Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Физическая реабилитация нарушений осанки |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Физическая реабилитация нарушений осанки |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Методическая разработка «Физическая реабилитация нарушений осанки у детей»
Введение Осанка – одно из важнейших понятий для определения положения тела ребёнка в пространстве, обнаружение признаков ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника. Представление о нормальной осанке необходимо для оценки эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Формирование осанки происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма после некоторых заболеваний. Все эти факторы могут быть как непосредственными причинами, так и предрасполагающими моментами развития тех или иных нарушений осанки. Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребёнка. Всё это обуславливает актуальность проблемы профилактики и ранней коррекции нарушений осанки. Данная методическая разработка посвящена рассмотрению различных видов нарушений осанки в детском возрасте, методом её определения и коррекции. Методическая разработка может быть использована в практической работе образовательных и оздоровительно-реабилитационных учреждениях. Анатомо-физиологические особенности в формировании осанки. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцово-копчикового кифозов) позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений; кроме того, при этом увеличиваются его устойчивость и подвижность. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребёнка. У новорожденного имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития, позвоночник новорожденного почти прямой. К 3 месяцам жизни у ребёнка формируется шейный лордоз под влиянием работы мышц спины и шеи, когда он приподнимает голову лёжа на животе и сохраняя данное положение. К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз с развитием умения сидеть и длительно сохранять сидячую позу. К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы. Формирование физиологических изгибов продолжается до 7 лет. Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит так же от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочленённый с тазом, сгибается и для сохранения вертикального положения тела, соответственно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет ещё неустойчивый характер. В периоде вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребёнка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребёнка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения роста ребёнка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется. Осанка у детей и подростков имеет ряд специфических возрастных особенностей. Так, у детей до периода полового созревания особенно выражен поясничный лордоз (Башкиров В.Ф., 1984 год). Изменение осанки у детей в процессе роста и развития связано со смещением общего центра тяжести, которое у девочек происходит с 11-12 лет, а у мальчиков с 12-13 лет (С.Б. Тихвинский, 1991 год). Осанка у детей и подростков во многом связана с влиянием средовых факторов, таких как гигиенические условия обучения в школе, спортивная специализация (гимнастика, гребля и т.д.) Для юношей и девушек правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, т.е. вертикальное расположение головы и туловища при выпрямленных ногах, плечи опущены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке, у девушек подчёркнут лордоз, у юношей – кифоз. Остистые отростки расположены по средней линии. Треугольники талии так же хорошо выражены и симметричны. При осмотре с боку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы. Дефекты осанки. Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. Причины дефектов осанки. Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребёнка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа и таким образом закрепляется, что связано с функциональным блокированием в различных отделах позвоночника и таза. Согласно современным представлениям в основе нарушений положения позвоночника и таза также могут лежать две группы причинных факторов (или факторов риска): 1. Те, на которые мы не имеем возможности воздействовать (тип конституции, дисплазия соединительной ткани, врождённые аномалии развития и т.п.). 2. Те, которые вполне поддаются корригирующим вмешательствам. Пусковым механизмом возникновения различных дисфункций позвоночника могут быть постуральный дисбаланс мышц, локальные мышечные гипертонусы, функциональное блокирование двигательных сегментов в различных отделах позвоночника в условиях спортивной деятельности или случайных травм (В.П. Веселовский, 1991; Васильева,1996; К. Левит с соавт., 1993). Неблагоприятные внешние условия также отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен. В первую очередь, имеют значение такие болезни, как перенесённый в раннем детстве рахит, туберкулёзная инфекция, различные детские инфекционные, а также частые простудные заболевания. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребёнка (М.И.Фонарёв, 1983). Степени нарушения осанки. Различают три степени нарушения осанки (по С.Н.Попову, 1999): I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребёнка. II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины). III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника. Виды нарушений осанки. Нарушения осанки могут быть в сагитальной и фронтальной плоскостях (рис.1). В сагитальной плоскости различают следующие варианты нарушений осанки: 1. Нарушение осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника: а) сутуловатость. Для сутуловатости характерно увеличение грудного кифоза при одновременном уменьшении (сглаживании поясничного лордоза). Плечи сведены вперёд, лопатки выступают, ягодицы уплощены. б) круглая спина. Для круглой спины характерно уменьшение изгибов шейного и особенно поясничного отделов и увеличение изгиба грудного отдела позвоночника. Внешние признаки круглой спины: голова наклонена вперёд. Плечи опущены и приведены, лопатки отстают, ноги согнуты в коленях. Отмечается запоздание грудной клетки и уплощение ягодиц, мышцы туловища ослаблены в) кругло-вогнутая спина. Для кругло-вогнутой спины характерно увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы, голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед, живот выступает вперёд и свисает. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности. 2. Нарушение осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника: 3. Исходное положение, лёжа на животе, руки вверх над головой. Приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться – «лодочка». 4. Исходное положение, лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища. Возвратиться в исходное положение. 5. Исходное положение, лёжа на животе, руки под подбородком. Отведение назад прямых ног. 6. Исходное положение, лёжа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимая голову и плечи, перевести руки на пояс, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать это положение 6-8 счетов. 7. Исходное положение, лёжа на спине, руки за головой. Согнуть и подтянуть ноги к туловищу, коленями коснуться груди, вернуться в исходное положение. 8. Исходное положение, лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки вдоль туловища. Приподнимая туловище перейти в положение, сидя, руками обхватить колени, вернуться в исходное положение. 9. Исходное положение, лёжа на спине, руки вдоль туловища, поясница прижата к опоре, согнуть обе ноги, разогнуть вперёд, медленно опустить. 10. Исходное положение, лёжа на спине, руки за головой. Поднять прямые ноги вперёд, попеременное скрещивание прямых ног, вернуться в исходное положение. 11. Исходное положение, лёжа на спине, руки за головой. Поднять прямые ноги вперёд, развести в стороны, соединить, вернуться в исходное положение. 12. Исходное положение, лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки за головой. Приподнять голову и плечи, локти в стороны, подбородок тянется в потолок, вернуться в исходное положение. Приложение 5 Корригирующие упражнения, направленные на устранение функционального блокирования позвоночно-двигательных сегментов (по В.В. Письменскому) Упражнение 1. Цель: коррекция дисфункции таза. Исходное положение, лёжа на спине, на краю кушетки, нижние 2/3 крестца за пределами края кушетки, одна нога, соответствующая латерофлексии подвздошной кости, согнута и прижата к груди, другая свободно свешена с кушетки. Ребёнку предлагается в течение 60-90 (до 120) секунд находиться в данном положении. Обоснование. При нахождении в данном положении за счёт натяжения прямой мышцы бёдра на стороне «свешенной» ноги, прямая мышца бедра тянет подвздошный гребень вниз. На стороне ноги, согнутой в колене и прижатой к груди, за счёт натяжения и ишеокруральной группы мышц и бугорно-крестцовой связки одноимённый позвоночный гребень тянется назад вниз. Упражнение 2. Цель: коррекция дисфункции таза. Исходное положение, лёжа на спине, кулаки подложить (в зависимости от типа нарушений) с одной стороны – под задне-верхне-подвздошную ость, с другой – под седалищный бугор. На вдохе обе стопы подтянуть обе стопы потянуть на себя, на выдохе – от себя, 12-20 раз. Обоснование: происходит обратная ротация таза. При скрученном тазе – правая вперёд вниз, левая назад вниз (соответственно – правосторонняя латерофлексия, слева – медиальная экстензия). При движении стопы на себя в момент вдоха происходит следующее: икроножная мышца – двухглавая-полусухожильная-полуперепончатая-седалищный бугор-бугорнокрестцовая связка-крестец. Базис крестца движется дорзально, копчиковая кость крестца – вентрально, твёрдая мозговая оболочка поднимается вверх на вздохе, опускается вниз на выдохе. В состоянии покоя происходит респираторное движение крестца в сагитальной плоскости. При этом подвздошная кость разворачивается там, где кулак лежит под седалищным бугром назад вниз, где под задней верхней подвздошной остью – вперёд вниз. Упражнение 3. Цель: устранение ребёрно-поперечных фиксаций. Исходное положение, стоя или лёжа, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз (в зависимости от сторон нарушения). На вдохе каждая рука тянется в свою сторону. Необходимо перед выполнением данного упражнения посмотреть на положение ключиц в состоянии полного вдоха и выдоха, вследствие чего можно косвенно судить о подвижности рёберно-поперечных сочленений на данном участке тела. В том участке, где имеется фиксация (ограниченные подвижности), движение ключицы «западывает» на вдохе или на выдохе, последнее зависит от того, какой участок более фиксирован. Упражнение 4. Цель: устранение реберно-поперечных, рёберно-грудинной и грудино-ключичной фиксаций. Исходное положение сидя или стоя, руки вытянуты вперёд, кисти параллельно туловищу. На вдохе или нейтральной задержке дыхания (в зависимости от степени выраженности нарушений в различные фазы дыхания) ребёнку предлагается, не поднимая плеч, с усилием свести лопатки, а затем с усилием развести их, ещё больше вытянув вперёд руки; 12-20 раз. Обоснование: при выполнении данного упражнения происходит мобилизация рёберно-поперечных, рёберно-грудинных, грудино-ключичных суставов в сагиттальной плоскости. Упражнение 5. Цель: устранение функционального блокирования (недостаточной подвижности) лонного сочленения. Исходное положение: а) сидя на скамейке, кисти сжаты в кулак и подставлены между коленями и б) лёжа на спине, высокая подушка под головой и верхней частью спины, кисти сжаты в кулак и подставлены между коленями. Ребёнку предлагается сильно сжать бёдрами кулаки, которые максимально быстро убираются. Обоснование: суть данного упражнения заключается в том, что в момент, когда ребёнок убирает кулаки, происходит «пружинение» лонного сочленения, что и приводит к устранению его фиксации. Упражнение 6. Цель: устранение дугоотросчатой фиксации на одной стороне C ı-2. Исходное положение, лёжа на спине, голова повёрнута в сторону выпуклости шейного сколиоза. Вдох – обе стопы на себя, выдох - от себя (щека и лопатки прижаты к плоскости). Обоснование: при повороте головы в сторону происходит на данной стороне – увеличение. В связи с этим базис крестца, соответствующей стороне натяжения мозговой оболочки, также уходит в эту сторону за счёт создавшегося рычага. При этом происходит коррекция взаиморасположения C1-2 и, как следствие, устранение ограничения подвижности с одной стороны. Упражнение 7. Цель: устранение дугоотросчатой фиксации. Исходное положение, сидя на скамейке, руки опущены свободно. Под седалищный бугор, соответствующей стороне выпуклости сколиозе, подложить твёрдый предмет (можно книгу), толщиной 3-7 см., в зависимости от выраженности сколиоза. Ребёнку предлагается в данном положении выполнить упражнение под названием «кошечка». Обоснование: устраняется дугоотросчатая фиксация на стороне вогнутости сколиоза и уменьшается на одноименной стороне вогнутости сколиоза и уменьшается на одноименной стороне тонус межпоперечных и поперечно-остистых мышц, что связано с увеличением расстояния между поперечными отростками и растягиванием коротких ротаторов; уменьшается степень укорочения капсулы осевого сустава на данной стороне. Авторские права: Киселева О.Н. Пожалуйста, оцените конспект - Физическая реабилитация нарушений осанки: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1750 |
Конспект прислал: oksi28 12 июля 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||