Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, труд, технология, 3 класс » Отделка низа поневы, настрачивание отделочной тесьмы |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Отделка низа поневы, настрачивание отделочной тесьмы |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
ОТДЕЛКА НИЗА ПОНЕВЫ. НАСТРАЧИВАНИЕ ОТДЕЛОЧНОЙ ТЕСЬМЫ
Цели: 1.Ознакомить с историей отделки поневы как оберега, приемами ее выполнения на Руси; 2.Рассказать о современных от¬делочных материалах, их использовании в моделировании юбок; изучить технологию настрачивания отделки; научить приемам наметывания и настрачивания тесьмы, кружева . 3. Совершенствовать навыки в ра¬боте на ножной швейной машине. Ход урока I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы продолжим изучать последователь¬ность обработки юбки-поневы. Научимся выполнять отделку изделия тесьмой, кружевом, шитьем - тем видом отделки, кото¬рый выберет каждая из вас для своего изделия. Вначале мы по¬вторим изученные темы, совершим экскурс в историю поневы, ознакомимся с традицией украшения поневы, магическим за¬мыслом этого. Девочки класса получили опережающие задания по данным вопросам, они представят реферат и сообщения. За¬тем ознакомимся с современными моделями учениц старше¬классниц на импровизированном подиуме. После теоретической подготовки и ее краткой записи по хо¬ду объяснения перейдем к практической части урока, подтвер¬дим девиз нашего урока (зачитать с доски). Урок начнем с нау¬ки - повторения, а поможет нам в этом с детства знакомая сказ¬ка «Гуси-лебеди». БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ. Учитель. Жили-были мужик да баба, были у них сынок и дочка. Ушли родители на базар, оставили дочь присматривать за братцем. Девочка заигралась с подружками. Налетели гуси-лебеди, унесли брата. Девочка лишь увидела, как скрылись они за лесом. Бросилась она их догонять. Бежала полями, лесами, добежала до полянки с избушкой на курьих ножках. Видит, на травке братец играет. Подкралась, схватила и побежала прочь. А гуси-лебеди - вдогонку, летят, нагоняют. Куда деваться? Впе¬реди речка течет - кисельные берега. Просит девочка реку-матушку помочь, спрятать их с братцем. Речка отвечает: «По¬ешь моего киселька да ответь на вопросы, как ты шила свою красивую поневу, тогда и помогу, спрячу». Давайте поможем девочке ответить. Вопросы: - Какими швами сшита юбка? - Почему ты выбрала такой шов для соединения полотен по боковым сторонам? - Зарисуй стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку. Девочки отвечают. Учитель. Конечно, девочка ответила именно так, отведала киселька, а речка спрятала детей под бережком. Гуси-лебеди пролетели, не заметили. Бегут дети дальше, а гуси-лебеди воро¬тились, летят навстречу. Беда! Видят дети - впереди яблонька стоит. Девочка просит: «Яблонька-матушка, помоги, спрячь нас с братцем!» «Отведай мое яблочко да ответь на вопросы - помо¬гу», - молвит яблонька. Ест девочка лесное яблочко и отвечает на вопросы: - Каким швом ты обрабатывала низ юбки и почему? - Зарисуй схему шва вподгибку с открытым и закрытым срезом. Девочки отвечают. Учитель. Правильно. Яблонька обрадовалась и заслонила деток ветками, а гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка, схватила братца и побежала. Вот уже и дом виднеется. Но гуси-лебеди догоняют, увидели ребят, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. К счастью, на дороге печка стоит. «Судары ня печка, спрячь нас!» - просят дети. «Ответь сначала на мои во¬просы да бьешь моего ржаного пирожка - помогу», - молвила печь. Вопросы: - Какие операции ты выполняла при обработке низа юбки? - Как ты понимаешь слова «сметать», «застрочить», «заме¬тать», «стачать»? Девочки отвечают. Учитель. Молодцы, дружно помогали детям. Они быстро залезли в печь. А гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели. Детки счастливые добежали до дома. А вы молодцы -очень хорошо помогали! III. Изучение нового материала. 1. Выступление учениц с сообщениями. ИЗ ИСТОРИИ УКРАШЕНИЯ ПОНЕВЫ НА РУСИ (По ходу выступления ученица представляет свои рисунки старинных понев - повседневной и нарядной.) В глазах наших предков женщина была существом, в тело которого священный дух предков входит, чтобы вновь вопло¬титься через ребенка. Поэтому женщину сознательно стреми¬лись сохранить, сберечь от всякого посягательства на ее духов¬ную и физическую красоту. Так же, с древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди приду¬мали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты. Одним из видов оберегов было украшение одежды по вырезу, рукавам, низу одежды. Низ поневы украшали полосками цветной ткани, вышивкой, тесьмой, плетенной ручным спосо¬бом или на станке. Самые нарядные, украшенные богато и обильно, поневы носили девушки. Иногда к трем традиционным полотнам поневы добавляли четвертое полотно - «прошву». «Прошву» вырезали из другой ткани и делали чуть короче, что¬бы снизу надставить «подпольником» из основной ткани поневы. Внешне получалось что-то вроде передника. «Прошву» ук¬рашали вышивкой, вариациями из полос. Пожилые женщины ограничивались только украшением из полос по низу всей поне¬вы. (Показ домашней тесьмы ручного плетения.) Так же разли¬чались по отделке поневы праздничные и повседневные. Буд¬ничные поневы отделывались по низу узкой домотканой полос¬кой кумача или тесьмы. А в праздничных поневах большое внимание уделялось «клапсе» - так называли отделки по подолу понев; использовалось все богатство отделки: многоцветные вышивки, позумент, мишурные кружева из золоченых и посе¬ребренных нитей, травчатые ленты, вьюнки, блестки, стеклярус. По ходу сообщения девочки делают краткую запись в тетради. ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ОТДЕЛОК Тесьма и лента Тесьма — это полоска разной ширины. Тесьма бывает плете¬ная и вязаная. Плетеная тесьма может быть выполнена на маши¬нах или ручным способом. Она обладает повышенной растяжи¬мостью во всех направлениях. Наиболее известные виды тесьмы: «вьюнчик», ажурная, отделочная. Ленты - это тканые полоски различной ширины, выраба¬тываются на лентоткацких станках простым, ворсовым, узор¬чатым переплетением. Для лент используются хлопчатобумаж¬ная, льняная, штапельная, шерстяная, шелковая и синтетиче¬ская пряжа. По окраске ленты выпускают одноцветные и пест¬ротканые. Кружево и шитье Кружево - это прозрачное, ажурное изделие, изготавливае¬мое плетением, вязанием, вышиванием в виде полотна, которое потом разделяют на отдельные полосы в виде ленты. Кружева бывают ручной и машинной работы. Виды ручных кружев: плетеные, вязаные и филейные. Шитье - это полоски тонкой, отбеленной ткани с отвер¬стиями,, заключенными в вышивку. Выполняют на специальных машинах - автоматах с программным управлением. Выпускают шитье в виде кроя и прошивок. 2. Показ современных моделей юбок. На импровизированном подиуме под музыку девочки 8 класса демонстрируют свои изделия, выполненные на уроках техноло¬гии. Юбки в коллекции подобраны с разными отделками: кру¬жево, лента, шитье, тесьма «вьюнчик». 3. Технология настрачивания отделки. Последовательность работы: 1) Зарисовать рисунок обработки с доски. 2) Записать последовательность операций и технические ус¬ловия с доски. 3) Сформулировать определения терминов «наметать» и «настрочить», ассоциируя с разбором слов по составу: пристав¬ка, корень (приставка и корень по смыслу подсказывают вид операции и ход действий при работе). Проверить правильность своих формулировок можно по учебнику [7, с. 61, 114]. 4) Записать определения в тетрадь. IV. Вводный инструктаж. 1) Повторение техники безопасности. Учитель предлагает девочкам к мини-плакатам по технике безопасности сформулировать надписи: • работая с ручной иглой, пользуйтесь наперстком; • иглу нельзя вкалывать в одежду; • включая и выключая утюг, держись за вилку шнура; • работая на ножной машине, не берись за ремень; • ножницы передавай кольцами вперед, держась за концы; • закончив работу, иглу клади в игольницу. 2) Ознакомление с инструкционными картами и образцами настроченной отделки (зачитать вслух). Инструкционная карта НАСТРАЧИВАНИЕ ОТДЕЛОЧНОЙ ТЕСЬМЫ 1. Наметать тесьму (кружево) вдоль размеченной линии стежками 1 см. 2. Настрочить тесьму на изделие: тесьму «вьюнчик» - посередине; тесьму узорную - двумя строчками на 0,1 см от края; кружево - одной строчкой сверху на 0,1 см от края. Удалить временные стежки. 3. Приутюжить изделие. 3) Ознакомление с техническими условиями «Строчка по замк¬нутому контуру». (Зачитать текст из учебника [7, с. 115, п. 7]). V. Практическая работа. Учитель помогает девочкам делать разметку на ткани, следит за наметыванием, настрачиванием, показывает рабо¬чие приемы, следит за соблюдением техники безопасности. VI. Закрепление изученного. 1. Проверка задания на изделии. 2. Уборка рабочих мест. 3. Игра «Пестрый котел». Вопросы в «котле»: - Для чего украшали поневу в старину? - Как украшали поневу пожилые женщины? - Как создавали тесьму россиянки до XX века? - Как украсить юбку можно сейчас? - На каком расстоянии прокладывают строчку от края тесьмы? - Сколько строчек надо сделать, присоединяя «вьюнчик»? - Что такое «наметывание»? (Дать определение термину.) 4. Сообщение оценок. VII. Итог урока. Ход урока I. Организационный момент. Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения прак¬тической работы (шкатулки). Проверка домашнего задания. (Девочки сдают рисунки с раз¬личными видами росписи. Самые удачные прикрепляются к доске.) II. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы познакомимся с одним из видов счетной вы¬шивки - росписью. На уроке мы будем выполнять различные орнаментальные полоски. В течение всего урока мы продолжим вырабатывать умения и навыки по вышивке. III. Объяснение нового материала. - Прежде чем мы приступим к вышивке, посмотрим диа¬фильм. В нем рассказывается, какие виды вышивки были рань¬ше; посмотрим, как искусно украшали одежду. А также послу¬шаем сообщения. ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ Императрица Екатерина II скучала. Перед императрицей си¬дела робкая некрасивая, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бар¬хату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюль¬панами, путаницей трав и звездами, похожими на снежинки. Екатерина чуть скосила глаз. Она не торопилась разгляды¬вать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаз, те¬перь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звезды - большие и малые - тысяча звезд - образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далеким голубова то-золотым огнем. Шитое платье понравилось императрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной девушкой. Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы. - Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты не краси¬вая. Я хочу наградить тебя, - сказала Екатерина и протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением. Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II рас¬порядилась: красивую вышивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц?! Надо их послать в Торжок. С разных концов России в Торжок направили красивых кре¬стьянских девушек - вышивальщиц. Многие плакали, расстава¬ясь с близкими, но ослушаться не смели. - Как вы понимаете пословицу «С красивого лица воду не пить»? - Что имел в виду Достоевский, когда говорил: «Красота спасет мир»? Тема нашего урока - роспись. В каких областях занимались росписью, в каком веке этот вид росписи появился и в чем его отличие от других? НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКОГО СЕВЕРА Народная вышивка русского Севера, куда входят Архангель¬ская, Новгородская, Псковская, Ленинградская области, отли¬чаются большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов исполнения узора. Наибольшее распро¬странение в прошлом имели счетные швы, которые тесно связа¬ны со структурой ткани. Шов «роспись» имел в XIX веке наи¬большее распространение на Севере. У него были разные назва¬ния: полукрест, двусторонний шов, досюяъный (старинный шов). В геометрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отдавалось крупным формам. Главную роль играл ромб в разнообразных сочетаниях. В далеком прошлом, в период воз¬никновения и развития земледелия и связанных с ними культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те далекие времена знаком солнца, огня, плодоро¬дия и возрожденной жизни. По древним воззрениям славян, эти знаки-символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враж¬дебных сил природы и способствовали благополучному тече¬нию жизни. Другие геометрические формы имели свою смысло¬вую значимость. Позднее прямое смысловое значение этих мотивов было за¬быто, но, по традиции, их изображали как доброжелательные знаки. Так, геометрические формы становятся основой для раз¬вития орнаментальной композиции. Постепенно, в течение не¬скольких столетий шло формирование орнамента геометриче¬ского характера. Но по-прежнему основным оставался ромб. Кроме геометрических мотивов в народной вышивке ХУ1П-Х1Х веков широко было распространено изображение цветов, кустов и деревьев. Растительный узор мастерицы нередко сочетали с фигурами птиц, зверей. В вышивках, выполненных швом «роспись», растительные мотивы обычно располагали в ряд и они получались симмет¬ричными строго линейных очертаний. В них указывается изо¬бражение пушистых прозрачных елочек, лиственных деревьев с мощными стволами и раскидистыми ветвями. IV. Вводный инструктаж. - Прежде чем приступить к выполнению практической рабо¬ты, проведем графический диктант по технике безопасности: 1. Для вышивания иглы должны быть короткие с удлинен¬ным ушком. +• 2. Для вышивки на тонких тканях применяют более толстые иглы. - 3. Наперсток предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань. + 4. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и пре¬дохраняют ее от деформации. + 5. Стол со всеми приспособлениями и инструментами дол¬жен стоять так, чтобы свет падал на работу с правой стороны. - 6. Во время работы надо следить, чтобы грудь была сжата. - 7. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см. + 8. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спину. + 9. Большое значение имеет правильная постановка рук во вре¬мя работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец. + 10. По окончании работы иглу необходимо вколоть в одеж¬ду.- На столах лежат инструкционные карты, на которых за¬писана последовательность выполнения шва «роспись». Инструкционная карта ШОВ «РОСПИСЬ» Шов «полукрест» или «роспись» может выполняться в виде небольшой узкой полоски. Этот шов двусторонний. Узор, выполненный на лицевой стороне, повторится на изнаночной; он строится из прямых, вер¬тикальных и диагональных стежков. Шов «роспись» выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору. Сначала швом «вперед иголку» надо обвести контур узора, выполнить по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура, затем движением иглы в обратном направле¬нии заполнить пропущенные места и детали узора, расположен¬ные внутри контура. Узор получится четким, если все прямые стежки будут оди¬наковой длины, а между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал. V. Итог урока. Две девочки у доски показывают последовательность вы¬полнения росписи. Домашнее задание: продолжить вышивку, принести к уроку все для вышивки. Пожалуйста, оцените конспект - Отделка низа поневы, настрачивание отделочной тесьмы: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4105 |
Конспект прислал: Alsou 23 декабря 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||