Интегрированный урок истории и технологии.
Тема: Что появилось раньше – иголка или одежда? Вышивание салфетки.
Цели: познакомить учащихся с историей появления иголки, ножницы, с профессией ткачихи; научить делать бахрому для салфетки; показать образцы вышивания; воспитывать любознательность, чувство красоты, интерес к предмету истории и технологии.
Оборудование: Слайды в виде презентации «Что появилась раньше – одежда или иголка?», ситцевая ткань, молинэ, иголка, ножницы, напёрсток.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
1. История об иголке.
- Что появилось раньше – иголка или одежда? (Слайд №1).
Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду?
Оказывается можно.
Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб.
Так выглядели древние шила. (Слайд №2).
Когда же осколками кремня (очень твёрдого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы.(Слайд №3).
Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случилось, ковали и серебряные иглы.
Около шестисот лет назад арабские купцы завезли первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.
А где у иголочки ушко? Смотря у какой. У обычной – с тупого конца, у машинной – с острого. Впрочем, некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток – они склеивают ткань. А вот люди без иголок обойтись не могут. Игла – это настоящая помошница, и поэтому славят её в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках. (Cлайды №4).
Отгадай загадку:
Маленького роста я.
ВНИМАНИЕ! Чтобы увидеть остальной текст, отправьте SMS.
Стоимость смс всего 1$
После оплаты услуги Вы сможете видеть скрытое поле на данной странице до закрытия браузера! Внимание! После введения кода, после того, как страница перезагрузится, выделите адрес в адресной строке и нажмите Enter. После этого, страница опять перезагрузится, а скрытое поле откроется.
Сама и штопаю, и шью,
Иль маме помогаю.
Для дочек, бабушек и мам
Хорошие помощницы,
Наверное, знакомы всем,
Это чудо… ножницы.
3. Закрепление темы.
- У вас на партах лежат карточка с заданием. Попробуйте выполнить задание.
4. Проверка.
5. Тема и цель урока.
- Сегодня мы с вами начнём вышивать салфетку. Поэтому нам нужно вспомнить технику безопасности при работе с иглой.
Техника безопасности при работе с иглой. (Слайд №8-9).
1. Хранить иглы нужно в определённом месте ( в специальной коробке, подушечке и т.д.).
2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать её в одежде.
3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит её и может сломаться.
5. Кусочки сломанной иглы нужно завернуть в плотную бумагу и выбросить в безопасное место.
6. Изготовление салфетки. (Слайд №10).
1. На ткани от края отложить 1 см. поставить точку. Продернуть нить.
2. От следа нити отложить 30 см. поставить точку. Продернуть нить.
3. Повторить действие по пунктам 1-2 с другой стороны ткани. Получился квадрат.
4. От каждого края квадрата отложить 0,5 см. поставить точки. Выдернуть нити до отметки. Получилась бахрома.
5. Вышить салфетку.
7. Самостоятельная работа по изготовлению салфетки.
8. Шов «вперёд иголку». (Слайд №11-12).
- Этот шов представляет собой ряд стежков одинакового размера и напоминает пунктир.
Выполняется этот шов справа налево закрепив рабочую нить на изнанке, иглу выводят на лицевую сторону. Стежки и расстояние между ними должны быть одинаковыми. На иглу следует набирать и пропускать через неё по 5-6 нитей ткани.
9. Образцы узоров для вышивания. (Слайды №13-17).
- Познакомьтесь с образцами вышивки. Выберете себе узор. И начинайте вышивать.
10. Инструкционно-техгологическая карта: «Завязывание узелка». (Слайды №18-21).
1. Конец нити взять большим и указательным пальцами левой руки.
2. Обвести нитью указательный палец на полтора оборота, прижимая большим пальцем.
3. Сбросить витки ниток с пальца, одновременно скручивая скользящими движениями кончиков остальных пальцев левой руки.
4. Затянуть узел, удерживая его ногтями среднего и большого пальца левой руки.
11. Самостоятельная работа по вышиванию салфетки.
12 . Знакомство с профессий ткачихи. (Слайд №22).
- Для того, чтобы мы смогли вышить салфетку трудятся люди многих профессий. Одна из них ткачиха. Кто же это такая?
Это рабочая профессия текстильной промышленности. Ткачиха обслуживает механические и автоматические ткацкие станки, на которых вырабатываются различные ткани.
На современных фабриках она обслуживает от 2-8 механических до 48-56 автоматических ткацких станков.
Ткачиха должна знать; процесс ткачества, правила регулиров¬ки ткацких станков, ассортимент тканей, виды переплетений нитей, требования к качеству нитей и готовых тканей, дефекты тка¬ней, причины их возникновения.
Для успешного овладения профессией ткачихе необходимы зна¬ния по химии, физике, математике, умение рисовать.
Ткачиха должна обладать хорошим зрением, концентрирован¬ным вниманием, наблюдательностью, аккуратностью.
Эту профессию можно получить в профессионально-техническом училище.
13. Выставка работ.
14. Итог урока.
15. Домашнее задание.
Решить кроссворд .