Видео смотреть бесплатно

Смотреть девушки видео

Официальный сайт moscowout 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Учимся с радостью


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Учимся с радостью


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ – ИНТОНАЦИЯ

Различные исследователи (языковеды, литературоведы, философы, психологи, театроведы), исходя из целей и задач, преследуемых ими, определяют понятие интонации по-разному. Да и в пределах упомянутых наук термин «интонация» квалифицируется различно. Например, некоторые языковеды истолковывают этот термин очень узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие — шире, подчеркивая, что в интонации сочетают темп речи, силу, высоту и тембр голоса. Поскольку искусство выразительного чтения (рассказывания) требует от исполнителя хорошо владеть речевым аппаратом, приходится говорить о технической стороне интонации (технике речи). А по поводу требования отразить в живом слове чувства» переживания, настроения и т.п., речь пойдет об эмоционально-образной выразительности.

Итак,
ТЕХНИКА РЕЧИ, ЛОГИКА ЧТЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — три взаимосвязанные компонента интонации.
ТЕХНИКА РЕЧИ: ДЫХАНИЕ, ГОЛОС, ДИКЦИЯ.
ДЫХАНИЕ — основа речеобразования правильное дыхание — это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, частое (но не учащенное), незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца.
ГОЛОС — нежнейший и тончайший инструмент, которым должен легко и свободно владеть исполнитель. Хорошо поставленный голос отличается благозвучностью, свободен от недостатков, силой, широтой диапазона, подвижностью.
Б.А.Буяльский. «Искусство выразительного чтения».М. «Просвещение, 1986г.,с.14.
Чтец должен овладеть способностью изменять силу, высоту, темп, окраску (тембр).
ДИКЦИЯ. Речь должна отличаться дикционной чистотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

ЛОГИКА ЧТЕНИЯ. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ.
Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на пepвый план, подчиняя себе другие слова. Это выдвижение слова на первый план в смысловом отношении называется — логическим ударением.
Если логическое ударение выделить неясно, то смысл всей фразы может быть затемнен.
В простом предложении, как правило, одно логическое ударение. Но может быть несколько логических ударений. Например: Блеснули долы, холмы, нивы.

ПАМЯТКА ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ
1. Логическое ударение, как правило ставиться на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).
2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.
ПРИМЕР: Лене нравится не синий цвет, а зеленый.
Лене нравится, а не тебе.
А. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже. ПРИМЕР: Это приказ командира.
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего.
ПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
6. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.

КАК ОБУЧАТЬ ШКОЛЬНИКОВ ЛОГИЧЕСКОМУ УДАРЕНИЮ?
1. Прежде всего научить слышать (в устной речи) и находить (в письменной речи! главное слово в вопросе а также подчеркивать голосом важные слова при ответе-чтении на поставленный вопрос.
Так, на уроке чтения стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» во время подготовки к выразительному чтению учитель спрашивает детей;
— Какое слово в вопросе является главным?
— А теперь прочитайте ответы на вопрос и поддайте, какие слова говорят нам о том, чем пахнут ремесла? Попробуем прочитать, выделяя эти слова голосом.

Дети читают стихотворение, выделяя голосом названия ремесел, профессий, а также слова, обозначающие «особый запах» каждого дела. Хорошим материалом для обучения школьников акцентному выделению являются пословицы и поговорки. В них выделяются голосом противопоставленные картины: Не стыдно не знать, а стыдно не учиться.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт;
Летит—воет,
Сядет— землю роет.
При сравнении картин зимнего вечера и яркого солнечного утра, изображенных в стихотворении «Зимнее утро» А. Пушкина выделяются следующие слова: вечер -вьюга, мгла, тучи мрачные, печальная; утро — голубыми, великолепными, блестя, чернеет, зеленеет, блестит. 2.Следующим направлением в работе над логическим ударением является обучение школьников в результате анализа текс-та выделять главные слова.
А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...»
Дано задание: «Прочти, какие чудеса творит волшебница-зима». Дети читают, выделяя голосом ответы на вопрос.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами.
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою...
А. Блок. «На лугу».

Выделяются слова, словосочетания, рисующие изменения в природе, в жизни детей с наступлением весны:
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса
И детские звончее
Над лугом голоса.
А. Пушкин. «... Уж небо осенью дышало».

Выделяются признаки поздней осени: осенью, реже, короче, печальным, обнажалась.

3. Выражение с помощью логического ударения главной мысли произведения. Е. Трутнева. «В родном краю».
— Как вы думаете, какое слово является главным в названии этого стихотворения? (Родном)
— Определите главную мысль стихотворения. (Как хорошо в родном краю)
— Какое слово главное в этом предложении? (Хорошо)
— Подумайте, почему хорошо в родном краю?
— А теперь прочитаем первую часть, выделяя голосом слова, с помощью которых автор доказывает, почему хорошо в родном краю.
Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль (мораль) которых при чтении должна быть выделена.
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак». Главная мысль выражена в словах: «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет...»
Почему на лад их дело не пойдет? (Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду).
ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА — объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в тоже время разделяет группы слов, ограничивает их. Паузы могут быть разной длительности. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА — это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Психологическая пауза может возникнуть в начале в середине, в конце фразы.
МЕЖСТИХОВАЯ ПАУЗА—пауза в конце стихотворных строк.
ЛОГИЧЕСКАЯ МЕЛОДИЯ. Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или ее частей. Логическая мелодия фразы в большей степени определяется знаками препинания.
ТЕМП — скорость чтения (произнесения речи).
РИТМ — это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.


ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Каждое слово, вылетевшее из уст человека, обнаруживает его состояние: покоя или беспокойства, равнодушия или тревоги, радости или печали, одобрения или осуждения, раздражения или восхищения.
При этом каждый человек чувства свои выражает по-своему. И так же как писатель, изображая какое-либо событие или картину, выражает вызванные ими свои собственные чувства и мысли, так и чтец —исполнитель изливает в живом слове свое отношение к произведению, находясь, естественно, под воздействием чувств и помыслов автора. Интонацию невозможно механически заимствовать, интонация рождается сама в процессе исполнения, представляя собой результат интенсивной работы чувств, мысли, воображения, воли, умысла исполнителя.
ТЕМБР (ОТТЕНОК) — эмоциональная окраска речи, обогащающая мелодику; она свойственна человеку от природы и возникает независимо от его желания, но может в качестве исполнительного средства сделать речь более выразительной.


ЖЕСТЫ И МИМИКА КАК НЕЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ
Жесты и мимика выполняют в речи две функции:
1. восполняют языковой эллипс (когда можно сказать без слов, например жест — указание на что-нибудь рукой, кивком головы);
2. способствуют достижению однозначности коммуникации, точности и выразительности речи.
В первом случае жесты употребляются во время молчания, во втором — жесты накладываются на течение речи, сопровождают речь.
Мимика (выражение лица), как и основной тон высказывания может отражать самые разнообразные чувства и настроения говорящих: радость, горе, печаль, испуг.

ПАРТИТУРА ТЕКСТА


10) Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно и т.п.
В этом перечне приведены наиболее часто употребляемые знаки в упрощенном виде.
Текст для детальной разметки обычно пишется на одной стороне листа с полями справа и слева.


ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЧТЕНИЯ.
Различают специальные и попутные упражнения. Так, проводя упражнения по грамматике и правописанию, учитель в тоже время предлагает детям прочитать вслух предложение из учебника ясно, четко и интонационно выразительно. Для данного урока эта работа не является основной, но учитель, используя случай, напоминает требование выразительности речи при чтении текста. Это попутное упражнение.

Специальные упражнения интонационного характера
1. Вычленение компонентов интонации (указать паузу, логическое ударение, темп и другие).
2. Различные высоты речевого звука (определить, на каком слове или слоге слова голос повышается; на таком слоге понижается).
3. Различение силы звучания голоса (как произносится предложение: тихо, громко, средне; какое слово в предложении звучит сильнее и т.п.).
4. Различие тембра (окраска) речи (какие предложения в тексте окрашены грустью, печалью; каким настроением проникнуто стихотворение и т. д.).
5. Произнесение предложения или текста в заданном темпе, с определенной силой звучания голоса; с заданной окраской и т.п.).
6. Самостоятельное нахождение нужной интонации в соответствии с содержанием предложения или целого текста.
Выбор видов упражнений зависит от момента работы по программе, от материала, цели урока, предыдущей подготовки детей и других условий.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УСВОЕНИЕ
ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ

1. Составление отдельных предложений по непосредственным наблюдениям детей в природе, во время экскурсий или прогулок. Произнесение их вслух с соответствующей интонацией.
2. Составление вопросов к тексту. Чтение вопросительных предложений (с нормативной интонацией вопроса).
3. Краткие или развернутые ответы на вопросы. Соблюдение нормативной интонации повествовательных предложений.
4. Связное рассказывание по впечатлениям с заданной окраской речи.
5. Передача содержания прочитанного в учебнике текста с тем или иным заданием по выразительности речи (отметить паузы, выделить важные по смыслу слова в предложении, определенные предложения произнести громче или тише, быстрее или медленнее и т.п.).
6. Произнесение или чтение текста с обобщенным заданием читать выразительно (прочесть предложение с интонацией сообщения, вопроса, приказания, одобрения, восхищения, звательной интонацией и т.д.).
7. Составление своих предложений по образцу, сравнение их с образцами по общим и различным признакам, в том числе по интонационным признакам.
8. Рассказывание по специальному индивидуальному заданию, по тексту с интересным сюжетом, неизвестным классу, или другим творческим заданием.
9. Рассказывание по личным впечатлениям.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
ОВЛАДЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЕМ И ИНТОНАЦИОННОЙ
СТОРОНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

/. ВЫСКАЗЫВАНИЯ «ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА» («СВОЯ" РЕЧЬ): 1.Рассказывание по личным впечатлениям об окружающем (о событиях, людях, их характерах, поступках);
2.Рассказывание по данному началу, середине или концу. 3.Рассказывание о своих наблюдениях в природе, о делах.
4.Рассказ по картине или ряду картин.
11-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ГОТОВОГО ТЕКСТА (ПЕРЕДАЧА «ЧУЖОЙ» РЕЧИ):
1.Слушание чтения учителя, грамзаписи, магнитофонной записи произведения, предназначенного для чтения.
2.Чтение отдельных предложений, входящих в рассказ или стихотворение (выборочно) с соответствующей интонацией.
3 .Чтение про себя незнакомого произведения с целью подготовки его к чтению вслух.
4.Подготовка к выразительному чтению произведения, разобранного в классе.
5.Самостоятельная подготовка к выразительному чтению произведения.
6.Чтение в лицах (после соответствующего анализа).

III. ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ВИДЕ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ЗАКЛЮЧЕННОЙ В ТЕКСТЕ:
1.Рассказывание близко к тексту.
2 .Подробная передача содержания
3 .Передача рассказа или сказки с изменением лица рассказчика. 4.Краткая передача содержания прочитанного.
5.Словесное рисование картины (что я вижу, когда читаю произведение).
6.Инсценирование рассказа (или его частей) 7.Рассказ по содержанию иллюстрации и др.


ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 909

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


СОБЛЮДЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ:
1. Перед началом чтения и во время длительных остановок воздух надо вдыхать через нос, так как при этом он очищается и согревается. Во время коротких остановок вдох приходится делать через рот. Это диктуется необходимостью дать легким предельно быстро и бесшумно больше воздуха:
— количество вдыхаемого воздуха не должно быть чрезмерным, иначе его трудно удержать в легких и при чтении он будет вырываться толчками;
— воздух следует набирать соразмерно с длиной фразы, расходовать экономно, не вдыхая до конца;
— пополнять запас воздуха во время пауз в противном случае смысл фразы может быть искажен;
— выдох должен быть спокойным, плавным и медленным.

Выступая перед аудиторией помните, что:
Нужно учитывать речевую обстановку (возраст слушателей, их интересы, информацию, которой располагают слушатели по теме доклада, количество присутствующих, место проведения встречи и т. п.);
Говорить надо то, что вы сами хорошо поняли и в чем горячо убеждены;
Нужно помнить о теме выступления, постоянно раскрывать ее, углублять;
Лучше отбрасывать все лишнее, второстепенное, ибо мелочи мешают увидеть и понять главное. Факты украшают выступление, делают его более убедительным;
Нужно постоянно следить за слушателями: если они теряют интерес
к докладу, попытайтесь изменить речь, привести интересный факт, задать риторически вопрос, использовать прием ответов — вопросов; Нельзя говорить слишком долго: это утомит вас и аудиторию;
Не стоит стараться перекричать аудиторию, но нельзя и говорить слишком тихо: это одинаково раздражает; Следует избегать слов—паразитов (значит, так сказать, ну и т. п.): это режет слух и мешает восприятию смысла речи; Ваша речь должна быть орфоэпически грамотна, интонационно богата: по выступлению судят о вас самом и о вашей культуре.
Таким образом, основные правила построения устной речи можно выразить шестью словами: уместно, убедительно, логично, кратко, грамотно и выразительно. Эти слова (и, конечно, памятка) — ключ к рецензированию прослушанного доклада, план его анализа.


РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В устной речи младших школьников широко распространены различные отклонения от внятности и отчетливости произношения. Все отступления от правильной речи можно разделить на два типа по характеру их произношения:
— первые связаны с нарушением чистоты произношения отдельных звуков речи;
— вторые — с нарушением ясности произношения звукосочетаний слогов, слов, предложений в речевом потоке.
НЕДОСТАТКИ ПЕРВОГО ТИПА:
— нарушение чистоты произношения отдельных звуков.
Обычно искажается произношение сонорных [Р], [Л]; свистящих и шипящих [3],[С] [Щ,[Ш],[Ж],[Ч],[Ш],[Ж] .
Ученики, имеющие какой-либо дефект дикции, пользуются особым вниманием учителя. Для каждого из них готовится комплекс упражнений, направленных на постановку «больного» звука. Комплекс включает в себя две части: А) артикуляционную гимнастику; Б) тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком.
Так для детей неверно произносящих согласный [Р] предлагаются следующие упражнения для тренировки (гимнастики) кончика языка:
«Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
«Чищу зубы»: приоткрыть рот и кончиком языка почистить с внутренней стороны верхние зубы, двигая язык из стороны в сторону.
«Слизываю варенье»: кончиком языка двигать по верхней губе сверху вниз.
«Индюк»: водить языком по верхней губе из стороны в сторону сначала медленно, затем быстро, добавлять голос.
Вторая часть комплекса — тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком (например, «Трактор работает», «Тигр рычит» и звуком в составе слов и предложений. Картавящим детям могут быть предложены для произнесения звука [Р] отдельные слова:
директор, рельс, тире, торты, портной, квартал и т.п.;
пословицы: У работающего в руках дело огнем горит.
Две сестрицы — мастерицы — друг дружке помощницы.
скороговорки: Фрол с Марком красят арку в парке;
По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил
Громко как грачи кричат!
Завтракать зовут грачат.
стихотворные отрывки:
Трамваи обычным Семь артистов петь
рейсом желают,
Плывут по подводным семь артистов дружно
рельсам. лают.
(В .Яковлев) (С.Михалков)
загадки:
Рученька — ручища, Стелют на кровать
Что в земле ты ищешь? меня
Ничего я не ищу, Называюсь...
Землю рогом тащу. (Простыня)
Учитель знакомит учащихся всего класса с физиологией произношения звуков, а также проводит индивидуальную работу с детьми, имеющими дефекты речи, отрабатывая правильную артикуляцию звука.

НЕДОСТАТКИ ВТОРОГО ТИПА:
нарушение ясности произношения, звукосочетаний, слогов, слов, предложений в речевом потоке.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 909

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


5. Загадки. (см. Дидактический материал )
6. Игры. Например, игра «Поезд». Учитель: Паровоз кричит:
«Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так, так,
так-так-так!»
Дети строятся в затылок друг другу, берутся за локти и имитируют движение поезда. Как идет поезд? (Ч-ч-ч) Как гудит паровоз? (У-у-у) Как он выпускает пар? ( Ш-ш-ш)

7. Чистоговорки.


АРТИКУЛЯЦИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

[С] — губы как бы в улыбке, кончик языка за нижними резцами воздушная струя проходит посередине языка.
[3] — образуется как [С], но с прибавлением голоса.
[РД] — передняя часть языка прижимается к переднему краю неба, а кончик упирается в нижние зубы. Воздух прорывается между языком и небом, (состоит из двух смежных звуков
[Ш] — язык поднят ковшиком кверху, воздушная струя проходит посередине языка. Губы слегка округлены.
[Ж] — образуется как [Ш], но с прибавлением голоса.
[Ч] — губы округлены, кончик касается неба, затем быстро открывается, отбрасываемый сильной воздушной струей.
[Ш] — сначала надо произнести [Ш], а затем быстро [Ч], так, Щ чтобы получился звук [Ш], обозначаемый буквой Щ.
[Р] — язык поднят за верхние зубы и дрожит.
[Л] — кончик языка вверху, середина опущена, воздушная струя проходит в опущенной части.
ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.
Учитель произносит различные звукоподражания. Дети отвечают: кто это? или что это?
У-ууу... — гудок паровоза
Мууу... — мычание коровы
Ку-ка-ре-ку — крик петуха
Меее... блеяние овцы
Ду-ду-ду — игра на дудочке
Шиии... — шипение гуся
Шу-шу-шу — шуршание листьев
Кап-кап-кап — капание дождя
Дзинь-дзинь-дзинь — звон блюдец
Тук-тук-тук — стук колес поезда
Цок-цок-цок — цоканье копыт
Га-га-га — крик гусей
Мяу-мяу-мяу — мяуканье котенка
Кар-кар-кар — карканье вороны
(Произнести громче-тише, передать голосом различные чувства)
Учитель показывает картинки, на которых изображены животные. Дети подзывают животных: кис-кис, цып-цып, Шарик-Шарик.

Игра «Позовем животных»
Надо позвать детей. Учитель делит детей на 2 группы. Одну группу ставит рядом ( они будут говорить "ау" тихо), а другую группу в отведенное место (находятся далеко, поэтому будут говорить громко).

Игра «Ветер».
Учитель предлагает детям послушать, как гудит легкий ветерок (произносит тихо звук [В]: ввв...) Затем вместе произносят и слушают, как гудит сильный ветер. По указанию учителя дети подражают попеременно гудению легкого ветерка и сильного ветра.

Игра «Угадай, кто это произносит?»
Учитель предлагает содержание игры. "Дети пошли гулять. На полянке много цветов. Над ними летает и жужжит пчела, (громко, длительно произносится звук [Ж]. Идут дети дальше: видят в кустах паук сплел паутину. В паутину попала муха [3].)

А теперь послушайте и угадайте, кто это произносит — пчела или муха. (Учитель произносит звук [Ж] громко и длительно, звук [3] тихо и недолго).
Потом учитель делит детей на 2 группы: одни изображают пчел, другие — муху.

Игра «В зоопарке»
—Кого видели в зоопарке? Показывает картинки с изображением зверей и птиц, в названиях которых есть звук [Р]: тигр рычит —ррр..., ворона каркает — каррр..., ежик фыркает — фрррр..., сорока трещит — тр-тр-тр.. и т.д.

Игра «Подбери по форме»
Учитель чертит на доске круг, прямоугольник, квадрат, овал. Детям раздает предметные картинки с изображением барабана, рамы, тетради, рыбы, сковороды и др., в названиях которых есть звук [Р].
Задание: четко назвать предмет, изображенный на картинке, определить на какую фигуру похож, положить под соответствующую фигуру.



Игра «Кто за кем или что за чем следует?»
Учитель подбирает предметы и игрушки, в названиях которых есть звук [Р] (кораблик, грузовик, конверт и т.д.), сказать что за чем стоит.
Там, где возможно и уместно, для развития звуковой культуры речи учитель вводит в урок рифмованные чистоговорки, скороговорки, считалки, стихотворения, загадки, пословицы.
ЧИСТОГОВОРКИ


Игра-скороговорка «Барабанщик».
«Представьте, что вы играете на барабане. Ваши палочки (Руки со свободными кистями) легко отскакивают при каждой ударной гласной в
слове. Не бейте сильно по барабану. Ударные гласные летят легко, свободно. Будем маршировать произнося текст, четко выговаривая звук [Р], четко [П], [Б].
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Била Била
Бурю. Бой.
(И. Сельвинский)

Игра-скороговорка «Растеряха»
«Произнесем скороговорку то медленно, то быстро. Надо оправдать такое произнесение. Каким способом? Представьте себе, что вы «вороны», летите и «каркаете», пугая птиц.
В огоррроде Огорррод
Огорррожены не огорррожен
Рррастеррял не разыщете
горррох Горррошин.
Горррошины. (Г.Усач)
Вот вы уже «сороки-сплетницы». Влетели и выпалили слова скороговорки. Слова сыплются «горохом» — часто-часто. Но все о чем вы говорите, должно быть понятно.
Подобным образом можно разыграть другие скороговорки, чистоговорки, стихотворения.


РАБОТА НАД СРЕДСТВАМИ ОБРАЗНОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Изобразительные средства языка всегда метки, эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей.
Изобразительные средства языка художественных произведений: тропы (сравнения, эпитеты, метафоры), синонимы, антонимы, омонимы.
ТРОПЫ — это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
СРАВНЕНИЕ — простейший вид тропа. Заяц выскочит, станет столбиком, лес весь в росе, как в серебре.
ЭПИТЕТ — это художественное определение, дающее яркое образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. Чаще всего эпитет — прилагательное:
Седые туманы плывут к облакам. (А. Пушкин)

Может быть выражен именем существительным:
Идет волшебница — зима. (А. Пушкин)

Или наречием:
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит, (А. Пушкин).

Не следует любое определение считать эпитетом. Так в последнем примере определение зимней эпитетом не является: оно просто обозначает время года и не несет на себе скрытого, образного иносказательного значения. Следующее за ним определение скучной — эпитет, так как в прямом значении это слово может быть применено лишь к живому существу, к человеку, для характеристики его настроения.
Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определен.
Важно приучать учащихся обращать внимание на эпитеты, сравнивать их. Так в рассказе Г. Скребицкого «На лесной полянке зимой» (1 класс «Тропинка». Л.А.Бондаренко) снег назван пушистым.
Эпитет «пушистый» может быть объяснен так: «Снег назван пушистым, потому что он легкий, как пух», В другом рассказе («Первый снег») Г.Скребицкий называет снежинки мохнатыми. Какая разница между словами пушистый и мохнатый?
Если в первом классе учащиеся объясняют эпитеты (без употребления термина), то во 2 и 3 классах следует обратить внимание на эмоционально — экспрессивные оттенки слов, употребленных в роли эпитетов, на общее настроение, создаваемое ими. Прекрасным примером служит стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро». Эпитеты мутном, бледное, мрачное создают печальное настроение; эпитет великолепными рядом с определением голубыми отражает радостное настроение поэта.
Огромной изобразительной силой обладает МЕТАФОРА. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. Объяснение метафор начинается в 1 классе. Дети читают стихотворение А. Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул завыл — и вот сама Идет волшебница-зима. В этом стихотворении много метафор. Зима наделена способностью дышать, выть, идти. Явления зимней природы названы проказами матушки — зимы.
Метафора не только образ, в метафоре скрыт глубокий смысл, дан намек на понимание «второго плана». Вот, например, стихотворение— миниатюра Е. Серовой:
. Ветерок спросил, пролетая:
— От чего ты, рожь золотая? И в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!
Во второй строке золотая — эпитет к слову рожь. Учащиеся могут объяснить, что созревшая рожь золотистого цвета. Но четвертая строка золотые руки растят представляет собой метафорическое выражение. Учитель объясняет:
— Если кто-то умело работает, про него говорят золотые руки. Рожь растят люди, а не руки, значит, золотые руки у людей, у тружеников, у колхозников.
СИНОНИМЫ — это слова, по разному называющие одно и то же понятие. Они различаются по эмоциональной экспрессивной окраске и по сферам употребления.
Идет — по деревьям шагает-трещит по замерзлой воде.
Н.Некрасов. «Не ветер бушует над бором» Идет, шагает, трещит — синонимы, обозначающие движения.
АНТОНИМЫ — слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы:
Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска...
(А. Пушкин. «Зимняя дорога»)
МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА. В многозначных словах одно значение выступает, как основное, а другое (или другие) как вторичное. Например, яблочко (фрукт) — основное значение, яблочко (мишень) —вторичное.
ОМОНИМЫ — слова, одинаково звучащие, но имеющие совершенно различные, не выводимые сейчас одно из другого значения (Овсянка— каша, овсянка — название птицы)




ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА
1. Обнаружение в тексте образных слов.
2.Объяснение значений слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанных учителем.
3.Иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: Какую картину ты представляешь себе?
4. Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении.
5. Отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов.
6. Специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов.

Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
1 класс (программа 2001г.) — 43 слова;
2 класс (программа 2001г.) — 52 слова;
3 класс (программа 2002 г.) — 59 слов;
4 класс (программа 2002 г.) — 81 слово.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.
Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они смогли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно -развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои отличительные, характерные черты.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Например, учитель говорит детям: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них» (искомое слово медведь ):


Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:

Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили?» Возможный ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с прямоугольника, который выделялся ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны;».
По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, он предлагает учащимся: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке:

Какие это слова? Как вы их нашли? «Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед. Чтобы их определить, надо вначале соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у которых точки стоят внизу».
С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием предыдущего приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей боле напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь. Подобный результат обеспечивается необходимостью для школьников во время ответа характеризовать действия, связанные с определением слова, так как на поставленный учителем вопрос (или вопросы) дети должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением или умозаключением.
Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя: « Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
Каждому числу соответствует определенная буква:

Какие это слова?» (Искомые слова капуста и картофель.) Пример задания с частичными указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр:

и ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3 . Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово солома.)
В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» (искомое слово берёза):
ПФБКТХЕЩСРЧЁЩЗЦА

При изучении темы «Местоимение» учитель может предложить такое задание: «Каждому данному местоимению соответствует определённая буква, указанная в скобках: мне(с), меня(е), я(б), меня(е), обо мне(а), мной(д). Вы сможете назвать новое слово из «Словарика», с. которым мы познакомимся на уроке, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках». (Искомое слово беседа.}


В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова: выд...вить, охр...нять, б...лезнь, кр...сителъ, зн… чение, умн... жать, аб... жур, сл... мался, л... скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово вокзал.)
Для дальнейшего развития основных свойств внимания, оперативной памяти задания такого типа постепенно усложняются за счёт плавного увеличения количества ориентиров при поиске искомого слова. Например, учитель читает словосочетания: скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска. Предлагает детям задание: «Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная а, и вы узнаете новое слово из «Словарика». (Искомое слово свобода.)
Если на уроке ставится цель повторить или обобщить изученное, то на нём вполне уместно упражнение с таким заданием: «Вы назовёте новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы-ответы».

Чтобы расшифровать схему, учащиеся сопоставляют её части и рассуждают вслух (при коллективной работе) или про себя (при индивидуальной). Так по первой схеме рассуждение может быть следующим: «Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Слово озеро среднего рода. Значит, в ответе будет буква с». Соответственно выясняется падеж, окончание и т.д. в следующих схемах,
по порядку соединяются полученные буквы-ответы. В данном случае искомое слово сверкать.
В следующем приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объём и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учитель сообщает: «Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова.
Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове солома.
Задание 2.Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок.
Задание 3.Третья буква обозначает парный глухой мягкий согласный в слове вернуть.
Задание 4.Четвёртая буква является последней в корне слова север.
Задание 5. Пятая буква — это окончание в слове яблоко». (Искомое слово метро).
Дополнительным преимуществом приёмов этой группы является то, что их использование углубляет знания и умения учащихся по изучаемым темам русского языка и не требует непредусмотренных временных затрат, поскольку эти упражнения есть не что иное, как нетрадиционные виды словарных диктантов, грамматического разбора, творческих работ, которые просто переносятся из одного структурного этапа урока в другой.
Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. В зависимости от того, с каким предметом осуществляется связь, здесь также возможны разные варианты. Пример задания на использование знаний по математике: «Посмотрите на изображенный квадрат и шифр к нему:
1 6 7 8 9
2 Л В К Ж
3 Б А Д ь
4 У Ф м и
5 П Г Т о

Шифр
16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква) 40 (5-я буква), 27 (6-я буква).
Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произведёте необходимые вычисления, то узнаете новое слово и





Пожалуйста, оцените конспект - Учимся с радостью:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: gubrienko-e 19 марта 2009 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн