Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тренинг «Коммуникативная компетентность»
для младших школьников 10-11 лет Коммуникативная компетентность младшего школьника включает распознавание эмоциональных состояний и переживаний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом. Младший школьник должен владеет такими коммуникативными навыками как: - умение сотрудничать, - умение слушать и слышать, - умение воспринимать и понимать информацию, - говорить самому. Настоящая программа предназначена для работы учителя или психолога с детьми младшего школьного возраста 10-11 лет. Основная цель: расширение социального опыта младших школьников на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций. Так же – помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации, чувство собственного достоинства, повышать успешность, утверждать свои права в группе. Данный курс предоставляет взрослому возможность наиболее точно понять как младшие школьники открывают себя для себя и для окружающих, какими видят себя и окружающих, кто с ними общается. При подготовке занятий следует учитывать основные принципы их ор¬ганизации: - мотивация участников группы на предстоящую совместную деятельность; - создание благоприятного микроклимата в группе детей; - чередование статичных и динамичных игр и упражнений; - учет индивидуально-типологических особенностей каждого участника группы; - активизация разных каналов восприятия информации; - организация различных форм взаимодействия: работа в парах, тройках, четверках; - связь изучаемого материала с личным опытом детей. Структура каждого занятия представляет собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой: • Разминка - направлена на создание мотивации для предстоящей дея¬тельности, сплочение участников группы. • Основная часть - раскрывает содержание главной темы занятия. В этой части организуют беседы, творческие виды деятельности, анализ ролевых ситуаций из опыта детей, игры на взаимодействие членов группы, релаксационные упражнения. • Итоговый сбор - коллективная и индивидуальная рефлексия, подведение итогов работы. Занятие 1 Цель: Мотивационная подготовка детей к совместной деятельности, развитие познавательной активности. 1. Игра «Приветствие» Цель: эмоциональный настрой на занятие, расслабление. Педагог встает вместе с детьми в круг и предлагает им приветствовать друг друга разными способами: пальчиками, ладонями, плечиками, коленками, кивком головы, улыбкой и т.д. Затем взрослый предлагает детям взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем - здравствуйте». 2. Упражнение «Презентация» Цель: активизация внимания к своей личности. Детям предлагают сесть на ковер (стулья) в форме круга. Взрослый представляет кота Тимофея, который будет вместе с ними путешествовать по стране Зна¬ний, осуществлять совместные открытия. Далее предлагается каждому ре¬бенку представить себя группе и сообщить что-то новое о себе. 3. Творческая работа «Моя визитка» Цель: Развитие осознанного отношения к своей личности. Дети выбирают среди представленного набора цветной бумаги, флома¬стеров, маркеров те, которые им нравятся больше всего и изготавливают ви¬зитки, отражающие их индивидуальность. Затем педагог предлагает детям разместить все визитки так, чтобы их бы¬ло видно всем и ребята пробуют догадаться, кому принадлежит та или иная визитка. Можно предложить детям рассказать, что они хотели выразить своим рисунком. 4. Обсуждаем и принимаем правила поведения в группе. Цель: Учиться совместно вырабатывать решение, вносить свои предложения. Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, которые в равной степени относятся и к нему и к участникам. Дети предлагают свои правила. Каждое правило обсуждается и принимается (не принимается). Правила записываются на плакате и висят на каждом занятии. Правила поведения: 1. Не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака. 2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение. 3. Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать. 4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит. 5. Не обсуждать вне группы, то, что узнаем друг о друге на занятиях. Все, что происходит на занятиях, должно оставаться нашей общей тайной. Ведущий торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает участникам сделать то же самое. Все берутся за руки и произносят: «Обещаю!» 5. Игра «Иголочка и ниточка» Цель: Активизация совместной деятельности, работа в группе. Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взросло¬го «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старает¬ся двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего. 6. Итоговый сбор Цель: Подведение итогов занятия, домашнее задание. Взрослый предлагает каждому ребенку придумать окончание предложения, которое он начинает: «Я хочу сказать ...» (фраза может быть адресована всей группе, конкретному ребенку или самому себе). Домашнее задание: придумай свой «запрещающий знак», указывающий – «не хочу говорить», «не хочу участвовать». Занятие 2 Цель: Оказание детям помощи в распознавании своих чувств и настроений других людей. 1. Упражнение «Приветствие» Цель: Формировать умение устанавливать контакт со всеми членами группы, способствовать возникновению ощущения принадлежности к группе. Развивать фантазию. Начните, пожалуйста, ходить по комнате — молча, ни с кем не разговаривая. Вы должны будете здороваться друг с другом за руку; но не просто так, а фантазируя при этом. Для начала представьте себе, что вы встречаете близкого друга или подругу, которых вы давно не видели. Как вы подадите ему (ей) руку? Как близко подойдете к ней (к нему)? Какое выражение лица будет у вас при этом? Поприветствуйте кого-нибудь таким образом и идите дальше, здороваясь и с другими членами группы так, будто они очень хорошие ваши друзья. (30 секунд) Теперь представьте себе, что все вы приглашены на день рождения. Вы здороваетесь со всеми, кого вы не знаете. Как в этой ситуации вы будете себя вести? Какое выражение лица будет у вас при этом? Как близко вы подойдете к партнеру? (30 секунд) Теперь представьте себе, что вы находитесь в совсем чужой стране. Может быть, вы в Индии, может быть — в Японии. Вы знакомитесь с хозяевами, пригласившими вас к себе. Как вы подадите им руку? (30 секунд) Теперь представьте себе, что вы встретили своего друга или подругу, которые только что успешно сдали важный экзамен. Вы приветствуете их и поздравляете с таким радостным событием. Как вы можете без слов выразить свою радость и одобрение? (30 секунд) Теперь сделайте последний круг по комнате и поприветствуйте тех участников нашей группы, с кем вы еще не поздоровались, и выразите своим рукопожатием радость встречи с ними. (30 секунд) 2. Игра «Перевоплощения» Цель: Снятие мышечного напряжения. Взрослый предлагает детям перевоплотиться в образы, которые он будет называть, и как можно более точно передать их состояние. (Например: «гру¬стная рваная книга», «новая веселая кукла», «удивленная бабушка», «серди¬тый дворник», «ленивый медвежонок», «радостный зайчонок»). 3. Игра «Передай эмоцию» Цель: Развитие умения чувствовать состояние других людей. Детям предлагают по очереди передавать любую эмоцию, не повторяя друг друга с помощью жестов, мимики, пантомимы. Остальные должны до¬гадаться, какую эмоцию им передали. 4. Упражнение «Массаж в кругу» Цель: Развитие чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости. Во время этого упражнения вся группа садится в круг — в затылок друг другу. Если у Вас мало места, можно поделить группу на несколько подгрупп. Каждый кладет ладони на плечи впередисидящего, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать его голову, спину, плечи. Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180°, так что весь круг теперь смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему. 5. Упражнение «Посылай хорошие чувства» Цель: Развивать фантазию, воображение, дружелюбие. Инструкция: Приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается "напряженная атмосфера", т.е. находятся раздраженные, недовольные или разочарованные люди? По каким признакам можно определить, что в той или иной группе людей царит "напряженная атмосфера"? Мы можем заметить это, даже если совершенно не знаем о том, что там произошло до нашего появления. И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе царит хорошее настроение? Передается ли и нам самим это хорошее настроение? Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света... Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах... Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.) Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы... А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три.. Анализ упражнения: — Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям? — Кому ты посылал особенно много света? — Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-нибудь из ребят? — Что в этой игре было самым трудным для тебя? Здесь возможны самые разнообразные реакции, в том числе, разумеется, и отсутствие вообще каких-либо ощущений у некоторых детей. Объясните им, что всякий опыт хорош и нормален. 6. Игра «Накопительные комплименты» Цель: Способствовать установлению в группе уважительного климата. Инструкция: Кто из вас знает игру «испорченный телефон». В этой игре определенная информация передается от одного к другому, и когда послание, проделает очень длинный путь, то к концу оно часто приходит сильно измененным. Я хочу сыграть с вами в одну очень необычную версию этой игры. Пожалуйста, подходите по пять человек и становитесь друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Подумайте немного о том, какой комплимент вы могли бы сказать члену группы, стоящему за вами. Сосредоточьтесь на комплиментах, которые относятся к личности и к характеру, например: «предупредительный», «приветливый», «терпеливый». Если вы совсем не знаете или знаете мало человека, стоящего за вами, вы можете подарить ему выдуманный комплимент. Ведь было бы замечательно, если бы мы могли передать кому-нибудь хорошее качество, просто шепнув на ухо: «С тобой хорошо работать». Каждый придумал комплимент? Игра начинается с тех, кто стоит в каждом ряду первым. Вы поворачиваетесь к стоящему за вами и шепчете ему на ухо. Используйте простой оборот: «Я думаю, что ты... (приветливый)». А вот тут и начинается самое интересное. Второй человек передает назад комплимент, который сам получил, и добавляет к нему собственный комплимент. В нашем примере он бы сказал третьему человеку: «Я думаю, что ты приветливый и терпеливый». И так далее. Каждый повторяет комплименты, которые сам получил, и добавляет свой комплимент. Последний в ряду человек идет вперед к тому, с кого началась игра и который сам еще не получал комплимента, и дарит ему все уже названные комплименты плюс свой собственный. Когда все группы передали комплименты, мне, конечно, хотелось бы услышать, что именно вы сказали друг другу. Тогда первый человек должен еще раз сказать комплименты, которые он получил. Поняли, как играть? 7. Итоговый сбор. Игра «Я и мой сосед» Цель: Подвести итоги занятия. Дети распределяются в пары, лицом друг к другу. Взрослый произносит слова, дети их повторяют, сопровождая движениями: «Мои ручки хороши — у соседа лучше, мои плечи хороши — у соседа лучше, мои щечки хороши — у соседа лучше, мои ....., да и сам я весь хорош - но сосед мой лучше (обнимаются)». Занятие 3 Цель: Развитие чувства эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу. 1. Творческое упражнение «Ритуал приветствия» Цель: Развивать фантазию, творческое начало, чувство доброжелательного отношения друг к другу. Инструкция: Мне всегда интересно смотреть, как люди приветствуют друг друга. Сейчас мне нужны два добровольца, которые покажут, как выглядит типичное русское рукопожатие... Кто видел другие формы приветствия? Может быть, мы можем продемонстрировать их друг другу? Сейчас вы должны придумать новый забавный способ того, как мы могли бы приветствовать друг друга в этой группе. Тогда на следующей неделе мы будем здороваться именно таким способом. Сначала каждый выбирает себе партнера. Это первый шаг к успеху. Теперь у вас есть три минуты, чтобы изобрести новую и необычную форму приветствия для всех нас. Она должна быть достаточно простой, чтобы мы могли ее запомнить и использовать в повседневном общении, но она должна и приносить удовольствие. Конечно, вы можете использовать детали других приветствий, которые вы знаете; вы можете их изменять или добавлять что-нибудь совсем новое. Я напишу ваши имена на листочках, и мы будем тянуть жребий. Тот вариант, который вытянем, мы будем использовать для приветствия на следующей неделе. Вы готовы? Тогда вы можете приступать к творчеству. У вас три минуты. (Пусть все пары покажут свои изобретения. Вытяните жребий и объявите имена победителей.) 2. Игра: «Мне нравится, что ты...» Цель: Формировать умение оказывать друг другу знаки внимания. Детям предлагают обратиться к любому участнику и закончить предло¬жение, например, «Алена, мне нравится, что ты такая добрая». 3. Упражнение «Закончи предложение: «Друг - это...» Цель: Выяснить представления детей о понятии «друг». Взрослый начинает рассказ от имени кота, кого можно назвать настоя¬щим другом. Дети вспоминают пословицы о друге и дружбе. Далее каждый ребенок заканчивает предложение самостоятельно, стараясь не повторять предыдущие ответы. 4. Игра «Плохое настроение» Цель: Развивать чувство эмпатии. Инструкция: У каждого человека может быть плохое настроение и окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое настроение человека. Послушайте одну историю: - Один мальчик пришел в школу в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть». Его друг подумал немного и спокойно спросил : «Ты имеешь в виду, что тебе хочется играть с другими детьми?» У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался понять. Теперь выберем водящего, который будет изображать человека в плохом настроении. Остальные должны попытаться правильно реагировать, можно начинать высказывание со слов: «Ты имеешь в виду, что …» (Можно узнать, может в группе есть человек в плохом настроении, или у кого-то недавно было плохое настроении и попросить вспомнить свои чувства). 5. Беседа о друге и дружбе Цель: Выяснить представления детей о друге и дружбе, способствовать обдумыванию данных понятий. Взрослый предлагает детям вопросы для обсуждения: Кого можно на¬звать другом и почему? Что значит дружить? Что такое настоящая дружба? Педагог просит детей вспомнить пословицы о дружбе и объяснить их смысл: «Друг познается в беде», «Нет друга - ищи, а нашел - береги», «Старый друг лучше новых двух». 6. Творческая работа «Портрет друга» Цель: Способствовать тому, чтобы дети обдумали, кто их настоящий друг и почему они так считают. Детям предлагают нарисовать портреты друзей и объяснить, почему именно их они считают своими друзьями. Из портретов оформляется выставка. 7. Итоговый сбор. Игра «Путешествие на плоту дружбы» Цель: Развивать сплоченность группы, дружелюбие, слаженность в работе. Подвести итог занятия. Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие на «плоту друж¬бы» (большой стул), разместившись на нем вместе. Педагог со¬провождает путешествие описанием того, что происходит вокруг (начинается гроза, сильные волны...), при этом звучит соответствующая музыка. По окон¬чании путешествия происходит обсуждение, что помогало всем и позволило вернуться. Занятие 4 Цель: развивать взаимное доверие. 1. Упражнение «Приветствие» Цель: Формировать необходимость доброго отношения друг к другу. Инструкция: - у нас уже создалась традиция начинать занятие с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча. Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит: - Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга. Всем нам хочется, что бы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, что бы это появилось, нужно что-то сделать. То есть сейчас у вас есть замечательная возможность поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только одному, человеку и сказать и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить. И я надеюсь, что таких встреч будет как можно больше! 2. Игра «Листок за спиной» Цель: Развивать умение вступать в контакт с людьми и определять степень доверия к человеку. Инструкция: Сейчас вы пытались поприветствовать друг друга. К одним людям вы подошли сразу, к другим несколько позже. Получается, что одни вам как бы ближе, а другие немного в стороне. А давайте попробуем получить друг от друга обратную связь. Узнаем, а как мы выглядим в глазах других людей, как они нас воспринимают. Сделаем так. У каждого за спиной будет приколот лист бумаги. Задача - собрать как можно больше оценок того, насколько тебе доверяют. По 10-ти балльной шкале. 0 - не доверяю, 10 - готов с тобой в разведку, открыть все душевные тайны здесь и немедленно. Упражнение будет проходить так - все хаотично двигаются, образуя пары. В паре люди несколько секунд смотрят друг на друга, после чего ставят друг другу оценки. Вы можете разговаривать, можете молчать. Я не знаю, что вы делаете, для того чтобы определить доверяете вы человеку, или нет. Это вы определяете, а не я! При этом листики за спиной! 3. Определение доверия Цель: Дать детям возможность объяснить, как они понимают понятие «доверие». Формировать навык коммуникации и сотрудничества. Инструкция: А теперь разбейтесь на микрогруппы по 6-8 человек. И попробуйте дать определение доверия. Ну вы же сейчас ставили оценки, размышляли. Так что же вы оценивали? Определите пожалуйста. От вас не требуется строгого научного определения. Пусть оно будет не очень гладким, зато сказано так, чтобы было понятно всем, а особенно вам самим. Обсуждение. - В общий круг. Итак, сейчас каждая группа попробует рассказать, к каким выводам они пришли. Как вы определяете, что такое Доверие? - Прекрасно. Многие из вас точно определили, что такое доверие. Сейчас я попробую обобщить. У меня есть знакомый, который измеряет доверие в долларах. Какую сумму он даст человеку в долг. Получалось - этому доверяю на 5$, а этому на 1000$. Очень удобно, можно даже четко сказать: - Васе я доверяю в 175 раз больше, чем Пете. Вы, в основном, описали Доверие, как возможность прогнозирования действий человека, и чтобы эти действия совпадали с теми, которые вы от него ждете. Насколько совпадают, настолько и доверяете. Теперь представь себе, что ты уже собираешься уходить. Ты слышишь, как остальные ребята говорят тебе: "Пожалуйста, не уходи, побудь еще немного с нами". Слушай, как они приглашают тебя к себе в гости и говорят: "Я хочу, чтобы ты пришел и ко мне на день рождения... Приходи ко мне в гости, я хочу поиграть с тобой... Я хочу сходить с тобой в цирк..." Ты улыбаешься ребятам в ответ и договариваешься с ними о будущих встречах. Уже уходя домой, ты слышишь, как они говорят друг другу: "Мне так нравится дружить с ним (с ней)... Как хорошо, что он (она) пришел сюда сегодня..." Анализ упражнения: — Как ты себя чувствовал, когда на тебе были "волшебные туфли"? — Как другие ребята показывали тебе, что ты им нравишься, и они хотят дружить с тобой? — В каких ситуациях ты можешь использовать "золотые туфли"? — Есть ли люди, которые временами говорят тебе, что ты потрясающий, классный или замечательный человек? Кто эти люди? — Говоришь ли ты сам время от времени другим людям, что они тебе нравятся, и тебе приятно быть вместе с ними? — Почему важно, чтобы люди хорошо к себе относились? 4. Игра «Равновесие» Цель: учить настраиваться друг на друга в общении, сохранять равновесие. Инструкция: Сядьте на пол, образуя двойной круг, так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и отклонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. Насколько далеко вы можете отклониться назад? Теперь встаньте на колени, снова дайте руки друг другу и отклонитесь назад. Что вам приходится делать, чтобы не упасть назад? А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями вашего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие? Найдите себе новых партнеров. Дайте детям возможность попробовать выполнить эти задания с разными партнерами. Анализ упражнения: — Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер? — Насколько хорошо ты сотрудничал со своим партнером? — С кем из ребят тебе было трудно играть в эту игру? Что создавало затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть? — Что нужно делать для того, чтобы поддерживать хорошее равновесие с партнером? — Бывают ли в классе ситуации, где важно поддерживать равновесие? — Есть ли ребята, которые говорят слишком много? — Есть ли ребята, которым обязательно надо во все влезть? — Есть ли ребята, которые всегда держатся в стороне? Обратите особое внимание на детей, которые постоянно перетягивают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их отношения с другими детьми. 5. Игра «маленький начальник» Цель: Всегда находятся дети, которые чрезмерно любят руководить и указывать другим, что им делать. Эта игра дает детям возможность увидеть, как можно различными способами реагировать на это. Инструкция: Знаете ли вы людей, которые всегда всем указывают, что надо делать? Не называйте, пожалуйста, имен, а просто расскажите, как такие люди себя ведут... Я передам вам сейчас один разговор троих ребят на эту тему: Андрей: Вы знаете, что я делаю с теми, кто всегда всем указывает? Я говорю им, чтобы они сматывались. А когда кто-нибудь пытается командовать мною, я просто говорю ему, чтобы он не задавался. Алла: Когда ты так делаешь, Андрей, ты сам задаешься. Ты сам говоришь другому, что он должен делать. Я просто говорю в таких случаях, что не люблю, чтобы мной командовали. Коля: Мне кажется, вы оба слишком серьезно к этому относитесь. Почему бы вам просто не отойти в сторону, если кто-то пытается вами командовать? Я всегда именно так и делаю. А как ты сам поступаешь с людьми, которые хотят всем указывать? Придумай свой вариант разговора на эту тему. Нарисуй его или запиши так, как записывают диалог в пьесах. Возможно, тебе удастся в одном случае показать какой-нибудь хороший способ того, как можно обойтись с "маленьким начальником", а в другом случае — не самый подходящий... (15 минут.) Теперь объединитесь по трое и покажите друг другу то, что вы нарисовали или написали. Обсудите друг с другом свои работы. (5-10 минут). Затем желающие могут представить свою работу всему классу.) Анализ упражнения: — Можно ли сказать что-нибудь хорошее о ребенке, который всем указывает, что делать? — Почему маленький начальник временами действует другим ребятам на нервы? — Надо ли следить за собой, чтобы не быть временами маленьким начальником? — Надо ли, наоборот, попытаться быть немного похожим на маленького начальника? — В какой мере хороший учитель должен командовать? — Есть ли в твоей семье маленький или большой начальник? 6. Игра «маленький начальник» Цель: Подвести итоги занятия. - Что полезного для вас было сегодня на занятии? - Что было интересно? - Что поучительно? - Было ли кому-нибудь скучно? Занятие 9 Цель: Помогать детям выявлять и обозначать словами различные свои чувства, говорить о своих чувствах с другими и иногда заниматься анализом испытываемых чувств. 1. Приветствие. Песня – танец «Если весело живется, делай так…» Цель: Активизировать детей на совместное творчество. 2. Игра «Орфей и Эвридика» Цель: Способствовать умению чувствовать себя и окружающую действительность. Инструкция: Участники встают в пары друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Напомните им миф об Орфее и Эвридике: певец Орфей спустился в Аид, чтобы вернуть в мир живых свою любимую жену Эвридику. При этом он не должен был смотреть на нее, но просто чувствовать, что она следует за ним. Но он нарушил поставленное ему условие и, уходя из Аида, обернулся и посмотрел на жену. Так Эвридика осталась в Аиде навсегда. Для начала участники разогревают ладони, секунд 10 энергично потирая их друг о друга, пока руки не станут горячими. Затем все закрывают глаза и держат руки на уровне груди ладонями наружу, после чего осторожно вытягивают руки вперед до тех пор, пока они не соприкоснутся с руками партнера. Каждая пара ждет 5-10 секунд, ощущая, как энергия перетекает из одних рук в другие. После этого партнеры разъединяют ладони и разводят руки в стороны. Очень медленно каждый поворачивается на месте на 360 градусов и снова пытается с закрытыми глазами, вытянув руки, найти ладони партнера. Как только это получилось, оба открывают глаза. На втором этапе партнеры вновь соприкасаются ладонями (закрыв глаза), но в этот раз каждый поворачивается вокруг своей оси дважды и снова пытается найти ладони партнера. Теперь партнеры поворачиваются вокруг оси три раза и снова ищут руки друг друга. Чем больше оборотов вокруг своей оси они совершают, тем выше сложность задания. Участники должны действовать согласованно, стараться совершать все свои действия синхронно. При этом им разрешается как молчать, так и разговаривать. 3. Игра «Многоликость чувств» Цель: Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились понимать свое окружение. Ведь чувства выражаются преимущественно не впрямую — словами, а опосредствованно — лицом, позой, движением, голосом. Когда дети научатся распознавать чувства другого, им будет легче идентифицировать себя с другой личностью. В этой игре дети учатся замечать чувства другого человека и связывать эти наблюдения с собственными переживаниями. Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела. Пролистайте журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (5 минут.) Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображенный на ней человек. (5 минут.) Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство. (5 минут.) Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство: — как изменяется ваше лицо? — как вы дышите? — в каком состоянии находятся ваши мышцы? — что вы ощущаете в теле? — какие движения вы делаете при этом? - какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство? — что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство? Опишите, как вы справляетесь с этим чувством. Составьте затем из всех эскизов с текстами небольшой альбом. Дайте детям при случае рассмотреть все картинки. Анализ упражнения: — Легко ли тебе заметить чувства другого человека? — На что ты обращаешь особенное внимание — на звуки голоса, на движение, на выражение лица? — Про кого из детей в классе ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает? — Про каких детей ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают? — Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя? — Хорошо ли другие люди понимают твои чувства? — Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям? — Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти? — Какие чувства тебе чужды или неприятны? — Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека? — Почему люди так часто скрывают свои чувства? 4. Игра «Благодарность» Цели: Можно сказать, что сочувствие — другая сторона благодарности. Ребенку, который чувствует себя одиноким и лишенным заботы и внимания, достаточно трудно испытывать или высказывать сочувствие другим. Поэтому мы в этой игре обратим внимание детей на всех тех, кто в жизни относится к ним с сочувствием и заботой. Мы предложим детям всю их благодарность выразить в едином "благодарственном письме". Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку. Инструкция: Пожалуйста, подумай о человеке, который тебе помогает, делает для тебя то, что важнее всего для тебя, кто понимает тебя. Подумай обо всех этих взрослых и детях и сделай маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуй в середине листа кружок и напиши там свое имя. Потом нарисуй другие кружки и впиши имена людей, о которых ты подумал. Соедини свой кружок с этими кружками линиями. Напиши под каждым кругом, что этот человек для тебя сделал... Теперь напиши каждому из них по предложению, в котором ты его благодаришь... Возьми новый лист бумаги и подумай, кого ты долгое время не благодарил. Напиши короткое письмо, в котором ты ему или ей скажешь, что ты очень рад, что он или она тебе помогают. Вырази ему (ей) словами свою благодарность... Теперь сядьте по двое и покажите друг другу картинки и письма. Послушайте, что другие дети думают об этом. Анализ упражнения: — Почему очень важно, чтобы и дети, и взрослые учились выражать вслух свою благодарность? 5. Итоговый сбор. Цель: Подвести итоги занятия. Инструкция: Выбери в соответствии со шкалой цветной кружок и прикрепи его на палитру. Красный – было поучительно, Зеленый – было интересно, Желтый – было скучно. Занятие 10 Цель: Формировать умение оказывать и принимать помощь. 1. Приветствие. Игра «Комплименты». Каждый ребенок по кругу дарит комплимент своему соседу справа. При этом взрослый обращает внимание, что необходимо смотреть в глаза, гово¬рить спокойным вежливым голосом. 2. Игра «Архипелаг» Цель: Формировать умение оказывать и принимать помощь. Инструкция: В этой игре у нас будет целый архипелаг маленьких островов. Силуэты островов обозначаются связанными веревками. В начале игры каждый участник стоит на своем личном небольшом островке. Один за другим островки «погружаются в море», а их хозяева должны размещаться на оставшихся клочках суши. В связи с постоянным сокращением площади суши перед жителями островов встает проблема перенаселения. Все это означает, что игроки должны будут становиться все плотнее и плотнее друг к другу, пока на весь архипелаг не останется один остров. Для каждого игрока понадобится веревка (можно использовать бельевую). Все веревки должны иметь разную длину, чтобы окружность островов тоже была неодинаковой. (Например, веревки длиной 1,5 м вполне хватит для того, чтобы на такой площади смогли разместиться все игроки, если только сильно потеснятся, конечно.) Отставьте в стороны столы и стулья, чтобы освободить место. Каждый игрок берет веревку и связывает ее концы. Теперь эти веревки кладутся на пол, так чтобы равномерно занимать имеющееся в вашем распоряжении пространство. Каждый стоит на своем собственном острове. Вводятся следующие правила: • Никто не должен касаться ногами веревки и пола за пределами острова. • На острове каждый находится в безопасности. • Веревки нельзя двигать и привязывать к более крупным островам. Когда руководитель группы дает команду «Поменяться», каждый должен найти для себя новый остров. Все это должно проходить спокойно — никто не скачет в панике по всему помещению в поисках нового острова. Если человек нашел остров, он может добраться до него и по полу — в этом случае запрет на хождение по полу отменяется. 3. После двух или трех всеобщих хождений по разным островам руководитель группы после команды «Поменяться» незаметно убирает одну веревку. Теперь группе нужно решить, где разместить лишнего человека. Порой можно заметить легкое замешательство, прежде чем один из хозяев островов не пустит к себе «бездомного». Когда все нашли себе место на островах, можно снова давать команду «Поменяться» и убрать еще одну веревку. Раз за разом руководитель группы убирает по одной веревке, так что все больше игроков должны делить острова друг с другом. Дайте группе достаточно времени найти решение в каждом случае — Вы должны подождать, пока все игроки не займут места на постоянно убывающих островах. 6. Оставьте в конце самый большой остров. Игроки должны будут потесниться, чтобы суметь уместиться на этом острове всей группой. Впрочем, часто группа находит место и на более маленьком острове. В конце подведите итоги. 3. Игра «Массаж постукиванием» Цель: Учить относиться друг к другу с теплотой и пониманием. Инструкция: Участники разбиваются на пары. Один из игроков стоит расслабленно, расставив ноги на ширину плеч, руки свободно опущены. Массаж начинается с ног партнера, легким постукиванием обеими ладонями по направлению вверх и постепенным переходом к другим частям тела. Ритм и интенсивность постукиваний может меняться. По желанию партнера массажист может постукивать те или иные части тела по-разному — мягко или сильно, долго или сразу же переходя к другому месту. Массажист должен обратить внимание на то, чтобы очень мягко сделать массаж таких чувствительных зон, как лицо, шея или позвоночник (5 минут). Партнеры меняются ролями. Новый массажист также старается доставить своему партнеру удовольствие и придать ему бодрости. 4. Игра «Рисуем по подсказке» Цель: учить взаимопониманию. Инструкция: Игроки делятся на пары и садятся спина к спине так, чтобы не видеть друг друга. Один из них будет «тик», а другой – «так». Всем «тикам» выдается лист с приготовленным рисунком, всем «таким» - чистый лист и фломастер. В каждой паре «так» дожжен воспроизвести то рисунок, который находится у «тика». При этом «тик» может только говорить, а «так» - только рисовать. На оригинал смотреть нельзя. «Тик» должен описывать рисунок предельно точно. Потом игроки должны ощенить оригинал и копию. Анализ: - Какие указания помогали? - Какие указания запутывали? - В какой роли вы чувствовали себя лучше? 5. Медитация «Сверхновая звезда» Цель: восстановить силы от работы. Инструкция: все стоят расслабившись и закрыв глаза. Руки вдоль тела, ноги расставлены на ширине плеч. - представьте, что в твоем солнечном сплетении находится сгусток энергии, излучающий сильный свет. Представьте себе этот цвет. Представьте себе, что цвет наполняет твой живот и постепенно заливает грудь… бедра… плечи…спину… колени… локти… затылок… лицо… ступни… кисти… пальцы рук и ног. Позвольте этому свету заполнить ваше тело. Представьте себе, что свет становится все интенсивнее и вырывается из вашего тела, из пальцев рук и ног, головы. Представьте себе, что ваше тело светиться, как солнце, так, что вся комната озарилась светом. Если хотите, поднимите руки, чтобы свет прошел через вас. Теперь всеет, исходящий от тебя, проникает все дальше… из этой комнаты … из здания … он озаряет все окружающее, всю нашу страну, леса, горы, города. А теперь представь себе, что сет распространяется все дальше и дальше, пока не покроет всю Землю… Пошли его еще дальше – до Луны и звезд. Представь себе, что ты – невероятно сильный маяк и из твоего тела бьет источник всепроникающей энергии. Сохрани в себе это ощущение силы и жизненной энергии. Потянись немного и открой глаза. Вы снова здесь, свежие и отдохнувшие. 6. Итоговый сбор. - Все по очереди назовите свое качество, которое помогает в общении с другими людьми. Занятие 11 Цель: Привести к выводу, что все люди разные и этим интересны друг другу. Дать понять, почувствовать что такое чувство собственного достоинства. 1. Приветствие «Добрый день, шалом, салют!» Цель: настроить на позитивное сотрудничество, повысить активность каждого ребенка. Инструкция: Дети встают в круг. Ведущий проносит карточки, на которых написано слово «здравствуйте» на разных языках. Дети вытягивают по одной карточке и их задача, прогуливаясь по комнате, здороваться с каждым встречным на этом языке. 2. Упражнение «Хвалить или ругать?» Цель: выявить, какие чувства испытывает человек, когда его ругают, и когда хвалят. Вывести на представление о чувстве собственного достоинства. Инструкция: дети стоят в кругу и перебрасываются легким мячом. Сначала каждый кто поймал мяч должен сказать, что значит «ругать, критиковать». Затем все обсуждают, что бы они испытывали, если бы все сказанное относилось к ним. Затем, перебрасываясь мячом, надо говорить слова поощрения и похвалы. После чего позой и жестами передать переживания, которые бывают, когда тебя хвалят. Далее идет обсуждение переживаний и чувств в этих ситуациях. Подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику или похвалу. Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации достойно. Задача ведущего - вывести школьников в этой ситуации на представление о чувстве собственного достоинства. 3. Упражнение « Я не такой, как все, и все мы разные» Цель: подвести к пониманию того, что все люди разные и достойны уважения. Инструкция: Нарисуйте или опишите, что такое «радость». Ваш рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания все рисунки складываются в «волшебный ящик», все перемешивается и вытаскивается часть рисунков. Дети их рассматривают. Ведущий просит обратить внимание на различие в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод, что люди по-разному понимают одни и те же вещи, что каждый человек особенный, неповторимый. Поэтому каждый незаменим и это важно понять для того чтобы ощутить свою ценность. Анализ упражнения: - Легко или трудно было рисовать рисунок? - Почему? - Что еще важно для того чтобы иметь чувство собственного достоинства? 4. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: Дать возможность задуматься над вопросом: «Почему я достоин уважения?» Инструкция: Нарисуй солнце, в центре солнечного круга нарисуй свой портрет или напиши свое имя. Затем вдоль каждого луча напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей. - Кто желает показать с Авторские права: Бирюкова Н.В., учитель МОУ ООШ № 26 имени А.С. Пушкина, г. Рубцовск Пожалуйста, оцените конспект - тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3682 |
Конспект прислал: biryukovan 20 сентября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||