организация работы Инструкция «Как работать с памяткой» Нe всегда на уроке у учителя найдётся время познакомить Вас с содержанием очередной памятки. Со многими из них Вы впервые встретитесь дома. От того, насколько правильно Вы научитесь работать с памяткой, зависит не только успешное выполнение домашнего задания, но и бюджет Вашего свободного времени. Самостоятельно работать с памяткой лучше так: 1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии – суть памятки. 2. Изучите внимательно содержание памятки. 3. Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?» 4. Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю. 5. Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка. Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом. 6. После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой. Вариант I. Памятка впервые предъявляется или создается учениками под руководством учителя на уроке. Наиболее продуктивной, на наш взгляд, является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток. В этом случае учебная работа делается более разнообразной, интересной и полезной для учащихся. Кроме того, самостоятельность при составлении памяток вызывает у учеников потребность думать, искать наиболее удачные выражения своих мыслей, развивает способность к наблюдению, нацеливает на рациональную организацию учебного труда на формирование ответственности за результаты обучения и самоконтроль Памятка «Как работать над параграфом учебника» 1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится. 2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю. 3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах. 4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное. 5. Установи, что ты узнал из нового параграфа. 6. Перескажи содержание параграфа. 7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть. 8. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное. Убедившись, что все ученики правильно поняли содержание памятки, учитель приступает к проведению первого упражнения. При этом организация работы может контролироваться вопросами типа: «Саша, скажи, что нужно делать сейчас? А сейчас?» В дальнейшем учитель внимательно следит за тем, все ли учащиеся выполняют упражнения данного типа в строгом соответствии с памяткой. Обращение к памятке прекращается только тогда, когда учитель убедился, что все ученики овладели формируемым приемом учебной деятельности. Вариант II. С памяткой ученики впервые знакомятся и работают дома. Успех в данном случае во многом будет зависеть от того, насколько правильно сумеют ученики организовать работу над памяткой самостоятельно. Поэтому учитель может предложить ученикам инструкцию по работе с памяткой дома Памятка-инструкция по самоподготовке 1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время. 2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места. 3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь. 4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно. 5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике. 6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику. 7. Начинай самоподготовку в определённом порядке. 8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха. Памятки, которые используются на уроках русского языка, способствуют пониманию и формированию сути многих орфографических правил. Памятка Правило проверки 1. Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию. 2. Чтобы проверить предложение по смыслу: 3. Прочитай предложение вслух. 4. Проверь, подходят ли слова друг другу. 5. Нет ли пропуска слов в предложении. 6. О чем говорится в предложении, бывает ли так. 7. Чтобы проверить предложение по написанию: 8. Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог. 9. Проверь, подходят ли буквы к слову. 10. Нет ли пропуска букв? Памятка для проверки орфограммы 1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь? 2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ). 3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно. 4. Напиши правильно. Это показывает анализ результатов контрольных работ: большинство второклассников овладели навыками грамотного письма и умением использовать теоретические сведения при выполнении практических заданий. Результаты контрольной работы (I полугодие во втором классе), которая состояла из диктанта и двух грамматических заданий, оказались выше, чем результаты, полученные в первой четверти. Из 28 учеников, выполнявших работу, 50% получили «5», 12 учеников – «4», и только двое – «3». Достаточно высокими оказались результаты и при выполнении грамматических заданий. Из 28 учащихся, выполнявших задания, безошибочно выполнили задание 27 учеников. Только один ученик допустил ошибку Памятка «Как готовить домашнее задание по русскому языку» 1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. 2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 3. Прочитай задания упражнения. 4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему. 5. Выполни упражнение письменно. 6. Проверь всю работу. Задание на осложненное списывание было предложено в экспериментальном и контрольном (где памятки не использовали) классах. Качественный анализ результатов эксперимента позволяет судить об эффективности использования памяток в самостоятельной деятельности, что сказывается и на качестве знаний учащихся. Памятка Правила списывания предложения или текста 1. Прочитай предложение, текст. 2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать. 3. Прочитай внимательно каждое предложение. 4. Запомни, как пишутся слова в предложении. 5. Списывай частями или целыми предложениями. 6. Проверь, правильно ли ты списал. Если наглядно сравнить результаты в контрольной и экспериментальной группах, то видны изменения в качестве знаний. Рис. 1. Сопоставление результатов работы в контрольной и экспериментальной группах. Правило-совет для читателя 1. Старайся читать вслух, не торопись , глубже вникай в смысл прочитанного. 2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему. 3. Закрывая книгу, подумай , чему она тебя научила. 4. Умей беречь книгу! Показателями эффективности использования памяток на уроках чтения является то, что: - речь учащихся обогащается новыми словами, развивается их лексика; - ясно и логично излагается содержание текста; - значительные сдвиги происходят в плане словесного оформления высказывания: соблюдается последовательность в передаче представления, повышается объем высказывания; - рассказы слушаются с большим вниманием всем классом. Во втором классе был проведен эксперимент во время выполнения творческой работы придумать сочинение на тему "Мое любимое животное". Класс был разделен на три группы. Одна группа выполняла работу без памяток, вторая - выслушали памятку устно, третья - выполняла работу по памяткам. Сочинения детей были записаны на магнитофон и даны для экспертной оценки учителям школы. В результате был получен вывод, что наиболее полное и правильное описание дано у учеников третьей группы. Памятка «КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ?» 1. Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче. 2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж. 3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи. 4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом? 5. Составь план решения. 6. Выполни решение. 7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи. Одна из основных задач обучению математике в начальной школе - формирование у учащихся общего умения решать задачи. Приведем фрагмент урока математики, на котором учащиеся под руководством учителя составляют памятку для решения задач. - Ребята, давайте попробуем вместе сформулировать вопросы, которые надо ставить, чтобы решить задачу. С чего начинаем решать задачу? - Сначала надо узнать, что требуется найти. - Правильно, но лучше, если решение задачи вы начнете с того, что представите, о чем говорится в задаче, тогда при решении вам не захочется из пирожков отнимать тетради. (Дети смеются). Хорошо, после того, как мы уяснили смысл задачи и выяснили, что требуется найти, какие будут наши дальнейшие действия? - Надо подумать, как найти неизвестное. и т.д. В результате такой дискуссии на доске появляется памятка "Как решать задачи" (приведенная выше). Но составить памятку, это еще не научиться решать задачи. Иметь памятку и даже знать последовательность вопросов недостаточно для того, чтобы провести самостоятельный разбор любой задачи. Нужно тренироваться в использовании памяток при составлении плана решения различных задач. Положительное значение использования памяток на уроках математики в том, что они: - способствуют совершенствованию организации учебного процесса; - увеличивают долю самостоятельной работы учащихся на уроке при выполнении различных задач, примеров, уравнений; - дают возможность каждому ученику работать в удобном для него темпе; - учат оценивать свои действия и экономно использовать время, самому находить ошибки. При использовании памяток решается ряд воспитательных и развивающих задач: - выработка таких положительных качеств как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость; - формирование ответственности за порученное дело; - развитие умения преодолевать трудности; - совершенствование развития памяти, мышления, речи и других личностных качеств. Мною разработано около 80 памяток по различным предметам курса начальной школы. Важное значение, на мой взгляд, имеют памятки для родителей, поскольку воспитание детей - это общая забота учителя и родителей. Памятка – совет родителям 1. Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор. 2. Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему. 3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. 4. Обычно, когда ребенок возвращается из школы,его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?» 5. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!» 6. Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду». 7. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!». 8. Скажите ребенку: «Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль», не будь и грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным». 9. Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой. 10. Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому. 11. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился. 12. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях. 13. Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым. 14. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения. На основе опыта использования памяток в процессе обучения младших школьников можно сделать вывод, что наиболее эффективно их применение: - в самоорганизации учащихся во всех видах учебной и трудовой деятельности; в этом плане особенно продуктивно привлечение самих учащихся к составлению памяток, что способствует повышению активности их познавательной и учебной деятельности; - родителями для организации учебной деятельности детей дома; - в воспитательной работе, для развития таких качеств личности учащихся, как трудолюбие, ответственность, воля и др. Литература: 1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –2-е изд.-М.: Просвещение, 1991. Авторские права: Михайлова Ф.Р., http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-06.htm Пожалуйста, оцените конспект - памятки- способ самоорганизации уч. деят-ти мл. шк: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8832 |
Конспект прислал: ЖЕЖЕ 8 августа 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||