Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, математика, 2 класс » Конспект урока русского языка во2 классе:" Корень. Родственные слова" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
![]() |
Конспект урока русского языка во2 классе:" Корень. Родственные слова" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: Корень. Родственные слова
Цели: - формировать умения находить родственные слова в тексте, отличать эти слова от слов, близких по значению, находить корень в словах; - содействовать формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков; повышать коммуникативную активность учащихся; способствовать развитию устной связной речи, внимания, памяти, наблюдательности; - способствовать формированию бережного отношения к природе, аккуратности при выполнении учебных заданий, культуры речи в процессе учебного взаимодействия; Оборудование: - Русский язык: учеб. для 2-го кл. учреждений общ. сред, образования с рус. яз. обучения. Ч. 2, М. Б. Антипова, А. В. Берниковская, Е. С. Грабчикова. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011; -мультимедийная презентация, -оценочная шкала для самооценки детей; -Толковый словарь В. Даля. Литература: 1.Т. А. Неборская, Е. Л. Загурская, «Пословица недаром молвится», Минск «Новое издание» 2010 г. 2.Жиренко О.Е. Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. М. «5 за знания», 2005. 3.Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С.-П. «Тригон», 1998. Ход урока 1. Организационный момент. ( Слайд №1) Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. - Ребята, прислушайтесь внимательно, что за чудесная мелодия звучит у нас в классе? ( Слайд №2, звучит музыка П. И Чайковского «Времена года. Апрель») -Понравилась ли вам эта мелодия? Что вы представляли, когда слушали музыку? - А вот я представляла утро: все просыпается, оживает… А что называют «утром года» ? ( Весну.) -О весне говорят: Идет красавица, Легко земли касается… -С чем мы связываем приход весны? (Слайд №3, мнемотаблица «Весна») - С какого звука начинается слово «весна»? ([в´] – согл., звонкий) -Назовите гласные звуки в слове. ([э],[а]) - Назовите все согласные звуки в слове. ([в´], [с], [н]) 2. Минутка чистописания - На минутку чистописания весна принесла нам букву «вэ». Из каких элементов состоит буква? - Первая строчка - соединение буквы. Какое первое соединение? Второе? -Вторая строчка – слова. Обратите внимание на высоту букв и их соединение. (Слайд №4) ев ве еве в..сна в..сенний в..снянка - Что значит веснянка? Какую букву вставим? Почему? Проверь слова, да не спеши. Красиво, грамотно пиши. 3. Сообщение темы урока. - А сейчас, для того, чтобы продолжить наш урок отгадайте загадку.(Слайд №5) Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса. Там зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? Ответ: Зайка -Молодцы! Наш зайка принес нам маленькое задание. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.) - Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово «КОРЕНЬ».) – Слово «КОРЕНЬ» – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием «корень». Что же это такое?(Слайд № 6) (Ученики дают свои ответы или с помощью «Толкового словаря» В.Даля находят толкование слова «КОРЕНЬ».) - Итак, сегодня наша главная задача узнать, что же такое корень слова и какие слова называются однокоренными. 5. Изучение нового материала –Итак, чтобы понять, что такое корень слова мы с вами отправимся в путешествие на далекий от нас континент в Африку. В Африке живет очень много разных и удивительных животных. Сейчас отгадайте загадку и узнаете о каком животном сейчас пойдет речь. Этот зверь почти как кот, Играть же с ним опасно, В природе он живет, Большой он и клыкастый! Если близко подойти, Громко рыкнет для отстрастки, С этим зверем не шути, Он огромный и зубастый! Длинный коготь, острый клык, Лютый нрав и грозный рык… Лишь чуть-чуть, совсем немножко Схож с домашней рыжей кошкой. Он огромен и усат, Мех роскошный полосат. Все движенья очень ловки, Поддаётся дрессировке. С ним на воле не до игр. Что за хищник это? (Ответ: тигр) - Молодцы, это тигр. (Слайд №7) Послушайте маленькую историю про это животное. Итак, жил-был тигр. У него был маленький сынок … (тигрёнок). А у тигрёнка была мама …. (тигрица). Знакомьтесь – тигрёнок, вот он какой! Вот мы с вами получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые их называют. Какие это слова? – В семье зверей больше никого нет, а в семье слов есть: раздаётся рык … (какой? чей?) тигриный. Например, есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула, и есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый. – Слова, как звери и люди, живут семьями. Прочитайте всю семью слов, где главное слово тигр. А почему оно главное? (Слово тигр живёт во всех словах этой семьи. С помощью этого слова можно объяснить все слова в семье. Например, тигрёнок – маленький тигр, тигрица – тигр женского рода, тигриный – звук, который издаёт тигр, тигровая акула – полосатая как тигр, тигровый камень – цвет камня похож на окрас тигра.) – У слова есть главная часть, которую мы и будем называть КОРЕНЬ и есть родня – слова с таким же корнем. Слова-родственники – это слова с одинаковым корнем, то есть однокоренные. -Родственные (однокоренные) – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. -Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение. Так как же назовём слово ТИГР? (Корень слова.) – Графически выделять корень будем особым значком – «дугой» (учитель показывает). - Выделяйте знак аккуратно. Начинать и заканчивать его надо между буквами слова. Попробуйте сделать вывод о том, что такое корень. (Ответы детей.) -А сейчас давайте проверим наши с вами выводы и прочитаем правило в учебнике. -Хорошо, а теперь немножко отдохнем. 6. Физкультминутка. ( Слайд №8) Мишка вылез из берлоги Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.) Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращения головой.) Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.) Вот он по лесу идёт. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки — Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.) Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.) 7. Закрепление изученного материала. – А сейчас будьте внимательными. Скажите, можно ли назвать сахар и конфету родственными словами? Конфета ведь тоже сладкая. (В ходе беседы дети ищут способы решения данной проблемы.) – Какой же способ решения мы выберем? (Чтобы узнать являются ли слова родственными надо посмотреть: Есть ли в словах общая часть? Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?) - Молодцы. А сейчас проверим все ли хорошо запомнили наши новые понятия. ( Слайд №9) Задание 1 .Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. Нос, носильщик, носик, носатый. Час, часок, часть, часовщик. Гусь, гусята, гусеница, гусыня. Циркуль, цирк, цирковой, циркач. – Предлагаю вам поработать в парах. Пообщайтесь, поделитесь своими мыслями с соседом по парте и выполните Задание 2. (Слайд №10) Задание 2.Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов. Б (а, о) бры – трудолюбивые ж (ы, и) вотные. Звёздное небо очен (–, ь) красивое. Все знают б (а, о) бровые домики и плотины. Звёзды находятся д (о, а) леко от нас. -Итак, а теперь поработаем в группах. (Слайд № 11) Задание3. Группам нужно образовать от данных слов однокоренные слова. 1 группа образовывает однокоренные слова обозначающие признак предмета, а вторая - действие предмета. Что? Какой? Что делать? свет - - зелень - - мир - - 8. Подведение итогов урока. – Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие к тайнам русского языка. На уроке нам пришлось заниматься всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать русский язык. Итак, что вы запомнили сегодня на уроке. ( Ответы детей) 9. Рефлексия. (Слайд № 12) Игра «Да-нет» -Общая часть родственных слов называется корнем. -Слова медведь и медвежонок- однокоренные. -Родственные слова также называются однокоренными. - Слова брат и сестра – однокоренные слова. -Слова ягода и малина – однокоренные слова. -А сейчас на оценочной шкале оцените свою работу на уроке. Запишите домашнее задание. Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. Авторские права: хилькевич М. В. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка во2 классе:" Корень. Родственные слова": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4972 |
Конспект прислал: vedmo4ka-v 10 апреля 2012 Комментарии (0) |
![]() |
![]() |
|
Информация | ![]() |
|
![]() Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||
![]() |
![]() |