");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока русского языка:"Лексика. Сколько лексических значений имеет слово."


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока русского языка:"Лексика. Сколько лексических значений имеет слово."


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Урок .Русский язык. 3 класс.
Тема урока: Лексика. Сколько лексических значений имеет слово.
Учитель: Хабовец татьяна Вячеславовна.
Школа: МОУ лицей №13.
Модель: личностная.
Цели задачи урока:
Дать понятие об однозначных и многозначных словах.
Уметь находить в толковом словаре справки при определении многозначности слова, определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово.
Развивать доброжелательное отношение к собеседнику.
Развивать образное, творческое мышление.
Воспитывать любовь к окружающему миру; учить видеть в простом необычное, прекрасное.
Оборудование: портрет Н.М.Карамзина; репродукции картин Левитана, Пластова, Грабаря.
Ход урока.
Урок идёт всего 45 минут – это и много и мало. Всё зависит от вас.
А начнём мы с загадки. Ответ на неё вы можете дать сразу, а можете и подумать, а ответить в конце урока.
Не мёд, а ко всему липнут. ( Слова )
-Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (клей, жвачка, варенье).
Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы ещё раз дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.
Тема нашего урока «Лексика. Сколько лексических значений имеет слово». Тема хотя и новая, но вам очень хорошо знакома. Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет пользоваться в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый из вас справится со всеми заданиями на уроке.
Сначала мы восхитимся вашими знаниями – а для этого проведём маленький устный опрос; потом попробуем ответить на вопрос – сколько же имеет лексических значений слово; затем потренируем вашу сообразительность – решим лингвистические задачки; и, наконец, вытащим из тайников вашей памяти кое-что ценное. Но это будет позже.
А сейчас откройте тетради и запишите число и «классная работа».
Так как мы начинаем изучать новый отдел русского языка, нам просто необходимо вспомнить, какие разделы этой науки вам уже известны и знакомы.
Проведём небольшую разминку:
Я называю раздел языкознания, а вы по цепочке называете понятия, термины, которые характерны для него. (Например, «Состав слова»: корень, приставка и т.д.) Каждый называет одно слово, которое вспомнит, а если и не вспомнит, то поможет сосед по парте, или ряду.
Итак, ФОНЕТИКА (звуки, буквы, согласные, гласные, ударные, безударные, слог, ударение, твёрдый, мягкий и т.д.)
МОРФОЛОГИЯ ( части речи, глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие, род, число и т.д.)
СИНТАКСИС (предложение, словосочетание, обстоятельства, дополнения, т.д.)
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этой работой, и я думаю, заметили, что каждый из этих разделов изучает слова:
В ФОНЕТИКе – с точки зрения звуко-буквенного состава, в МОРФОЛОГИи – слово, как часть речи,
в СИНТАКСИСе – слово в составе словосочетаний и предложений.
А сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.
Запишите тему раздела «Лексика».
Может быть, мне кто-нибудь поможет дать определение этого слова. С чем связано оно?
(Лексика – словарный запас языка.)(греч. «Слово, выражение»)
А подумайте, языка какого-либо народа или человека? Объясните.
(И народа может быть и человека. Люди общаются на различных языках – русский, немецкий, фр., анг. И при помощи своей речи, своего языка.)
А как вы думаете, какое понятие будет основой этого раздела, при помощи чего мы общаемся? (Слово)
Составьте с этим словом предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть.
(Выборочное чтение предложений.)
Молодцы, ребята, каждый из вас понимает важность этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов. И действительно, слова имеют различные значения. И в этом мы сейчас попробуем разобраться, ответив на вопрос нашего урока, так сколько же имеет значений слова. А поможет нам в этом…
Впрочем, не буду забегать вперёд. Обратите внимание на запись. Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает…
Я думаю, все догадались, о чём идёт речь. (Берёзка)
А как вы догадались? Что вам помогло? (перечисляют признаки)
А почему автор употребил слова Близкое, родное, дорогое? (символ Родины, России, символ русского народа).
Итак, мы уже можем назвать наш текст «Берёзка».
Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания:
Берёзка.
Это дер..во р..дное
Бли..кое и д..рогое.
Белый сарафан..чик
Бархатный кафтан..чик
Листики р..зные
Серё..ки расп..сные.
(загадка)
Затем один человек к доске с объяснением, дети проверяют.
Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают
Предмет;
Признак;
Действие.
К каким частям речи относятся эти слова? (прилаг., сущ.)
Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи. Какой тип речи выбрал автор? (повествование, описание или рассуждение) Докажите.
(описание)
А что автор описывает? (берёзку)
Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.
Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта. (- лиственное дерево с тонким белым стволом.)
А можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет)
Правильно,
т.е. мы определяем значение слова по его признакам – берёза – дерево…; роза – цветок…;
А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка. (Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.)
Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме.
Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.)
По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, вот т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие, есть словарик и у вас в учебнике. Почему я сказала словарик, а не словарь? (маленький) Видите, корень один, а слова уже разные.
А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. Прочитайте словарную статью.
Сколько имеет значений слово? (одно)
Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл, значит вы молодцы!
А теперь, отложите словари и посмотрите на слово «дорогое». Что вы можете сказать об этом слове. Дерево – дорогое. Я думаю, что это очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? (Нет. Дорогое дерево здесь значит любимое, родное)
Т.е. определение слова вы даёте словами из текста, близкими по смыслу. Что это за слова? (синонимы)
Давайте выпишем их из текста и подберём другие, похожие по значению. (дорогое- близкое – родное -любимое)
Ребята, а скажите, пожалуйста, если бы мы не брали во внимание текст, откуда выписали синонимы, слово дорогой являлось бы синонимам к этому ряду слов? (Нет. Это видно только из текста; зависит от смысла.)
Найдите словарную статью слова дорогой. Сколько значений имеет это слово? Откуда это видно? (чтение статьи)
Чем эта статья отличается от статьи слова берёза? (одно значение, а там много)
Итак слова имеют значения: запись в тетради.
Значение Слова
Однозначные многозначные.
Берёзка дорогое
Сарафанчик листик
Кафтанчик близкий

А теперь, пользуясь словарём, найдите в тексте загадки однозначные - 1 вариант, а многозначные – 2 вариант. (сарафанчик, кафтанчик; листик, близкий).
А теперь откройте учебник на стр. Новый раздел, и эпиграф к разделу. Обратите внимание, я выписала его на доску. Прочитайте. Автор. Н.М.Карамзин. Вот его портрет.Выдающийс учёный и писатель к.18 – н.19 века.
Действительно, слова значимы в нашей жизни. Не просто нужно знать, что говорить, но и как это говорить.
А теперь закройте все глазки и представьте себе берёзку, может она будет и не одна, а целая рощица. Может это весна, листики только что начали распускаться и по стволам бежит берёзовый сок, а может это лето, листики шелестят тихонько, и веет прохладой, а может это золотая осень, и листочки звенят золотом и бронзой, а может это зима и все веточки укутал снег.
А теперь откройте глазки, встаньте и покажите жестами, мимикой ваши берёзки, какие они.
Садитесь. Теперь вы побывали в роли дерева и можете с уверенностью сказать, какая часть дерева самая главная, значимая, важная? (корень)
А как вы думаете, слово корень однозначное или многозначное? (Словарик в учебнике)
Разобраться с многозначностью этого слова нам поможет упражнение поможет нам упражнение.(устно прочитать)
Составьте и запишите у себя в тетрадях предложение с понравившемся словосочетанием. (проверить 3-4)
Обратите внимание, ребята, на следующее упражнение. В форме дерева нам представлено слово земля с однокоренными словами. В каком значении слово корень здесь употребляется? (корень дерева)
А сейчас вспомните свои берёзки и попробуйте схематично изобразить их у себя в тетрадях по образцу предыдущего упражнения, не забывая, что ваше дерево берёзка.
Задание следующее – это из ряда однокоренных слов, упр. 453, нарисовать семью в виде нашей берёзки.
У доски сильный ученик.
А теперь сравните ваши рисунки с репродукциями картин великих художников. Их тема – берёзки. Они разные. (у одного- роща, у другого – одинокая, но какая прекрасная, у другого –стволы,.. Пластов, Левитан, Грабарь, фото Гиппенрейтера В.)Чувства авторов передаётся кистями, красками, фоном и др. Что это за чувство? (любовь к природе)
Писатели и поэты также часто затрагивали этот образ в своих произведениях. Только иные средства помогали им в этом. Может, вы мне подскажите, какими? (слова)
А какие поэты знакомые вам, любили писать о берёзке? (Есенин «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром», С.Прокофьев «Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную, в зелёном сарафанчике, с платочками в карманчиках.»)
Слова поэты выбирают необыкновенные, красочные, загадочные, чтобы и образ берёзки был таким же.
Какой образ создаёт автор в нашей загадке? Что помогает раскрыть его? Какие слова? В прямом или переносном значении они употреблены? Докажите.
Ну а сейчас мы будем доставать из тайничков вашей памяти всё самое лучшее, ваши жизненные наблюдения.
Составьте небольшую зарисовку из 4-5 предложений, где главной героиней будет ваша берёзка. Я думаю, это будет та берёзка, которую вы себе представляли, а может и совсем иная, глядя на репродукции картин или на нашу загадку. И заглавие будет соответственно вашей выбранной теме, вашей берёзке.
Дерзайте!
Выборочное чтение.2-3.
Ну а теперь вернёмся к нашей загадке о том, что же всё-таки к нам липнет кроме мёда, варенья и клея? (слова)
А слово липнет многозначное или однозначное? (многозначное)
А в каком значении оно употреблено, в прямом или переносном? Почему?(переносное)
Правильно, во всех загадках авторы используют переносное значение для образности и выразительности.
Ребята. Ваше домашнее задание будет сходным с классной работой. Вы будете разгадывать загадку. И не забудьте, что в основе любой загадки лежит переносное значение.
Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Помогут ли вам полученные знания в жизни. Чем?
Оценки. (3 и больше квадратиков - 5)Остальные – молодцы, хорошо поработали. На следующем уроке обязательно получите отличные оценки.
И ещё. От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.
А если у вас нет возможности произнести слово, то есть язык жестов и мимики. Вы уже применяли его сегодня на уроке и можете перевести на речь то, что я вам сейчас скажу языком жестов.
От всего сердца желаю вам всего хорошего. Спасибо за урок. Успехов и удачи вам всем!


Авторские права: Хабовец Татьяна Вячеславовна


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка:"Лексика. Сколько лексических значений имеет слово.":
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока русскоко языка.Тема урока: Лексическое значение слов. Много ...
  • Однокоренные слова
  • Тематическое планирование русский язык 2 класс
  • Конспект урока русского языка: "Слово в тексте и толковом словаре"
  • Имя прилагательное близкие и противоположные по значению слова
  • Воспитание нравственности на примере рассказа Г.Скребицкого "Передышка"
  • Урок русского языка в 3 классе
  • конспект урока русского языка:"Имя существительное (Закрепление)" 3 клас ...
  • Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Однокоренные слова" п ...
  • Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Глагол и его лексическо ...


  • 11542
    Конспект прислал: tat-tata74 5 декабря 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата