Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ № 5 Кертес Ольги Дмитриевны Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Вопрос «Как создать необходимые педагогические условия для успешного формирования и развития речевой деятельности» интересовал меня, как педагога, давно. Я накапливала материал, разработки, читала литературу….. Третий год я работаю в классе, для детей, с нарушениями речи, и тема «Формирование и развитие речевой деятельности» - стала для меня приоритетной. Радость творчества, атмосфера взаимного уважения и доверия, свободное общение всех участников учебного процесса, взрослых и детей, стремительное расширение познавательных интересов учеников и РЕЧЬ, РЕЧЬ, РЕЧЬ… Не монолог учителя. Не жестко регламентированная учителем работа детей на уроке. Нет. Основа урока – РЕЧЬ ученика: РЕЧЬ-рассуждение, РЕЧЬ – откровение, РЕЧЬ-удивление, РЕЧЬ-восторг, РЕЧЬ-сопереживание… Процесс развития речи младших школьников никак нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного какого-нибудь учебного предмета (чтения либо русского языка). Только комплексный подход к решению проблемы – через все учебные дисциплины – обеспечивает хороший результат. Сегодня я остановлюсь лишь на ключевых моментах системы работы в классе для детей с нарушениями речи, все это знакомо и используемо учителями. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся я определила для себя : Слайд4 1. Создание на уроках психологического климата, благоприятного для деятельности детей, обстановки сотрудничества и сотворчества. 2. Создание на уроках условий для формирования речевой деятельности учащихся: проблемных ситуаций, постановки задач, решение которых стимулирует речевую деятельность. Использование различных методов работы для формирования речевой деятельности: наблюдений над языковым материалом, морфологического, словообразовательного анализа слов, дидактических игр, в том числе, сюжетно-ролевых, разыгрывания сценок, отгадывания загадок. 3. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если школа и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития младших школьников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Работа с родителями Итак, работа с семьей была и остается одной из главных. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому – родители – пример ему….» Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией учителя. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь». Учитель так же делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе - я, ученик и его родители - легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи. Анализ накопленного опыта показывает, что наряду с родителями, активно сотрудничающими со школой, нередко встречаются такие, которые считают свое участие в деле воспитания невозможным и ненужным. Многие из них ссылаются на занятость, отсутствие специальных знаний. С первого момента знакомства с родителями еще будущих первоклассников, ведется работа по разъяснению и привлечению родителей к совместной работе. Формы работы с родителями очень разнообразны….. это и традиционные родительские собрания – лекции, практикумы по развитию и формированию речевой деятельности, с привлечением учителя-логопеда, индивидуальные консультации, и беседы, открытые уроки для родителей, разнообразные памятки…….. Создание на уроках психологического климата, благоприятного для деятельности детей, обстановки сотрудничества и сотворчества. Создать на уроке благоприятный климат, который способствовал бы развитию ребенка, раскрыл бы его, развивал коммуникативные качества – задача не из простых. Я стараюсь добиваться этого различными приемами, для этого прежде всего использую нестандартное начало урока, стараюсь с первых минут общения • Создать ситуацию успеха • Установить добрые благожелательные отношения с учащимися • Обращаться к ученику только по имени • Не скупиться на похвалу и одобрение • Сохранять ровную поощрительную интонацию во время занятий • Успокаивающе или одобряюще прикасаться к ребенку во время занятий Ребенок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех. Перед Вами СТО СЛОВ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Использование различных методов работы Все известные разнообразные педагогические методы и приемы работы были включены в разработанный комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование речевой деятельности учащихся. Все задания комплекса были разбиты на 4 группы в соответствии с четырьмя уровнями работы по формированию речевой деятельности. Слайд14 Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация. Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта. Проводится в1 классе ежедневно, а в дальнейшем по мере необходимости. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Во время разминки проводятся различные игровые ситуации на основе дыхательных упражнений. Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Третье направление работы – совершенствование интонационных умений учащихся. Интонация – это звуковое средство языка.В структуру интонации как явления сложного входят такие элементы: 1) Мелодика (повышение и понижение тона). 2) Интенсивность (силовой или динамический момент). 3) Темп или длительность. 4) Пауза. 5) Особый тембр, как средство выражения эмоций. 2. Лексический уровень (словарная работа). Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся. “Слово – наивысшая смысловая единица языка свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний” (Б.Н.Головин) Начинаю с обогащения словаря детей. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”. Поговорка: сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает” обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит” воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет” влияет “Слово пуще стрелы разит” помогает “Язык до Киева доведёт” успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху” 3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов. 4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы. Для определения эффективности работы по формированию речевой деятельности мною проводилось исследование уровня развития речи учащихся. Для исследования я выбрала одну из составляющих работы по формированию речевой деятельности – лексическую работу. При проведении исследования были использованы методики, предложенные Немовым Р.С. Исследование проводилось по следующим методикам. 1. Методика определение понятий. 2. Методика выяснение пассивного словарного запаса. 3. Методика определения активного словарного запаса. Исследования проводятся в начале 1 первого класса и в конце каждого учебного года. Словарный материал при этом усложняется, но критерии оценки уровня развития речевого умения остаютя прежними. Данные о сформированности речевой деятельности учащихся, полученные в ходе индивидуального обследования, обобщены в диаграммах. Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся обеспечивает решение задачи речи”, на автоматизацию речевых навыков. В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие. И закончить свое выступление, мне хочется притчей, я часто включаю их в свои уроки.. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! Успехов !! Авторские права: Кертес Ольга Дмитриевна Пожалуйста, оцените конспект - Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4248 |
Конспект прислал: olenka keptes 18 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||