");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » ОРК и Светская этика » Понятие подвиг в православной культуре


Понятие подвиг в православной культуре


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Общая информация
Модуль: основы православной культуры УМК: Начальная школа 21 века
Тема урока: Понятие «подвиг» в православной культуре
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига и жертвы, построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига; появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Задачи урока:
Обучающая: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник.
Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру.
Воспитывающая: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)
Необходимое оборудование: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Дидактическое обеспечение: учебник, иллюстрации, словари, мультимедийная презентация

Планируемые результаты урока
• личностные
нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
• Предметные знание, понимание и принятие обучающимися подвига, человеческой жертвенности, подвижничества.
• метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: Тест о значении подвига, кроссворд, синквейн «Подвиг».
Литература и Интернет-ресурсы:
Основная: учебник Кураева А.В. «Основы православной культуры» Дополнительная: Художественная литература (стихотворение о подвиге А.Хомякова, рассказ «Дочь» Б.Ганаго), словарь Даля, Ожигова.

Ход урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Слайд 1. Приветствие обучающихся.
Слайд 2. Эмоциональный настрой. Релакс «Подарим друг другу улыбки».
Учитель: каждый принял удобное положение. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.
Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. На твоих губах появляется улыбка.
Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!
Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка, ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья.

Слайд 3. Приём яркого пятна (портреты героев)
Учитель: Что объединяет этих людей?
(это герои. Они совершили какой-то хороший поступок, подвиг)
Чтение стихотворения Хомякова учителем.
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.

Учитель: может ли подвиг быть ежедневной составляющей в жизни человека?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.)
Слайд 4. Дети выполняют тест «Подвиг – это…»
Составление связного рассказа с примерами.
Учитель: 1. В Евангелии есть слова Христа: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». Это призыв – а) не делать добро напоказ и б) жить так, чтобы добро естественно исходило от вас, не требуя раздумий и решимости. Помните ли вы такие спонтанно-добрые, по-хорошему безрассудные поступки?
2. А если все же какая-то часть души сопротивляется призыву добра, начинает скулить о своих интересах и выгодах. Как можно отодвинуть этот скулящий комок и шагнуть туда, куда направляет совесть?
3. Выявление места и причины затруднения. (Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа)
Исследовательский метод.
Работа со словарями ( нахождение определения слову «подвиг»)
Подбор однокоренных слов к слову «подвиг».
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель: Прочитайте текст и скажите, какие наши гипотетические суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.
Чтение текста. Самостоятельная работа с учебником. Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что жертва присутствует там, где человек отдает, не рассчитывая на возврат.
5.Реализация построенного проекта. (Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.)
Слайд 5. Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий:
Учитель: Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?
Учитель: Слово подвиг связано только с военным временем?
Учитель: Как можно сочетать долг воина с заповедью о любви к врагам?
Учитель: Чем различаются справедливая и несправедливая война?
Учитель: Объясните слово «подвижник».
(ПОДВИЖНИК, реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие- либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. В переносном смысле — самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу, преследующему высокие цели.)
Учитель: Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Слайд 6. Тест о значении подвига
1. Подвиг совершается когда:
А) Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность;
Б) Люди, помогая кому-то, ищут себе славы;
В) Человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят.
2. Можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом?
А) Да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг;
Б) Нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться;
В) Нет, потому что человек своими страданиями ни кому не помогает.
3. Как понимаете строки Л. И. Пальмина:
«Тот не погиб – кто пал в борьбе,
Держа в руках святое знамя….
Нет, он не изменил себе,
Не угасил он в сердце пламя…»
А) Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеют веру, и те, кто ее не имеет;
Б) В этих строках говорится о людях, которые не погибли, потому что верили в победу;
В) Здесь говорится о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою, до самого конца хранили в сердце пламя святой веры. А значит, они не погибли и вечно будут живы.
Слайд 7.Взаимопроверка теста
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.)
Слайд 8. Словарная работа. Отгадывание кроссворда. (Приложение 1)
Вопросы:
1. Как называют человека, который считает, что другие люди должны угождать ему?
2.Назовите имя епископа, который выкупил пленных персов.
3. Что-то по- настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда без принуждения и сожаления.
4. Что продал Акакий ради спасения пленных воинов?
5.От чего отказываются люди для достижения серьёзных и высоких целей?
6.Как называют реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие- либо подвиги или переносившее тяжелые испытания?
8. Включение в систему знаний и повторение. (Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.)
Слайд 9. Чтение учителем рассказа «Дочь». (Приложение 2).
Вопросы после чтения:
Учитель: На какую жертву пошла Мария Петровна принимая Лизу в семью?
Учитель: Совершила ли Лиза подвиг? Можно это назвать другим словом – жертвенность?
Учитель: На Кого надеялась Лиза?
9. Рефлексия учебной деятельности. (Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.)
Слайд 10. Синквейн «Подвиг».
Подвиг
Жертвенный, искренний, важный
Защищает, жертвует, укрепляет
Высший подвиг в терпенье.
Совершайте!
Учитель: А ради вас кто-то чем-то жертвует? Почему жертвенно служение, мамы, учителя, врача?
Слайд 11. Домашнее задание (дифференциация по объёму и по уровню творчества):
1) творческая работа:
- рисунок к рассказу «Дочь»;
- представь, что в твоем городе или селе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, он должен выглядеть? Нарисуй макет этого памятника.
2) - читать статью учебника на стр.62-63. подумать, почему подвижников, людей, жертвующих собой в большом и малом, становится не больше, а меньше?










Приложение 1.



6.П о д в и ж н и к
5.у д о в О л ь с т в и е
4.с о с у Д ы
3.ж е р т В а
2.А к а к И й
1.э Г о и с т
Вопросы:
1. Как называют человека, который считает, что другие люди должны угождать ему?
2.Назовите имя епископа, который выкупил пленных персов.
3. Что-то по- настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда без принуждения и сожаления.
4. Что продал Акакий ради спасения пленных воинов?
5.От чего отказываются люди для достижения серьёзных и высоких целей?
6.Как называют реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие- либо подвиги или переносившее тяжелые испытания?



Приложение 2.
ПРИТЧА-РАССКАЗ «ДОЧЬ»
Лизе было два года, когда умерла её мать. Вся деревня жалела малышку, но куда её девать? В каждой семье — свои дети. Уже совсем хотели было отвезти сиротку в детский дом, но тут Мария Петрова — мать пятерых детей — заявила, что они с мужем решили её удочерить.
— Что ты, Мария, — отговаривали её односельчане, — тебе и со своими справляться нелегко, частенько голодают, а тут ещё чужой ребёнок.
— Ничего, — ответила Мария, — где пятеро за столом, там и шестому место найдётся.
И она увела девочку к себе. Шли годы. Лиза росла послушной и ласковой девочкой. Она не доставляла особых хлопот новой матери, даже никогда не болела, видно, Ангел-Хранитель защищал её. Нашлись, правда, “услужливые” люди, объяснившие девочке, что она не родная в этой семье, а только приёмыш. Узнав это, Лиза не огорчилась. Напротив, она ещё больше привязалась к своим родителям и часто, обнимая мать, шептала:
— Ты всё равно моя самая настоящая мамочка!
Выросли родные дети и разъехались по разным городам. Осталась с родителями только четырнадцатилетняя Лиза. Из ребёнка она превратилась в красивую девочку с ясными глазами, всегда спокойную и приветливую.
Лиза взяла часть работы по дому на себя и делала это так легко и незаметно, что даже злые языки, которые продолжали её называть приёмышем, вынуждены были умолкнуть, втайне завидуя Марии.
Однажды Мария пошла на речку полоскать бельё. Дело было ранней весной, лёд у берега был ещё крепкий. Подойдя к ближайшей полынье, она поставила таз с бельём и хотела уже приняться за работу. И тут послышался страшный треск, лёд на середине реки вздыбился, треснул, показалась вода.
— Лёд пошёл, лёд пошёл! — закричали ребятишки и кинулись на берег. Посмотреть на ледоход вышли и взрослые. Забыв про бельё, как зачарованная, смотрела Мария на грозную картину. И тут льдина, на которой она стояла, оторвалась и медленно двинулась к середине реки. Мария могла бы ещё перепрыгнуть на землю, но растерялась, а полоска воды между ней и берегом - становилась всё шире и шире. Увидав это, женщина в ужасе закричала. Началась паника: кто кричал о лодке, кто о канате, а льдина всё удалялась. Вдруг все увидели бегущую к берегу Лизу. Не останавливаясь, она просто взлетела на близлежащую льдину и, перепрыгивая с одной на другую, стала приближаться к матери. Мать, увидев дочь, в отчаянии крикнула:
— Лиза, вернись! Мы обе погибнем!
Но девочка не слушала и уже через несколько секунд очутилась рядом с матерью, взяла её за руку и твёрдо сказала:
— Успокойся, мама, Бог спасёт нас!
Лиза зорко следила за льдиной, на которой они стояли, и как только та налетела на большую, резко скомандовала:
- Прыгай!
Обе благополучно перепрыгнули. Так, перебираясь по льдинам, они приближались к берегу. Лиза почти тащила обезумевшую от страха мать, и та целиком ей подчинялась. Добравшись до земли, мать с рыданьем упала без сил. Подбежавшие женщины отвели их домой.
Народ долго не расходился. Все восхищались поступком девочки, удивлялись её смелости и любви к неродной матери.
После этого события уже никто в деревне не называл Лизу приёмышем, а только младшей дочерью Петровых.

Борис Ганаго





Пожалуйста, оцените конспект - Понятие подвиг в православной культуре:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • структура и алгоритм уроков открытия нового знания
  • Структура уроков развивающего контроля
  • Структура уроков рефлексии
  • Среднее арифметическое
  • Конспект урока по математике 1 класс "Начальная школа 21 век". Тема урока ...
  • Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Одушевлённые и неодушев ...
  • Конспект урока русского языка, 1 класс:"Всегда ли буквы е, ё, ю, я обо ...
  • Родительское собрание на тему "Универсальные учебные действия"
  • Конспект урока русского языка:"Правила переноса слов"
  • Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» портрет


  • 1532
    Конспект прислал: iraida-kharlamova 15 января 2014 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата