Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Исследовательский проект по теме: «Активные методы обучения как средство развития творческого стиля мышления у учащихся начальных классов на уроках |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Исследовательский проект по теме: «Активные методы обучения как средство развития творческого стиля мышления у учащихся начальных классов на уроках |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Исследовательский проект по теме:
«Активные методы обучения как средство развития творческого стиля мышления у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира» МО город – курорт Анапа (территориальный, административный округ (город, район, посёлок) МОУ СОШ №15 (полное наименование образовательного учреждения) Разработан учителем начальных классов МОУ СОШ 15 ст. Гостагаевской г-кАнапа Клепиковой Т.Г. 2008-2009г. Содержание проекта. 1. Проект. 2. План-график проведения эксперимента 3. Теория I. Введение. II. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления детей. 1) Понятие творческого мышления. 2) Проблема развития творческого мышления. 3) Условия формирования творческого мышления младших школьников. III. Активные методы обучения на проблемном уроке. 4. Учебно–тематический план с использованием активных методов обучения. 5. Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира в 1 классе. 6. Диагностика уровня развития творческого мышления. 7. Заключение. 8. Используемая литература. 1. Исследовательский проект. Обоснование темы Экономика прошлого века была ориентирована на копирование образца. Сделать каждую следующую пару ботинок (копию) было почти также трудно, как сделать первую - образец. Соответственно, ценились люди, способные воспроизводить действия, которым их научили. Соответственно, и школа стремилась поставлять тех, кто был способен осваивать и выполнять шаблонную работу. В наше время копирование образца может практически ничего не стоить: создать и раскрутить Windows – миллиарды долларов, скопировать диск – несколько центов. Создать процессор и наладить производство - дорого, растиражировать - копейки. И даже построить дом физически малозатратно: тут договариваться сложно, а не строить. Проблема сегодняшнего дня - создать что-то новое и, главное, продать. Сложно разработать новый продукт - чтобы был и функциональным и удобным, еще сложнее объяснить потребителю, что именно этот продукт ему нужен… Соответственно, теперь ценятся личности, способные творить и мотивировать, и не ценятся те, кто умеет выполнять рутинные действия по заданному шаблону. Соответственно, и начальная школа интуитивно это чувствует и меняет свои приоритеты. Проблемное обучение требует перенесения акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. В зарубежной и отечественной литературе совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познаватель¬ной деятельности, получила название «активные методы». Активное обучение предполагает использование такой сис¬темы методов, которая направлена не на сообщение обу¬чающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получе¬ния знаний, освоение умений в процессе активной познава¬тельной деятельности, направленной на решение образо¬вательных проблем. К данным приемам обучения могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, мозговая атака, «атака веером», и т.д. Активные методы позволяют на уроке: - выдвигать гипотезы, проверять их, выбирать наиболее рациональные; - формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать; - учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; - обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций; - продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность; - уметь разрешать конфликты в повседневной жизни. Противоречие Я включаю учащихся в обсуждение проблемных вопросов, они не могут высказывать предположения, кратко и четко выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, т.е. творчески мыслить. Проблема Каким образом в условиях образовательного учреждения можно обеспечить развитие творческого стиля мышления у учащихся начальных классов. Тема проекта «Активные методы как средство развития творческого стиля мышления у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира» Объект исследования — проблемное обучение в начальных классах. Предмет исследования — активные методы обучения как средство развития творческого стиля мышления детей на уроках окружающего мира в начальной школе Гипотеза Учащиеся научатся творчески мыслить, если - разработать проблемные вопросы, задачи для обсуждения на уроках окружающего мира; - спланировать учебную деятельность по окружающему миру с использованием активных методов обучения; - Использовать активные методы для развития творческого стиля мышления на уроках окружающего мира. -Продумать систему оценивания деятельности учащихся. Цель: 1. Доказать что активные методы обучения являются одним из средств формирования творческого стиля мышления. 2. Изучить формы и методы проблемного обучения, используемые для развития творческого мышления до 01.12.2008г. 3. Выявить наиболее эффективные и доступные формы и методы проблемного обучения для развития творческого мышления на уроках окружающего мира. 4. Создать условия для развития творческого мышления. Задачи 1. Изучить активные формы и методы, используемые для развития творческого мышления; 2. Определить место и роль использования активных методов для развития творческого мышления в учебном плане. 3. Разработать проблемные вопросы, задачи для обсуждения на уроках окружающего мира. 4. Спланировать учебную деятельность по окружающему миру с использованием активных методов для развития творческого мышления обучения; 5. Использовать активные методы для развития творческого мышления на уроках окружающего мира. 6. Обобщить материалы исследования и представить в форме методических рекомендаций для учителя. Методы исследования Для достижения цели, решения поставленных задач необходимо использовать: 1) комплекс теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение). 2) эмпирические методы исследования: • наблюдение, • тестирование, • анкетирование, • оценка, • самооценка. Модель эксперимента Формирующий естественный педагогический эксперимент. Для проведения исследования по теме используется модель эксперимента с одной группой и итоговым тестированием. В — О. Группа — учащиеся 1-4 класса. В — воздействие – использование методов для развития творческого мышления на уроках окружающего мира. О — оценка участников эксперимента: уровень развития творческого мышления. Этапы исследования 1. Теоретический — обоснование — определение методов с помощью которых возможно повышение уровня развития творческого мышления. 2. Проектировочный — проектирование эксперимента. З. Экспериментальный — • проведение эксперимента; • отслеживание результатов; • проверка результатов деятельности; • обобщение результатов исследования; • выводы; • оформление результатов. Предполагаемые результаты. 1. У учащихся будет сформировано понимание важности познания окружающего мира и интерес к его исследованию. 2. Учащиеся приобретут такие умения: • Умение выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; • Уметь выбирать рациональное решение; • Обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций; • Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность; • Уметь разрешать конфликты в повседневной жизни. 3. Выявлены методы, при которых можно развивать у учащихся творческий стиль мышления. 4. Составлены рекомендации для учителей. Состав действий по реализации цели Действие Результат Изучить формы и методы, используемые для развития творческого мышления Использовать в своей деятельности Проанализировать учебные материалы 1-4 класса по окружающему миру с целью определения тем, при изучении которых, возможно использовать активные методы обучения Определение тем, где наиболее эффективно могут быть использованы активные методы (какие конкретно) Спланировать изучение учебного материала на основе анализа Тематическое планирование 2) Проблема развития творческого мышления. В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип - средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. Я в своей работе буду придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность. Однако и в этом подходе существует несколько направлений. В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления: - отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца, регламентированного поведения; - наличие позитивного образца творческого поведения; - создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения; - социальное подавление творческого поведения. Они выделяют между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Идея эта по существу бихевиористская и заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности. Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта. П.Я. Гальперин разработал развивающий метод основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска. Идея социоактивного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопросы и разными стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего конфликта и неравновесия, что дает импульс творческому развитию индивида (В. Дуаз и Г. Мюньи). Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления: - влияние условий воспитания и повседневной жизни; - проведение развивающего эксперимента. Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии. Но каковы же условия формирования творческого мышления? На этот вопрос я отвечу в следующем пункте II главы. 3) Условия формирования творческого мышления младших школьников. Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае я имею дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески мыслить, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся: - паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать; - доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; - сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; - доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; - ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны; - неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений; - формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей; - стремление к максимально глубокому исследованию проблемы; - высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем; - индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса; - проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций. Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников. III. Активные методы обучения на проблемном уроке. Проблемное обучение требует перенесения акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. В зарубежной и отечественной литературе совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познаватель¬ной деятельности, получила название «активные методы». Активное обучение предполагает использование такой сис¬темы методов, которая направлена не на сообщение обу¬чающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получе¬ния знаний, освоение умений в процессе активной познава¬тельной деятельности, направленной на решение образо¬вательных проблем. К данным приемам обучения в про¬блемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, мозговая атака, «атака веером», и т.д. Активные методы позволяют на уроке: - формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать; - учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; - обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций; - продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность; - уметь разрешать конфликты в повседневной жизни: Коммуникативная атака (вызов к проблемному общению) Смысл этого приема состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать «что-то такое», что заставило бы учеников мгновенно «включиться» в урок. Размышляя о том, как эффективнее оказывать влияние на аудиторию, основоположник американской теории и практики менеджмента Дейл Карнеги советовал: «драмати¬зируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?» Основные направления коммуникативной атаки: 1. Захватывающий аудиторию факт, вопрос ( «видели ли вы волка в зоопарке?» и т.п.). 2. Вопрос, близко связанный с личным опытом, недавно пережитым учащимися (.). 3. Нечто личное для учителя, прочувствованное им, вол¬нующее его. Класс делится на 3 команды. Выбирают капитанов. За консультацию - 1 балл. Вопросы, задания учащиеся готовят заранее. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов. Варианты. «Мозговой штурм» в сочетании с групповой деятельно¬стью, когда мини-группа работает как один учащийся. Вариант, когда во время «мозгового штурма» группа экспертов сразу классифицирует идеи, а остальные участ¬ники группы или отдельные участники разбирают их между собой. Примеры 1. Много лет назад один великий полководец оказался перед выбором: он должен был принять решение, опреде¬лившее впоследствии его победу. А противостоял полко¬водцу враг, армия которого намного превосходила его соб¬ственную. И он погрузил своих солдат на корабли и отпра¬вил их во вражескую армию. Что дальше предпринял полководец, чтобы победить? Ответ По прибытию он приказал сжечь корабли. Перед битвой он обратился к армии: «Видите ли вы дым от наших кораб¬лей? Это значит, если мы не победим, то не сможем живы¬ми покинуть эти берега. Один у нас выбор: победить или погибнуть». И они победили. 2. Система образования показывает путь, которым че¬ловек может приобрести необходимые ему, в том числе и практические, знания. Предложите собственные пути, идя по которым, на ваш взгляд, можно добиться успехов? 5. Учебно–тематический план с использованием активных методов обучения. 1 класс. Тема урока. Методы для развития творческого стиля мышления. Задания для обсуждения Действия и предполагаемые практические умения. Выдвижение гипотез Аргументация ответа Анализ данных Умение выбирать наиболее рациональное решение 1 урок. Тема: «Ты школьник» Метод: Моделирование Вопрос: Что могло бы произойти, если бы исчезли все школы? Умение выдвигать гипотезы 2 урок. Тема: «Путешествуем, не выходя из класса» Метод: Коммуникативная атака Задание: Представьте, что вы попали в далекое будущее. Каким вы представляете класс, в котором учатся дети? Умение выдвигать гипотезы 3 урок. Тема: «Ценный совет» Метод: Решение рационализаторской задачи Задание: Как можно помочь деду вытащить репку? Умение анализировать данные 6 урок. Тема: «Предметы и их признаки» Метод: Мозговой штурм Задание: Перед вами разрезные карточки с изображением предметов. Объясни ребятам что это за предмет, не показывая изображения. Умение анализировать данные 8 урок. Тема: «Осень: природа готовится к зиме» Метод: Мозговой штурм Вопрос: Почему осенью листья желтеют и опадают? Умение выдвигать гипотезы 9 урок. Тема: «Наши помощники – органы чувств» Метод: Дискуссия Зачем человеку органы чувств? Умение аргументировать свой ответ 11 урок. Тема: «Родители, учителя и книги» Метод: Моделирование Вопрос: Если бы человек воспитывался в стае волков? Чему бы он научился? Умение выдвигать гипотезы 12 урок. Тема: «Ты и твоя семья» Метод: Дискуссия Вопрос: Что нужно сделать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо? Умение аргументировать свой ответ 13 урок. Тема: «Учимся быть самостоятельными» Метод: Мозговой штурм Задание: Что должны знать дети, чтобы в доме не случилось беды? Составьте правила. Умение выбирать наиболее рациональное решение 14 урок. Тема: «Ты и твои друзья» Метод: Дискуссия Вопрос: Почему происходят ссоры? Умение аргументировать свой ответ 15 урок. Тема: «Зима: покой природы» Метод: Дискуссия Вопрос: Почему тает снег в теплом помещении? Умение выдвигать гипотезы 16 урок. Тема: «Город, в котором мы живем» Метод: Решение рационализаторской задачи Задание: Как можно избежать падения в гололед? Умение выбирать наиболее рациональное решение 18 урок. Тема: «Путешествие Колобка» Метод: Мозговой штурм Задание: Как можно спасти черствый хлеб? Умение выдвигать гипотезы Умение выбирать наиболее рациональное решение 20 урок. Тема: «Богатства природы» Метод: Решение рационализаторской задачи Задание: Как люди могут помочь природе? Умение анализировать данные Умение выбирать наиболее рациональное решение 22 урок. Тема: «Весна: пробуждение природы» Метод: Решение рационализаторской задачи. Задание: Каким ты представляешь домик для птиц, из чего ты сможешь его сделать? Умение выдвигать гипотезы Умение аргументировать свой ответ 25 урок. Тема: «Равновесие в природе» Метод: Моделирование Вопрос: Что могло бы произойти, если бы исчезли комары? Умение выдвигать гипотезы Умение аргументировать свой ответ 6. Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира в 1 классе. План-конспект проблемно-диалогического урока с применением мультимедийной презентации УМК «Школа 2100» Предмет: «Окружающий мир» 1 класс Учебник: «Окружающий мир» 1 класс. Часть 2. Авторы: А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Изд. –М.:«Баласс» 2008 год, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. Авторы А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Изд. –М.:«Баласс» 2008 год Тема: Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Цели урока: Цели урока по линиям развития личности Обязательный минимум содержания 1-я Линия развития: На примере сказочного персонажа – Колобка, - в сущности, технологической последовательности производства хлеба, - создать условия для умения объяснить особенности производства вещей. 2-я Линия развития: Используя мозговой штурм создать условия для умения определять свое отношение к вещам, созданным людьми разных профессий, их рациональном и бережном использовании. Формируется понятие о профессии как о высокой квалификации труда; знакомство с профессиями: комбайнер, рабочий-мукомол, железнодорожник, пекарь… Вывод: каждая вещь по мере своего изготовления проделывает долгий путь превращений, которые выполняются людьми разных профессий. Предполагаемые практические умения, полученные учащимися на уроке Уметь: • Формулировать проблемный вопрос; • Выдвигать гипотезы; • Составлять план действия; • Принимать выдвигаемые гипотезы; • Проверять выдвинутые гипотезы; • Выбирать рациональное решение; • Выстраивать производственные цепочки, выясняя, какой предмет необходим для изготовления вещи и люди каких профессий участвуют в создании таких предметов. Оборудование: • Колоски зерна пшеницы, мука, кусочки теста, булочки, плакат «Берегите хлеб»; • Презентация Microsoft Power Point; • Учительский компьютер, подключенные к учительскому компьютеру по беспроводной сети компьютеры учеников, акустика; • Учебники, тетради. Тип урока: Изучения и первичного закрепления нового материала. Место в учебном плане: II полугодие, раздел «Что нас окружает», урок 16. Данный урок является шестнадцатым уроком по курсу «Окружающий мир» раздела «Что нас окружает» 1 класса. Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности я старалась применить различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся класса имеют средний уровень подготовки, на уроке я создала условия для умения объяснить особенности производства вещей, для умения определять свое отношение к вещам, созданным людьми разных профессий, их рациональном и бережном использовании. Использование проблемно-диалогической технологии, «Мозгового штурма», компьютерных технологий показывают на новизну и актуальность данного урока. Используемая литература: • Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя, -М.: АКПиПРО, 2002. 168с. • Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения//Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М.: Баласс, 2004. С.75-90. • Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения//Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. –М.: Баласс, 1999. С.85-93 • Д.Д. Данилов, А.А.Вахрушев. Модель проблемно-диалогического урока в Образовательной системе «Школа 2100». Сборник программ. -М.: Баласс, 2009. С. • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2007 года /; электронная энциклопедия – 3 CD Конспект урока: Этапы урока, время Содержание урока Доска, оборудование, использование ИКТ (информационно компьютерных технологий) Предполагаемые практические умения Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Настрой на работу. Создание благоприятной атмосферы: - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь… Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации (5 -7мин) Формулирование проблемы Отгадайте загадки: Приложение 2. Отгадывают загадки. На персональных ноутбуках появляются отгадки УМК Начальная школа. Окружающий мир. 2 класс. Урок 11. Задание 7. - Назовите профессии людей, с которыми каждый из вас сталкивался. - Перед вами вещи… (кружка, стол, лестница, рубаха, хлеб) - Может ли человек обойтись без этих вещей? Докажите. - Имели бы люди эти вещи, если бы существовали только те профессии, которые вы назвали? - Что нам предстоит выяснить, узнать сегодня на уроке? Ученики перечисляют профессии Доказывают необходимость вещей Ребята догадываются, что они многие профессии не знают и с ними не сталкивались Формулирование проблемного вопроса Появляются картинки с разными предметами (слайд 1) Приложение 3. Могут ли люди разных профессий обойтись друг без друга? (Вопрос записан на доске) Умение формулировать проблемный вопрос Учитель демонстрирует булочку. Использование межпредметных связей - Какая орфограмма есть в слове «булочка», какое правило вы знаете? - Всегда ли она была булочкой? Откуда она появилась? Булочка великая путешественница, давайте совершим путешествие вместе с булочкой и посмотрим как люди разных профессий связаны друг с другом. Ответы детей (Место после ч; чк-чн пиши без мягкого знака. Наблюдение над лексическим значение слова) (2 слайд) Откуда появилась булочка? Приложение 3. Выдвижение гипотез (2-3 мин) Актуализация знаний Планирование деятельности -Без людей каких профессий булочка не могла обойтись? - Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Предлагают свои версии (принимается любая) На доске фиксируются ответы Умение выдвигать гипотезы - Что мы знаем по этой проблеме? Кто связан с изготовлением булочки? Вспоминают известные факты -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть На доске план действий: 1. Спросить у товарища; 2. Посмотреть в учебнике; 3. Спросить у учителя; 4. Воспользоваться энциклопдией Умение составлять план действия Физ. Минутка (1 мин) Приложение 4. Учащиеся поют песню «Солнечный зайчик» и одновременно выполняют танцевальные движения Открытие нового знания (5 мин) Подводящий к знанию диалог Работа в парах. Учащиеся обсуждают проблему с помощью текста, совета товарища и учителя. Если у ребят возникают трудности возможно использовать дополнительные вопросы: 1. Откуда булочка попала к нам? 2. Кто ее вам отдал? 3. Как она попала в магазин? 4. Из чего испекли булочку и где? 5. Кто приготовил тесто и испек булочку? 6. Из чего сделали тесто? 7. Где и кто приготовил муку? 8. Из чего изготовили муку? 9. Откуда взялось зерно? 10. Кто вырастил зерно и как? - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ мы можем дать? Откуда появилась булочка? Выполняя задание, ученики открывают новые знания, составляют цепочку Учащиеся предлагают решение проблемы булочка – магазин – продавец – шофер - пекарь – хлебозавод – тесто – мука - мукомольный завод – рабочий завода – зерно – поля – полеводы – тракторист – комбайнер (3 слайд) Приложение 3. Умение выстраивать производственную цепочку «Мозговой штурм» (Работа в группах по 4-6 человек) (7 мин) Приложение 5 - Очень сложный путь проходит зерно чтобы стать булочкой, сколько людей принимают участие, чтобы ее изготовить, сколько видов транспорта используется для перевозки всего необходимого, сколько работает разных предприятий. - Как нужно относится к хлебу? - Очень часто хлеб становится черствым. Как можно спасти черствый хлеб? Дать вторую жизнь? Группа отбирает самое интересное решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (4 слайд) Приложение 3. Умение принимать, проверять выдвинутые гипотезы, выбирать самое рациональное решение Физ.минутка (1 мин) Приложение 4. Учащиеся поют песню «Я на скрипочке играю» и одновременно выполняют движения Применение нового знания (10 мин) Дифференцированная работа с персональными ноутбуками Работа по учебнику. Тема 18. с. 20 Беседа по рисункам. 1. Задание для учащихся с высоким уровнем владения компьютерной техникой: - Используя большую энциклопедию Кирилла и Мефодия составить производственную цепочку изготовления самолета. 2. Задание для учащихся со средним уровнем владения компьютерной техникой: -Соедини предмет и профессии людей, которые участвуют в их создании. (Игра с использованием гиперссылки) Ученики называют профессии связанные с изготовлением стола (лесоруб, рабочий лесопилки, столяр, продавец) Учащиеся составляют цепочку Игра «Найди пару» Умение выстраивать производственную цепочку Творческое дом. задание -Нарисуй, что делает на работе твоя мама (папа) Итог урока (1 мин) Рефлексия Оценка и самооценка учащихся - Могут ли люди разных профессий обойтись друг без друга? - Какие новые профессии вы узнали? -Узнали, ли вы то что хотели узнать в начале урока? Оцените свою работу на уроке в дневнике. Нарисуй подходящий тебе условный знак. Положительная оценка учащихся учителем Вывод: каждая вещь по мере своего изготовления проделывает долгий путь превращений, которые выполняются людьми разных профессий. Самооценка успешности в дневнике («Школа 2100») 3. Диагностика уровня развития творческого мышления. 4. Заключение. В завершении первого года обучения подведу итог. Поставленные задачи исследования выполнены частично: проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; изучила активные формы и методы, используемые для развития творческого мышления; определила место и роль использования активных методов в учебном плане на уроках окружающего мира в 1 классе; разработала проблемные вопросы, задачи для обсуждения на уроках окружающего мира; спланировала учебную деятельность по окружающему миру с использованием активных методов в 1 классе; использовала на практике активные методы для развития творческо Авторские права: Клепикова Пожалуйста, оцените конспект - Исследовательский проект по теме: «Активные методы обучения как средство развития творческого стиля мышления у учащихся начальных классов на уроках: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10587 |
Конспект прислал: Клепикова Т.Г. 2 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||