");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Физическая реабилитация нарушений осанки


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Физическая реабилитация нарушений осанки


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Методическая разработка «Физическая реабилитация нарушений осанки у детей»

Введение
Осанка – одно из важнейших понятий для определения положения тела ребёнка в пространстве, обнаружение признаков ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника.
Представление о нормальной осанке необходимо для оценки эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.
Формирование осанки происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма после некоторых заболеваний.
Все эти факторы могут быть как непосредственными причинами, так и предрасполагающими моментами развития тех или иных нарушений осанки.
Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом.
Тем не менее нарушение осанки может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребёнка. Всё это обуславливает актуальность проблемы профилактики и ранней коррекции нарушений осанки.
Данная методическая разработка посвящена рассмотрению различных видов нарушений осанки в детском возрасте, методом её определения и коррекции.
Методическая разработка может быть использована в практической работе образовательных и оздоровительно-реабилитационных учреждениях.



Анатомо-физиологические особенности в формировании осанки.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры.
Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцово-копчикового кифозов) позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений; кроме того, при этом увеличиваются его устойчивость и подвижность.
Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребёнка. У новорожденного имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития, позвоночник новорожденного почти прямой.
К 3 месяцам жизни у ребёнка формируется шейный лордоз под влиянием работы мышц спины и шеи, когда он приподнимает голову лёжа на животе и сохраняя данное положение.
К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз с развитием умения сидеть и длительно сохранять сидячую позу. К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы. Формирование физиологических изгибов продолжается до 7 лет.
Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит так же от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочленённый с тазом, сгибается и для сохранения вертикального положения тела, соответственно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет ещё неустойчивый характер. В периоде вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребёнка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребёнка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения роста ребёнка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.
Осанка у детей и подростков имеет ряд специфических возрастных особенностей. Так, у детей до периода полового созревания особенно выражен поясничный лордоз (Башкиров В.Ф., 1984 год). Изменение осанки у детей в процессе роста и развития связано со смещением общего центра тяжести, которое у девочек происходит с 11-12 лет, а у мальчиков с 12-13 лет (С.Б. Тихвинский, 1991 год). Осанка у детей и подростков во многом связана с влиянием средовых факторов, таких как гигиенические условия обучения в школе, спортивная специализация (гимнастика, гребля и т.д.)
Для юношей и девушек правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, т.е. вертикальное расположение головы и туловища при выпрямленных ногах, плечи опущены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке, у девушек подчёркнут лордоз, у юношей – кифоз.
Остистые отростки расположены по средней линии. Треугольники талии так же хорошо выражены и симметричны. При осмотре с боку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы.

Дефекты осанки.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Причины дефектов осанки.
Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребёнка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа и таким образом закрепляется, что связано с функциональным блокированием в различных отделах позвоночника и таза.
Согласно современным представлениям в основе нарушений положения позвоночника и таза также могут лежать две группы причинных факторов (или факторов риска):
1. Те, на которые мы не имеем возможности воздействовать (тип конституции, дисплазия соединительной ткани, врождённые аномалии развития и т.п.).
2. Те, которые вполне поддаются корригирующим вмешательствам.
Пусковым механизмом возникновения различных дисфункций позвоночника могут быть постуральный дисбаланс мышц, локальные мышечные гипертонусы, функциональное блокирование двигательных сегментов в различных отделах позвоночника в условиях спортивной деятельности или случайных травм (В.П. Веселовский, 1991; Васильева,1996; К. Левит с соавт., 1993).
Неблагоприятные внешние условия также отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен. В первую очередь, имеют значение такие болезни, как перенесённый в раннем детстве рахит, туберкулёзная инфекция, различные детские инфекционные, а также частые простудные заболевания. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребёнка (М.И.Фонарёв, 1983).

Степени нарушения осанки.
Различают три степени нарушения осанки (по С.Н.Попову, 1999):
I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребёнка.
II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Виды нарушений осанки.
Нарушения осанки могут быть в сагитальной и фронтальной плоскостях (рис.1). В сагитальной плоскости различают следующие варианты нарушений осанки:
1. Нарушение осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:
а) сутуловатость.
Для сутуловатости характерно увеличение грудного кифоза при одновременном уменьшении (сглаживании поясничного лордоза).
Плечи сведены вперёд, лопатки выступают, ягодицы уплощены.
б) круглая спина.
Для круглой спины характерно уменьшение изгибов шейного и особенно поясничного отделов и увеличение изгиба грудного отдела позвоночника. Внешние признаки круглой спины: голова наклонена вперёд. Плечи опущены и приведены, лопатки отстают, ноги согнуты в коленях. Отмечается запоздание грудной клетки и уплощение ягодиц, мышцы туловища ослаблены
в) кругло-вогнутая спина.
Для кругло-вогнутой спины характерно увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы, голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед, живот выступает вперёд и свисает. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.
2. Нарушение осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 14529

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


3. Исходное положение, лёжа на животе, руки вверх над головой. Приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться – «лодочка».
4. Исходное положение, лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища. Возвратиться в исходное положение.
5. Исходное положение, лёжа на животе, руки под подбородком. Отведение назад прямых ног.
6. Исходное положение, лёжа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимая голову и плечи, перевести руки на пояс, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать это положение 6-8 счетов.
7. Исходное положение, лёжа на спине, руки за головой. Согнуть и подтянуть ноги к туловищу, коленями коснуться груди, вернуться в исходное положение.
8. Исходное положение, лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки вдоль туловища. Приподнимая туловище перейти в положение, сидя, руками обхватить колени, вернуться в исходное положение.
9. Исходное положение, лёжа на спине, руки вдоль туловища, поясница прижата к опоре, согнуть обе ноги, разогнуть вперёд, медленно опустить.
10. Исходное положение, лёжа на спине, руки за головой. Поднять прямые ноги вперёд, попеременное скрещивание прямых ног, вернуться в исходное положение.
11. Исходное положение, лёжа на спине, руки за головой. Поднять прямые ноги вперёд, развести в стороны, соединить, вернуться в исходное положение.
12. Исходное положение, лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки за головой. Приподнять голову и плечи, локти в стороны, подбородок тянется в потолок, вернуться в исходное положение.

Приложение 5
Корригирующие упражнения, направленные на устранение функционального блокирования позвоночно-двигательных сегментов (по В.В. Письменскому)

Упражнение 1.
Цель: коррекция дисфункции таза.
Исходное положение, лёжа на спине, на краю кушетки, нижние 2/3 крестца за пределами края кушетки, одна нога, соответствующая латерофлексии подвздошной кости, согнута и прижата к груди, другая свободно свешена с кушетки. Ребёнку предлагается в течение 60-90 (до 120) секунд находиться в данном положении.
Обоснование. При нахождении в данном положении за счёт натяжения прямой мышцы бёдра на стороне «свешенной» ноги, прямая мышца бедра тянет подвздошный гребень вниз. На стороне ноги, согнутой в колене и прижатой к груди, за счёт натяжения и ишеокруральной группы мышц и бугорно-крестцовой связки одноимённый позвоночный гребень тянется назад вниз.
Упражнение 2.
Цель: коррекция дисфункции таза.
Исходное положение, лёжа на спине, кулаки подложить (в зависимости от типа нарушений) с одной стороны – под задне-верхне-подвздошную ость, с другой – под седалищный бугор. На вдохе обе стопы подтянуть обе стопы потянуть на себя, на выдохе – от себя, 12-20 раз.
Обоснование: происходит обратная ротация таза. При скрученном тазе – правая вперёд вниз, левая назад вниз (соответственно – правосторонняя латерофлексия, слева – медиальная экстензия).
При движении стопы на себя в момент вдоха происходит следующее: икроножная мышца – двухглавая-полусухожильная-полуперепончатая-седалищный бугор-бугорнокрестцовая связка-крестец. Базис крестца движется дорзально, копчиковая кость крестца – вентрально, твёрдая мозговая оболочка поднимается вверх на вздохе, опускается вниз на выдохе.
В состоянии покоя происходит респираторное движение крестца в сагитальной плоскости. При этом подвздошная кость разворачивается там, где кулак лежит под седалищным бугром назад вниз, где под задней верхней подвздошной остью – вперёд вниз.
Упражнение 3.
Цель: устранение ребёрно-поперечных фиксаций.
Исходное положение, стоя или лёжа, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз (в зависимости от сторон нарушения). На вдохе каждая рука тянется в свою сторону. Необходимо перед выполнением данного упражнения посмотреть на положение ключиц в состоянии полного вдоха и выдоха, вследствие чего можно косвенно судить о подвижности рёберно-поперечных сочленений на данном участке тела. В том участке, где имеется фиксация (ограниченные подвижности), движение ключицы «западывает» на вдохе или на выдохе, последнее зависит от того, какой участок более фиксирован.
Упражнение 4.
Цель: устранение реберно-поперечных, рёберно-грудинной и грудино-ключичной фиксаций.
Исходное положение сидя или стоя, руки вытянуты вперёд, кисти параллельно туловищу. На вдохе или нейтральной задержке дыхания (в зависимости от степени выраженности нарушений в различные фазы дыхания) ребёнку предлагается, не поднимая плеч, с усилием свести лопатки, а затем с усилием развести их, ещё больше вытянув вперёд руки; 12-20 раз.
Обоснование: при выполнении данного упражнения происходит мобилизация рёберно-поперечных, рёберно-грудинных, грудино-ключичных суставов в сагиттальной плоскости.
Упражнение 5.
Цель: устранение функционального блокирования (недостаточной подвижности) лонного сочленения.
Исходное положение: а) сидя на скамейке, кисти сжаты в кулак и подставлены между коленями и
б) лёжа на спине, высокая подушка под головой и верхней частью спины, кисти сжаты в кулак и подставлены между коленями. Ребёнку предлагается сильно сжать бёдрами кулаки, которые максимально быстро убираются.
Обоснование: суть данного упражнения заключается в том, что в момент, когда ребёнок убирает кулаки, происходит «пружинение» лонного сочленения, что и приводит к устранению его фиксации.
Упражнение 6.
Цель: устранение дугоотросчатой фиксации на одной стороне C ı-2.
Исходное положение, лёжа на спине, голова повёрнута в сторону выпуклости шейного сколиоза. Вдох – обе стопы на себя, выдох - от себя (щека и лопатки прижаты к плоскости).
Обоснование: при повороте головы в сторону происходит на данной стороне – увеличение. В связи с этим базис крестца, соответствующей стороне натяжения мозговой оболочки, также уходит в эту сторону за счёт создавшегося рычага. При этом происходит коррекция взаиморасположения C1-2 и, как следствие, устранение ограничения подвижности с одной стороны.
Упражнение 7.
Цель: устранение дугоотросчатой фиксации.
Исходное положение, сидя на скамейке, руки опущены свободно. Под седалищный бугор, соответствующей стороне выпуклости сколиозе, подложить твёрдый предмет (можно книгу), толщиной 3-7 см., в зависимости от выраженности сколиоза. Ребёнку предлагается в данном положении выполнить упражнение под названием «кошечка».
Обоснование: устраняется дугоотросчатая фиксация на стороне вогнутости сколиоза и уменьшается на одноименной стороне вогнутости сколиоза и уменьшается на одноименной стороне тонус межпоперечных и поперечно-остистых мышц, что связано с увеличением расстояния между поперечными отростками и растягиванием коротких ротаторов; уменьшается степень укорочения капсулы осевого сустава на данной стороне.


Авторские права: Киселева О.Н.


Пожалуйста, оцените конспект - Физическая реабилитация нарушений осанки:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Релаксационные расслабляющие упражнения
  • конспект урока корригирующей гимнастики
  • Конспект урока физкультуры : Обучение бегу и метанию малого мяча. Прыжки.
  • План открытого урока в танцевальном объединении
  • Конспект урока физкультуры 4 класса: "Совершенствовать технику выполнения ...
  • Конспект урока физкультуры:"Совершенствование техники акробатических упраж ...
  • Конспект урока.Урок физической культуры во 2 классе
  • Конспект урока физкультуры (внеклассная работа) Эстафеты, игры
  • Программы для учащихся, нуждающихся в корригирующей гимнастике
  • гимнастика на каждый урок


  • 1954
    Конспект прислал: oksi28 12 июля 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата