Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Конспек т урока русского языка:"Приставка, как часть слова" 2 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспек т урока русского языка:"Приставка, как часть слова" 2 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью слова – приставкой.
Задачи урока: 1. Актуализировать знания детей о частях слова; 2. Охарактеризовать приставки: место в слове, роль и значение; 3. Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся); 4. Способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез); 5. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность; 6. Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность; 7. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Оборудование урока: 1. Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2008 год 2. Карточки для работы в группе (см. Приложения) Примечания: Урок составлен в ТРКМ. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы ТРКМ: «Инсерт», «Таблица тонких и толстых вопросов», «Кластер» Ход урока Этапы урока форма организации урока учитель учащиеся 1. Орг. момент Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы 2. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока работа в группах 1)- Ребята, прочитайте слова на доске: лес, лесной, лесок. - Что вы можете сказать о данных словах? - Разберите эти слова по составу. Чем вы будете пользоваться при разборе? - Пожалуйста, работайте. Время 3 минуты. - Проверим ваши результаты - Сделайте вывод: Какие части речи вам встретились в данных словах? (читают) - Слова однокоренные, родственные, корень лес - Нам нужна памятка по разбору слов. Она есть в наших «тетрадях секретов». (учащиеся выполняют разбор данных слов) - Слово лес: окончание нулевое, корень лес. - Слово лесной: окончание ой, корень лес, суффикс н - Слово лесок: окончание нулевое, корень лес, суффикс ок - В этих словах мы нашли корень, суффиксы, окончания. прием «Инсерт» работа в группах 2)- Замечательно поработали. Чтобы нам побольше узнать о частях слова, я предлагаю вам познакомиться с текстом «Части слова». Он разделен на части. Найдите его на ваших партах. Но вы не просто должны прочитать текст. Ваши задачи: • определить, что в тексте вам хорошо знакомо, а с чем вы встретитесь впервые; • с помощью специальных значков сделать пометки в тексте. (значки: V – уже знал; + - новое; ? – не понял, есть вопрос) Время работы с текстом 3 минуты. Приступайте (текст см. в Приложении) - Проверим, что у вас получилось. Проверка будет осуществляться по абзацам текста. - Итак, подведем итог. Выскажите свои мнения. - Все верно. Тема нашего урока: Приставка как часть слова Наша цель: познакомиться с приставками как можно ближе. (читают текст, делают пометки в тексте) - Первый абзац - V - Второй абзац – V - Третий абзац – V - Четвертый абзац – V - Пятый абзац - +, ? - Шестой абзац – V, ? - Мы много уже знаем о частях слова. Но в тексте нам встретилось новое слово приставка и новые сведения об этой части слова. - Мы пока не можем сказать, что такое приставка, ее место в слове, ее значение. У нас возникают вопросы о приставке. - Наверное, сегодня на уроке мы будем говорить о приставке. прием «Таблица тонких и толстых вопросов» работа в группах - Ребята, попробуйте сформулировать по нашей новой теме вопросы: тонкие и толстые. Напомню, что можно воспользоваться табличкой- помощницей при формулировке вопросов (см. Приложение). Начнем с тонких вопросов. Каждая группа формулирует по 3 вопроса. Время 3 минуты. - Проверим. - Молодцы. Попробуйте теперь составить по одному «толстому» вопросу. Работаем, вам 2 минуты. - Проверим. - Молодцы, Очень хорошие вопросы у вас получились. Мне кажется, самое время начать на них отвечать. В этом нам будет помогать учебник, ваши светлые головы. Готовы? Тогда начнем. (учащиеся, пользуются памяткой, записывают вопросы в бланк ответов) - Что такое приставка? - Где стоит приставка? - Для чего служит приставка? - Много ли приставок в русском языке? - Есть ли трудные для написания приставки? - Какой значок приставки? - На какую часть слова похожа приставка? (учащиеся составляют толстые вопросы) - Почему приставка называется «приставкой»? - Какие слова могут образовывать приставки? - В чем разница между приставкой и суффиксом? Между приставкой и корнем? - Что случиться, если приставки исчезнут из русского языка? - Что случиться, если приставка будет менять свое место в слове? Физкультминутка Осмысление (получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации) работа в группах -Итак, давайте начнем нашу работу. Попробуем ответить на ваши вопросы (см. табличку) 1)- В начале урока мы разобрали группу слов. Напомните их. - Я добавляю в эту группу еще одно слово: перелесок. Попробуйте его разобрать по составу. - Вы правы. Пере – это приставка. Опишите ее по вопросам - Где стоит? - Зачем она появилась в этом слове? - Что обозначает новое слово перелесок? - Почему приставку назвали «приставкой»? - Что случиться, если мы приставку пере поставим не перед корнем, а после него? - Как будем выделять приставку? Посмотрите на значок. - Лес, лесной, лесок. - Окончание нулевое, корень лес, суффикс ок. У нас осталась еще одна часть пере. Мы думаем, что это приставка. - Приставка пере стоит перед корнем. - С помощью приставки пере получилось новое слово перелесок. - Перелесок – это молодой редкий лес: лес, отделенный полянами от большого леса (в данном случае можно воспользоваться знаниями детей или толковым словарем, или справкой от учителя) - Её как будто приставили к корню. Было слово лесок. Приставили пере, стало перелесок. - Смысл слова потеряется. Физкультминутка индивидуальная работа, работа в группе 2) – учебник стр. 128, упр. 2. Прочитаем задание. - Каждый из вас спишет только одну группу слов, ту, которая понравится. После этого постарайтесь ответить на вопросы задания. Время работы 3 минуты. - Обсудите в группе результаты своей работы. Какой вывод вы можете сделать? - Вывод верный. Приставки помогают образовывать множества однокоренных глаголов. - Спиши слова. Обозначь приставки. На какой вопрос отвечают эти слова? Как они называются? (дети списывают столбик слов, индивидуально выполняют задание) - Мы обсудили в группе ответы и выяснили, что все слова отвечают на вопрос что сделать? Это вопрос глагола. Значит с помощью приставок можно образовать много разных глаголов. Рефлексия: (выведение знания на уровень применения и понимания) Прием «Тонкие и толстые вопросы» работа в группе - Ребята, мы славно потрудились. Мы ответили на многие вопросы. Давайте вернемся к нашей табличке с тонкими и толстыми вопросами. Пометим, на какие вопросы мы знаем теперь ответы, а что нам еще предстоит узнать. Отметьте галочкой, что вам уже известно. - Проверим, что вы выбрали. - Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответ? Что будем делать с ними? - Давайте попробуем. Будет интересно узнать о том, как вы рассуждаете. На все вопросы будет отвечать тяжело, поэтому я распределю вас по отдельным заданиям. (уч-ся работаю в группе, помечают те вопросы, на которые получены ответы в ходе урока) - Мы получили ответы на следующие вопросы: • - Что такое приставка? • - Где стоит приставка? • - Для чего служит приставка? • - Есть ли трудные для написания приставки? • - Какой значок приставки? • - Почему приставка называется «приставкой»? • - Какие слова могут образовывать приставки? • - Что случиться, если приставка будет менять свое место в слове? - Да, такие вопросы остались? Может быть, попробуем ответить на них дома. Домашнее задание 1 группа: Попробуйте порассуждать на тему «Что случиться, если приставки исчезнут из русского языка?» 2 группа: Могут ли приставки образовывать имена существительные и имена прилагательные? Приведете примеры. 3 группа: Возьмите интервью у родителей на тему «Я знаю приставки в русском языке». Попробуйте записать все приставки, которые назовут ваши родители. 4 группа: Попробуйте определить следующее - «На какую часть слова похожа приставка? Чем?» Заполните табличку сравнения (см. Приложение) 5 группа: уч. стр. 130, упр. 5. Вставьте приставки (подсказка с приставками ниже). Объясните устно их значение. -На следующем уроке ваши домашние задания помогут нам освоить дальше тему «Приставки». (учащиеся выбирают д/з по своим силам; учитель может корректировать выбор учащихся в зависимости от их степени обученности) Прием «Кластер» фронтальная работа - Ну что ж, подведем итоги нашего урока. Вспомните тему нашего урока. - Попробуем собрать все, что теперь знаем по этой теме в кластер. Вы мне помогаете, я записываю данные на доске. Полистайте тетради, посоветуйтесь друг с другом. - Замечательно. Молодцы. Вспомнили все, что мы изучили. - Какие впечатления у вас остались от нашего урока? - Спасибо за урок. - Приставка. (учащиеся вспоминают все, что знают по данной теме) • это часть слова • стоит перед корнем • служит для образования новых слов • образовывает глаголы • выделяется значком ¬ • похожа на суффикс • свое место в слове менять не может - Нам понравился урок, но мы еще не все знаем о приставке. Остались вопросы, на которые мы будем искать ответы дальше. Приложения 1 карточка Части слова Слова состоят из частей. Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так . Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так . Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так . Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так . Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку. (Данный текст делится на части в зависимости от количества групп по абзацам. Каждая группа получает свою частичку текста и работает с ней, делая пометки) Таблица «Значки» V – знаю + - новое ? – есть вопрос, не понял 2 карточка Тонкие и толстые вопросы Толстые вопросы Тонкие вопросы Объясните, почему …? Предположите, что будет …? Что, если …? В чем разница …? Что…? Где…? Для чего…? Какой…? Когда…? Может ли …? Верно ли …? 3 карточка Задание: На какую часть слова похожа приставка? Чем? Таблица сравнения приставка ? что это где стоит для чего служит как обозначается много ли в русском языке имеют ли значения (Данная карточка предназначена для домашней работы) Авторские права: Иванова Людмила Васильевна Пожалуйста, оцените конспект - Конспек т урока русского языка:"Приставка, как часть слова" 2 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4345 |
Конспект прислал: ludmila_ll 7 января 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||