Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Система работы c орфографическим словарем на уроках русского языка |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Система работы c орфографическим словарем на уроках русского языка |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
• Курносенко Виктория Ивановна
• Г. Омск, МОУ «Гимназия № 88», учитель начальных классов, р.т. 83812(54-12-56), [email protected], 8913-967-77-73 Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка Одна из главных задач обучения языку, условие успешного, речевого развития - обогащение словаря учащихся. На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – эта система именуется словарной работой и рассматривается как составная часть системы развития речи учащихся. Все это повышает значение различных видов справочной литературы, культурных источников информации, предназначенных для получения сведений различного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, т.к. в них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. «Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом». (3, 15) Использование словарей на уроках русского языка является одним из требований стандартов начального общего образования по русскому языку, предъявляемые к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу. Школьные программы и учебники по русскому языку ориентируют учителя на использование словарей в учебном процессе. Очень ценную информацию по работе со словарями я получила из книг З.А. Потиха, Д.Э. Розенталя «Лингвистические словари и работа с ними в школе», В.Н. Сергеева «Словари – наши друзья и помощники». Но, к сожалению, на страницах книг поднимается вопрос о работе со словарями в старшем и среднем звене и не раскрывается методика работы в начальной школе. Ученые-методисты, в частности, М.Р. Львов, на станицах книг «Методика развития речи младших школьников», «Правописание в начальных классах» говорит о необходимости работы со словарями в начальной школе, но не указана система работы. Лишь в книге «Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах» П.А. Грушников раскрывает методику работы над орфографическим словарем. Таким образом, учителю достаточно тяжело проследить комплексный, системный подход в работе с различными словарями, это и является источником затруднений в работе педагога. Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать возрасту - т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы. В последние годы значительно выросло количество словарей, издаваемых для начальной школы, я отобрала для работы три из них: П.А. Грушников «Орфографический словарь», Е. Леонович «Толковый словарь», В.Волина «Этимологический словарь». Задание 9. Выпиши пять женских имен, пользуясь Приложением стр. 77 (Белла, Инесса, Нелли, Римма, Сусанна) Задание 10. Выпиши слова с двойными согласными на с.58, 1 столбик (рассада, рассвет, рассеянный, рассказ, рассказчик, расспросить, расставить и т.д.). Используя корни слов: САД, СВЕТ, СКАЗ, расскажи, в результате чего произошло удвоение согласной на письме. Полезен словарь и при изучении морфемики и словообразования. Задание 11. Слова «комн(а/о)тный» в словаре нет. Как же проверить орфограмму в этом слове с помощью словаря. Может быть тебе поможет слово, от которого образовалось слово «комн(а/о)тный». Попробуй найти в словаре проверку для слов: меб(е\и)льный, сах(а/о)рный, м(о/а)рковный. Задание 12. Проверь орфограммы в слове к…лхоз. В словаре есть еще несколько слов, которые образованы от этого слова, связаны с ним по смыслу. Запиши эти слова. Словарь-учебник. Задание 13. Запиши сначала одушевленные существительные, затем неодушевленные, потом прилагательные: р…бята, х…роший, р…дной, н…деля, тр…мвай. В четвертом классе основные цели работы со словарем: 1. Ввести использование словаря в систему ежедневной работы на уроках русского языка, в систему работы над сочинением, изложением. 2. Формировать навык самоконтроля. Программный материал в 4 классе значительно усложняется, в связи с этим усиливается необходимость ежедневного обращения к словарю как к словарю-справочнику. Так из словаря можно получить сведения из области орфоэпии при затруднении образования падежных форм и форм множественного числа имен существительных. - Например, веер, мн. веера - Банан, р., мн. бананов При изучении темы «Глагол» возникает ряд трудностей при образовании глагольных форм, словарь снова поможет ученику: - обтереть, оботрут, обтер - ляг, лягте. В современном русском языке употребляются морфологические, фонетические варианты, в словаре найдете сведения о некоторых из них: - до свидания и до свиданья Работая с «Орфографическим словарем», отыскивая в словаре нужное слово, школьник невольно обращает внимание на начертания других слов, зрительно запоминает их. Поэтому обращение к орфографическому словарю способствует воспитанию внимательного отношения к графическому образу слова, создается ценный навык быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. К концу четвертого года обучения у учеников начальной школы появляется не только желание, но и умение пользоваться справочной литературой. И самое главное, если работа со словарями будет проводиться не эпизодически, а в системе уже на ранних ступенях развития, то «учащийся почувствует естественную потребность в словаре, и рука его без всякого принуждения со стороны будет постоянно тянуться к словарю» (5, 118). Система заданий, упражнения, безусловно, не исчерпывают всего разнообразия подходов к работе с «Орфографическим словарем», показаны лишь некоторые примеры, иллюстрирующие широкие возможности уроков русского языка. Работа со словарем – один из путей воспитания детей средствами языка. Литература: 1. Грушников П.А. Орфографический словарь для начальных классов, М, 1985 2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с. 3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с. 4. Потиха З.А, Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. Пособие для учителя М Просвещение 1987г. 127с 5. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники, книга для внеклассного чтения учащихся 5-8 классов / В. Н. Сергеев. — М.: Просвещение, 1984. — 142с. Авторские права: Курносенко В.И. Пожалуйста, оцените конспект - Система работы c орфографическим словарем на уроках русского языка: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5724 |
Конспект прислал: tory-omsk 1 июля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||