");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Взаимодействие школы и семьи


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Взаимодействие школы и семьи


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Взаимодействие школы и семьи
ВВЕДЕНИЕ
При новых приоритетах и ценностях развития украинского общества технократический подход к образованию уступил место культурно-гуманистическому. Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер предопределяют чрезвычайную актуальность проблемы культуры межличностных взаимоотношений, воспитания ребёнка в семье и её защитно-охранных функций.
Нормативно-правовой базой семейного воспитания выступают огромное количество государственных документов: Конституция Украины, Национальная доктрина развития образования (2002), Национальная программа "Дети Украины" (2000), Государственная целевая комплексная программа "Учитель" (2001), Программа "Украинская семья" (2001); нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность системы семейного воспитания, — Семейный кодекс Украины (2004), "О государственной помощи семьям с детьми" (2002), "О предупреждении насилия в семье" (2002), "Об охране детства" (2001). Для всестороннего развития семьи как основы общества, улучшения положения семей, укрепления имиджа и статуса семьи, повышение уровня духовных, моральных ценностей и авторитета украинской семьи принят Указ Президента Украины "О безотлагательных дополнительных мерах по укреплению нравственности в обществе и утверждению здорового образа жизни" за№ 258 от 15 марта 2002 г. В течение 2005 года было принято 14 Указов Президента Украины о помощи семьям при рождении ребёнка и поддержке семей с детьми до 3-х лет, об увеличении пособий и пенсий детям-сиротам, детям-инвалидам и по уходу за ребёнком-инвалидом, увеличились пособия детям, находящимся на опеке граждан.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 922

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


I.3 Основные функции взаимодействия педагогов с родителями учащихся
Задачи взаимодействия:
— формирование активной педагогической позиции родителей;
— вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
— активное участие родителей в воспитании детей. Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
— изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
— группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
— анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
— информационная;
— воспитательно-развивающая;
— формирующая;
— охранно-оздоровительная;
— контролирующая;
— бытовая.
Основным субъектом воспитательной работы с родителями учащихся в школе является классный руководитель. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя. В некоторых случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным и уголовно-процессуальным): при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, в случае решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечения детей в противоправную деятельность.
Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями родителей.
I.4 Типы возможных конфликтов классного руководителя с родителями, их причины и способы разрешения
Общеизвестно, что педагогическая деятельность классного руководителя не ограничивается отношениями в дихотомической системе "педагог - ученик". Одним из важнейших направлений его деятельности является работа с родителями. Педагог определяет содержание и инструментарий педагогического влияния на ребенка в соответствии с особенностями вос¬питания ребенка в семье, семейными проблемами, ценностями и интересами ребенка и его родителей.
По роду своей деятельности педагог вынужден не только советоваться с родителями, планировать совместно с ними систему педагогического воздействия на ребенка, но и мягко корректировать отношения родителей к детям, давать им рекомендации, предъявлять требования. Педагог для родителей является тем социально значимым субъектом, в нормативно-оценочном комплексе суждений которого преломляются результаты воспитания ребенка в семье. Родитель от классного руководителя узнает о поведе¬нии ребенка в школе, его успехах в учебной и общественной деятельности, о взаимоотношениях с одноклассниками, о социальном статусе и т.д.
Далеко не всегда даже самые объективные оценочные суждения педагога о ребенке совпадают с ожиданиями и мнениями родителей. Исследования опасений 300 родителей по поводу отношения учителей к детям показали следующие результаты; 72% родителей считают, что к их ребенку явно предвзятое отношение педагогов школы; 34% отметили, что их детям снижают отметки по отдельным предметам; 28% указали, что учителя игнорируют их детей; 26% утверждали, что педагоги не понимают индивидуальности их ребенка. 21% респондентов отмечали, что их детям не дают проявить себя; 54% не удовлетворены системой воспитания детей в школе, а 63% - уровнем обучения и профессиональной компетентностью педагога.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о наличии множества причин и оснований для возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и родителями. Анализ проблем, возникающих во взаимоотношени¬ях родителей и педагогов, позволил нам выявить следующие основные при¬чины конфликтов между ними:
— опасения быть непонятым;
— опасения быть невыслушанным;
— предубеждения в неискренности;
— предубеждения в предвзятом отношении;
— видение врага в оппоненте;
— опасение подавления позиции "Я" позицией "Он" (педагог);
— опасение непринятия интересов, потребностей оппонентом;
— сомнения в профессиональной компетентности;
— собственные амбиции;
— перенос собственного травмирующего опыта на педагогическую ситуацию;
— конфликты между педагогами и детьми, между детьми и родителями, конфликты в семье, конфликты между учащимися;
— отсутствие объективной информации о событиях, ситуации;
— желание переложить ответственность за воспитание ребенка на пе¬дагога; — реальные педагогические просчеты учителя.
Существуют и другие причины, более глобальные, связанные с экономической, социальной, политической нестабильностью в обществе и более глубинные, связанные с физическим и психологическим здоровьем детей, родителей, педагогов. Однако, независимо от причин возникновения конф¬ликтной ситуации, классный руководитель может предотвратить переход ее в фазу инцидента. Чтобы достичь успеха в этом сложном деле, педагогу следует учитывать следующие рекомендации.
1. Опишите проблему, какой ее видит каждая сторона (сам педагог и родитель).
2. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личности родителя.
3. Внимательно слушайте собеседника. Будьте внимательны к его чувствам.
4. Проявите желание и наберитесь терпения, чтобы рассмотреть все возможные варианты решения.
5. Найдите то общее, что позволит продвигаться к согласию.
6. Если вы не уложились в определенное время или не выяснили все вопросы до конца, договоритесь о новой встрече.

I.5 Единые педагогические требования к родителям по воспитанию детей
1. Родители воспитывают доброго человека, активного общественного деятеля, хорошего и добросовестного работника.
2. Хорошая, здоровая обстановка жизни ребенка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный пример - главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей в семье.
3. Физическое воспитание детей - первейшая обязанность родителей Родители обеспечивают детей питанием, одеждой, обувью, приучают заниматься физкультурой, укрепляют здоровье детей в разнообразном труде, создают культурно-гигиеническую обстановку жизни детей в семье и т.д.
4. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через участие в домашнем и учебном труде, в общественно полезной работе, это особенно ценно, если дети приучаются преодолевать трудности.
5. Развитие у детей доброты, честности, правдивости, скромности, требовательности к себе и другим, сильной воли, твердого характера - очень важная задача родителей в нравственном воспитании детей.
6. Вместе с учителем, классным руководителем родители определяют режим дня школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей устанавливаются с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья и т.п. Очень важно умение родителей контролировать выполнение детьми режима дня.
7. Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, расширение общекультурного кругозора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители об улучшении успеваемости детей, о приобретении детьми прочных и глубоких знаний, практических навыков.
8. Отец и мать постоянно следят за тем, что и как дети читают, какие смотрят кинофильмы, умеют ли пересказывать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, кинофильм, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы.
9. Родители интересуются общественной работой детей, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей.
10. Родители помогают в подборе друзей своим детям, приучая их брать пример с хороших товарищей и оказывать положительное влияние на плохих друзей.
11. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать любить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в труде. Главное же - бороться за нравственную красоту самого человека. "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли" (А.П.Чехов).
12. Родители создают в семье традиции, соблюдают хорошие семейные обычаи, приучая детей соблюдать и продолжать их. Хорошие традиции укрепляют семейный коллектив.
13. Нельзя допускать противоречий и споров родителей при детях о методах воспитания, о средствах наказания и т.п. В вопросах воспитания детей старшие должны действовать согласованно.
14. Родители видят в школе своего друга и руководителя, помогают администрации школы, учителям, родительскому комитету. Поэтому родители не должны при детях критиковать школу и учителей, обязаны поднимать в глазах детей авторитет школы и требовать от них точного выполнения просьб и требований учителей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в школе следует высказывать только учителям и руководителям школы в тактичной форме на собраниях и в индивидуальных беседах.
Для формирования единых педагогических требований к родителям по воспитанию детей организуется всеобуч с учётом педагогического уровня родителей, их социально-нравственной и правовой позиции. Содержание работы с родителями классный руководитель определяет на их конкретных затруднениях в воспитании детей, выявленных в ходе посещения семей, их анкетирования.(Приложение № 2)
I.6 Формирование единства требований семьи и школы к трудновоспитуемым подросткам
Сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи является важнейшим принципом образования.
В осуществлении указанного триединства школе принадлежит ведущая роль как учреждению высшей педагогической квалификации. Она призвана выполнять руководящие, координирующие, корректирующие и просветительные функции по отношению к семейному воспитанию. Это положение в полной мере относится и к организации процесса перевоспитания.
А. И. Кочетов в книге "Мастерство перевоспитания" выделяет пять составных элементов мастерства перевоспитания.
1. Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определять эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, общественности, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.
2. Высокая педагогическая грамотность и психологическое чутье, кото¬рые необходимы для выяснения трудновоспитуемости, уровня воспитанно¬сти ребенка, понимания особенностей его поведения в различных состояни¬ях.
3. Педагогический такт и педагогическая этика, благодаря которым складываются нормальные отношения с трудными детьми, становится возмож¬ным самовоспитание, нормализация семейной жизни, детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.
4. Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь учителей, родителей, общественность и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков.
5. Методика и стиль воспитания, выработанные учителем на основе своего опыта, с учетом имеющихся дарований и способностей, "окрашенные" своей индивидуальностью. Этот компонент дарований педагогичес¬кого мастерства особенно важен. Трудным детям ведь и самим тяжело. Им нелегко выносить собственный испорченный характер, трудно учиться, за¬воёвывать авторитет среди сверстников, восстанавливать свое доброе имя. Надо помочь им возненавидеть плохое в себе, найти и обрести себя, а это может лишь педагог, который непрерывно совершенствует свое мастерство.
Овладев этими элементами педагогического мастерства, постоянно совершенствуя себя, меняя стиль и методику, содержание и формы работы с детьми и достигнув единства взглядов школы и семьи, педагог может добиться исправления деформированного поведения личности. Сделать единомышленниками родителей "трудных" учащихся педагогам не всегда легко. Формирование педагогических знаний родителей и их практических навыков в воспитании осуществляется в процессе педагогического всеобуча, собраний, индивидуальных бесед и др. Все формы и методы работы с родителями должны быть целенаправленными на постепенное осознанное восприятие и реализацию ими единых педагогических требований к родителям.
В результате анализа семей для каждой категории родителей выбираются формы и методы педагогического обучения, определяется содержание. Так, например, для родителей педагогически запущенных подростков в нашей школе были проведены следующие родительские лектории:
1. Лекция "Повышение ответственности родителей за воспитание детей в семье". Встреча с работниками административных органов.
2. Лекция "Круг общения наших детей, его влияние на формирование нравственного поведения".
3. Лекция "Антиалкогольное воспитание в семье".
4. Лекция "От наркомании к преступлению - один шаг". Встреча с наркологом, юристом.
Все лекционно-практические занятия были направлены на формирование осознания ответственности за будущее своего ребенка и умений искоренять ошибки семейного воспитания: осуществление присмотра вместо воспитания, отсутствие целенаправленности в воспитании, негатив¬ный пример родителей и т.д.
Первым шагом педколлектива нашей школы к формированию единства требований была памятка для родителей, а стимулом к получению педагогических знаний – подборка основных положений А.С.Макаренко о семейном воспитании , которые были вручены им на втором занятии.
Памятка для родителей
1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов и воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Не делайте замечаний о работе учителей в присутствии детей.
2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не можете, сообщите обязательно классному руководителю.
3. Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка (спрашивайте: "Что ты сегодня узнал нового?" вместо традиционного "Какую сегодня получил оценку?"). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
4. Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Главное - возбуждать интерес к учению.
5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: "Почему?", "Докажи", "А можно ли по-другому?".
6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, шко¬ле) до конца.
8. Обязательно оказывайте посильную помощь школе в организации внеклассной работы, походов, экскурсий, изготовлении наглядных пособий и т.д. Ваша помощь школе положительно скажется на вашем ребенке, по¬может вам овладеть искусством воспитания.
9. Установите постоянный режим ученика:
— время сна, приема пищи, отдыха, учения и труда;
— отведите постоянное место для занятий дома.
10. Вместе со всеми старшими в семье приучайте ученика, чтобы он:
— утром, сделав гимнастику, обтерся полотенцем, убрал постель, почис¬тил зубы, умылся, оделся, причесался, вовремя пришел в школу, имея с собой все необходимое для занятий;
— придя из школы, переоделся, вымыл руки, поел, отдохнул;
— в чистоте и порядке содержал свой рабочий уголок;
— учебные задания готовил самостоятельно, прилежно помогал стар¬шим в домашнем хозяйстве, ежедневно выполнял пусть небольшие, но нуж¬ные постоянные поручения (по уборке, уходу за младшими и т.д.);
—больше времени проводил на свежем воздухе;
—уходил из дому только по разрешению старших;
—знал и точно придерживался правил для пешеходов и пассажиров;
—с вечера подготавливал в школу все, что надо взять завтра; чистил свою одежду и обувь;
—в установленное время ложился спать, пожелав домашним спокойной ночи.
А. С. Макаренко об основах семейного воспитания
(В помощь родителям)
Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями... Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
1. Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но на первом месте – родители и педагоги.
Если вы родили ребенка - значит на много лет вперед вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, все ваше внимание, всю вашу волю.
2. Воспитание начинается со дня рождения.
До пяти лет закладываются основы дальнейшего развития личности. Родители воспитывают детей в каждый момент своей жизни, а материалом для воспитания будущей личности является жизнь во всех ее многообразных
проявлениях. Научить человека быть счастливым нельзя, а воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
3. Правильно воспитывать детей значительно легче, чем перевоспитывать. Для перевоспитания нужно больше знаний, сил, терпения. В хорошей семье нет нужды в наказании. Хорошее в человеке надо проектировать. В каждом ребенке есть что-то хорошее, его нужно заметить, поддержать, разв¬ить.
Каждый член семьи обязан уважать право на радость и обязанность ответственности.
4. В семейном воспитании решающую роль играет моральный облик родителей.
Авторитет родителей не дается от природы, его нужно завоевать. Причины неудач - не в недостатке времени, а в том, что не формирует¬ся умение сопротивляться отрицательным влияниям.
5. Семья - это первичный коллектив общества. Если в семье несколько детей, их легче воспитывать, чем одного. Детей нужно научить действовать целесообразно и спокойно. Всю жизнь детей должна пронизывать игра. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.
6. Как в школе, так и в семье, обучение должно сочетаться с воспитанием.
Если родители полностью используют газеты, книгу, кино, театр, музей, то они очень много дадут своим детям в области знания и в деле воспитания характера. В семье надо организовывать посильные, все усложняющиеся трудовые поручения, но так, чтобы они не срывали основной деятельности школьника - учебы, а помогали ей. Семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека. Роди¬тели должны регулярно знакомить детей с финансовым планом семьи.
7. Забота отца и матери о здоровой семье.
Во всех семейных разногласиях отец и мать могут прийти к единому мнению, чтобы дети не видели раздоров и не доходило до разрыва. Личный пример отношений между отцом и матерью является основой полового воспитания детей, подростков и юношей.
8.Нет готовых рецептов семейного воспитания.
Единых советов тем более нельзя давать потому, что каждая семья представляет явление индивидуальное. Все взрослые члены семьи договариваются о единых требованиях и применяют их с тактом и мудростью.
Памятка родителям
В Вашей семье и под Вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель, будущий борец. Если Вы воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только Вам, но и многим людям и всей стране.
А.С. Макаренко
— Авторитет - это Ваше влияние на ребенка, Ваша значимость в его детской жизни. Пользуясь своим влиянием, помогайте ребенку стать чело¬веком общественно ценным и счастливым.
— Воспитайте у своего ребенка чувства товарищества, взаимопомощи, доброты. Научите его чуткости, сопереживанию, отзывчивости и, одновременно, требовательности к себе и другим.
— От Вас зависит, будет ли ребенок трудолюбивым, любознательным, настойчивым, честным.
— Отдавайте свое свободное время детям: посещайте с ними театры, кино, выезжайте на природу, радуйтесь жизни, ищите к ней хорошее - вот те качества, которые могут способствовать человеческому счастью, а значит и счастью семьи.
—Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, способности, привлеките Ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем.
А.С. Макаренко














II. СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Настоятельным требованиям сегодняшнего дня является не поиск отдельных эффективных форм и методов работы, а обоснование и утверждение системы работы школы с родителями при обязательности совершенствования всех форм и методов ее.
Определение системы работы - одна из сложнейших задач, стоящих перед педагогическим коллективом и руководителями школы. В ней должны быть научно-обоснованные компоненты, самый точный и полный учет специфических условий работы каждой школы, координация усилий всех параллельно действующих воспитательных и культурно-просветительных учреждений микрорайона, особенности социального состава родителей. Все определяет временные и количественные параметры работы, периодичность и длительность различных мероприятий с родителями, основные направления работы с ними, формы и программу педагогического просвещения родителей.
Одной из целевых установок в этой системе должно быть развитие активности родителей как воспитателей. Руководствоваться в этой работе педколлективам необходимо законами государства и основами законодательства об образовании.
Всю работу с родителями необходимо строить на основе доверия к воспитательным возможностям родителей и превращения их в активных помощников школы по всем направлениям ее деятельности.
Система работы с родителями должна включать:
-глубокое изучение социального состава родителей, материального положения, педагогической грамотности, индивидуальных особенностей, семейного микроклимата;
-педагогический всеобуч родителей;
-родительские собрания;
-работу родительских комитетов;
-советов отцов;
-индивидуальную работу с родителями;
-дни открытых дверей для родителей;
-контроль и руководство за данным направлением работы школы.
Данные о членах семьи, их социальном положении должны быть известны из личного дела школьника. Но система работы школы с родителями должна обеспечивать решение главной и нелегкой задачи: знать семью, тактично контролировать направлять семейное воспитание, своевременно помогать родителям в осуществлении его. Эта задача предполагает особые отношения, особый педагогический подход, особые формы и методы, в основном систематическую индивидуальную работу с родителями.
Что такое знать семью?
Каждая семья - особенная: со своей психологией внутрисемейных отношений, с определенным уровнем культуры и развития духовных потребностей, с различной направленностью интересов и ценностной ориентацией, со своеобразной организацией быта, распределением ролей и обязанностей, со своей профессиональной и возрастной атмосферой, со специфичностью широты и прочности внешних контактов семьи как коллектива, с конкретными материалами и бытовыми возможностями удовлетворения различных потребностей своих членов и организация воспитания. Именно это составляет содержание понятия "педагогический климат семьи".
Знать семью означает для классного руководителя уметь оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти психолого-педагогические основы установления контактов с тем или иным коллективом при обязательности индивидуального подхода к разным его членам: отцу, матери, бабушке, ученику и т.д.
В практике работы школы сложились различные формы индивидуальной работы с семьей. Все они эффективны, если основаны на подлинном взаимопонимании, а не на желании переложить ответственность друг па друга.
При вызове родителей в школу необходимо избегать главных ошибок вызов для сообщения о том, что ребенок "что-то натворил", "наполучал двоек". Это заранее вызывает негативную реакцию родителей. Не вести разговоров на перемене в коридоре, в учительской, где все учителя высказывают свои претензии и где разговор заканчивается традиционным "не знаем, что делать с Вашим сыном". Не следует всегда связывать вызовы родителей в школу с какими-то "чрезвычайными" обстоятельствами, с проступками ученика. Всякую встречу с родителями надо рассматривать как педагогическую консультацию, не ограничиваться информацией о поведении и учении ребенка.
Необходимо и самому получить нужную информацию об учащихся, рекомендовать меры воспитательного воздействия, к таким встречам надо готовиться: проанализировать успеваемость и поведение ученика, побеседовать с учителями-предметниками, активом класса.
Используя в работе с родителями очень распространенную и наиболее подвижную форму - записи в дневнике, надо помнить: дневник - школьный документ, а не "штрафной журнал".
Изобилие записей: "Ваш сын бездельник и лентяй!", "Товарищи родители! Когда Вы, наконец, займетесь воспитанием своего ребенка?" приводит к тому, что учащиеся, "забывают" дневники, зачеркивают неприятные строки. Педагогический такт, уважение личности ученика и родителей, корректность, не только промахи, но и успехи школьника - необходимые требования к форме и содержанию записей в дневнике.


III. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока:
- повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
-участие родителей в управлении школой.
Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.
Повышение уровня психолого-педагогических знаний:
-университет педагогических знаний,
-лекции, семинары, практикумы,
-конференции,
-открытые уроки и классные мероприятия,
-индивидуальные тематические консультации,
-творческие группы, группы по интересам.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
-родительские собрания,
-организация кружков, секций, клубов,
-совместные творческие дела,
-помощь в укреплении материально-технической базы,
-родительский патруль,
-индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, "трудными" подростками.
Участие родителей в управлении школой:
-совет школы,
-комитет общественного контроля,
-классные советы, классные родительские комитеты,
-совет содействия семье и школе
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
Рассмотрим комплекс методов и форм совместной работы с родителями, наиболее часто используемых в опыте школ.
Методы изучения семьи:
-наблюдение,
-беседа,
-тестирование,
-анкетирование,
-деловая игра,
-анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению, Накопление психолого-педагогических знаний должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Одна из наиболее часто используемых форм работы с родителями – это родительское собрание. Эта форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесно¬го сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда в них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успе¬ваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на заседании родительского комитета.
При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:
1. Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка
2.Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
3.Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе).
4. Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность взаимопонимание, взаимопомощь).
5. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, педагоги целенаправленно разнообразят формы взаимодействия: организуют красивые встречи, проводят интервью, анкетирование семьи, психологические тренинги, коллективные обсуждения статей и т.п.




IV. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДКОЛЛЕКТИВА НОВОКРЫМСКОГО УВК С РОДИТЕЛЯМИ
"Все мы родом из детства".
"Все - и хорошее и плохое - человек получает в семье". Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.
Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но за воссоздание определенного образа его жизни.
Повседневная жизнь ребенка так трудно, что он нуждается в постоянной поддержке как со стороны учителей, товарищей по классу, друзей, так и стороны родителей. Эта поддержка создает психологический комфорт и помогает школьнику лучше учиться и приобретать нравственные черты характера.
Поэтому успешное обучение и воспитание каждого ученика и ученического коллектива в целом могут осуществляться в полной мере лишь в том случае, если будет обеспечено взаимодействие воспитательной системы школы с семьей, более ранее привлечение родителей к участию в общественном воспитании детей, усилении ответственности семьи за своего ре¬бёнка.
Исследование, проводимое в школе, показало, что уже к 7-8 классу определенная часть детей, почти полностью отдаляется от семьи, перестает доверять отцу и матери. Возникают негативные отношения по отношению к любым требованиям старших. Именно школа должна помочь родителям вовремя понять, что происходит с их ребенком; научить родителей тактично, но вместе с тем достаточно твердо и последовательно реагировать на сложные конфликтные переживания. Школа должна осуществлять педагогическое руководство семейным воспитанием.
В организации работы с родителями учащихся педколлектив исходит из единства целей и задач, которые призваны решать семья и школа по воспитанию детей. На наш взгляд, важнейшим элементом воспитания детей в условиях современной жизни является воспитание разумных потребностей: биологических, трудовых, духовных.
Основными задачами педагогического руководства семейным воспитанием в школе являются следующие:
1. Вооружение родителей основами теории и практики воспитания детей, необходимыми знаниями по педагогике, психологии, медицине, праву.
2.Формирование у родителей умений и навыков, необходимых для правильной организации воспитания детей в семье.
3.Приобщение родителей к активной деятельности по воспитанию детей в школе.
Система работы в школе с родителями включает в себя:
- глубокое изучение социального состава родителей, материального положения, педагогической грамотности, индивидуальных особенностей, семейного микроклимата;
- педагогический всеобуч родителей;
- родительские собрания;
- работу родительских комитетов;
- индивидуальную работу с родителями;
- дни открытых дверей для родителей;
- контроль и руководство заданным направлениям работы школы.
Создание целостной системы подготовки родителей к осуществлении семейного воспитания классные руководители школы начинают с изучения социального состава семей, их общественно-воспитательных возможностей.
Ежегодно, в начале сентября, проводится во всех классах анкетирование среди родителей. (Приложение №1)
В результате школа получает информацию о тех устойчивых и достаточно обобщенных характеристиках, которые описывают семью как целостную систему. Учителя узнают достаточно хорошо не только стандартную информацию о ней (состав, место работы взрослых, профессия, материальная обеспеченность, жилищные условия и т.д.), но и культурный уровень семьи (образование членов семьи, наличие и объем библиотеки, что из нее читают дети, что выписывает семья по инициативе детей, каковы семейные традиции и праздники). В результате посещения учащихся на дому, индивидуальных бесед с родителями, специальных опросников, школа знает о реальных воспитательных возможностях семей (взаимоотношения между родителями и детьми, между отцом и матерью, о степени родительского авторитета, о внимании взрослых своим детям, о методах воспитания в семье, мерах поощрения и наказания, об уровне выполнения единых требований школы). И еще выявляются внесемейные влияния на ребенка или подростка: друзья, компания, двор, улица, соседи и знакомые родителей.
В результате социологического исследования семей школа имеет данные о том, сколько в микрорайоне семей полных, неполных, благополучных, где родители злоупотребляют спиртными напитками.
Такое исследование дает возможность, с одной стороны, сделать анализ воспитательных возможностей семьи, а с другой стороны - рационально, дифференцированно организовать сеть педагогической учебы. (Приложение № 3)
Изучение семейно-бытовых условий позволяет классному руководителю понять семейный уклад, стиль жизни в семье, ее материальное положение. Администрация школы в плане контроля и управления проводит собеседования с классными руководителями о результатах посещения
учащихся на дому, о семейном бюджете и микроклимате.
В результате не только классный руководитель, но и каждый член администрации имеет определенные сведения о той или иной семье, что позволяет целенаправленно работать с учениками и их родителями.
Проведенный в школе анализ социологического исследования семей позволил условно выделить три уровня педагогической культуры родителей: высокий, средний и низкий.
В первую группу вошли родители, обладающие высоким уровнем педагогической культуры. Эти родители хорошо знают физиологию ребенка, возрастные психологические изменения, происходящие в нем, умело выстраивают отношения с сыном или дочерью, поднимая авторитет семьи. В семье есть традиции, которые "привязывают" детей к дому: семейные разговоры о жизни, воскресные походы. В этих семьях личный пример родителей - основа всего. Духовные ценности занимают центральное место.
К сожалению, таких семей оказалось немного и тем ценней их опыт.
Эти родители инициативны, отзывчивы на просьбы классных руководителей поделиться своим опытом семейного воспитания.
Во вторую группу вошли родители, обладающие средним уровнем педагогической культуры. Они регулярно посещают занятия по педвсеобучу, но не очень придают должного значения полученным знаниям в вопросах воспитания, и не всегда правильно применяют их на практике. Эти родители удовлетворительно справляются с воспитанием своих детей при определённой помощи со стороны школы.
Третья группа - родители, для которых характерны низкие показатели педагогической культуры: отсутствие элементарных знаний по вопросам воспитания. Свои обязанности родителей они обычно связывают с вопросами питания, одежды, предоставляя решение вопросов духовного развития ребенка школе, снимая с себя ответственность за воспитание. Эти родители часто идут на поводу у своих детей, не осознают ошибочности своей позиции, с недоверием относятся к мнению классного руководителя.
Предметом особых забот администрации школы, методобъединения классных руководителей является работа с "трудными семьями". Помочь нормализовать семейную обстановку, нейтрализовать вредное воздействие родителей. Помочь школьнику получать хотя бы минимальный комфорт в семье - задача всего педколлектива.
Вышеизложенные обстоятельства окончательно определяют объективную необходимость педагогического всеобуча родителей.
Мы практиковали занятия ежемесячные по педвсеобучу с учетом дифференциации по вышеуказанным группам, но так часто родители приходить не могли, а родителей 3-й группы буквально насильно приводили, что тоже имело весьма отрицательные последствия вместо положительных.
Школа" вто





Пожалуйста, оцените конспект - Взаимодействие школы и семьи:
  • 51
 (голосов: 4)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Разное, полезное. Программа взаимодействия классного руководителя с родител ...
  • памятка родителям по созд благоприятной семейной атмофер
  • Повышение успеваемости учащихся
  • Самообобщение опыта работы с родителями.
  • Как подготовиться к родительскому собранию.
  • рекомендации кл. руководителю, циклограмма кл. руководителя
  • Проект плана работы с родителями «Вместе дружная семья- школа, родители и я ...
  • Доклад Система работы с неблагополучными семьями
  • Программа "SOS" для работы с детьми группы "риска".
  • Программа работы с учащимися имеющими низкую мотивацию


  • 15407
    Конспект прислал: gubrienko-e 20 марта 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата