Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Конспект урока русского языка: "Слово в тексте и толковом словаре" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка: "Слово в тексте и толковом словаре" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект урока русского языка с использованием ИКТ,
проведённого во 2 «Б» классе ГОУ гимназии № 446 Колпинского административного района г. Санкт-Петербурга 19 февраля 2009 года. Программа «Начальная школа ХХI века». Учитель Лужанская Ольга Алексеевна Тема урока: Слово в толковом словаре и тексте. Учите русский – годы кряду. С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом. (С. Абдулла) Цели и задачи урока: 1. Развивать умение определять значения незнакомых слов. 2. Формировать умение устанавливать значения слов с помощью контекста и толкового словаря. 3. Продолжить знакомство с толковым словариком учебника и с основными приёмами поиска нужных слов в словаре. 4. Расширять знания о способах получения информации. 5. Развивать речь учащихся, умение использовать полученные сведения о языке в активной речи, обогащать словарный запас. 6. Способствовать формированию орфографической зоркости во время взаимопроверки при работе в парах. 7. Воспитывать интерес к родному языку. 8. Развивать чувство взаимопомощи, толерантности (умение корректно выражать свои замечания товарищу). Оборудование: 1. Учебник «Русский язык. 2 класс. 2 часть» Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Москва, «Ветана-Граф», 2007 г. 2. Учебник «Окружающий мир. 2 класс. 2 часть» Виноградова Н.Ф., Москва, «Ветана-Граф», 2007 г. 3. Раздаточный материал (карточки для учащихся). 4. Словарь непроверяемых написаний (у учащихся) 5. Толковые словари. 6. Мультимедийный проектор. План урока: 1. Орг. момент. 2. Словарная работа. 3. Актуализация знаний. 4. Сообщение темы и постановка целей. 5. Работа над распознаванием лексического значения слов. 6. Тандем. Работа в парах. 7. Домашнее задание. 8. Рефлексия. Итог урока. Ход урока. 1. Орг. момент. Приветствие гостей. Психологический настрой на позитивное начало урока. (Дарим друг другу улыбки и делимся хорошим настроением). 2. Словарная работа. Мы начнём наш урок со словарной работы. Слайд 3,4. Прочитайте новое слово для запоминания. (русский) Назовите орфограмму в этом слове. Русский – удвоенная согласная С. Нам часто приходится записывать это слово, но до сих пор мы не задумывались, как эта орфограмма появилась в слове. Попробуем объяснить её появление. Обратимся к истокам слова. (Подготовленный ученик объясняет появление слова) Слово «русский» тесно связано со словом «Русь». Существует несколько версий о происхождении этого слова. Ряд учёных считают, что у него скандинавские истоки (от финского «Руотси»). Слово было заимствовано восточными славянами. Другие предполагают местное происхождение от названия восточнославянского племени на реке Рось. На славянском языке «Русь» - светлое место. Учите русский – годы кряду. С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом. (С. Абдулла) Выделите в этом слове корень и суффикс. Корень РУС и суффикс СК. Откройте наши словари непроверяемых и труднопроверяемых написаний. Запишите слово, отметьте орфограмму, проверьте друг у друга. Запомните написание. 3. Актуализация знаний. Мы продолжаем работу в блоке «Как устроен наш язык» и сегодня на уроке откроем его новые тайны. Чтобы сформулировать тему урока, я предлагаю вам обратиться к слайду. Прочитайте слова, записанные на слайде. Слайд 5. - Знаете ли вы, что обозначает каждое слово? Обсудите в парах. Найдите слово, которое объединяет все остальные общей темой. - Значение каких из этих слов вы можете объяснить? - Какие слова вам не понятны? Как узнать лексическое значение слова? (Варианты ответов детей) - Какое слово объединяет все остальные общей темой? Предположите, чему мы будем сегодня учиться на уроке? 4. Сообщение темы и постановка целей урока. Тема сегодняшнего урока «Слово в толковом словаре и тексте». Мы будем учиться определять лексическое значение непонятных слов, продолжим работу с толковым словарём. В этом нам поможет заочная экскурсия в музей. Слайд 6. 5. Работа над распознаванием лексического значения слов. Стр. 24 в учебнике. Рубрика «Давай подумаем». Слайд 7. Прочитайте текст. Попробуйте определить значение выделенных слов. В музее искусств открылась новая экспозиция. К юбилею известного художника представлена коллекция эскизов его картин. - Значение какого слова из ранее предложенных вам стало более понятно из текста? Замените его словом-синонимом. Экспозиция – выставка. Какой вывод можно сделать? - Значит, если слово встречается в каком-либо предложении, тексте, то нам становится более понятно его лексическое значение. Значение какого слова будем узнавать в словаре? (эскиз) - Какой словарь нам необходим? Стр. 24. рубрика «Тайны языка». Слайд 8. Вы видите на слайде разные издания толковых словарей Владимира Ивановича Даля, его портрет, а также портрет Сергея Ивановича Ожегова, автора толкового словаря. Слайд 9. Словарная статья. - Вспомните, как располагаются слова в словаре? (В алфавитном порядке). Выполним упражнение № 1, стр. 25. 1 колонка – коллекция стр. 147 Коллекция – (из латинского языка) – упорядоченное (систематизированное) собрание каких-либо предметов. Коллекция марок, коллекция насекомых. 2 колонка – экспозиция стр. 154 Экспозиция – (из латинского языка) – размещение каких-нибудь предметов, выставляемых для обозрения. Музейная экспозиция. 3 колонка – экспонат стр. 154 Экспонат - (из латинского языка) – предмет, выставленный на выставке, в музее. Музейный экспонат. Слайд 10. - Что ещё, кроме лексического значения, можно узнать из толкового словаря? (Из какого языка пришли к нам эти слова и пример употребления слова в речи.) - Из какого языка пришли к нам все эти слова? (из латинского) Предлагаю вам рассмотреть репродукции картин, которые являются экспонатами коллекции музея. Сначала обратимся к тексту упр-я № 2. Прочитайте текст. Узнали ли вы из этого текста, что такое галерея? Давайте уточним значение этого слова в словаре. Слайд 11. Галерея – (из французского языка) – 1. Длинный узкий крытый проход, соединяющий две части здания. Стеклянная галерея. 2. Музей, помещение для выставки картин. Картинная галерея. - Какое из двух значений имеет слово «галерея» в этом тексте? (Музей, помещение для выставки картин.) - На каких уроках мы с вами уже знакомились с картинной галереей? (На уроках окружающего мира). - Вам заранее было предложено положить закладки на тех страницах учебника ОМ, где представлены репродукции картин из собрания музея. (Стр.12, 25, 54 - 55) Задание по колонкам выдаётся на карточках. - 1 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 12. Прочитайте название картины Я. Матейко. (Портрет Николая Коперника). Понятно ли вам значение слова «портрет». Обсудите вместе. - 2 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 25. Прочитайте первое предложение предложенного текста. Понятно ли вам значение слова «натюрморт». Обсудите вместе. - 3 колонка. Рассмотрите репродукцию на стр. 54 – 55. Найдите слово, которым можно назвать все эти картины. Понятно ли вам значение этого слова «пейзаж»? Обсудите вместе. - Где можем уточнить лексическое значение этих слов? (В толковом словаре) Найдите в словарике лексическое значение каждого из данных слов. Слайд 13. 6. Тандем. Работа в парах. - Выполните задание к упражнению № 2. - Просьба, чтобы в парах были разные слова, договоритесь друг с другом. Запишите слово, которое истолковываете в единственном числе. Записывая словарную статью, проговаривайте «про себя» орфографически. - Проверьте себя сами, затем проверьте товарища. Давайте ещё раз проверим наши знания о новых словах. Вам будут предложены несколько слайдов. Ответьте на вопрос: - К какому виду изобразительного искусства относятся репродукции этих картин. Слайды 14 – 17. 7. Домашнее задание. Варианты. - Запишите лексическое значение двух других слов из толкового словаря (имена существительные). Слайд 18. 8. Рефлексия, итог урока. - Вернёмся к началу нашего урока. - Как можно объяснить значение непонятных для нас слов? (спросить у взрослых, прочитать текст, узнать в толковом словаре) - Кто из вас сегодня познакомился с новыми словами? Какие слова для вас были раньше незнакомы и непонятны? Если вы хотите больше узнать об истории и экспонатах Третьяковской галереи, возьмите в библиотеке книги по этой теме и прочитайте их. Потом поделимся впечатлениями. Слайд 19. - Большое спасибо всем за работу. Надеюсь, что я смогла заинтересовать вас тайнами языка. Авторские права: Лужанская О.А. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка: "Слово в тексте и толковом словаре": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8342 |
Конспект прислал: Luzh-olga446 28 мая 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||