Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 3 класс » Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Предмет: Русский язык УМК «Начальная школа 21 века» Класс: 3 Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного. Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Склонение имён существительных», «Падеж и безударные окончания имён существительных», «Число имён существительных», «Род имён существительных». Тип урока: комбинированный урок Методы обучения: системно – деятельностный подход. Базовый учебник: « Русский язык», С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, «Вентана - Граф», 2012 Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная. Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа. Средства обучения – учебник, презентация. Оборудование урока: ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки, презентация, выполненная в программе SMART Notebook (или Power Point), учебник, тетрадь, лист самооценки. Источники информации: -программа дисциплины; -технологическая карта урока; -литература для учителя; -учебники; -интернет-сайты Цель урока: актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках, дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных, формировать умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задачи: содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание); актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи; смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных; развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся; обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст. Планируемые образовательные результаты: Предметные: - знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными - освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»; - освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных, - уметь распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию, - выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, - использовать современные технологии. Личностные: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа - определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции - способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах. ХОД УРОКА: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - Откройте тетрадь и запишите число и вид работы. 1 слайд Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрывать секреты слов. - Ребята, посмотрите на доску, Как вы думаете, кто сегодня будет открывать нам секреты слов? 2 слайд (На доске изображение Шерлока Холмса наполовину закрытое шторкой в программе SMART Notebook). - Не догадались? Тогда послушайте музыку. ( Играет отрывок из кинофильма о Шерлоке Холмсе, файл прикреплён на изображение). - Кто же это? - Да действительно это Шерлок Холмс. (Открыть шторку). А кто он? - Шерлок Холмс преследовал опасного преступника, Ошибкина. За его поимку назначили приличное вознаграждение. Сыщику удалось перехватить шифровку, посланную Ошибкиным своему товарищу. - Шифровка перед вами, но сможете ли вы её прочитать? Так как с нами на уроке сегодня великий сыщик, то мы воспользуемся его неизменным оружием - лупой. (На свитке записано предложение, оно становится видимым, если на него направить лупу в программе SMART Notebook). Мало иметь харошый ум, главное – харашо его применять. - Как вы понимаете это послание? - Вот сегодня мы и будем хорошо применять свой ум. - Давайте красиво, каллиграфически и орфографически правильно запишем это предложение. 2. Минутка чистописания. Обводят по эталону, потом записывают в тетрадь. 3 слайд - Вспомните правила посадки при письме, положение тетради и постарайтесь сохранить её до конца урока. 3. Словарная работа с проверкой по эталону. - Вам поступило задание от доктора Ватсона, верного друга Шерлока Холмса. 4 слайд - Он предлагает вспомнить словарные слова, отгадав загадки. На доске 1 ученик будет составлять слово из анаграммы, называя в нём букву, которую надо запомнить. (В программе SMART Notebook созданы анаграммы) 5 слайд 1. Из Америки, друзья, Завезён в Россию я До меня все предки ваши Ели только щи да кашу. Картофель 2. Если кашель или грипп, Или голос Ваш охрип Если плохо человеку- Мы торопимся ...в аптеку. 3. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. Метро 4. Воду, овощи бери, Суп и борщ во мне вари. Я чистюля, не грязнуля, Я же мамина... кастрюля. 5. Выставка работ юных художников состоялась в картинной … галерее. 6. Работа, призвание …профессия 7. Вокруг дома забором была огорожена большая… территория. 4. Актуализация и пробное учебное действие. 6 слайд - Ребята к нам на урок пришёл ещё один посетитель. Отгадайте кто он. Есть один седой старик. Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлету, В кактус, в зонтик и ракету, В тапочки, в слова, в конфеты Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ. - Кто это? - Молодцы! Вы настоящие сыщики! - Назовите все имена существительные из этого стихотворения, ставя их в начальную форму. - В данном стихотворении имя существительное олицетворяется, то есть… - Какая наука изучает части речи? - Давайте проведём турнир знатоков имени существительного. От каждого ряда приглашается по одному знатоку, который будут отражать вопросы учеников другого ряда. Кто считает себя знатоком, пожалуйста, к доске. (3 учащихся выходят к доске, остальные задают им вопросы) 7 слайд ТУРНИР ЗНАТОКОВ Вопросы учащихся: 1. Что называется именем существительным? 2. На какие вопросы отвечает имя суш.? 3. Что обозначает имя сущ.? 4. Как изменяется имя сущ.? 5. Как определить род имени сущ? 6. Как определить склонение сущ? 7. Какие сущ. относятся к 1 склонению? 2, 3. 8. Какие постоянные признаки сущ. ты знаешь? 9. Назови непостоянные признаки сущ.. 10. Какие окончания имеет сущ. 1 склонения в Р.п.? Д.п.? Т.п.? 11. Какие окончания у сущ. муж. рода в начальной форме? Среднего рода? Женского рода? 12. Каким членом предложения чаще всего является имя существительное? - Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием. Сегодня у нас не один знаток русского языка, а целых три потому, что вы набрали одинаковое количество баллов, не допустив ни одной ошибки. Ребята, какую оценку мы поставим нашим знатокам? - Конечно 5. - Умницы, садитесь на место, продолжаем работу. 5. Выявление места и причины затруднения. - Итак, следствие ведут ученики 3 «А» класса! Перед нами задача узнать новую тайну слова. Чтобы наше следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования. На доске даны этапы работы. 8 слайд В какой последовательности будем вести следствие? (Переставляют местами этапы работы). 1. Итог расследования. 2. Открытие новой тайны слов. 3. Сбор известной информации. 4. Наблюдение за подозреваемыми (словами) - Первый этап сбор известной информации. 9 слайд - Посмотрите на доску. Что вы здесь видите? - Хотите узнать, кто в этом доме живёт? Сделаем это с помощью волшебного стекла слона Роби, который тоже работает в сыскном агенстве. (В программе SMART Notebook дети наводят рамочку на дом и как бы видят, кто находится в доме.) - Кто живёт в доме? - Девочка, мальчик, кот, мышка, комар, кукла, аквариум-ные рыбки. - Обобщите эти понятия. - Люди и животные. А хотите узнать, что находится в доме? - Тогда давайте опять посмотрим с помощью волшебного стекла. 10 слайд (В программе SMART Notebook наводят рамочку на дом, появляются изображения предметов) - Что вы видите? - Диван, кресло-качалку, кровать, стол, стул, телевизор, компьютер. - Какими словами можно обобщить эти предметы? - Мебель и бытовая техника. - Молодцы! Как вы думаете, на какие две группы, можно разделить все имена существительные, которые вы перечислили? - На имена сущ., отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? - Скажите, ничего странного вы не заметили? - Вот она интрига. Поднимите руку, кто думает, что слово кукла отвечает на вопрос кто? - А кто считает, что слово кукла отвечает на вопрос что? - Мнения разделились, давайте разбираться. 6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. - Переходим ко второму этапу расследования - наблюдение за подозреваемыми. А кто у нас подозреваемый? - Главный вопрос нашего урока: почему к одним сущ. мы задаём вопрос кто?, а к другим вопрос что? - Сегодня мы будем учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. - Ваши предположения, как это можно сделать? - Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил одушевлённое или неодушевлённое имя сущ. Но с точки зрения биологии и с точки зрения русского языка представления о живом не совпадают. Биологи считают, что растения живые, а с точки зрения языковедов растения отвечают на вопрос что? и относятся к категории неживых предметов. Древний человек считал, что если предмет не передвигается самостоятельно, не издаёт каких – либо звуков, то он неживой, не имеет души, то есть неодушевлённый. И это закрепилось в языке. 11 слайд - Итак, подведём итог. Какие имена сущ. называются одушевлёнными? 12 слайд - Какие имена сущ. называются неодушевлёнными? 13 слайд - Назовите предметы, относящиеся к одушевлённым именам существительным. - К неодушевлённым именам существительным. - Как мы можем проверить, правильный вывод мы сделали или нет? - Обратимся к учебнику. 7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Работа по учебнику. - Открываем учебник на странице 54, прочитаем правило. - Правы мы были в своих рассуждениях? Устно выполним упражнение № 1. - Прочитаем задание к упражнению № 2. Давайте его немножко изменим. Мальчики будут выписывать имена сущ. одушевлённые, а девочки неодушевлённые. 8. Самостоятельная работа с взаимо-проверкой. - Побудьте в роли учителя, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. - Поднимите руку та пара, которая всё сделала правильно. - Молодцы! Но я вижу, что были и ошибки, не расстраивайтесь. Сейчас мы ещё потренируемся. Всё внимание на доску. 14 слайд– тренажёр. (В программе SMART Notebook картинки с изображениями, две воронки – одушевлённые сущ., неодушевлённые сущ. Если картинка подходит, то она втягивается в воронку, если нет, возвращается обратно на своё место). 15 слайд 9. Творческая практическая деятельность. - Ребята, на доске записаны вопросы. Ответьте на них, записав предложения. Над существительными подпишите одушевлённость или неодушевлённость предмета. - Кто желает поработать у доски и дать ответ на первые два вопроса? На вторые два вопроса? Третьи два вопроса? - Давайте проверим, что у вас получилось. - Посмотрите на доску. Ребята правильно справились с заданием? - Серёжа, какую оценку ты поставишь Коле? Объясни почему? Выставление оценок учащимся с комментированием. 10. Физкультминутка. Руки ниже опусти И достанешь до земли. Тихо – тихо мышь идёт, Потому что рядом кот. Неваляшки малыши Даже очень хороши. Низко наклоняются, Звоном заливаются. Вот шагает великан, Как большой подъёмный кран. Рощу, речку и луга Он пройдёт за два шага. Пони бегает по кругу, Улыбнётся мне, как другу. Если очень захочу – Вместе с пони поскачу. 11. Включение в систему знаний и повторение. - Мы немножко отдохнули, а теперь переходим к самой трудной части нашего урока. Продолжим изыскания. - Третий этап – открытие новой тайны слов 16 слайд - Прочитайте предложения, записанные на доске. В нашем зоопарке нет лисичек. Я набрал корзину лисичек. 12. Выявление места и причины затруднения. - О каких лисичках идёт речь? - Как вы об этом догадались? - Одушевлённость определяется не только по смыслу, но и по окончанию. - Давайте разберём на примере, проскло-няем эти два сущ., одно одушевлённое, другое неодушевлённое. - Что вы заметили? 17 слайд 13. Построение проекта выхода из затруднения. - Почему это происходит, кто догадался? - Что вы можете сказать, про неодушевлённое имя существительное? - Почему это происходит? - Сделаем вывод. 14. Выведение правила о способах разграниче-ния одушев-лённых и неодушев-лённых существи-тельных в трудных случаях. Р.п. мн.ч. = В.п.мн. ч. - одушевлённые И.п. мн.ч = В.п. мн. ч. – неодушевлённые - Прочитайте правило в учебнике на странице 55.- Всем это понятно? Тогда разбираемся дальше. 18 слайд (В программе SMART Notebook ячейки таблицы закрыты шторками, в программе Power Point - анимация). - Давайте вернёмся к началу нашего урока. Вспомните домики. Какое существительное вызвало у нас спор? - Воспользуемся нашей таблицей, поставим слово кукла в Р. п. и В. п., и просклоняем как одушевлённый предмет. - Только, что нам сначала надо сделать? - Что вы заметили? - Проверим, просклоняем слово кукла, как неодушевлённое сущ. - Какие два падежа нас интересуют? - Теперь вы можете дать ответ, слово кукла одушевлённое сущ. или неодушевлённое? - Почему? - Да, ребята названия детских игрушек – кукла, петрушка, мишка, зайка это одушевлённые имена сущ. Если кто-то в этом сомневается, проверьте дома по нашей таблице. - Прочитаем вывод в учебнике на странице 55 . Совпадает он с нашим выводом? - На уроках чтения, мы с вами часто говорим о приёме олицетворения в художественном произведении. - Что это за приём? 19 слайд - В русском языке к одушевлённым именам существительным относят так же имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животному. Например: Кощей, леший, водяной и т.д. - А ещё названия карточных или шахматных фигур, например пешка, ферзь, валет тоже считаются одушевлёнными именами сущ. - Посмотрите на доску и объясните одушевлённость и неодушевлённость следующих имён существительных. 20 слайд Вижу орла – вижу Орёл. Позвать дворника – включить дворники. Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения. Создание проблемной ситуации. - У вас на карточках в первом столбике слова: метро, салями, колибри, боа, панда, эму. Во втором столбике - слова-признаки. Подбери к существительным подходящие слова-признаки (пушистый, маленький, вкусный, быстрый, домашний, московский, загородный, большой, удобный, новый). - Трудно это сделать? - Почему? Вывод: для правильного употребления в речи слов-гостей (иностранного происхождения) необходимо сначала определить значение слова, а потом одушевлённое или неодушевлённое оно. Разбор значений слов, определение рода и одушевлённости. 15. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итога урока. - Итак, коллеги наше расследование подошло к концу. Последний этап – подведение итога. - О каких итогах мы сообщим сыщикам? Какое новое открытие вы совершили? - Назовите главный признак определения одушевлённости или неодушевлённости имени существительного. - Если мы сомневаемся одушевлённое имя существительное или неодушевлённое, как будем действовать? Вывод: грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, именительного и винительного падежей – у неодушевлённых. - Ребята, как вы думаете одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный или непостоянный признак имени существительного? - Прочитайте предложение, которое вы записали на минутку чистописания. - Мы с вами хорошо применили сегодня на уроке свой ум? - Я тоже думаю, что хорошо. - Как вы думаете, выполнили мы поставленную на урок учебную задачу? Продолжите предложения. Я понял, что … Было интересно … Было трудно … Мне захотелось … Я хочу поблагодарить за помощь … На следующем уроке мы … - Вы большие молодцы и я думаю, что Шерлок Холмс вами бы гордился. Вы настоящие сыщики. - Имя сущ. не прощается с вами, а говорит …21 слайд 16. Домашнее задание. - На память Шерлок Холмс дарит вам необычное зашифрованное послание, постарайтесь его дома прочитать и определить у существительного одушевлённость или неодушевлённость предмета. На карточках анаграммой зашифровано слово снеговик, надо его просклонять и выяснить одушевлённое это сущ. или неодушевлённое. Упражнение № 4 стр. 56 ( разбор упражнения), подготовиться к словарному диктанту. 22 слайд для проверки на следующем уроке. Авторские права: Савина Людмила Васильевна Пожалуйста, оцените конспект - Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
101 |
Конспект прислал: lyudmila.savina 29 августа 2015 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||