Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Словари |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Словари |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Гаснет русская словесность,
разговорная краса, Отступают в неизвестность речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, в быт обыденный верни, Чтобы речь - людское чудо – не скудела в наши дни (В. Шефнер) Языковые словари. Энциклопедии. Вступление. Говорить и писать - это искусство. А работа в этом направлении очень интересная и сложная. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровищница национального языка. «Каждое слово, - писал видный языковед XIX века академик И.И. Срезневский, - есть представитель понятия бывшего в народе: что выражено было выражено словом, то было и в жизни; чего не было в жизни, для того не было и слова». Много понятий ушло из жизни, и только, по словам мы, можем узнать, что когда – то существовали стрельцы и стряпчие, городовик и городовой, ратники и рекруты и т.п. О словарях и тех, кто их создаёт, можно говорить много. Словарники – это, как правило, учёные, интересующиеся разными областями науки и техники, литературы и искусства, сельского хозяйства и промышленности. Чтобы дать правильное, чёткое и краткое определение слову, словосочетанию, которым обозначается понятие, предмет, производственный процесс, нужно хорошо знать сами эти понятия, предметы, процессы. Прежде, чем на книжных полках появиться словарь, через руки словарников пройдут тысячи книг, газет, журналов, словарей и справочников, из которых будут выписаны иллюстративные цитаты, справочные сведения, необходимые для словаря. Будут составлены многомиллионные картотеки, будут тщательно изучены и проверены факты употребления тех или иных слов и выражений, и всё это для того, чтобы вышла книга под названием словарь. Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Они нужны всем: школьникам и преподавателям, учёным и писателям, журналистам и работникам издательств. Культурный человек должен знать о том, какие справочные пособия существуют, как ими пользоваться. Однако для того чтобы получить помощь от словарей, нужно уметь ими пользоваться. Библиографические уроки по теме «Словари» могут служить кратким путеводителем по полке со словарями и справочниками, предназначенными для школьников. Цель этих занятий: 1). Вызвать у детей интерес к слову, научить замечать непонятные слова, пробудить у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением. Точное значение слова нам нужно знать для того, чтобы правильно понимать прочитанное, точно выражать свои мысли. Услышав новое для себя слово, незнакомое, непонятное загляни в словарь и посмотри, что оно обозначает. Только хорошо поняв значение слова, сможем правильно его употреблять. Точность как качество речи всегда связывались с умением ясно мыслить, со знанием предмета речи … со знанием значений слов. Поэтому надо научить детей следить за точностью речи. Только в этом случае уменьшиться число фактических ошибок в речи детей, в выражении мысли. Русский язык «неисчерпаемо богат» (М. Горький). Что чем больше слов знает (понимает, употребляет) человек, «тем богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает свои мысли, чувства, настроения и желания, тем реже он повторяет одни и те же слова, тем меньше использует готовые штампы в тех случаях, когда требуется выразить свои мысли, своё отношение к предмету высказывания. 2).Заинтересовать ребят справочной литературой, научить ею пользоваться. Расширить знания школьников о словарях. 3). Знакомство с жизнью и деятельностью авторов словарей послужит ярким примером для подражания, примером бескорыстного служения науке, своему народу. На уроках используются игровые задания, ведь дети всегда лучше запоминают то, что интересно. Игровые задания помогают удерживать ещё неустойчивое внимание школьников. Они требуют от детей сообразительности, внимания, учат выдержке, настойчивости, развивают воображение, умение быстро находить правильное решение и воспитывают чувство коллективизма. Библиотечные уроки. Тема: «Словари наши друзья и помощники». Урок 1. Языковые словари. Урок проводится в виде соревнования между командами, для этого к занятию подобраны занимательные задания. Угадайте! О чём идёт речь? Загадки и пословицы: Не мёд, а ко всему липнут. В добрый час молвить, в худой промолчать. Лучше мягкого пирога доброе … (слово). Для чего служат слова? (Для обозначения предметов, признаков предметов, действий предметов.) Задание: Каждой команде выданы листочки. Кто больше напишет слов на букву «а». А как вы думаете? Сколько слов должен знать человек, для того, чтобы активно владеть русским языком? Разговаривать, читать, понимать художественную литературу, телепередачи и радиопередачи? Языковеды установили, что в активном пользовании у человека, владеющим русским языком находится 3000 слов. А в каких специальных книгах собраны все слова? Название всего, что есть на свете, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания и повышать языковую культуру. Издано и издаётся великое множество разных словарей больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных и многотомных, одноязычных и многоязычных. Однако, для того, чтобы получить помощь от словарей, недостаточно знать какие словари существуют, нужно уметь ими пользоваться. Тема урока: «Словари наши друзья и помощники». В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному будут они размещаться и объясняться в словаре. Учитывая подбор слов, и характер их объяснения словари делятся на 2 группы: языковые и энциклопедические. Допустим, вам надо узнать значение слова, правильное произношение, происхождение, перевод на другой язык к какому типу словарей вы обратитесь? (Языковому.) А если хотите узнать о различных явлениях природы, о разделах науки и техники, о космосе к какому виду словарей вы обратитесь? (Энциклопедическим.) Вывод: Языковые – о слове Энциклопедические – о предмете (Таблица помещена на стенде) Остановимся на языковых словарях. Объясните, что такое словарь? Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или переводом. Из истории. Словари «непонятных» слов появились в древней Руси уже в 13 веке. Первоначально слова располагались без какой-либо последовательности. С 16 века словари перешли на алфавитное расположение и получили название «Азбуковников». В 18 веке они получают большое распространение и уже выходят различных видов. Для вас, ребята, издан ряд школьных языковых словарей. Зачем русскому человеку словари русского языка? Трудно найти человека, который бы не испытывал трудности при письме. Какой словарь поможет узнать, как грамотно пишется то или иное слово? 1). Орфографический словарь. Из истории. Было время, когда у школьников не было орфографического словаря. Его начал составлять в 30-е годы профессор Александр Матвеевич Пешковский. Но 27 марта 1933 года оборвалась его жизнь. Смерть помещала выполнить много из задуманного. Закончил его работу выдающийся языковед, профессор Д.Н. Ушаков. 1. Инструкция (фр.) – указание. 2. Информация (лат) – сообщение. 3. Контролировать(фр.) – проверять. 4. Антракт (фр.) – перерыв. 5. Агрессивный (фр.) – нападающий, враждебный. V. Фразеологический словарь. Задание: Я прочитаю вам рассказ, а вы сделайте его перевод. Я встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня по спине побежали мурашки, но я с грехом пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали у меня волчий аппетит, и у меня потекли слюнки. Другой текст. Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда, даю руку на отсечение, он сразу перестанет распускать руки. Как вы думаете, какой словарь поможет перевести эти тексты. Фразеология – это наука о значении и происхождении устойчивых выражений. Фразеологические обороты – это устойчивые выражения. В нашем фразеологическом словаре 70 оборотов со словом рука. Можно использовать другие задания. Используя фразеологические обороты ответить на вопросы. А). Как сказать о кротком безобидном человеке? (Мухи не обидит). Б). Когда возникает желание исчезнуть, скрыться от стыда, смущения, какой фразеологический оборот можно использовать? (Провалиться сквозь землю.) В). Как сказать о человеке, который легко меняет свои мнения, решения? (Семь пятниц на неделе.) Г). О безгранично счастливом человеке? (На седьмом небе.) Д). Как сказать о человеке, который с утра находится в плохом расположении духа? (Встал с левой ноги.) Каждой команде выдаётся игра «ЛОТО», где на большой таблице написаны фразеологические обороты, а на маленьких карточках их значения. Разложить маленькие карточки на большую таблицу. Работать спустя рукава. Наломать дров. Трын трава. Показать где раки зимуют. Садиться в калошу. В лепёшку разбиться. Чесать языком. Заморить червячка. Мозолить глаза. Убить двух зайцев. Как с гуся вода. Медведь на ухо наступил. Ответы: без должного внимания, кое – как; перекусить; всё равно; проучить, чтоб впредь было неповадно; сразу выполнять два нужных дела; оскандалиться; надоедать; приложить все старания; нет музыкального слуха; заниматься пустой болтовнёй; наделать грубых ошибок; всё нипочём. YI. Есть у нас в библиотеке еще словари, которые помогут вам при выполнении домашних заданий. Это словообразовательный словарь. Словари синонимов, антонимов. Знакомство с этими словарями. Можно использовать такие задания. Омонимы. Мы слова из русской речи, из родного языка Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат Схожи лицам вопреки, мы по смыслу далеки. Как вы думаете, какой словарь я сейчас возьму? Словарь омонимов. Загадки: Вот слово. Для решенья В нем отыщете два значенья: Несется первое к реке, Второе - щелкнуло в замке. ( Ключ) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки) На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Быки) Ну всё, пора и мне за работу: думать, мыслить, раздумывать, помышлять, кумекать, размышлять, соображать, ломать голову. Шевелить мозгами. - Каким словарем я пользовалась? Словарь синонимов. - Что такое синонимы? Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Русский язык чрезвычайно богат. Особенно богат глаголами, обозначающими речевую деятельность. Задание: У глагола «сказал» 150 синонимов. Какая команда больше назовет синонимов к этому глаголу. ( Глаголы написать на листке или называть по цепочке. Кто последний назовет, тот и выиграл.) Сказать, говорить, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д. Можно использовать такое задание: Какие синонимы есть в стихотворении? Простое слово – промежуток, В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем все антракт. На время что-то прекратив Мы объявляем перерыв. В борьбе, труде устали слишком, Дают уставшим передышку. После урока непременно Нужна ребятам перемена. Задание: выдать карточки командам, где написаны синонимы. Расположить синонимы в порядке усиления действия. А. Изумительный, прекрасный, хороший, превосходный. Б. Кричать, шептать, сказать, воскликнуть. В. Восхищаться, одобрять, хвалить, превозносить. Задание: подобрать синонимы для характеристики а) прилежного ученика б) ленивого ученика Сейчас мы работали с языковыми словарями, где использован один только язык. Это были одноязычные словари. Еще хочется остановиться на другом виде языковых словарей. Это двуязычные словари. - Где вы с ними сталкиваетесь? - Почему они называются двуязычными? (Потому, что в них использованы два языка.) Знакомство с русско – английским словарём. А еще есть – многоязычные, где одно слово переводится сразу на несколько других языков. Обобщение: Вот и подошло к концу наше занятие. Повторим материал. 1. Что такое словарь? 2. На какие две группы делятся все словари? 3. Когда появились первые словари? Как назывались? 4. Когда слова в словарях стали располагаться в алфавитном порядке? 5. Каким словарем воспользуетесь чтобы а) грамотно написать слово (орфографическим) б) поставить ударение (орфоэпическим) в) объяснить значение слова (толковым) г) узнать, что обозначает та или иная крылатая фраза? (фразеологическим) д) разобрать слово по составу. Итог занятия. Примечание: приведенные в конспекте задания можно использовать по выбору. Литература: 1. Библиотечно – библиогрфические и информационные знания школьникам: (материалы в помощь проведению занятий). Вып.2/ Рос. Академия образования; Гос. науч. Педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского; Сост. Чулкина Г.В. – М., 2000. 2. Валькова В.Г. Библиотечно – библиографические знания – школьникам. – Москва: из-во «Кн. палата», 1989. 3. Журнал «Русский язык в школе» №6 1991. 4. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – Москва: Просвещение, 1984. Пожалуйста, оцените конспект - Словари: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8299 |
Конспект прислал: Nina6225 30 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||