4 ступени » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 3 класс » Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне |
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне |
3-й класс (1-4) Тема. "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне". Цели. Повторить два способа проверки слов с безударными гласными в корне; учить сопоставлять слова по смыслу, произношению и написанию корня; распознавать в словах орфограммы; учить разбирать предложения по членам, слова - по составу. Оборудование. Пособие с движущейся лентой, кроссворд (словарные слова), перфокарты, карточки-подсказки, листочки для оперативного контроля, рисунки с изображениями Буратино, Почемучки, лисы, леса, учебники русского языка (3-й класс (1-4) Т. Рамзаева). Ход урока I. Организационный момент П. Сообщение темы и целей урока Учитель Итак, мы продолжаем путешествие по стране безударных гласных в корне слова. Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с безударными гласными в корне, будем учиться сопоставлять слова по смыслу, произношению и написанию корня, поупражняемся в разборе предложений по членам, а слов - по составу. III. Каллиграфическая минутка У. На минутке чистописания мы вспомним начертание буквы с, вспомним, как правильно соединять се с другими буквами. с са сд сб со сн снег след сугроб сосна леса Завлила зима сугробами леса. - Буква с состоит из полуовала, верхняя часть которого уже нижней. С буквами а, д, в она соединяется всегда при помощи нижнею соединения путем повторного проведения по ходу движения руки. С буквой о она может соединяться как с помощью верхнего соединения, так и с помощью нижнего. От чего это зависит? Дети. Это зависит от буквы, которая следует за буквой с. У. Докажите это на примере слов второй строчки. Дети доказывают. У. Какие два правила надо знать, чтобы правильно написать эти слова? Д. Звук согласный проверяй- Рядом гласный подставляй У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное: снег Д. Снега. У. След. Д. Следы. У. Сугроб. - Д. Сугробы. У. Вспомним короткое правило проверки слов с безударными гласными в корне. Хором... Д. Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно ставь под ударение У. Я читаю слово, вы хором называете проверочное. Сосна. Д. Сосны. У. Леса. Д. Лес. У. Запишите первую и вторую строчки. Наиболее трудные соединения обозначены крестиками. Будьте внимательны при записи. Дети выполняют задание. - Хором прочитаем предложение. Дети выполняют задание. - Найдите и прочитайте слова, в которых гласные в корне стоят в слабой позиции. Подберите проверочные слова, назовите гласные. Д. Завалила - а - валит. -Зима- и-зимы. -Леса- е-лес. У. К каким словам вы подбирали проверочные, изменив при этом форму проверяемого слова, а к каким подбирали в качестве проверочного слова однокоренное? Расскажите полное правило проверки слов с безударными гласными в корне (домашнее задание). Д. Чтобы проверить безударные гласные а-о, и-е-я в корне слов, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударные гласные стали ударными. У. При записи предложения будьте внимательны, трудные соединения обозначены крестиками. IV. Словарная работа
Для просмотра скрытого текста необходимо зарегистрироваться
У. Оля уже знает, что надо делать. Она отодвигает в сторону нулевое окончание и тут же принимается подставлять разные окончания. На место нулевого окончания учитель ставит окончания -а, -у, -ом. Дети читают получившиеся слова, создают голосом эхо ударного звука. - Сколько бы Оля ни меняла окончания, удар молоточка никак не хочет приходиться на место, где пропущена буква. Создалась проблемная ситуация, которую необходимо разрешить. - Подскажите Оле, что ей надо сделать, чтобы молоточек ударил по гласной в корне. Д. Надо подобрать однокоренное слово. У. Кто Оле в этом поможет? К доске выходит ученик, находит карточку с суффиксом прилагательного -н и окончанием - ый, помещает эти карточки на ленту-конвейер. Все хором читают получившееся слово. - Создадим эхо ударного звука. Д. О-о-о-о! Ученик находит карточку с буквой о и помещает ее в корень слова, возвращает на место нулевое окончание и убирает суффикс. У. Получилось правильно написанное слово: холод Хором прочитаем его орфографически. Как подобрали проверочное слово? Ответы детей. - Запишите его в тетрадь вместе с проверочным словом. Правильно написанное слово поплыло на ленте-конвейере дальше, а на его месте появилось новое: м сты .Хором прочитаем его. Д. Мосты. Дети сами производят все операции, находят безударную гласную. Хором читают слово орфографически, записывают в тетрадь вместе с проверочным словом. У. Так что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова? Ответы детей. 5.Сопоставление слов по смыслу, произношению, написанию корня. У. Хором прочитаем предложение, которые написал Буратино. На доске: Вакруг диревни раскинулись лиса. Лиса живёт в наре. Рядом с предложениями картинки с изображением леса, лисы. - Все согласны с такой записью? Почему? Проводится работа по исправлению ошибок. -О чем не знает Буратино? Д. Правописание непроверяемых безударных гласных в словах: вокруг, деревня, лиса. -Не умеет проверять безударные гласные в корне слова. - Не знает, что жи пишется с и. Сопоставляя слова леса и лиса, дети приходят к выводу, что прежде чем подбирать проверочное слово, надо выяснить значение проверяемого слова. Дети записывают предложения в тетрадь, к словам с проверяемой безударной гласной приписывают проверочные слова. IX. Физкультминутка У. Все встали! Проведем небольшую разминку. Я прочитаю стихотворение. Если в тексте стихотворения встретится слово с безударной проверяемой гласной а - руки в стороны, и - руки вверх, о - руки перед собой в "кружочек". X. Запись предложении с хоровым комментированием На доске. Леса задерживают снег на полях. У. Какую еще пользу приносит лес? Учитель выслушивает и дополняет ответы детей. - В каком законе говорится об охране природы? Дети отвечают. - Дать характеристику предложению. Д. По цели высказывания предложение повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию второстепенных членов - распространенное. Дети оценивают ответ ученика знаками "+" или "-". У. Разберем предложение по членам. В это время один ученик составляет у доски схему к предложению, второй ученик выписывает словосочетания. При разборе предложения по членам отдельные ученики получают карточки-подсказки. ( В них подчёркнута основа предложения, стоят стрелки с вопросами.) XI. Работа в парах Дети работают с учебником, упр. 237. Один ученик подбирает проверочное слово, второй ученик называет гласную в корне. И проговаривает слово орфографически. Запись самостоятельная. Взаимопроверка. На доске заранее написаны слова. Вставленные гласные в корне выделены красным мелком. XII. Упражнение по проверке слов с безударной гласной в корне. Работа выполняется на листочках для оперативного контроля. У. Сегодня вы учили Буратино и помогали Оле проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне, а сейчас я хочу проверить, умеете ли вы сами проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне. На доске. I вариант 2 вариант о или а е или и 1. п.чтовый 1.тр .щать 2. д.лекий 2. св .стеть 3. м.рской 3. уд .влять 4. х.лодный 4.бл .стеть 5. ст.льной 5.б . жать 6. н.чнои 6. кр . чать Выясняется, к какой части речи относятся слова первого и второго столбиков Какую часть речи можно использовать в качестве проверочных слов. На листочках заранее поставлены цифры, определяющие порядок слов. Дети рядом с цифрой записывают лишь гласную, которая пропущена в слове. -Как подбирали проверочные слова: изменяли форму слова или подбирали к проверяемым словам однокоренные? Ответы детей. XIII. Обобщение На доске рисунок с изображением Почемучки и вопросы, па которые дети отвечают. • Где могут находиться в слове безударные гласные? Приведите примеры. • Нужно ли проверять безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях? Почему? • Если безударная гласная находятся в корне слова, что надо сделать, чтобы подобреть проверочное слово? • Что надо сделать перед тем, как подобрать проверочное слово? (Выяснить смысл слова.) XIV. Домашнее задание I группа учащихся; упр. 239. II группа учащихся: упр. 239, к каждому слову подобрать несколько проверочных слов. III группа учашихся: упр. 239, звуко-буквенныи анализ слов свистеть, бежать. XV. Итог урока У. Чему учились на уроке? Надежда АНДРЕЕВА, учитель школы № 70, г. Липецк |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. После этого, вы сможете копировать материалы сайта и отправлять собственные разработки. Другие новости по теме:
Просмотрено: 2426 раз |
Просмотров: 2426 автор: admin 6 октября 2008 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости. |
||