");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, математика, 2 класс » Конспект урока русского языка во2 классе:" Корень. Родственные слова"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока русского языка во2 классе:" Корень. Родственные слова"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема урока: Корень. Родственные слова
Цели:
- формировать умения находить родственные слова в тексте, отличать эти слова от слов, близких по значению, находить корень в словах;
- содействовать формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков; повышать коммуникативную активность учащихся; способствовать развитию устной связной речи, внимания, памяти, наблюдательности;
- способствовать формированию бережного отношения к природе, аккуратности при выполнении учебных заданий, культуры речи в процессе учебного взаимодействия;
Оборудование:
- Русский язык: учеб. для 2-го кл. учреждений общ. сред, образования с рус. яз. обучения. Ч. 2, М. Б. Антипова, А. В. Берниковская, Е. С. Грабчикова. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011;
-мультимедийная презентация,
-оценочная шкала для самооценки детей;
-Толковый словарь В. Даля.
Литература:
1.Т. А. Неборская, Е. Л. Загурская, «Пословица недаром молвится», Минск «Новое издание» 2010 г.
2.Жиренко О.Е. Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. М. «5 за знания», 2005.
3.Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С.-П. «Тригон», 1998.


Ход урока
1. Организационный момент.
( Слайд №1)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Ребята, прислушайтесь внимательно, что за чудесная мелодия звучит у нас в классе?
( Слайд №2, звучит музыка П. И Чайковского «Времена года. Апрель»)
-Понравилась ли вам эта мелодия? Что вы представляли, когда слушали музыку?
- А вот я представляла утро: все просыпается, оживает… А что называют «утром года» ?
( Весну.)
-О весне говорят:
Идет красавица,
Легко земли касается…
-С чем мы связываем приход весны?
(Слайд №3, мнемотаблица «Весна»)
- С какого звука начинается слово «весна»? ([в´] – согл., звонкий)
-Назовите гласные звуки в слове. ([э],[а])
- Назовите все согласные звуки в слове. ([в´], [с], [н])

2. Минутка чистописания
- На минутку чистописания весна принесла нам букву «вэ». Из каких элементов состоит буква?
- Первая строчка - соединение буквы. Какое первое соединение? Второе?
-Вторая строчка – слова. Обратите внимание на высоту букв и их соединение.

(Слайд №4)
ев ве еве
в..сна в..сенний в..снянка
- Что значит веснянка? Какую букву вставим? Почему?
Проверь слова, да не спеши.
Красиво, грамотно пиши.

3. Сообщение темы урока.
- А сейчас, для того, чтобы продолжить наш урок отгадайте загадку.(Слайд №5)

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
Ответ: Зайка
-Молодцы! Наш зайка принес нам маленькое задание. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)
- Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово «КОРЕНЬ».)
– Слово «КОРЕНЬ» – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием «корень». Что же это такое?(Слайд № 6)
(Ученики дают свои ответы или с помощью «Толкового словаря» В.Даля находят толкование слова «КОРЕНЬ».)
- Итак, сегодня наша главная задача узнать, что же такое корень слова и какие слова называются однокоренными.

5. Изучение нового материала

–Итак, чтобы понять, что такое корень слова мы с вами отправимся в путешествие на далекий от нас континент в Африку. В Африке живет очень много разных и удивительных животных. Сейчас отгадайте загадку и узнаете о каком животном сейчас пойдет речь.
Этот зверь почти как кот,
Играть же с ним опасно,
В природе он живет,
Большой он и клыкастый!
Если близко подойти,
Громко рыкнет для отстрастки,
С этим зверем не шути,
Он огромный и зубастый!
Длинный коготь, острый клык,
Лютый нрав и грозный рык…
Лишь чуть-чуть, совсем немножко
Схож с домашней рыжей кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это?
(Ответ: тигр)
- Молодцы, это тигр. (Слайд №7) Послушайте маленькую историю про это животное. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка была мама …. (тигрица). Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой! Вот мы с вами получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова?
– В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый.
– Слова, как звери и люди, живут семьями. Прочитайте всю семью слов, где главное слово тигр. А почему оно главное?
(Слово тигр живёт во всех словах этой семьи. С помощью этого слова можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.)

– У слова есть главная часть, которую мы и будем называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем, то есть однокоренные.
-Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках.

-Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. Так как же назовём слово ТИГР?
(Корень слова.)
– Графически выделять корень будем особым значком – «дугой» (учитель показывает).
- Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать его надо между буквами слова. Попробуйте сделать вывод о том, что такое корень.
(Ответы детей.)
-А сейчас давайте проверим наши с вами выводы и прочитаем правило в учебнике.
-Хорошо, а теперь немножко отдохнем.

6. Физкультминутка.
( Слайд №8)
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

7. Закрепление изученного материала.

– А сейчас будьте внимательными. Скажите, можно ли назвать сахар и конфету родственными словами? Конфета ведь тоже сладкая.
(В ходе беседы дети ищут способы решения данной проблемы.)
– Какой же способ решения мы выберем?
(Чтобы узнать являются ли слова родственными надо посмотреть:
Есть ли в словах общая часть?
Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)
- Молодцы. А сейчас проверим все ли хорошо запомнили наши новые понятия.
( Слайд №9)
Задание 1 .Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.
Нос, носильщик, носик, носатый.
Час, часок, часть, часовщик.
Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
Циркуль, цирк, цирковой, циркач.



– Предлагаю вам поработать в парах. Пообщайтесь, поделитесь своими мыслями с соседом по парте и выполните Задание 2. (Слайд №10)

Задание 2.Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов.

Б (а, о) бры – трудолюбивые ж (ы, и) вотные.
Звёздное небо очен (–, ь) красивое.
Все знают б (а, о) бровые домики и плотины.
Звёзды находятся д (о, а) леко от нас.
-Итак, а теперь поработаем в группах.
(Слайд № 11)
Задание3. Группам нужно образовать от данных слов однокоренные слова. 1 группа образовывает однокоренные слова обозначающие признак предмета, а вторая - действие предмета.
Что? Какой? Что делать?
свет - -
зелень - -
мир - -

8. Подведение итогов урока.

– Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие к тайнам русского языка. На уроке нам пришлось заниматься всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать русский язык. Итак, что вы запомнили сегодня на уроке.
( Ответы детей)
9. Рефлексия.

(Слайд № 12)
Игра «Да-нет»
-Общая часть родственных слов называется корнем.
-Слова медведь и медвежонок- однокоренные.
-Родственные слова также называются однокоренными.
- Слова брат и сестра – однокоренные слова.
-Слова ягода и малина – однокоренные слова.

-А сейчас на оценочной шкале оцените свою работу на уроке.
Запишите домашнее задание. Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.


Авторские права: хилькевич М. В.


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка во2 классе:" Корень. Родственные слова":
  • 17
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока русского языка с презентацией. "Корень как часть слова" 2 ...
  • Конспект урока русского языка:"Корень. Однокоренные слова". 3 класс
  • Однокоренные слова
  • Конспект урока русского языка: Корень слова, однокоренные слова
  • Конспект урока "Однокоренные (родственные ) слова"
  • Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Однокоренные слова" п ...
  • Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: «Написание однокоренных сл ...
  • Тема урока : «Части слова. Корень»
  • Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:" Наблюдение над однокор ...
  • Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Развитие умения находит ...


  • 5400
    Конспект прислал: vedmo4ka-v 10 апреля 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата