Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть русский видео

Официальный сайт all-remont 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Часть №1 ПОСОБИЕ"Систематизирование знаний учащихся по основным разделам пунктуации"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Часть №1 ПОСОБИЕ"Систематизирование знаний учащихся по основным разделам пунктуации"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Целью данного пособия является систематизирование знаний учащихся по основным разделам пунктуации, показать взаимосвязь и развитие пунктуационных норм разных ступеней, предоставить материал для закрепления навыков обоснованной постановки знаков препинания.
Предназначается для студентов педагогического факультета и слушателей подготовительных курсов.
При изучении курса русского языка в школе достаточно четко выделяются три этапа обучения нормам пунктуации. Так, в начальной школе большое внимание уделяется формальным внешним признакам и условиям постановки пунктуационных знаков: учащиеся при постановке запятых ориентируются на присутствие в тексте союзов и союзных слов (что, где, когда, который и т.п.). Устойчивость этого навыка приводит к тому, что и в старших классах учащиеся при пунктуационном оформлении предложения продолжают ориентироваться не на синтаксическую структуру предложения, а на те же формальные признаки, что приводит к частым ошибкам.
Следующий этап изучения пунктуации характеризуется вниманием к морфологизированным признакам постановки знаков: при изучении причастий и деепричастий учащиеся знакомятся с понятием обособления причастного и деепричастного оборотов или одиночного деепричастия. На этом этапе правильность пунктуационного оформления текста определяется умением находить в тексте определенные формы глагола и классифицировать их структуру, видеть их позицию в предложении. Устойчивый навык работы с причастиями и деепричастиями приводит к тому, что при анализе предложения в старших классах учащиеся предпочитают оперировать привычными понятиями, в результате возникает хаотичность в обосновании пунктуационного членения предложения. Кроме того, опора только на морфологизированный признак тоже приводит к частым ошибкам. Так, учащиеся ни при каких обстоятельствах не выделяют причастный оборот перед определяемым словом или всегда выделяют деепричастие и деепричастный оборот.
Третий этап характеризуется обусловленностью пунктуационной оформленности предложения его синтаксической структурой. Необходимо отметить, что опора на синтаксическую структуру предложения не игнорировалась и на первых двух этапах, но не являлась безусловно доминирующей.
Разница подходов к изучению пунктуации наряду с нечеткой градацией этапов, отсутствием объяснения их взаимосвязи и генезиса является одной из причин отсутствия у учащихся четкой системы пунктуационного оформления текста.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 757

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса



* Материал излагается адаптированно, и потому сознательно допускаются некоторые отступления от общепринятой теории.
Упражнение 1. Определите, причастные обороты или одиночные причастия даны в предложениях.
________________________________________

А. 1.Поезд несся по насыпи сквозь облетевшие леса. 2.Паровоз ликующе кричал, опьяненный собственным стремительным бегом. 3.Даже мой романтически настроенный отец не одобрял этого чрезмерного увлечения географическими картами. 4.Мне приходилось наблюдать работу хороших актеров, игравших второстепенные роли. 5.Снег магически сверкал в свете шевелящихся звезд. 6. Стол был завален горами торопливо исписанных листов бумаги. 7.Над Рижским заливом светящимися полосами проносились зимние шквалы. 8.В повести есть сцена оплакивания умершего Лонсевиля. 9.Так мы и плыли до Вознесенья под этот плач, не прекращавшийся даже ночью. 10.Тишину нарушал только треск пересохшего клея в корешках книг.

Б. 1.Однажды вечером матросы выловили в воде сломанную ветку. 2.Есть очень насыщенные минеральные источники. 3.Нужно разгадать тайну этих замерзших цветов. 4.Возница торговался с несколькими женщинами, остановившими дилижанс в пути. 5.Через заржавленные ворота мы вошли в город. 6.Он тащил пачку только что купленных книг. 7.Стены вековых облетевших тополей спускались по склонам холмов. 8.Около Ялты из садов потянуло застоявшимся за день теплом. 9.Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром.10.Разгаданная загадка не убивает волнения, вызванного зрелищем земли.
Из К.Паустовского
Упражнение 2. Укажите место причастного оборота или одиночного причастия по отношению к определяемому слову. Расставьте знаки пунктуации.
________________________________________

А. 1.Списки эти валялись в рассохшихся шкафах захолустных военных канцелярий. 2.0 человеке загнанном в эту пустыню начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели на пожилого солдата с желтым лицом и добрыми глазами бродившего по пустыне. 4.Семь лет Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие сердце звуки военного горна. 5.Слуга сидел у стола и лениво отковыривал ногтем воск на чадящей свече. 6.Дымные тени от недавно распустившихся берез шевелились под ногами. 7.Солнечный свет падал на суровую скатерть и раскрытую на столе книгу. 8.Сваты повязанные вышитыми рушниками степенно пили пшеничную водку и закусывали розовым салом и квашеной капустой. 9.И каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица. 10.Только брехали по всей станице собаки встревоженные ночным выстрелом.

Б. 1.Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. 2.На столике около зеркала, на его морской фуражке лежала изорванная и измятая коробка "Казбека". 3.Только равномерно поскрипывали сходни переброшенные на берег. 4.Мельница эта вся тряслась от старости окруженная обильными брызгами и потоками воды. 5.Охрипший громкоговоритель передавал местные новости. 6.Разве не прекрасна каждая травинка наполненная пахучим соком и каждое летучее семечко липы? 7.Когда погасала очередная вспышка, гасли и здания, будто они сами являлись источником этого пульсирующего огня. 8.Позванивала подо льдом в арыках вода, и, как исполинские зимние розы, расцветали в палисаднике облепленные мохнатым снегом замерзшие цветы рудбекии. 9.Маленькие радуги дрожат над шумящими мельничными колесами, брызжут водой на черные прибрежные ветлы. 10.Котенок сидел под диваном, дрожал от охотничьего азарта и ловил растопыренной лапой то кружево, то легкий носовой платок пролетавшие мимо.

В. 1.Где-то вскрикнула и закудахтала испуганная курица. 2.Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки. 3.Неожиданно футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку. 4.На столе горами лежал табак высыпанный из коробок. 5.Часто падали пожелтевшие лепестки. 6.Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья. 7.Желтые чайные розы казались молодыми красавицами потерявшими румянец от злоупотребления чаем. 8.Все говорили мало и прислушивались к то возникавшему, то затихавшему в темноте колокольному звону. 9.От вокзала до монастыря стоявшего на высоком зеленом холме было два километра. 10.Художник подошел к картине висевшей на стене и закрытой холстом и снял холст.

Г. 1.Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. 2.Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. 3.Дагни почувствовала порыв ветра исходивший от музыки и заставила себя успокоиться. 4.Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. 5.Слепо блестели окна особняков избитых во время блокады осколками снарядов. 6.Я сидел под мигающей свечой и читал в растрепанной книге журнала “Современный мир” бунинский рассказ “Илья Пророк”. 7.Пожалуй, только запах насквозь промокшей листвы акаций напоминал недавние летние дни. 8.Чуть позванивали и скрипели от ветра побитые фарфоровые розы и жестяные заржавленные листья на погребальных венках. 9. Проснулся я от далекого гула уходящих бомбардировщиков. 10.Падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон лившийся ручьями из дома.

Д. 1.В глубине были видны не успевшие еще дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. 2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищенных зрителей. 3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки. 4.Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. 5.За ее спиной в плетеной сумочке висели баранки посыпанные маком. 6.Мы подошли к дому окруженные взволнованными лающими собаками. 7.Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан. 8.Святославская улица застроенная скучными доходными домами из желтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами. 9.Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами. 10.Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.
Из К.Паустовского

Упражнение 3. Определите, нужно ли обособлять причастный оборот.
________________________________________
А. 1.Запах дикой гвоздики нагретой солнцем наполнял вагоны. 2.В саду стоял дом в два этажа обнесе..ый глухим забором. 3.Дед ходил за дикой малиной на Глухое озеро и вернулся с перекоше..ым от страха лицом. 4.Кузнечики кричали на полянах заросших белой засохшей гвоздикой. 5.Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев. 6.На станках стояли скульптуры закрытые сырыми тряпками. 7.На поляне вблизи озера стояла скамейка сколоче..ая из березовых жердей. 8.Его цветы были похожи на вывернутые ветром маленькие зонтики. 9.Смола стекавшая по сосновым стволам превратилась в янтарный камень. 10.Эта скупость слов умирающего вдали от родины солдата придает “Завещанию” трагическую силу.

Б. 1.На песча..ом дне были видны дорожки проложе..ые улитками. 2.К трем часам дня мы вышли на песча..ый бугор среди болот заросший сухим папоротником. 3.Самой интересной комнатой был, пожалуй, кабинет Петра Максимовича, с низким потолком и множеством одинаково переплете..ых книг. 4.Одинокий самолет плывущий на головокружительной высоте кажется миноносцем наблюдаемым со дна моря. 5.Неожида..о под обрывом блес(?)нула вода - старица Пры заросшая последними белыми лилиями и водя..ой гречихой. 6.Каждую низину в лесу заросшую непролазным темным ольшаником мы принимали за берега этого озера. 7.Высокий красный клевер перемешался с мыши..ым горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством подымался исполинский чертополох. 8.Только на окраинах парка сквозь сумрак всегда присутствующий под сводами старых деревьев вдруг откроется поляна заросшая блестящими лютиками и пруд с тихой водой. 9. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья пересаже..ые в наши земли из далеких стран. 10.Липовый парк изрытый блиндажами разруше..ыми и заросшими дикой малиной слышен издалека.

В. 1.Грубо выреза..ая из дерева мадонна была прикрепле..а к носу каравеллы. 2.И только писатели обладающие даром импровизац..и могут писать без предварительного плана. 3.Я увидел черную бездну и красноватый шар бе..страшно висевший без всякой опоры среди этой бездны. 4.Позади дома тянулся и переходил в береговые заросли (на)половину высохший сад. 5.Воздух будто остуже..ый на зернистом снегу веял в лицо запахом подмерзшей листвы. 6.В дверях парикмахерской с висевшей на одном костыле вывеской стоял в халате веснушчатый парикмахер и грыз семечки. 7.Не то Шамет видел эту выкова..ую из почернелого золота грубую розу подвеше..ую к распятью в доме старой рыбачки, не то он слышал рассказы об этой розе от окружающих. 8.Тогда-то возникает чудесный прохладный запах земли впервые смоче..ой дождем. 9.Очень богат русский язык словами относящимися к временам года и к природным явлениям с ними связа..ым. 10.Очевидно, я надеялся протащить в эту книгу о Петровском заводе пленившие меня черты Севера - белые ночи, тихие воды, леса, черемуху, певучий новгородский говор, черные челны с изогнутыми носами похожими на лебеди..ые шеи, коромысла расписа..ые разноцветными травами.
Упражнение 4. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
________________________________________
А. 1.Страна блистала, как алмазный пояс, забытый на краю моря, девстве..ой богиней неба и света. 2.В поэме были описа..ы маски, висевшие в комнате у Эйзенштейна. 3.Я попытаюсь расшифровать, сохранившиеся на этой коробке полустертые и короткие записи. 4.Краски казались особе..о мягкими из-за осе..ей мглы неподвижно висевшей в воздухе. 5.Густо исписа..ые, листы бумаги падали со стола и разлетались по комнате. 6.Степь, залитая лужами, ползла навстречу. 7.Высече..ые из розового песчаника жернова переносили мою мысль ко временам Эллады. 8.Очевидно, жизнь на ветря..ой мельнице, пропахшей мукой и старыми травами была удивительно хороша. 9.На западном берегу острова горстью, выброше..ых небрежной рукой игральных костей, был рассыпан маленький город. 10.Что-то родное виделось нам в этом беззвучном тумане, курившемся над прудом, и в молчании близкой ночи.
Б. 1.Это был великий дириж..р словесного оркестра, состоявшего из одних духовых инструментов. 2.В первые дни войны одесские жители закрасили свои южные белые дома, густо разведе..ой сажей. 3.Жизнь Пришвина - пример того, как человек отрешился от всего наносного, навяза..ого ему средой и начал жить только “по велению сердца”. 4.Вокруг Олеши существовала особая жизнь, отобра..ая им самим из окружающей его действительности, и украше..ая его крылатым воображением. 5.Мы ловили на дли..ые шнуры-самоловы, закинутые в море, бычков и барабульку. 6.Пересекать равнину нужно по меже, между хлебов заросшей репейником. 7.Легкий сумрак эрмитажных залов, тронутый темной позолотой, казался мне свяще..ым. 8.Природа требует пристального глаза и непрерывной внутре..ей работы по созданию в душе писателя как бы “второго мира” этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас, увиде..ой художником ее красотой. 9.Но в Ельце особе..о сильно чу(?)ствуешь сотни раз, описа..ые Буниным уголки России, ее прелесть, дыхание ее бе..граничных ржа..ых полей. 10.В этом равномерном сером небе, в порывах сильного ветра, приносившего из-за угла запах рассола и рыбьей чешуи, визге дерущихся чаек и вое сирен была особая прелесть - прелесть последнего клочка русской земли у тяжело раскачавшихся вод древнего моря.

Б. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов
________________________________________
В отличие от причастия деепричастие в тексте находится сравнительно легко: только деепричастия отвечают на вопросы “что делая?” или “что сделав?”
Деепричастный оборот являет собой аналог причастного, т.е. это деепричастие с зависимыми словами.
Одиночное деепричастие, в отличие от причастия, обособляется, как и деепричастный оборот, независимо от позиции главного слова (главным словом по отношению к деепричастию чаще всего является сказуемое). “Проснувшись, он посмотрел в окно.” Деепричастие проснувшись - что сделав? Главное слово - посмотрел. “Посмотрел (что сделав?) - проснувшись.” Вы можете в данном предложении поставить вопрос “как?” “Посмотрел как? - проснувшись.” Это не ошибка и не противоречие. Вопросы “что делая?”, “что сделав?” задаются к деепричастию как форме глагола, вопрос “как?” показывает функцию деепричастия в предложении - обстоятельство. Пока вы не научитесь легко определять деепричастие в предложении, вопрос обстоятельства лучше не употреблять.
Также желательно запомнить, что деепричастие обозначает добавочное действие.
“Подойдя к двери , он оглянулся.” Деепричастие - “подойдя” (что сделав?). Главное слово - “оглянулся”. Оглянулся что сделав? - подойдя. Основное действие выражает главное слово (сказуемое): он оглянулся, добавочное - деепричастный оборот: при этом он подошел к двери. То, что деепричастие обозначает добавочное действие, поможет нам при точном определении мест запятых в предложении.
Например: Сотни ракет полетели шипя под дождем в мутное небо. Деепричастие - шипя (что делая?). В данном предложении мы сталкиваемся с таким понятием, как вариант постановки запятых: мы можем решить, что здесь одиночное деепричастие:.., шипя,.., а можем - что оборот:.., шипя под дождем,.. Но вариант “...шипя под дождем в мутное небо” - недопустим, так как получается следующее: основное действие - сотни ракет полетели, а добавочное - при этом они шипели (куда?) в мутное небо. Так как конструкция “шипеть в мутное небо” явно не соответствует языковой норме, она признается ошибочной, то есть в данном предложении только два варианта, различающиеся оттенками значений: при одиночном деепричастии “ракеты полетели... под дождем”, и при этом они шипели; при деепричастном обороте “ракеты полетели в мутное небо”, и при этом они шипели под дождем (то есть не было бы дождя - ракеты бы не шипели).
Упражнение5. Расставьте знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами.
________________________________________
А. 1.Экспедиц..я закончив летние работы зазимовала в глухом форте Кос-Арал. 2.Грозы налетали как-то исподтишка, внезапно предательски скрываясь за высокими речными крутоярами и поворотами берегов. 3.Прохожие шли мимо как бы ничего не замечая. 4.На занавес с шумом полез тараща глаза серый котенок. 5.Еще издали подбегая к избе она увидела деда Кузьму. 6.И только два облачка стояли в вышине столкнувшись друг с другом на просторной небесной дороге. 7.Кардинал резко повернулся и так же легко подымая ветер пошел дальше. 8.Это плавали в воздухе не опускаясь на землю плоские снеговые кристаллы. 9.Прислушавшись к словам женщины Петров почувствовал непонятное облегчение от того, что она говорила бойцу "вы”. 10.Дожидаясь салюта доктор и моряк беседовали сидя в полутемном кабинете.
Б. 1. Волны от парохода бесшумно убегали вдаль покачивая куски сосновой коры. 2.Чаще всего я прислонялся к ограде и постояв немного уходил. 3.Собаки заслышав ленивые гудки шофера бежали рысцой во дворы, прятались от автобуса. 4.В бесчисленных кофейнях варили черную гущу с сахаром и сидели старики перебрасываясь сонными словами об урожае яблок и пшеницы. 5.Сначала медленно потом все разрастаясь загремели аплодисменты. 6.И она засмеялась глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. 7.И день парил предвещая грозу. 8.Старый сердитый шмель грозно налетал на меня стараясь прогнать человека из своих пустынных владений. 9.Я вскочил, бросился в вагон и просидел забившись в угол около темного окна до самого Ефремова. 10.Электрические лампочки загорались под вычурным лепным потолком наполняясь апельсиновым светом.
Из К.Паустовского
Упражнение 6. Определите, одиночным деепричастием или деепричастным оборотом осложнено предложение. Расставьте знаки препинания.
________________________________________
А. 1.Я продрогнув смотрел на глухую, аспидную муть на западе. 2.Перемешивая снег с водой шли около подвод и бранились ломовые извозчики. 3.Поэт не дочитав письма заплакал и долго не мог унять своих слез. 4.Тогда скворцы перебирались повыше и помолчав начинали показывать, как дровосеки с натугой пилят деревья. 5.Бежать он уже не мог, а тяжело шел загребая снег валенками. 6.А кузнец осердясь начал колотить по наковальне и наколотил одиннадцать раз. 7.К вечеру стадо возвращаясь из лугов подымало красную от заката пыль. 8.Парень отскочил и бросился вдоль улицы оглядываясь на денщика.9.Гимназистка не дослушав встала и вышла в коридор. 10.Пыль золотясь от вечерней зари оседала на деревьях.
Б. 1.За окном дрожали погасая редкие и жалкие огни деревень. 2.Девочка сидела на скамье поджав босые ноги и жевала корку. 3.Весь день эти старухи пряли сгорбившись серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. 4.Нас обгоняли задыхаясь бледные люди. 5.Там стоя на одной ноге и вытянув носки замирали под водянистым и бешеным взглядом императора Павла полки. 6.Старый пес вылез из будки, сидел склонив голову набок и насторожившись тихонечко помахивал хвостом. 7.Ветер разорвал тучи, и среди них на огромной высоте уже сияла, сверкала, блистала разгораясь и пламенея божественная лазурь. 8.Кипренский слушал опустив голову и задержав кисть на полотне. 9.Кашлял он долго навалившись грудью на стол выпучив красные от удушья глаза. 10.И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню шурша крутясь перегоняя друг друга.
Из К.Паустовского
Упражнение 7. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
________________________________________
А. 1.Один из современников Кипренского говорил, что оставаясь наедине с его портретами, он слышит голоса людей. 2.Тучи, бестолково теснясь, неслись с северо-запада, волоча по земле водянистые подолы дождей. 3.Матросы улыбаются, поглядывая на молодую женщину и уступают ей дорогу. 4.Берг взял краски, бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро. 5.Крепостные музыканты надрывались на хорах, выдувая из флейт и кларнетов беше..ые темпы мазурки. 6.Лыжники на полном ходу круто сворачивали, взрывая снег и останавливались. 7.Шевченко увидел на полках книжки "Русского вестника" и тут же, стоя около полок, начал читать их ... 8.Почему-то испугавшись, он быстро погасил свет, и зажав коробку в руке, вернулся в комнату. 9.Петров долго повторял про себя этот номер, потом, не доверяя памяти, записал его на воинском билете. 10.Иногда, накладывая на полотно серую или молочно-розовую краску и как бы не замечая ее мертвого тона, Кипренский вдруг бросал с бешенством кисть на пол, срывал с вешалки плащ и выбегал на улицу.
Б. 1.Скворцы постоянно дрались с галками, а, успокоившись, рассаживались на ветвях вековой липы и начинали изображать пулеметный бой. 2.Десятки паучков, что висели вниз головой на липе на своих паутинках, глотнув махорочного дыма, испуганно побежали вверх, сматывая паутину. 3.Несколько раз он подходил к ларьку и, загородившись ладонями, от света уличного фонаря, всматривался внутрь. 4.Из класса вышел Ягорский и, сгорбившись, пошел в учительскую комнату. 5.Торопясь и вытирая носы рукавами, они снова побежали вперед, разбрасывая песок, голыми пятками. 6.Мы сговорились и, кружа по переулкам, подошли к дому, где жил Станишевский. 7.Тихонов выкурил трубку крепкого табаку и гремя ружьем и тесаком вышел из сторожки. 8.С утра до ранних сумерек она просидела у горящего камина, закутавшись в платок и отказалась от обеда, даже от чашки кофе. 9.Если припадок затягивался, в класс на цыпочках входил Платон Федорович и, обняв Шульгина за плечи, уводил в учительскую комнату. 10.Мичман снисходительно улыбнулся, оборвал песню, встал и слегка, наклонившись над клавиатурой и рисуясь, заиграл гимн.
По К.Паустовскому
Упражнение 8. Определите, в каждом ли предложении есть и причастный, и деепричастный обороты. Расставьте знаки препинания.
________________________________________
А. 1.Полосы солнечных отблесков от волн поднятых веслами мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев. 2.Заржавле...ые пароходы приходили из разных стран и дремали у деревя...ых пристаней тихонько посапывая паром. 3.Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали всхлипывая. 4.Застучал медный стержень рукомойника висевшего в коридоре, заплескалась вода, и человек умываясь запел вполголоса. 5. Пошел неожида...ый, запоздалый снежок. Ветер сдувал его с мостовых обнажая каменные избитые подковами белые плиты. 6.Человек скользя бросился по крутому скату оврага уходившему, должно быть, к реке. 7.Краны пели на разные голоса... Некоторые наскучив молчанием, как только их трогали, начинали фыркать, стрелять и брызгать на обои изображавшие слома..ую арфу на фоне воздушных облаков. 8.Мальчик осторожно поднимался на террасу и прижав лоб к холодному стеклу дверей долго, до ломоты в костях, рассматривал стари..ые портреты висевшие в залах. 9.Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз, в темноту, вырывая из нее то полосатую будку часового, то бронзовый памятник полководцу, седой от снежной пыли, то капитель колонны украше..ую замерзшими листьями аканта. 10.Живость впечатления была так велика, что глядя на портрет Пушкина как будто слышишь давно знакомый голос поэта обраще..ый к нам, его далеким потомкам.
Б. 1.Кипренский быстро умылся, сбежал насвистывая с лестницы и смешался с пестрой толпой расступившейся перед красной каретой кардинала. 2.Мокрые уланы неслись вскачь по затопле..ым мостовым шумно взбивая воду. 3.Выйдя из дворца он встречал друзей приветствующих его молодо и радостно. 4.На мачтах торжестве..о гудели паруса и ликуя хлопали поднятые командой праздничные знамена. 5.В пропыле..ой Астрахани Шевченко прожил несколько дней дожидаясь парохода на Нижний Новгород. 6.Она плакала безмолвно, навзрыд цепляясь за его плечи побелевшими пальцами. 7.Девочка одетая в серенькое наспех подшитое на ней платье смотрела не мигая за окно. 8.Гроза волокла над землей грохочущий дым и ликовала захлестывая поля потоками серой воды. 9.Испуга..ые кони скакали прижав уши, храпя, косясь на раскаты грома обгонявшие коляску то справа. то слева. 10.Иногда в такие ночи великий поэт и замуштрова..ый солдат преждевреме..о состарившийся от каторжной муки плакал сидя на палубе шхуны и вытирал глаза рукавом колючей шинели.
В. 1.Он лежал один в крошечной хате затеря..ой в широкой степи под неохватным небом лежал укрывшись буркой. 2.Вечером Малеев сидел около дома Игната на камне, пил молоко и отставив забинтова..ую правую руку беседовал со стариками. 3.В голых окраи..ых садах сидели на покосившихся скворечнях и сипло посвистывали отогреваясь скворцы. 4.Ганя поставила на траву ведра с водой и потупившись смотрела на бусы сияющими глазами. 5.Христиан приносил афишу домой, забивался в угол и прочитав название пьесы и имена действующих лиц тут же выдумывал свою, захватывающую дух пьесу под тем же названием. 6.Дед сидя в кресле набивал трясущимися жилистыми руками папиросу за папиросой. 7.Внезапно в этом тяжелом мраке раздался сотрясая стены рыдающий гром органа. 8.Саперы с боем прошли через город отбиваясь от наседавшей на них казачьей сотни. 9.Высокий слон из черного мрамора с золотой короной на голове стоял печально опустив хобот в густой траве доходившей ему до колен. 10.Шумящие огромные валы покатились навстречу просвечивая зеленью и обдавая лицо соленой пылью.
Г. 1.В столовую быстро вошла шурша платьем невысокая молодая женщина с блестящими серыми глазами. 2.Я так устал, что в гости..ице тотчас уснул едва заметив сороконожку притаившуюся в углу и черные кипарисы за окном. 3.Но вместо этого Олендский засучив рукава сутаны начал разнимать дерущихся и ра..швыривать их в стороны. 4.Будто уменьшившееся от осени солнце долго шло над головой приближаясь к вершинам ореховых деревьев. 5.Теплоход грузно поворачивался черной матовой тушей заполняя порт криками, шумом льющейся воды, детским смехом и грохотом лебедок. 6.Наводнение продолжалось до тех пор, пока вода не подымалась выше песча..ых валов намытых прибоем не размывала их и не уходила в море покрывая его на десятки миль грязью и тиной. 7.Он встал и шатаясь вошел в дощатый дом увеша..ый синими картами. 8.Старик стоял у соседнего шлюза и нахмурившись смотрел на воду струившуюся по деревя..ому лотку. 9.Катер вышел в море и широко загибая на юг рассыпая брызги простучал мимо старого парусника стоявшего на якоре. 10.Просыпаясь по утрам Бестужев слышал под замерзшим окошком свист лыж по снегу и грудной голос Анны кричавшей матери прощальные ласковые слова.
Из К.Паустовского
Д. 1.Подсыпав пороху на полку Лукашка достал мешочек вынул несколько пустых хозырей и стал насыпать заряды тщательно затыкая их пулькою завернутою в тряпочке. 2.Свернув в чащу и пройдя шагов триста они выбрались на полянку поросшую камыш..м и местами залитую водой. 3.В его боковой щ..гольской посадке и небрежном движении руки похлопывавшей чуть слышно плетью под брюхо лошади и особе..о в его блестящих ч..рных глазах смотревших гордо прищуриваясь вокруг выражались сознание силы и самонадея..ость молодости. 4.Проехав шагов сто Хаджи-Мурат увидал сквозь стволы деревьев костер тени людей сидевших у огня и до половины освещ..ную огнем стреноже..ую лошадь в седле. 5.В то время как он под..езжал из орудия этого оглушая его и свиту зазвенел выстрел и в дыму вдруг окружившем орудие видны были артиллеристы подхватившие пушку и торопливо напрягаясь накатывавшие ее на прежнее место.
Е. Навстречу ш..л больш..й обоз русских мужиков привозивших провиант в Севастополь и теперь шедший оттуда наполне..ый больными и ране..ыми солдатами в серых шинелях матросами в ч..рных пальто греческими волонтерами в красных фесках и ополченцами с бородами. Офицерская повозочка должна была остановиться и офицер щурясь и морщась от пыли густым, неподвижным облаком поднявшейся на дороге набивавшейся ему в глаза и уши и липнувшей на потное лицо с озлобле..ым равнодушием смотрел на лица больных и ране..ых двигавшихся мимо него...
Уже в..езжая в улицу развале..ых остатков каме..ых стен татарских домов Дуванкой поручик Козельцов снова был задержан транспортом бомб и ядер шедши.. в Севастополь и столпивш..ся на дороге.
Из Л.Толстого
В. Однородные члены предложения Пунктуация при однородных членах
________________________________________
Основным признаком однородности всегда считают вопрос: Он сидел (что делал?) и читал (что делал?) газету. В этом предложении союз И соединяет однородные члены. Что соединяет союз И в этом предложении: Мой брат - штурман и летает на большом “Иле”? Это предложение простое, следовательно, союз И соединяет однородные члены: “штурман” и “летает”. Но ведь они отвечают на разные вопросы: “кто это такой?” и “что делает?”
Признаки однородности:
1. Однородные члены всегда относятся к одному главному слову (в нашем предложении - “брат”).
2. Однородные члены всегда являются одним членом предложения (в нашем примере - сказуемым)
3. Однородные члены отвечают на один вопрос. Но сказуемые могут отвечать на разные вопросы. Список вопросов сказуемых достаточно велик: кто это такой? что это такое? что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и варианты этих вопросов. Т.о., сказуемые могут отвечать на разные вопросы, но если действуют первые два признака, они считаются однородными. В нашем примере однородные члены предложения - сказуемые “штурман” и “летает”.
Запомните: только при наличии всех трех признаков (у сказуемых третий признак может отсутствовать) члены предложения могут быть однородными.
Обратите внимание: данное правило касается всех членов предложения, кроме определений. (Определение - второстепенный член предложения, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы “какой?”, “чей?”.) Понятие однородности определений и признаков их однородности будет рассматриваться отдельно.
Сколько запятых вы поставите в этом предложении: “На деревьях и в кустах чирикали и щебетали воробьи и синицы”? Обратите внимание: здесь три союза “и”.
Для того, чтобы разобраться в этом случае, необходимо ввести понятие “ряд однородных членов”. В одном ряду все однородные челны относятся в одному главному слову, являются одним членом предложения, отвечают на один вопрос (для сказуемых - необязательно) и соединяются или могут быть соединены сочинительным союзом “И”. В нашем предложении три ряда: 1) на деревьях и в кустах, 2) чирикали и щебетали, 3) воробьи и синицы. Таким образом, в каждом ряду данного предложения есть только один - единственный союз “и”, а перед одиночным союзом “и” запятая не ставится. В данном предложении нет ни единой запятой.
Запомните: если в предложении несколько союзов “и”, не торопитесь считать их повторяющимися. Повторяющимися союзы могут быть только внутри ряда: Снег лежал и на крыльце и на крыше и на деревьях (запятые не проставлены). Здесь один ряд :на крыльце, на крыше, на деревьях.
Расставьте запятые в этом предложении и в аналогичном: Снег лежал на крыльце и на крыше и на деревьях. Есть ли разница в количестве запятых?
Почему-то распространено мнение, что перед первым союзом “и” в ряду однородных членов запятая не ставится. Запомните правило: запятая ставится между однородными членами ряда перед повторяющимися союзами.
Рассмотрим это на схеме. Первое предложение можем обозначить так: и О и О и О (О - однородный член ряда). Второе - О и О и О. В обоих предложениях союзы повторяющиеся, но первый союз во втором предложении стоит между однородными членами, а в первом - нет, значит, перед первым И во втором предложении запятая будет: О, и О, и О, а в первом - нет: и О, и О, и О.
Однородные члены ряда иногда могут объединяться в пары: Весной на озера возвращаются чайки и гуси, лебеди и кряквы, чирки и выпь. В этом предложении шесть однородных членов ряда разбиты на три пары: 1)чайки и гуси; 2)лебеди и кряквы; 3)чирки и выпь. При подобном делении однородные члены отделяются друг от друга тоже парами, а не поодиночке. Схематично это можно выразить так: О и О, О и О, О и О.
Упражнение 9. Определите, сколько в предложении рядов однородных членов. Расставьте знаки препинания.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 757

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


В. 1.Кругом павильона стояли сидели и ходили большею частью моряки ад..ютанты и офицеры в белых перчатках и новых шинелях. 2.Изредка слышался топот лошади проскакавшего ординарца стон ране..ого шаги и говор носильщиков или женский говор испуга..ых жителей вышедших на крылечко посмотреть на канонаду. 3.Средства жизни казаков составляют виноградные и фруктовые сады и бахчи с арбузами и тыквами рыбная ловля охота посевы кукурузы и проса и военная добыча. 4.Война представлялась ему только в том что он подвергал себя опасности возможности смерти и этим заслуживал и награды и уважение и здешних товарищей и своих русских друзей. 5.Он решил что надо бежать в горы и с преданными аварцами ворваться в Ведено и или умереть или освободить семью. 6.Все четверо всю ночь пересматривали винтовки пистолеты затравки кремни переменяли плохие подсыпали на полки свежего пороху затыкали хозыри с отмере..ыми зарядами пороху пулями обернутыми в масляные тряпки точили шашки и кинжалы и мазали клинки салом. 7.Маленькая княгиня поднялась с кресла позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. 8.И он как всегда бодрыми шагами вошел в гости..ую быстро окинул взглядом всех заметил и перемену платья маленькой княгини и ленточку Bourienne и уродливую прич..ску княжны Марьи и улыбки Bourienne и Анатоля и одиночество своей княжны в общем разговоре. 9.Он был действительно влюблен и в царя и в славу русского оружия и в надежду будущего торжества. 10.Опять, но в разных промежутках, показались дымки и защелкала и затрещала картечь по мосту.
Г.Отпустив Бибикова Николай с сознанием хорошо исполне..ого долга потянулся взглянул на часы и пош..л одеваться для выхода. Надев на себя мундир с эполетами орденами и лентой он вышел в приемные залы где более ста человек мужчин в мундирах и женщин в вырезных нарядных платьях расставле..ые все по определе..ым местам с трепетом ожидали его выхода. С безжизне..ым взглядом с выпяче..ой грудью и перетянутым и выступающим из-за перетяжки сверху и снизу животом, он вышел к ожидавшим и чувствуя что все взгляды с трепетным подобострастием обраще..ы на него он принял еще более торжестве..й вид. Встречаясь глазами с знакомыми лицами он вспоминая кто- кто останавливался и говорил иногда по-русски иногда по-французски несколько слов и пронизывая их холодным, безжизне..ым взглядом слушал что ему говорили.
Из Л. Толстого
Приняв поздравления Николай прош..л в церковь.
Г. Однородные и неоднородные определения
________________________________________
Поставите ли вы запятую в этом предложении: Вокруг него стояли новые высокие кирпичные дома? Кажется, слова “новые, высокие и кирпичные” являются однородными (все признаки однородности налицо: относятся к одному слову “дома”, являются одним членом предложения - определением и отвечают на один вопрос - “какие?”), и вместе с тем они не будут однородными и запятые между ними не ставятся. Мы уже говорили, что у определений - другие признаки однородности.
Те признаки однородности, которые исчерпывающе определяют однородность для других членов предложения, для определений являются недостаточными.
Помимо упомянутых, для обоснования однородности определений необходимо учитывать следующие признаки:
1. Необходимо выяснить позицию определений по отношению к определяемому слову. В данном пункте рассматриваются только случаи, когда определения стоят перед определяемым словом (другие случаи будут рассматриваться позднее).
2. Необходимо выяснить, один признак обозначают стоящие рядом определения или разные. Если определения, стоящие перед определяемым словом, обозначают один признак (материал, возраст, цвет, размеры и т.д.), то они считаются однородными и между ними ставится запятая. Если определения обозначают разные признаки, то они считаются неоднородными и между ними запятая не ставится.
В нашем предложении “Вокруг него стояли новые высокие кирпичные дома” определения стоят перед определяемым словом “дома”, но обозначают разные признаки: новые означает степень новизны, непривычности; высокие - признак размеров; кирпичные - признак материала. Следовательно, здесь нет однородных определений, т.е. в предложении нет ни одной запятой.
При выяснении однородности - неоднородности определений возможна вариативность.
Так, в предложении “Стоял жаркий солнечный день” мы можем классифицировать определения “жаркий” и “солнечный” как неоднородные (обозначают разные признаки: жаркий - температура; солнечный - отсутствие облаков и освещенность) и как однородные: признаки разные, но они взаимосвязаны и взаимообусловлены: день жаркий потому, что солнечный, а если солнечный, то жаркий. Данную связь можно обозначить так:

Обратите внимание: обе связи должны быть налицо, и они должны быть разными, неодинаковыми: потому что - следовательно.
Необходимо отметить, что данная взаимозависимость не является жестко обусловленной: не обязательно солнечный день жаркий (например, зимой) и не обязательно жаркий день солнечный (например, перед грозой). Отсутствие жесткой обусловленности и допускает вариативность классификации однородности- неоднородности определений и вариативность постановки запятых.
Упражнение 10. Расставьте знаки препинания между согласованными определениями. Объясните, почему эти определения однородные или неоднородные. Укажите случаи вариативной постановки запятых.
________________________________________
А. 1.С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой. 2.Швейцар зажег свечу и обошел зеленые оранжевые и серовато-голубые залы. 3.С одной из лесных полян я увидел высокую многоцветную грозу. 4.Порывистый ветер нес легкие рваные облака. 5.Между нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. 6.Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик. 7.Что же происходит с самыми точными продуманными и выверенными писательскими планами? 8.В море около поселка лежит большой гранитный валун. 9.Белобрысые босые мальчишки сидели на дощатой пристани и удили корюшку. 10.Вместе с мальчиками удил рыбу вихрастый веснушчатый милиционер.
Б. 1.Я занял одну комнату в гулком большом доме с почернелыми бревенчатыми стенами. 2.Из-под ног были видны маленькие черные замшевые туфли. 3.В жаркие дни Берг слышал в лесу тихий дрожащий звон. 4.Там в кувшине стояла холодная колодезная вода, висело знакомое льняное полотенце с вышитыми дубовыми листьями. 5.На стенах наросла изморозь. Сквозь нее проступали желтые красные и синие пятна фресок. 6.В конце концов я решил взять по одному цветку и одной ветке от всех растений, создававших вокруг озера непролазные росистые пахучие валы. 7.По берегам уже зацвела желтоватыми непрочными кистями таволга. 8.А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. 9.Как-то осенью я со своим другом провел несколько дней на рыбной ловле на глухом старом русле Оки. 10.Существует вершина - чистый и гибкий русский литературный язык.
В. 1.Гидальго упал лицом на теплую влажную палубу и замолк. 2.Из красных бархатных портьер золотистыми роями вылетала моль. 3.Закрылись ярко-желтые голубые зеленые и красные кофейни. 4.Во всем был обдуманный спокойный уют. 5.Он первый на свой страх и риск провел через узкие и ветхие москворецкие шлюзы большой волжский пассажирский пароход. 6.Вот расшифровка всех записей, какие я нашел на своей старой папиросной коробке. 7.Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую фиолетовую коричневую черную серую и почти белую. 8.Прошлое Феодосии лежало мраморными розовыми плитами в тесных и заполненных ночью залах маленького музея. 9.Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. 10.Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Г. 1.Он швырнул мокрого скользкого зверя хозяину. 2.Эти давние времена казались мне похожими на рисунки в старых побуревших журналах. 3.С Меловой горки открылась огромная осенняя теплая ночь. 4.Работал Моне в обыкновенный лондонский туманный день. 5.Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома. 6.Каждая корма была украше..а реза..ым из дерева пышным растительным орнаментом. 7.Рисунок он нанес нервным брызгающим гусиным пером. 8.На поляне в лесу стоял странный восьмиугольный деревянный дом. 9.Васька был черный облезлый аптекарский кот. 10.Каждый вечер он убирал со стола скатерть, осторожно высыпал из разных коробочек бронзовые золоч..ные крючки, круглые свинцовые грузила и прозрачные разноцветные лески и начинал чинить свои удочки.
Из К.Паустовского
Упражнение 11. Расставьте знаки препинания.
________________________________________
Отряд назначе..ый в набег состоял из четырех батальонов пехоты двух сотен казаков и восьми орудий. Колонна шла дорогой. По обеим же сторонам колонны непрерывной цепью спускаясь и поднимаясь по балкам шли егеря в высоких сапогах полушубках и папахах с ружьями на плечах и патронами на перевязи. Как всегда, отряд двигался по неприятельской земле соблюдая возможную тишину. Только изредка на канавках позвякивали встряхнутые орудия или не понимающая приказа о тишине фыркала или ржала артиллерийская лошадь или хриплым сдержа..ым голосом кричал рассерже..ый начальник на своих подчине..ых за то что цепь или слишком растянулась или слишком близко или далеко идет от колонны. Один раз только тишина нарушилась тем что из небольшой куртинки колючки находившейся между цепью и колонной выскочила коза с белым брюшком и задом и такой же козел с небольшими, на спину закинутыми рожками. Красивые испуга..ые животные большими прыжками поднимая передние ноги налетели на колонну так близко что некоторые солдаты с криками и хохотом побежали за ними намереваясь штыками заколоть их но козы поворотили назад проскочили сквозь цепь и преследуемые несколькими конными и ротными собаками, как птицы, умчались в горы.
Из Л.Толстого
Д. Обобщающие слова
________________________________________
Из школьного курса вы помните, что обобщающие слова отделяются от относящегося к ним ряда однородных членов двоеточием и тире.
Какой знак вы поставите в этом предложении: На собрании присутствовали Иванов, Тимофеев, Гордеев?
Для правильного ответа вспомним признаки обобщающего слова.
1. Обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов: На скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, поморники. Обобщающее слово - птицы. Фрегат - птица, кайра - тоже птица, и поморник - тоже, т.е. слово “птицы” включает в себя лексическое значение всего ряда однородных членов.
2. Обобщающее слово является одним членом предложения с однородными членами и отвечает на тот же вопрос, что и однородные члены. В предложении “На скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, поморники” обобщающее слово “птицы” является подлежащим и отвечает на вопрос “кто?” “Фрегаты, кайры, поморники” тоже являются подлежащими и тоже отвечают на вопрос “кто?”
Оба указанных признака для обобщающего слова являются обязательными, т.е. если один признак отсутствует, обобщающего слова к данному ряду однородных членов нет.
Пунктуация при обобщающем слове
Выбор знака препинания в предложениях с обобщающими словами определяется позицией обобщающего слова по отношению к ряду однородных членов. Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, между ними ставится двоеточие: В чулане валялась разная мебель: столы, шкафы, стулья.
Если обобщающее слово идет за рядом однородных членов, между ними ставится тире: Столы, шкафы, стулья - разная мебель валялась в чулане.
Наконец, возможен случай, когда в начале предложения стоит обобщающее слово, за ним - ряд однородных членов, и после него то же простое предложение еще продолжается: Разная мебель: столы, шкафы, стулья - валялась в чулане.
Обратите внимание: все случаи действуют только внутри простого предложения, то есть в предложении типа В чулане валялась разная мебель: столы, шкафы, стулья, а еще там жили мыши после последнего однородного члена ряда “стулья” тире не ставится, так как это простое предложение уже закончено и со слов “а еще” начинается другое. Здесь между простыми предложениями ставится запятая.
Схематично пунктуацию при обобщающих словах можно обозначить так:
(О - значок, обозначающий обобщающее слово)
1. О: о,о,о . (схема первого предложения)
2. о,о,о - О . (схема второго предложения)
3. О:о,о,о - ...( схема третьего предложения)
Вернемся теперь к предложению, данному в самом начале темы: На собрании присутствовали Иванов, Тимофеев, Гордеев. Какая это схема? А есть ли здесь обобщающее слово? Может ли быть обобщающим словом “на собрании” или “присутствовали”?
Мы можем сделать вывод, что в данном предложении обобщающего слова нет, следовательно, нет никаких других знаков, кроме запятых. В текстах официально - делового стиля постановка двоеточия в предложениях подобного типа допустима: На собрании присутствовали: ..., но в текстах литературного характера нежелательна.
Упражнение 12.Определите мест





Пожалуйста, оцените конспект - Часть №1 ПОСОБИЕ"Систематизирование знаний учащихся по основным разделам пунктуации":
  • 51
 (голосов: 2)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: сергей 25 февраля 2009 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн