");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 3 класс » Конспек урока окружающего мира. 3 класс: "Воздух - условие жизни на Земле"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспек урока окружающего мира. 3 класс: "Воздух - условие жизни на Земле"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Конспект урока окружающего мира, проведённого в 3 «Б» классе
ГОУ гимназия № 446 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Учитель: Лужанская Ольга Алексеевна

Тема урока: «Воздух – условие жизни на Земле»
Цели:
1. Познакомить детей с составом воздуха, его основным (для дыхания) газом – кислородом.
2. В процессе опытов и практических работ познакомить учащихся со свойством кислорода поддерживать горение.
3. Формировать умение делать выводы по результатам наблюдений.
4. Уточнить и расширить знания учащихся о роли воздуха в жизни человека.
5. Прививать любовь к окружающему миру, заботу об охране природных богатств.
Оборудование:
 Учебник «Окружающий мир 3 класс, часть 1» Н.Ф. Виноградова,
Г.С. Калинова, Москва, «Вентана-Граф», 2008 г.
 Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Окружающий мир»
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова, Москва, «Вентана-Граф», 2008 г.
 Ноутбук, мультимедиа-проектор.
 Надувные игрушки (мячи).
 Для опыта: свеча, спички, стеклянный стакан.
 Элементы костюмов для инсценировки «Дымоловка».
План урока:
1. Орг. момент. (положительный настрой на работу)
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы урока. Постановка вопросов.
4. Работа над темой урока. Поиск ответов на поставленные вопросы.
 Что такое воздух?
 Где «работает» воздух?
 Почему нам важен чистый воздух?
 Экологическая тревога.
5. Инсценировка «Дымоловка».
6. Рефлексия. Итог урока.
7. Домашнее задание.


Ход урока.

1. Орг. момент. (Положительный настрой на работу) слайд 4
(подготовленный ученик)
Льётся с неба синий свет,
И конца у неба нет.
Отчего оно такое?
Кто мне сможет дать ответ?
Торопливый дождь косой
Ходит по полю босой.
Солнце небо разделило
Разноцветной полосой.
Вы откуда, облака, из какого далека?
Может, вы из белой ваты
Или вроде молока?
Два села – как берега,
А над ними – мост-дуга.
Почему вступить не может на дугу ничья нога?
Где ложится ветер спать?
Можно ль молнию достать?
До чего же интересно
Всё на свете узнавать!

2. Актуализация знаний.

Кроме Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого и Индийского океанов есть на свете ещё один океан – самый большой из всех океанов. И каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, мы «купаемся» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи с троллейбусами день и ночь «купаются» в этом океане.
Догадались, о чём будем говорить на этом уроке?
Давайте отгадаем загадку. слайд 5
Он такой большой,
Что занимает весь мир,
Он такой маленький,
Что в любую щель пролезет. (воздух)
Конечно, речь идёт о самом большом – голубом воздушном океане. Четыре водных океана широко разлились по Земле, а пятый – воздушный, над Землёй. Получается, что поверхность нашей планеты – его дно. И, бегая по двору, гуляя по лесу, мы всё время как бы находимся на океанском дне.
У поверхности Земли воздух плотный, густой, хоть мы этого совсем не замечаем. Поднимаемся выше в небо – плотность воздуха уже меньше, тут он, как говорят учёные, разряжённый. А «вынырнуть» из воздушного океана можно только в космическом корабле. Ведь там, где кончается воздух, начинается безвоздушное пространство – космос.


3. Сообщение темы урока. Постановка вопросов. слайд 6
Тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле».
Сегодня мы попробуем ответить на следующие вопросы:
- Что такое воздух и из чего он состоит?
- Где «работает» воздух?
- Чем дышат люди, звери, птицы и зачем нужен чистый воздух?
- Узнаем ещё об одной экологической тревоге.
Итак, в путь! К новым знаниям, к новым открытиям.

4. Работа над темой урока. Поиск ответов на поставленные вопросы.
 Что такое воздух? слайд 7,8,9

Как только не называют пятый океан: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Учёные предпочитают называть воздух, который окружает нашу планету, атмосферой Земли.
Стр. 26 статья учебника.
- Прочитайте статью в учебнике.
- Что такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли)
- Какое значение имеет атмосфера Земли? (сохраняет тепло, полученное от Солнца, защищает нашу планету от вредных лучей)
Атмосфера есть и у некоторых других планет Солнечной системы. Например: у Венеры и Марса. Атмосфера там есть, а жизни – нет.
- Почему? (варианты ответов учащихся)
Оказывается, для того, чтобы жизнь могла существовать, нужна не любая, а обязательно пригодная для дыхания атмосфера. Дышат все живые существа газом – кислородом. На Венере и Марсе его чрезвычайно мало, а на Юпитере и Сатурне – этот газ вовсе не смогли обнаружить.
Так что же такое воздух?
Оказывается, воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа, водорода и других.
Стр. 26 статья учебника.
- Прочитайте статью в учебнике.
- Что представляет собой воздух? (смесь различных газов)
- Какие основные газы входят в состав воздуха? (азот, кислород, углекислый газ)
Вот как художник изобразил воздух.
Жёлтым цветом он раскрасил азот. Его больше всего в воздухе. Синим – водород. Зелёным – углекислый газ. И, наконец, красным – кислород. Он самый главный. Ведь когда мы дышим, то, как раз из воздуха «вылавливаем» кислород. Многие задают вопрос: «Почему же говорят, что мы дышим воздухом?» И это правильно. Так как мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже почти без кислорода. Зато теперь в нём стало больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания. Хотите проверить?
Давайте проведём эксперимент. Перед вами надувные игрушки. Надувайте! Готово? Теперь попробуйте вдохнуть воздух из игрушки и выдохнуть его обратно. Попытайтесь повторить несколько раз. Не получается? Это потому, что вам не хватает кислорода. Ведь его весь из игрушки «выловили». Если бы сейчас внутри игрушки оказалась бы, например, мышка, она бы задохнулась.
Почему пятый океан очень важен для жизни? Ещё один эксперимент. Попрошу всех встать, выпрямиться. Давайте попробуем глубоко вдохнуть, закрыть рот и нос ладошкой и считать про себя: 1,2,3,… До 60 не досчитаем, как захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха.
К сегодняшнему уроку я попросила некоторых ребят подготовить небольшие сообщения по теме урока. Давайте узнаем, о чём нам расскажут ваши одноклассники.
О том, какое значение имеет воздух, узнала Яна Абенякова:
Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения – всё живое на Земле дышит воздухом и не может без него обойтись. Когда человек опускается глубоко под воду или собирается в космический полёт, он обязательно берёт с собой запас воздуха. А если бы воздушный океан вдруг исчез, наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Важен пятый океан ещё и потому, что воздушная оболочка Земли – это её голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна или планета Меркурий, у них такой «рубашки» нет.
Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает землю от метеоритов. Когда небесные камни обстреливают нашу планету, они сначала сталкиваются с её воздушной «бронёй», которая тормозит, замедляет их полёт. При этом метеориты так сильно раскаляются, что, не достигнув Земли, сгорают. Некоторым из них, особенно крупным, всё-таки удаётся пробить «броню», но их удары уже не могут причинить большого вреда.
Воздух защищает нас и от космических лучей – невидимок. Они бы давно уничтожили на Земле всё живое, да спасибо, воздух не пропускает их.
Ещё одну важную работу выполняет воздушный океан – следит за климатом на нашей планете.
Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов собирает влагу и отдаёт её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом, чтобы не мёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

 Где «работает» воздух? слайд 10
Учитель: Иной раз говорят о воздухе, как о чём-то не стоящем внимания, пустяковом. Так ли это? (варианты ответов учащихся)
О том, где «работает» воздух нам расскажет Савин Данила:
Медленно, осторожно везёт водитель грузовика контейнеры с «жидким воздухом». Надо сказать, что у нас давно научились превращать воздух в жидкость. Жидкий воздух нужен заводам, большим хранилищам продуктов – холодильникам, всюду, где требуется искусственный холод. А в другой машине, в стальных баллонах кислород, как раз та часть воздуха, которой мы дышим. Этот кислород требуется людям с больным сердцем или лёгкими. Разгрузят баллоны с кислородом в больнице, медсёстры наполнят им резиновые подушки и понесут их к постелям больных людей. Люди сразу получат облегчение, станут дышать чистым кислородом.
На заводах, где варят сталь, кислород помогает плавить металл быстрее, на других – рабочие режут металл газовым кислородным «ножом». Режут ловко, словно бумагу.
Безбрежный воздушный океан, что окружает нас, оказался богатейшей кладовой драгоценного и к тому же дарового сырья, настоящей сокровищницей с открытыми настежь дверями: бери, пользуйся, если умеешь.
Учитель: Кислород необходим не только для дыхания. Вот смотрите. Проведём опыт.
Нам потребуется свечка, спички и стеклянный стакан. Я закрепляю свечку на подставке (блюдце) и поджигаю фитиль. Свечка горит? А теперь я закрою горящую свечу стеклянным стаканом. Наблюдаем. Что произошло? (варианты ответов учащихся)
- Как вы думаете, почему свеча погасла? (варианты ответов учащихся)
Действительно, сгорел весь кислород, а без него не может быть огня.

 Почему нам важен чистый воздух? слайд 11
Учитель: Итак, мы сказали, что в атмосфере Земли много кислорода. Но вот удивительно: кислородом дышат люди, звери, птицы, его сжигают самолёты и различные машины, без него не могут работать доменные печи и химические заводы, почему же его не становится меньше?
- Что помогает восстанавливать запас кислорода в воздухе? (варианты ответов учащихся)
Конечно, на Земле есть целая «фабрика» кислорода – Зелёные растения. Растения превращают непригодный для дыхания углекислый газ в кислород. Превращают и возвращают обратно в атмосферу.
Таким образом, воздушная «рубашка» Земле просто необходима. Только благодаря ей, на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.
Давайте ответим на поставленные в начале урока вопросы и сделаем вывод.
- Какое значение имеет воздух для Земли? (воздушная оболочка, защищающая Землю)
- Какой газ, необходимый для дыхания, входит в состав воздуха? (кислород)
- Где «работает» воздух?
- Возможна ли жизнь без воздуха?
Сделайте вывод.
- Воздух – условие жизни на Земле.
Учитель: Дышат люди, звери, птицы. Все вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. Углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов и фабрик выпускают целые реки углекислого газа в воздух. Из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи углекислого газа. Настоящее бедствие! Так и задохнуться можно!
Стр.28 иллюстрации
Рассмотрите иллюстрации.
Давайте попробуем найти на них причины загрязнения окружающей среды.

 Экологическая тревога. слайд 12,13
2 ученика:
- Внимание! Внимание!
- Экологическая тревога!
Из многих районов города приходят тревожные вести:
- Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, проспекты, площади и обрушили на горожан свои выхлопные газы.
- А ещё дымят бесконечные заводы и заводики, фабрики и фабрички. Жители соседних домов задыхаются от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Беда! Выручайте горожан!
Учитель: Перед нами карта-схема г. Колпино. Здесь вы видите нашу школу. Красным цветом выделены наиболее загазованные улицы: Пролетарская,
ул. Ремизова, ул. Танкистов, пр. Ленина. Вдоль всего пр. Ленина располагаются Ижорские заводы (основное предприятие района). Именно эти места вызывают наибольшую тревогу жителей.
- Какой же выход из ситуации? (варианты ответов учащихся)
Учитель: К счастью, и дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, а взамен дают нам живительный кислород.
В Колпино много зелёных скверов, парков, бульваров. Люди заботятся о посадках. Вдоль особо оживлённых магистралей высаживают деревья и кустарники, старые и больные растения спиливают, облагораживают газоны, высеивают молодую травку. Горожане проявляют заботу о зелёной санитарной зоне города. И наша с вами задача принимать участие в сохранении и приумножении зелёных насаждений.
5. Сегодня ребята подготовили для нас сценку о чудесном избавлении города от копоти и дыма.

ДЫМОЛОВКА. слайды 14-18
1 уч-к (житель соседнего с фабрикой дома):
- Неподалёку от моего дома есть фабрика. Из окон видна высокая кирпичная труба. Из неё день и ночь валят чёрные, густые, кажущиеся жирными клубы дыма, отчего горизонт вечно прячется за плотной сероватой завесой.
2 уч-к (фабрика):
- Порой кажется, будто это заядлый курильщик окуривает город своей неугасаемой гулливерской трубкой.
3 уч-к (горожанин):
- Мы все кашляем, чихаем, кое-кого даже в больницу приходится укладывать. А «курильщику» хоть бы что: знай себе пых да пых, пых да пых.
4 уч-к (горожанин):
- Дети плачут: «Противная фабрика!» Взрослые сердятся: «Немедленно закрыть!» А в ответ слышат:
2 уч-к (фабрика):
- Как так «противная»? Как так закрыть? Наша фабрика товары для людей выпускает. А, к сожалению, дыма без огня не бывает. Загасим пламя топок – фабрика остановится, товаров не будет.
1 уч-к (житель соседнего с фабрикой дома):
- Как-то поутру проснулся я, глянул в окно – не дымит! Перестал великан курить. Фабрика на месте стоит, труба по-прежнему торчит, а дыма нет. Интересно, надолго ли?
3 уч-к (горожанин):
4 уч-к (горожанин):
- Однако, видим, и завтра не дымит, и послезавтра.
- Неужто фабрику закрыли? А куда дым подевался?
1 уч-к (житель соседнего с фабрикой дома):
- Вскоре выяснилось. Услышаны наконец-таки бесконечные жалобы горожан. Как бы загасили великанскую «курительную» трубку, приладив к трубе дымоуловитель, эдакую «дымоловку», которая не позволяет частичкам сажи вылетать из трубы.
3 уч-к (горожанин):
И вот, что интересно! Казалось бы, никому не нужный и даже вредный дым заставили делать доброе дело. Его, вернее сажу, теперь бережно собирают и отправляют на завод пластмасс. Кто знает, может быть, ваш фломастер как раз из той сажи, пойманной дымоловкой.
4 уч-к (горожанин):
- Одним словом, польза всем. И нам, горожанам (мы больше не болеем), и самой фабрике (она сажу продаёт, а не пускает на ветер, как прежде) и покупателям пластмассовых изделий.
6. Давайте подведём итог урока.
Сначала, мне бы хотелось узнать, открыли ли вы для себя новые знания, то, о чём раньше даже не догадывались? (Ответы детей)
Теперь у нас блиц-опрос.
- Сегодня мы познакомились с воздушной оболочкой Земли, которую называют ….. (атмосферой).
- Почему так необходим воздух?
- Какой газ, входящий в состав воздуха, является главным для дыхания?
- Что необходимо для восстановления кислорода в воздухе?
- Как школьники могут помочь в охране воздуха?

7. Дома подготовьте рассказы о защите воздуха от загрязнения (вам помогут фотографии на стр. 28 учебника) или на тему «Как человек использует ветер (движение воздуха)» (см. рабочую тетрадь №1), используйте знания, полученные на уроке, статьи учебника и дополнительную литературу.
Выполните задания в рабочей тетради на стр.12.

Надеюсь, что полученные знания помогут вам серьёзнее относиться к окружающей среде. Расскажите о том, что вы узнали на уроке родителям, друзьям и знакомым. Только все вместе мы сможем сохранить наш мир.
слайд 19-20

Ученик:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги планету эту –
Ведь другой похожей нету!
Я. Аким


Использованная литература: слайд 21
1. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. Учебник «Окружающий мир 3 класс, часть1», Москва, «Вентана-Граф», 2008 г.
2. Детская энциклопедия «Почемучка», Москва, «Педагогика», 1993 г.
3. Е. Мар. «Воздух, которым мы дышим», Москва, «Детская литература», 1972 г.
Интернет-ресурсы: www. 1 septembr.ru


Авторские права: Лужанская О.А.


Пожалуйста, оцените конспект - Конспек урока окружающего мира. 3 класс: "Воздух - условие жизни на Земле":
  • 51
 (голосов: 3)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока по окружающему миру:"Вещество необходимое для жизни."
  • Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Воздух. Как человек использует сво ...
  • Конспект урока познания мира в 4 классе:"Воздух. Охрана окружающей среды"
  • Конспект урока по окружающему миру:" Воздушная оболочка Земли" 4 клас
  • Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Воздух, который нас окружа ...
  • Конспект урока «Воздух и его охрана»
  • Конспект урока Наш общий дом. Строение Земли.
  • Конспект урока "Распространение воздуха над земной поверхностью"
  • Олимпиада по естествознанию
  • Урок здоровья


  • 21850
    Конспект прислал: Luzh-olga446 28 мая 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата