Online video hd

Смотреть красавицы видео

Официальный сайт travelspo 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Индивидуально-психологические особенности ребёнка в младшем школьном возрасте


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Индивидуально-психологические особенности ребёнка в младшем школьном возрасте


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Индивидуально-психологические особенности ребёнка в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте индивидуально-психологические особенности проявляются наиболее непосредственно, сказываясь как на поведении, так и на успешности обучения. У ребёнка ещё не выработаны механизмы приспособления к своим индивидуально-психологическим особенностям, не сформирован индивидуальный стиль деятельности. Поэтому одна из задач педагога – помочь ему преодолеть негативные проявления его нервного склада и использовать благоприятные возможности, которыми наделила его природа.
В младшем школьном возрасте происходит становление межполушарной асимметрии, выделяется ведущее полушарие. Если ведущим становится левое полушарие, оно создаёт преимущественную основу для логических рассуждений и умозаключений, аналитического мышления, вербальной коммуникации, памяти на слова, устной связной речи. Левое полушарие контролирует двигательные функции правой стороны тела, заведует письмом и счётом, чтением и умением слушать речь. Оно руководит также произвольными процессами. По эмоциональным проявлениям – оно оптимистическое, радостное.
Но известно, что между полушариями есть неразрывное единство в деятельности. Они дополняют друг друга, оказывают друг другу помощь, могут функционировать по двум программам переработки информации. Иногда по большинству признаков доминирования ребёнок является левшой.
В настоящее время среди учащихся начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По данным статистики за 1997 г. таких детей может быть до 20 – 25 % в классе! Сегодня, работая с леворукими детьми, прежде всего, говорят о леворукости, поскольку она определяет только ведущую руку, а, говоря о левшестве, подразумевают комплексную характеристику (ведущий глаз, нога, ухо). Какой у человека ведущий глаз не интересует, пока он не занимается стрельбой. То же самое относится к ноге, если ребёнок не придёт в секцию лёгкой атлетики, то он может всю жизнь не задумываться какая нога у него ведущая.
Стоит обратить внимание на то, что детская популяция содержит меньше правшей, чем взрослые, число праворуких возрастает постепенно. Так количество правшей и левшей составляет соответственно 52% и 47% в возрасте одного года, к двум годам эти показатели изменяются до 70% и 29%, к семи годам достигают 85% и 13%, т. е. соотношение правшей и левшей в человеческой популяции является подвижным показателем, зависящем от возраста, а также от средовых, культурных и прочих факторов.
Семенович А. С. отметил, что левши составляют 70% детей с трудностями школьного обучения . Оно представляет леворукость, как одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности. По его мнению, необходима разработка грамотного психолога – педагогического сопровождения обучения детей – левшей.
Фактически леворукого ребёнка у нас учат так же, как праворукого, и именно поэтому в школе не редко настаивают на переучивании. Нарушение письма и чтения является достаточно распространённым дефектом, который встречается у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и приводит, как правило, к стойким трудностям обучения. Изучению этой проблемы посвящено много работ в нашей стране и за рубежом. Большинство отечественных исследований связывает нарушение письма и чтения с нарушениями устной речи.
В то же время исследования последних лет показывают, что нарушение письма и чтения связаны не только с нарушениями устной речи, но и информированностью невербальных норм психических процессов зрительно-пространственных представлений, слухомоторных и оптико-моторных координаций, общей моторики и т. д.
Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций ведут к возникновению таких трудностей как :
 восприятие и запоминание сложных конфигураций букв при чтении, и соответственно медленный темп;
 формирование зрительного образа букв, цифр (нарушено соотношение элементов, ребёнок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифры);
 выделение и различение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник);
 зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
 копирование;
 неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
 очень медленный темп письма;
 искажение формы и пропорции фигур;
 пропуск и перестановка букв при письме;
 ошибки при определении правой и левой сторон;
 ошибки при расположении предметов в пространстве (под – над, на – за, около – перед).
В настоящее время особенности развития процесса, зрительного восприятия у леворуких детей разного возраста практически не изучены. Опыт учителей показывает, что у многих отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия. Такие дети плохо рисуют, для них образуются менее стойкие схемы пространственных отношений, они показывают низкие результаты при воспроизводстве зрительного материала по памяти. Причины возникновения трудностей зрительного восприятия у леворуких неясны.
Известно, что функции речи у левшей могут быть представлены в левом полушарии, как у подавляющего большинства праворуких, а могут контролироваться правыми или обоими полушариями мозга. Поэтому есть предположение о возможности конкуренции между процессами речи и зрительно-пространственного восприятия, которые в большей степени обеспечиваются деятельностью правого полушария. В связи с этим речевые функции леворуких, имеющих центр речи в правом полушарии будут преобладать за счёт других, и у левшей могут быть относительно более низкие показатели функций зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и т. п.
Однако придерживаются и противоположной точки зрения, например Грибова Ю. А. объясняет появление среди леворуких детей творчески одарённых, нестандартно мыслящих. Она видит причину в более тесном взаимодействии речевых и неречевых процессов в тех случаях, когда их реализацию обеспечивают одно и то же полушарие. Однако ни одна из этих гипотез пока экспериментально не подтверждена .
Проведение Безруких М. М. исследования зрительного восприятия леворуких шестилетних детей выявили ряд трудностей, связанных с интегративной деятельностью мозга, обеспечивающий взаимодействие различных процессов восприятия: зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации.
У многих леворуких детей выявляется отставание в развитии зрительно-моторной координации. Существует достаточно простой и информативный метод определения уровня развития такой координации – это копирование пересекающихся линий, геометрических фигур, сочетания различных фигур.
У учащихся без нарушения устной речи, письма и чтения выявляются лишь некоторые слабовыраженные признаки левшества, которые проявляются только при выполнении непривычных действий, аплодирования, раздачи лото. В противоположность этому у учащихся с нарушениями письма и чтения, обнаруживаются более существенные признаки левшества, которые проявляются не только в значительно большем количестве леворукого выполнения проб, связанных с не основными действиями, но и в леворуком выполнении основных действий, таких как бросание мяча, забивание гвоздей молотком.
Нарушение устной речи учащихся левшей отличается от нарушений устной речи правшей тем, что в них обнаруживаются более выраженные трудности в усвоении слов со сложной структурой и в степени владения звуковым анализом слов. Помимо этих отличий неправши имеют более низкий уровень развития словаря, как в качественном, так и в количественном отношении.
При наблюдении за процессом чтения и при проверке письменных работ, было обнаружено, что ошибок на перестановку букв при чтении левши делают больше, чем при списывании. Вероятно, это можно объяснить тем, что в акте письма дополнительно подключается функция кинестического контроля за движением руки. Выявление группы левшей и наличия у них особых ошибок, а также недостаточная эффективность применяемых традиционно методов коррекции, направленных на развитие языковой системы, свидетельствует о том, что одним из условий полноценного овладения навыком письма и чтения, помимо соответствующего уровня развития устной речи и психических процессов, формирование устойчивого стереотипа, слежение взором слева направо.
Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояние здоровья леворуких детей подчёркивают, что такие дети требуют особого подхода, особого внимания, особенно при поступлении в школу. Леворуким детям труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность (леворукие дети ориентированы на общение). Возникновение конфликтов во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактом. Эти дети быстро и по «пустякам» обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников.
Также необходимо отметить, что леворукому ребёнку свойственны школьные страхи: перед неудачами в классе, порицаниями со стороны учителей и родителей. Как следствие всего этого у детей учащается сердцебиение, затрудняется дыхание, повышается потливость, их преследуют ночные кошмары. Утром они просыпаются вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усиливается от замечаний со стороны учителя или насмешек одноклассников. Как же поступать в таких случаях учителю? Прежде всего, следует проявлять педагогическую корректность и сдержанность в оценке ситуации. Ребёнка надо принимать таким, каков он есть. Учителю необходимо уделять больше внимания своим «необычным» ученикам, проявляя внимание к их трудностям, связанные с приходом в школу и помогая разрешить их.
Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определёнными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» - латинского происхождения (temperamentum), означающее соразмерность, соотношение частей.
Темперамент – индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия .
Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения человека: скорость реакции, темп работы или общения людей, эмоциональность и уровень общей активности. К каждому типу темперамента надо приспосабливаться, и зная заранее индивидуальные расхождения в темпераментах, можно предупредить возникновение напряжённости в отношениях.
Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. Павлов И. П. по тому, какова реакция организма на внешние раздражители, выделил четыре основных типа нервной системы: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Дети – сангвиники отличаются сильным, уравновешенным типом высшей нервной деятельности. У них одинаково хорошо выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Эти дети способны контролировать свои эмоции и подчинять их требованиям соответствующей обстановки. Их речь хорошо развита, громкая, быстрая, правильно построенная, богатая. Дети – сангвиники хорошо приспосабливаются к школьной обстановке, успешно справляются с учебной нагрузкой. Типичные черты: жизнерадостность, оптимизм, вера в свои силы и возможности, критическое отношение к своим и чужим недостаткам, нередко – переоценка своих физических и интеллектуальных возможностей.
Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.
Такие дети быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами.
Дети – флегматики. У таких детей, по наблюдениям Красногорского Н.И., рассудочная деятельность явно преобладает над эмоциональной сферой . Они хорошо контролируют, а при необходимости подавляют свои эмоции и желания, без осложнений адаптируются к условиям школьной жизни. Флегматики ведут себя ровно и спокойно. Речь у них неторопливая, размеренная, обычно не сопровождается жестикуляцией. Типичные черты: дисциплинированны, сдержаны по отношению к своим и чужим недостаткам, не конфликтны, спокойно реагируют на порицание или одобрение, склонны к уединению.
Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.
Такие дети организованны, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие дети не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.
Дети – холерики отличаются выраженной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроений. Они слабо сдерживают свои желания и эмоции (сильный, неуравновешенный тип ВДН). В действиях – нередко вспышки возбуждения, иногда агрессии. У них обострены вегетативные реакции: при любом эмоциональном возбуждении они легко бледнеют и краснеют. К школьной жизни приспосабливаются не сразу, т. к. могут проявлять несдержанность на уроках, могут быть вспыльчивы, запальчивы в ответ на замечания педагогов. Среди трудновоспитуемых младших школьников большой процент детей – холериков. Слабость волевой сферы может привести к несдержанности, недисциплинированности, необузданности, конфликтности. Однако большинство детей холерического темперамента очень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся с учётом особенностей темперамента.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 2086

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.
Прежде всего, нужно отметить, что очень важно умение учителя конкретизировать приемы организации внимания школьников с учетом индивидуальных особенностей их темперамента. Уже в начале урока учитель должен организовать внимание школьников, создать готовность их к серьезной умственной работе.
Зная, что внимание сангвиника отличается подвижностью, учитель с первых минут урока должен стараться держать такого ученика в поле зрения и направлять его сосредоточенность на учебную работу. На парте не должно быть ничего постороннего.
Для переключения внимания школьников- холериков необходимо найти соответствующие данной ситуации приемы быстрого вовлечения в учебную работу. Определенное знание здесь имеют обращения учителя к ученику с такими вопросами, как: «Что было задано на дом?», «Какие трудности были при подготовке к уроку?»; привлечение школьников к раздаче классных тетрадей, к помощи учителю в подготовке к пользованию на уроке приборами, наглядными пособиями. Не стоит обращаться с такими детьми резко.
Для детей меланхолического темперамента показательно медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа, новый вид занятий – являются для них сильными раздражителями, вызывающими повышенное переживание. Зная это, учитель должен стремиться отвлечь внимание школьника от его эмоционального состояния и направить его на учебную работу, чему будет способствовать создание в классе спокойной обстановки. При изложении нового материала имеет значение быстрота сообразительности учащегося и стойкость его сосредоточенности.
У школьников холерического темперамента при правильной организации учителем урока в большинстве случаев наблюдаем ярко выраженную устойчивость внимания. В организации внимания таких детей особенно важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса. Для поддержания сосредоточенности сангвиника следует привлекать их к ответу на вопросы по ранее известному, изученному материалу.
Учащиеся флегматического темперамента при слушании нового материала в случаях, когда требуется быстрота, сообразительность, не всегда успевают следить за ходом мысли учителя.
В таких случаях следует излагать материал более размеренным темпом, стараться проверить усвоение нового материала.
От индивидуального подхода к детям разных темпераментов во многом зависит и выполнение на уроке самостоятельных работ. У холерика нередко не хватает выдержки в преодолении встретившихся трудностей.
Нужно побуждать ученика к проявлению уравновешенности в поведении, настойчивости и терпеливости в работе.
Некоторые учащиеся – сангвиники часто отвлекаются от работы или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которых можно было бы избежать. Таких школьников важно побуждать к самоконтролю в работе, терпеливости и усидчивости.
Внимание школьника- меланхолика обычно неустойчиво, ребенок не уверен в своих знаниях, постоянно сомневается. Учителю следует с самого начала данного вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности в себе, в своих силах, не ругать за ошибки, а поправлять.
Во время устного вопроса и закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых учителей не хватает выдержки ждать, пока ученик сосредоточится и начнет отвечать.
Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми – холериками. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойное разъяснение учителем вопроса, важно увлечь работой, подчеркнуть важность изучаемого вопроса.
Школьники же с сильным развитием флегматических черт обычно говорят медленно, вяло. Стремление учителя поторопить таких детей не всегда приводит к положительным результатам.
Активизации памяти и мышления учащихся – сангвиников в значительной степени помогает разнообразие приемов закрепления нового материала и опроса изученного.
Учителю необходимо обращать внимание и на тон, которым делается замечание. По отношению к школьникам- сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне замечания, на холерика имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, но требовательным тоном. В тоне замечаний детям- меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность. Резкий тон общения на таких детей действует тормозящим образом. Оценочные замечания нередко вызывают у них слезы.
Осуществление учителем педагогически оправданного подхода к школьникам с различными типами темперамента – важная психологическая предпосылка успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.





Психолого-педагогические рекомендации по учёту особенностей асимметрии полушарий мозга в учебно-воспитательной работе

Чтобы помочь леворукому ребенку, родителям и учителям необходимо учитывать следующие условия:
 леворукий ребёнок никогда, ни в какой ситуации не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Но негативное отношение – это не обязательно высказанный упрёк или разговор о том, что ребёнок левша. Вполне достаточно тяжёлого вздоха, нетерпение при объяснении и даже случайное упоминание о его неловкости и т.п.
 не драматизировать ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности, проходящие и с помощью взрослых он с ними справится. Если не даётся письмо, если не запоминаются буквы, если они корявы, равновелики, если не уверен штрих и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координаций. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность не больше 15 – 20 минут. Хороши при этом лепка, рисование, вышивание, вязание и прочие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Если ребёнок пишет зеркально, путает близкие по конфигурации буквы и цифры, если переставляет местами буквы, теряет строку при чтении, путает правую – левую стороны – необходимо заняться тренировкой зрительно – пространственного восприятия.
 рациональный режим дня, ведь леворукий ребёнок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день у ребёнка должен быть построен так, чтобы не было перегрузок и переутомления.
 учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
 не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
 принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
 хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
 не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям.
Начиная обучение леворукого ребёнка, следует учитывать, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв.
Основные правила положения ручки при письме:
 леворукий ребёнок должен держать ручку выше, чем праворукий – на расстоянии примерно 4 см от кончика стержня.
 ручка должна составлять одну линию с рукой.
 рука при письме должна быть под линией письма.
 тетрадь располагается под наклоном (вправо) примерно в 20градусов и сдвинута влево от центра тела к левой руке.
 правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости.
 при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.
Также необходимо учитывать учителю ориентацию парт в классе, положение классной доски. Садить леворукого ребёнка следует у окна, слева за партой, т.к. там лучше освещённость, а, кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой, так и правой руки.
Таким образом, можно сделать вывод, что только при учёте учителем всех выше названных рекомендаций можно достичь желаемого результата в обучении леворукого ребёнка.

Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учётом особенностей репрезентативной системы

Как уже отмечалось выше, преподавателю необходимо учитывать особенности репрезентативной системы учащихся, с целью создания оптимальных условий обучения.
Любая информация, идущая через нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модаль¬ность памяти, понимания. Когда инструкция (информация) совпадает с их ведущей модальностью (репрезентативной системой), они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности “транслятора” на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключе¬ния от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.
Учащимся с визуальной репрезентативной системой (Настя, Диана С., Ваня, Виталя, Диана К.) для лучшего запоминания необходима наглядность: картины, схемы, таблицы. Такие ученики запоминают сведения с помощью мысленных картин, их трудно отвлечь и заинтересовать звуками. Визуал – ученик затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника дает ему полную картину эксперимента.
Учащиеся с аудиальной репрезентативной системой (Олеся, Андрей) усваивают информацию на слух. Когда читают текст, они приговаривают, пришептывают про себя. У них затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Такие дети часто садятся на последнюю парту в углу класса, если им предстоит серьезная работа, так как они легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах их слог и пунктуация страдают. Они расскажут свое сочинение лучше, чем напишут. Аудиал – ученик прекрасно работает, когда на уроке используется фонети¬ческий подход.
Учащиеся с кинестической репрезентативной системой (Алёша, Дима, Люба, Вова) не могут выучить грамматичес¬кое правило, поэтому необходимо придумывать «игру», где они могут участвовать вместе с товарищами и изображать связь между слова¬ми, частями речи. Такие дети часто тянутся к тому, что перед ними, прикасаются к другим соседям. Если посадить двух кинестетиков за одну парту, то у них будет минимум две потасовки за урок. Кинестетик – ученик легко выполняет практическую часть лабора¬торной работы, но он меняется, когда читает об этом в учебнике. Живо откликаются на физические поощрения и прикосновения. Новое запоминают с помощью того, что повторяют действия, мысленно проходя весь процесс.
Чем более учитель осознаёт свой стиль обучения, тем глубже понимает качество или уровень своей эффективности в работе с учениками. Конечно, желательно учить многосенсорно. Однако бывают случаи, когда учитель использует свой предпочитаемый стиль. Зная точно стиль преподавания, можно правильнее заметить, какие ученики из класса испытывают затруднения, и сделать соответству¬ющие поправки.

Рекомендации по учёту особенностей темперамента младших
школьников в учебно-воспитательной работе

Как уже отмечалось выше, учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальных для учеников условий обучения. Преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивщие гармоничное развитие каждого школьника.
Учебно-воспитательная работа с сангвиниками
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников – нужно опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.
Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом, нежели у детей с другим темпераментом. Частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку и т. д.), отсутствие контроля за поведением, действиями способствуют разрушению полезных привычек у сангвиников (затрудняет их формирование).
Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.
Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Работа, требующая быстрой реакции, больше всего подходит ему. Он быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключиться на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.
Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы новые его знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.
Учебно-воспитательная работа с холериками
В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я- концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.
Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.
Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.
Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой. Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников).
Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками.
Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.).
Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

Учебно-воспитательная работа с флегматиками

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.
Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».
Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а вначале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.
Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка.
Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.
В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.
В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми... Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.
Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать д





Пожалуйста, оцените конспект - Индивидуально-психологические особенности ребёнка в младшем школьном возрасте:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: marsvet 19 августа 2009 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн