Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 3 класс » Конспект урока: "Род имен существительных", русский язык, 3 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока: "Род имен существительных", русский язык, 3 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Род имен существительных.
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных. Задачи: • повторить признаки имен существительных; • формировать умения определять род имен существительных путем • подстановки личного и притяжательного местоимения; • развитие орфографической зоркости на материале корнесловных • орфограмм; • развитие умения группировать слова по определенным признакам; • развитие умения употреблять слова в переносном значении; • воспитание любви к родному языку, краю. Оборудование: • учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Т.Г.Рамзаева); • Волина В.В. “Веселая грамматика”; • Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”; • плакат по определению рода имен существительных; • сигнальные карточки (у учащихся). Ход урока: I. Организационный момент. Учитель: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Тихо сели. Начинаем урок! II. Повторение изученного материала. 1. Гимнастика для глаз. Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово. Дети: Рисунок. У. Какой частью речи является данное слово? Докажите. Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. 2. У. Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого. М . лыш мурлыкал, как к . тёнок, в своей постели м . ховой. А за . кном вторые сутки пурги не ут . хает вой. У. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма? Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры. Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму. (Один ученик работает у доски) У. Какие имена существительные вы выписали? Д. Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой. У. Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. Д. Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном. (В результате на доске появляется следующая схема) Имя существительное – часть речи кто? что? предмет одушевленное неодушевленное собственное нарицательное число единственное множественное Физминутка Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают) Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо) Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись) Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся) III. Изучение нового материала. 1. Проблемная ситуация. (На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов) Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина. У. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы. Д. Данные имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове: в первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога; во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов; в третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога. – Слова можно разделить и по положению ударения в слове: первую группу составят слова конь, доктор, вой – в них ударение падает на первый слог; слова гнездо, болото, осина, малыш, котенок, постель, окно, пурга – вторая группа, ударение падает на второй слог; третья группа – колесо – ударный слог последний. 2. Постановка учебной задачи. У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса. (на схеме в последнем графе появляется знак вопроса) У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. 3. Грамматическая сказка. У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные. В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”. А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. У. На какие три группы делятся имена существительные? Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род. (На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись) род мужской женский средний У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы. А вот и секрет (плакат): Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! У. Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам. м.р. ж.р. ср. р. (он, мой) (она, моя) (оно, моё) (Три ученика работают у доски) вой постель окно конь осина колесо малыш пурга гнездо доктор котенок У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного. (Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с. 152) IV. Закрепление. 1. Распределите слова по колонкам в зависимости от рода, запишите их. (На доске) Гнев, ярость, бешенство; дорога, путь, направление; штиль, тишь, затишье; вид, картина, зрелище; облик, обличье, внешность; заглавие, заголовок, название. (Проверка) У. Что это за слова? Д. Это слова – синонимы. 2. С. 152 упр. 405 Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий … Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.. У. Какие из данных имен прилагательных можно употребить в переносном значении? V. Итог урока. У. Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. – Что было главным на уроке? – Как определить род имени существительного? – С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных. (Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода) Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей. У. Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока: "Род имен существительных", русский язык, 3 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
26736 |
Конспект прислал: Julia89 15 апреля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||