");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Конспект урока: "Есть ли у слов родственники".


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока: "Есть ли у слов родственники".


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Если у слов родственники?

2-й класс
Ход урока
I. Организационный момент

II. Чистописание
Тренировочные упражнения в написании элементов бука.
Упражнения в написании буквенных сочетаний, отработка соединений.
Гимнастика для пальцев.

III. Работа по повторению
Дети самостоятельно выполняют упражнение 1, записанное на .листке с заданиями.
Случ...йный в...р...на
щ...ка ...льбом
ц...фра моро...

Учитель. Вставьте пропущенные орфограммы, укажите способ проверки.

Проверяется фронтально.

Дети. Случайный - орфограмма сильной позиции а, проверяли по правилу: ча-ща пиши с буквой а, ... т.д.
- Альбом - орфограмма слабой позиции я, проверяли по словарю... и т.д.
У. Каким способом проверяли слова первого столбика?
Д. По правилу.
Способ фиксируется на доске.
У. Каким способом проверяли слова второго столбика?
Д. По словарю.
Способ фиксируется на доске.
У. Знаете ли вы еще какой-либо способ проверки орфограмм?
Д. Да. По сильной позиции. Изменением слова.
Способ фиксируется на доске.
У. Все ли орфограммы слабой позиции вы можете проверить изменением?
Д. Только те, которые в основе слова.
У. Почему?
Д. Потому что при изменении слова основа не изменяется.
У. А где не можем проверить?
Д. В окончании. Потому что при изменении слова изменяется окончание.
У. Запишите слова столбиком, пропуская слабые позиции.
Учитель диктует слова. Один ученик у доски.
- Выделите основу и окончание.
Дети пишут.
м..ря
сугро ....
с..ло
хв..стун

У. Можно ли проверить пропущенные орфограммы изменением? Докажите.

Д. Можно, так как слабая позиция в основе.

Дети проверяют первые три слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют согласие или несогласие.
После работы над каждым словом учитель обращает внимание на
способ проверки и на то, одним и тем же словом проверяли орфограммы или для проверки нужно было подобрать другое слово. Первые три слова ребята проверяли вместе с учениками у доски, а последнее слово предлагается проверить, обсуждая а парах.

IV. Фиксации "разрыва" между старым способом и поставленной задачей
В результате у учеников получилось три варианта ответов.

1. Нельзя проверить, потому что нельзя подобрать такое изменение слова, где нужный звук был бы в сильной позиции.

2. Можно проверить: хв...стун -хвастать.

3. Можно проверить: хв...стун -хвост.

Д. Нельзя проверить словом хвост -у них основы разные, значит, это разные слова.
- Ну и что? Хвастун и хвастать -тоже разные слова: одно называет предмет, а другое - действие.
- Если разные слова, значит, нельзя проверить.

У. Мнения разделились. Что делать?
Учитель обращается к способам, зафиксированным на доске.

Д. Посмотреть в словаре.
У. Смотрите.
Дети пытаются найти нужное слово в словаре.
Д. В словаре нет.

У. Как быть?
Д. Проверить изменением не получается.
- Правила специального нет.
- Пропуск оставить.
У. А взрослые тоже с пропуском пишут?
Д. Нет. Они знают, как проверить.
У. Вы хотите сказать, что есть какой-то новый способ проверки слабых позиций, который вы не знаете?

Д. Да.
Учитель фиксирует на доске: "Новый способ".
-По словарю
- По правилу
- По сильной позиции
а). изменением
б).новым способом

У. Раз взрослые знают новый способ проверки слабых позиций, попробуйте и вы догадаться, как же проверить слово хвастун.
Дети обсуждают возможный способ проверки в группах.

V. Результат обсуждения
Д. Наша группа считает, что слово хвастун можно проверить словом хвастаться.

У. То есть вы считаете, что можно проверять не изменением, а другим словом? Это и есть новый способ проверки слабых позиций?
Д. Да.
Учитель фиксирует на доске: "Другим словом".
По словарю
По правилу
По сильной позиции:
-новым способом
-другим словом - :
У. Вы сможете доказать, что можно проверять другим словом?
Д. Нет.
V. Тогда оставляем "?".

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение поиска способа
У. Какой новый способ проверки вы предложили?
Д. Проверить другим словом.
У. Какое другое слово выберете -хвост или хвастать? Хвост звучит похоже.
Д. Хвастать тоже звучит похоже.
- Зато хвастать по смыслу ближе.
Хвастун — тот, кто хвастается.
~ А мы считаем, что можно проверить словом хвост.
- Хвастун и хвастаться похожие, близкие слова; как родственники.
У. То есть у слов есть родственники? И они помогут проверить орфограмму?
Д-Да.
Учитель фиксирует на доске.
По словарю
По правилу
По сильной позиции
_ изменением
-новым способом
-другим словом - ?
- родственным - ?
У. И вы сможете это доказать?
Д. Нет.
У. Оставляем вопрос открытым.
Учитель ставит "? " напротив слова родственным.
- Что теперь нам надо сделать?
Д. Поискать родственников, понаблюдать за словами.

VIII. Наблюдение за словами
У. Запишите слова.
,Лес, лесник,
- У них одинаковые основы или разные?
Д. Разные.
У. Значит, это одинаковые слова или разные?
Д. Разные слова.
У. Что такое лес?
Д. Там, где растут деревья.

У, Кто такой лесник?
Д. Тот, кто охраняет лес.
У. Одно из этих слов появилось в русском языке раньше, а другое родилось от него. Как вы думаете, какое слово было сначала?
Д. Сначала было слово лес, потом родилось слово лесник.
У. Родилось, как ребенок у мамы. -родной ребенок. Если одно слово родилось от другого, как ребенок у мамы, можно ли эти слова назвать родственниками, родственными?
Д. Можно, наверное.
У. Так есть ли у слов родственники?
Д. Наверное, есть.
У. Какие слова вы бы назвали родственными?
Д. Если одно слово родилось от другого.
Учитель фиксирует на доске.
По словарю
По правилу
По сильной позиции
-изменением
. – новым способом
-другим словом -?
-родственным - ?
IX. Итог урока
У. Посмотрите на доску: какие способы проверки орфограмм нам были известны до сегодняшнего урока?
Д. По словарю, по правилу, по сильной позиции - изменением слова.
Д. Да. Можно проверить другим словом.
У. Это предположение или вы доказали возможность проверить другим словом?
Д. Предположение.
У. По нашим предположениям, любым ли словом можно проверить?
Д. Нет, только родственным.
У. Мы доказали, что у слов есть родственники?
Д. До конца нет.
У. Какие слова называются родственными, если они есть?
Д. Если одно слово образовалось от другого.
У. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на следующих уроках?
Д. О родственных словах.
Учитель фиксирует на доске.
У. Хорошо. На следующем уроке будем разбираться с тем, что такое родственные слова и как они образуются.
По словарю
По правилу
По сильной позиции
-изменением
-новым способом:
-другим словом ?
-родственным ?

Е. Барсова
г. Москва





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока: "Есть ли у слов родственники".:
  • 68
 (голосов: 4)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока. Как проверить орфограмму слабых позиций без словаря?
  • Конспект урока русского языка по теме: "Имя существительное"
  • Стартовая работа по русскому языку для 3-го класса
  • Конспект урока русского языка:"Упражнение в написании парных звонких и глу ...
  • Конспект урока русского языка во 2 классе: "Изменение имен существительны ...
  • Конспект урока русского языка: Корень слова, однокоренные слова
  • Конспект урока "Способы проверки парных согласных и безударных гласных в к ...
  • Проверяемый безударный гласный
  • Конспект урока русского языка по теме: "Сильные и слабые позиции звуков". ...
  • Конспект урока русского языка во 2 классе("Школа 2100")


  • 5973
    Конспект прислал: admin 6 октября 2008 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата