Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение» Тема. Стихотворение А.А. Фета |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение» Тема. Стихотворение А.А. Фета |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
― Начнем урок с разминки, которую назовем «Складно―нескладно». Я буду называть пары слов. Если они рифмуются, вы встаете и хлопаете в ладоши. Если не рифмуются ― поднимаете руки над головой. Будьте внимательны.
Вода ― сюда (хлопают). Вода ― водопровод (поднимают руки вверх). Вода ― сироп (поднимают руки вверх). Вода ― белиберда (хлопают). Вода ― стена (поднимают руки вверх). Вода ― вот это да! (хлопают). Вода ― коса (поднимают руки вверх). ― Вы, вижу, с предыдущих уроков поняли, что такое рифмы?.. Верно, слова, похожие по звучанию. Ну-ка, подберите рифму к следующей строке: 1. Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, … 2. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан … 3. Уж теперь не будет спору: За салазки, да … ― Слова, рифмующиеся в стихотворении, не только должно звучать складно, то есть созвучно, но и подходить по смыслу. Насколько удачными были подобранные нами рифмы, выясним, когда услышим стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Учитель выразительно читает стихотворение. ― В чем отличие наших вариантов рифм от созданных Афанасием Фетом?... (обсуждение). ― Я не случайно предложила эту игру в начале урока. Знания о рифме нам будут необходимы в предстоящей работе. Сегодня мы попробуем подумать о том, как пишется отзыв о стихотворении, что в нем самое главное, на чем мы обычно пытаемся остановить свое внимание. Для этого прочитаем еще раз стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Чтение стихотворения учащимися вполголоса по учебнику на с. 106. ― Что же главное должен понять в стихотворении читатель? ( Настроение рассказчика, как оно развивается, меняется) ― Какой рассказчик в стихотворении? Какие строки это подтверждают? ― Точнее ― ребенок: он к маме обращается, хочет идти кататься на санках («Мама!.. Правда, мама?..»). Мы точно не можем сказать: девочка или мальчик, в тексте нет указания на пол ребенка… И что же важнее в стихотворении: действия героев или их настроения?.. ― Если важнее настроение рассказчика, а не его действия, значит, стихотворение отличается по своей задаче от рассказа, сказки, где важны прежде всего действия героев, их поступки, через которые мы узнаем о чертах характера героев. Эти черты характера присущи героям в разных ситуациях, а в стихотворении идет речь о мимолетном настроении, вызванном определенным событием ― наступлением зимы. А вот о характере нашего рассказчика-героя мы ничего не узнаем. Какая же основная задача лирического стихотворения, вспомните?.. ― Верно. Задача ― выразить чувство, сложное настроение, вызванное различными событиями жизни. А картина жизни, то есть условная модель мира, в стихотворении ― описание чувств, переживаний особого рассказчика-героя, которого ученые-литературоведы называют лирическим героем… А что значит слово «лирический»?... ― От греческого слова, значит, «поющий под звуки лиры». И хотя в стихотворении А.А. Фета рассказчик не поет, для него главное, как в песне, ― выразить чувство, переживание. Даже конкретных черт рассказчика мало, мы даже не смогли определить, кто наш рассказчик ― мальчик или девочка, ясно, что ребенок, потому что ему хочется бежать, кататься на салазках, то есть санках, он зависит от мамы, от того, пустит ли она его гулять. То есть в стихах такого рода ― особый рассказчик, которого мы можем назвать «лирическим героем». И основная задача читателя ― вычитать настроение рассказчика. Вот это и должно стать главным в отзыве о стихотворении. Попробуем вычитать текст. ― Перечитаем первую строфу… Что такое строфа? Забыли?.. Откройте с. 102 в учебнике…Как назвать такую строфу?... (Шестистишие). ― Какое настроение у РГ вызывает увиденная в окно картина? ― РГ выражает удивление («грязи нет»), неожиданную радость наступлением зимы «посветлело, побелело», «видно, есть мороз»). ― В каких словах выражено настроение РГ?... Обратим внимание на некоторые приемы, используемые Афанасием Афанасьевичем Фетом. Как понять: «весь двор одело»…?... В каком значении употреблено слово «одело» ― в прямом или переносном?.. ― То есть перед нами уже знакомый по загадке прием, какой?.. ― Метафора-переназывание. В загадке переназывание помогает спрятать названный предмет за его признаками. А Фет тоже что-то прячет?... ― Действительно, ничего не скрывает, он называет сам предмет ― двор, просто говорит, что его будто кто-то одел в белые одежды («посветлело, побелело»), как человека… Такой прием в художественном тексте помогает сделать картину жизни выразительной, передать чувства, вызываемые ею у рассказчика. Прочитаем следующее шестистишие…и ответим на вопрос: изменяется ли настроение РГ и как?... Чтение 2 строфы учащимися ― Изменяется ли настроение РГ и как?...О чем говорит читателю восклицательный знак в этой строфе?.. Первым, что я почувствовала, когда прочитала стихотворение Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», было чувство радости за мальчика, наконец-то дождался он этого дня. Мне даже стало его немного жаль. Он так ждал первого снега, успел всем надоесть и давно уже спорил с мамой о том, как погуляет, прокатится на санках. Ему уже надоела осенняя слякоть, и он с радостью видит, что снегу много, что «кто-то» в этом году «тороватый» не скупился на снежок. И мама тоже радуется за него: «Ну, скорей гулять!» ― вот-вот скажет она. А кошка еще вчера готовилась к этому празднику ― первому снегу. Интересно, как бы я написала отзыв на это стихотворение в 30 лет? А пока я очень хорошо понимаю этого мальчика и сама скоро пойду кататься на горку. ― В чем отличие этих отзывов? Какую задачу ставят себе читатели?.. ― Умницы, поняли, что первая читательница основное внимание уделяет героям и автору, второй важны прежде всего свои впечатления о героях, о зиме, о настроении. И любопытно, что обе читательницы невольно конкретизируют героя. И это понятно: в стихотворении такая неопределенность, неконкретность героя не случайна: это помогает читателю приблизить ситуацию к самому себе, погрузиться в нее, это дает больший простор чувствам и фантазии читателя, чем рассказ и сказка. И очень важно для нас понимать цель устных и письменных отзывов. Отзыв нужен прежде всего самому читателю: когда пытаешься передать свое понимание, толкование текста другому читателю, лучше и глубже начинаешь понимать автора и героев, да и самого себя, читателя. Это первое. А второе ― понимание текста помогает лучше его читать для других, то есть совершенствует выразительное чтение. Ведь выразительное чтение ― не что иное, как передача голосом, интонацией своего прочтения другим читателям. Задание на дом. Выучить стихотворение А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» наизусть, быть готовым читать его выразительно классу. Перспективы следующего урока: Чтение стихотворения А.А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…» (см. с. 107), вычитывание основного настроения и его оттенков, написание отзыва с последующим их анализом на уроке: умение выделить следующие оттенки настроения: 1-я строфа распадается на две картины: в доме и «на дворе». В доме тепло, уютно, сонное настроение («кот поет», «мальчик дремлет»), на дворе ― неспокойно, холодно, бурное настроение («играет» буря, ветер «свищет); рифма перекрестная: абаб позволяет противопоставить эти две картины и на уровне контрастного настроения и лексики (контекстуальных антонимов); 2-я строфа ― слова РГ (видимо, взрослого). В 1-ой строфе он только наблюдал за мальчиком и котом, здесь он прямо обращается к мальчику: «Да и спать себе ступай». Мальчик «валяется», вокруг игрушки, значит, вечер для мальчика прошел интересно: он играл, а потом задремал. Рассказчик просит мальчика: «Подойди ко мне прощаться, ― РГ, взрослый, отправляет мальчика спать; рифма вгвг ― перекрестная; 3-я строфа ― РГ молча продолжает наблюдать, и опять перед нами две картины: в доме ― «мальчик встал», а «кот глазами проводил и все поет» («проводил», следовательно, мальчик уже ушел, но кот продолжает петь: «а», «все», «поет»), то есть дома по прежнему спокойное, сонное настроение. А во дворе ― «снег валит клоками», «буря свищет», опять совсем другая картина, тревожная, бурная, беспокойная. Вывод: РГ дает две разные картины, каждая со своим настроением. Он подчеркивает противоположность этих картин (прием ― контраст, сравнение на уровне содержания и формы ― лексика) тем, что заставляет читателя сравнивать их, и тем, что дважды ― в начале и в конце стихотворения повторяет, усиливает разницу между ними( во 2-ой раз появляется снег, но «свищет» уже не ветер, а «буря» (см. значение слов-синонимов). Сравнение 2-х стихотворений А. Фета по ведущему настроению и образам рассказчиков. по учебнику на с. я учащимися вполголосапишется отзыв о стихотворении, что в нем самое главное, на чем мы обычно пытаемся остан Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение» Тема. Стихотворение А.А. Фета: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4058 |
Конспект прислал: 20296888 17 ноября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||