Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Школа будущего первоклассника |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Школа будущего первоклассника |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 156 им. Б.И. Рябцева» Принято на педсовете Протокол №_____от__________ «___»___________2015г «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 156 им. Б.И. Рябцева» Приказ №_____от__________ ___________ О.Н. Зудихина «___»____________ 2015г. Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника» Образовательная область: обучение чтению Программа рассчитана на детей 6 лет Срок реализации программы 7 месяцев Авторы программы: Фогель О.В.– учитель начальных классов Нижний Новгород 2015 год Пояснительная записка Направленность образовательной программы: социально-педагогическая. Программа способствует подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе, формирует определѐнный запас знаний, и в первую очередь, навыки чтения и умение достаточно свободно и правильно говорить. Работа с детьми ведётся в следующих направлениях: - развитие звуковой культуры речи; - обогащение словаря и развитие речи; - подготовка руки к письму; - знакомство с буквами как знаками звуков; - развитие умственных способностей детей. Новизна программы состоит в определении универсальных учебных действий при обучении чтению детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями. Обучение основано на использовании специальных обучающих игр. Актуальность: программа отвечает современным задачам подготовки дошкольника к школе, ее актуальность заключается в глубоком, планомерном развитии речи детей и обучении их чтению. Это продуктивная деятельность ребенка, в процессе которой формируется осознанное отношение к языку. Педагогическая целесообразность: в основе программы лежит идея последовательного формирования навыков слогового чтения у ребенка дошкольного возраста, развития мышления, внимания, речи и воспитание социально-адаптированной личности ребенка. Каждая образовательная деятельность – новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие речи, так и через практическую деятельность ребенка. Занятия предусматривают частую смену видов деятельности детей и их разнообразие, включение игровых ситуаций и занимательных упражнений, использование наглядного и дидактического материала, что обосновано психофизиологическими особенностями детей шестилетнего возраста. Коллективные игры, инсценировки, сочинение сказок и рассказов способствует не только развитию речи детей, но и развитию навыков общения. Разный уровень подготовленности детей предполагает дифференцированный подход в проведении занятий. Цель: обучить детей дошкольного возраста чтению и развитие устной речи. Задачи: личностные: - Формирование общечеловеческих ценностей, уважение к культуре. - Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. - Уметь высказывать свое отношение к поступкам других детей. - Уметь эмоционально «проживать» текст, сопереживать героям. - Формировать любовь и сопереживание животным. - Уметь отличать хорошие поступки от плохих. метапредметные: регулятивные - Учиться работать по предложенному педагогом плану. - Формировать способность к мобилизации сил и энергии (волевая саморегуляция). - Уметь понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. - Уметь высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями. познавательные - Находить ответы на вопросы в иллюстрациях. - Уметь отличать новое от уже известного с помощью педагога. - Уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии. - Уметь перерабатывать полученную информацию. - Уметь составлять предложения на основе рисунков, схем, иллюстраций. - Уметь пользоваться полученными знаниями. коммуникативные - Уметь учитывать мнения и интересы других людей. - Уметь представлять собственную позицию. - Уметь донести свою позицию до других. - Понимать зависимость характера речи от ситуации. - Оформлять свою мысль в устной речи. предметные: - Воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога. - Отвечать на вопросы педагога по содержанию прослушанного произведения. - Уметь слышать звуки. - Уметь читать по слогам небольшой по объѐму текст. - Уметь определять ударный слог в слове. - Уметь определять местонахождение заданного звука в составе слова. - Уметь составлять 1-2-х сложные слова, предложения. - Уметь пересказывать небольшой по объѐму текст. - Уметь правильно определять интонационную окраску предложений. - Уметь описывать предмет. - Уметь озаглавливать текст. Отличительные особенности программы: программа создана учителями начальных классов МБОУ «Школа № 156 им.Б.И.Рябцева». В связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Школа будущего первоклассника» были определены универсальные учебные действия, направленные на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста, реализации права ребенка на доступное, качественное образование и обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Изменились подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: не только через систему учебной деятельности, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Данная программа адаптирована для детей дошкольного возраста и предполагает обучение детей послоговому чтению в игровой форме. Программа способствует закреплению у детей уже полученных представлений об окружающем мире, получению новых знаний о звуках, словах, предложениях. Возраст детей: обучение по программе проводится с учѐтом возрастных особенностей детей 6 лет. Сроки реализации программы: 7 месяцев (один раз в неделю - 1 занятие 30 минут). Формы организации занятий: основной формой организации образовательного процесса является групповое обучение. Формы проведения самые разнообразные: игра, путешествие, спектакль, встреча со сказочным героем, соревнование, конкурс, заочная экскурсия и т.д. Режим занятий : занятия проходят 1 раза в неделю в кабинетах № 208, 109. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности К концу обучения у детей должны быть сформированы универсальные учебные действия : Планируемые результаты Личностные Предметные Метапредметные 1.Понимание общечеловеческих ценностей, уважение к культуре. 2.Умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 3.Понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание. 4.Умение высказывать свое отношение к поступкам других детей. 5.Умение эмоционально «проживать» текст, сопереживать героям. 6.Сформирована любовь и сопереживание животным. 7.Умение отличать хорошие поступки от плохих. 1.Умение воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога. 2.Умение отвечать на вопросы педагога по содержанию прослушанного произведения. 3.Умение слышать звуки. 4.Умение читать открытые и закрытые слоги, небольшие тексты. 5.Умение определять местонахождение заданного звука в составе с лова. 6.Умение составлять 1-2-х сложные с лова и предложения. 7.Умение пересказывать небольшой по объѐму текст 8.Умение составлять предложения по картинке. 9.Умение определять ударный слог в с лове. 10.Умение правильно определять интонационную окраску предложений. 11.Умение описывать предмет. 12.Умение озаглавливать текст. Сформировано : бережное отношение к вещам, умение приветливо разговаривать с товарищем, внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы, вести себя в соответствии с правилами, любовь к чтению произведений худ. литературы, бережное отношение к книгам, поведение в соответствии с правилами. РЕГУЛЯТИВНЫЕ 1.Умение работать по предложенному педагогом плану. 2.Сформирована способность к мобилизации сил и энергии (во левая саморегуляция). 3.Умение понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. 4.Умение высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 1.Умение находить ответы на вопросы в иллюстрациях. 2.Умение отличать новое от уже известного с помощью педагога. 3.Умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии. 4.Умение перерабатывать по лученную информацию. 5.Умение составлять предложения на основе рисунков, схем, иллюстраций. 6.Умение пользоваться полученными знаниями. КОММУНИКАТИВНЫЕ 1.Умение учитывать мнения и интересы других людей. 2.Умение представлять собственную позицию. 3.Умение донести свою позицию до других. 4.Понимание зависимости характера речи от ситуации. 5.Умение оформлять свою мысль в устной речи. ЛИЧНОСТНЫЕ: 1.Сформировано осознание роли языка и речи в жизни людей. 2.Понимание эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. 3.Умение высказывать свое отношение к поступкам других детей. 4.Умение эмоционально «проживать» сказку, сопереживать героям сказок. 5.Умение оценивать свои поступки и поступки окружающих. Педагогическая диагностика. Основным способом проверки ожидаемых результатов является диагностика знаний, умений и навыков детей: «Диагностика уровня ориентации на звуковую форму слова» «Диагностика уровня подготовленности руки к письму» «Диагностика В.П.Симонова» (1,2,3 балла). Диагностика проводится один раз в год: направлена на определение уровня усвоения детьми материала, изученного в течении учебного года и выявление УУД. (Приложение1) Для выявления умения различать внешнюю (форму) и смысловую (значение) стороны слова, его звуковую структуру можно использовать методику «сравнение слов» (Е.А. Бугрименко, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева, Г.А.Цукерман) (Приложение 2) Формы подведения итогов реализации программы: Формой поведения итогов реализации данной программы являются открытые мероприятия с присутствием родителей, участие воспитанников в конкурсах и фестивалях; сравнительный анализ диагностических данных. Учебно-тематический план и содержание деятельности Дата № Тема Содержание деятельности 1. Вводное занятие. Речь устная и письменная. Общее представление о языке. Дети знакомятся с понятием речи, что речь бывает письменная и устная, учатся её различать. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть потешек, песенок. В мире безмолвия и неведомых звуков. Описание картинки. Игра «Опиши предмет», «Кто больше назовёт свойств и использование предмета». Знакомство с основными гигиеническими правилами, которые необходимо соблюдать при письме (правила посадки, положения тетради, умение правильно держать ручку). 2. Представление о слове. Тематические группы слов. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения, виды. Противоположные по значению слова. Игра «День – ночь», «Самый красивый», «Поэты». Подбор слов к рифме. Сложные слова. Ориентировка на листе бумаги и в разлиновке бумаги. Закрашивание нарисованного предмета, не выступая за контур. 3. Звуки вокруг нас. Звук и буква. Гласные и согласные звуки. Звуки окружающей среды. Звуки речи. Правильное произношение звуков речи. Различие понятий "звук" и "буква". Дать понятие гласный звук и согласный. Игра «Послушай Буратино и Мальвину». Работа над пословицами, потешками. Различные виды штриховки. Тренировка кисти руки и пальцев (работа с проволокой, вырезание, работа с мелкими предметами). Развитие координации движения рук и глаз. 4. Гласные звуки [а], [о], буквы А,О. Понятие гласного звука. Выделение гласного звука [а] из потока звуков. Выделение гласного звука[о]. Выделение звуков среди других гласных звуков. Показать артикуляцию звуков. Ввести в словарь детей понятия «гласный звук». Учить определять место звука в словах. Учить условно обозначать звук. Развивать фонематический и речевой слух. Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности. Воспитывать интерес к азбуке, усвоению букв. Обведение овощей по трафарету и их штрихование. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» 5. Гласные звуки [у], [ы], буквы У,ы. Составление и чтение слов: уа, ау. Выделение гласного звука[у] в начале слова, середине и конце. Выделение гласного звука [ы] в словах . Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи. Выделение звуков среди других гласных звуков.Подбор слов к данным схемам. Развитие мимики и пантомимики. п\г «Семья» п\и «Сыночек» Учить читать слоги. Развивать устную речь детей. Воспитывать интерес к загадкам. Печатанье букв У, ы. Штриховка. Составление и чтение слов: уа, ау. Использование зашумлённой картины. Дидактическая игра «Найди пару». 6. Гласные звук [э], буква Э. Звуковой анализ. Многозначные слова. Выделение гласного звука [э] в начале слова, середине. Печатанье буквы Э. Использование зашумлённой картины. Дидактическая игра «Найди пару» Слова состоят из звуков. Звуки в словах произносятся в определенной последовательности. Дать понятие многозначности слов. Игра «Угадай слово». Активизировать в словаре детей прилагательные. Воспитывать желание активно участвовать в играх. Использование зашумлённой картины. Дидактическая игра «Найди пару» Штриховка фигур. Выкладывание и печатание слогов кэ, пэ, тэ. Д. и. «Кто кричит во дворе?» 7. Согласные парные звуки [б-п], буквы Б –П. Звуки согласные. Звонкие и глухие согласные. Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звуков [б-п] в слове (начало, середина, конец). Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов. Ввести в словарь детей понятие «согласный» звук. Слогообразующая роль гласных. Звонкие и глухие согласные. Игра «Колокольчики». Что такое ребус? Игра «Кто отгадает». Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Кто больше?». Развитие зрительного внимания по картине. п\г «Птичка» Штриховка фигур. Печатанье букв Б,П. Чтение и печатание слогов ап, уп, ип; па, пи, пу Чтение и печатание слов, составление их из слогов: бу, шу, ба, сы, ка, бан (шубы, бусы, банка, кабан) Печатание слов: бык, бусы, булка, бант; предложения: У Кати шуба . 8. Согласные парные звуки [в-ф], буквы В-Ф. Твёрдые и мягкие согласные. Слоговая структура слова. Способы слогоотделения. Определение позиции звуков [в], [ф] в слове (начало, середина, конец).Звуковой анализ слова ива. Различение твердых и мягких звуков [в], [в’], [ф], [ф’]. Игра с мячом. Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ). 7. Логопед читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком Л', они звонят в колокольчики: Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят. Упражнение на развитие речевого внимания 1) Мы играли в хоккей, поломали все плюшки, Мама нам испекла очень вкусные клюшки. Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали, И вручили ему за победу педали. 2) Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите". Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз". Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением. 3) Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги". 4) Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой: ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА; ПА–НА–РА–КА–ДА. В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание". 5) «Летает – не летает» Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет; 6) «Съедобное – несъедобное» Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается. 7) «Наблюдательность» В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали; 8) «Самый внимательный» Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами; 9) Где что было Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая. 10) Обезьянки Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти. Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д. Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения. Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом). Авторские права: Оксана Фогель Пожалуйста, оцените конспект - Школа будущего первоклассника: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
111 |
Конспект прислал: oksanagurina 13 ноября 2015 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||