");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, труд, технология, 3 класс » Отделка низа поневы, настрачивание отделочной тесьмы


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Отделка низа поневы, настрачивание отделочной тесьмы


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ОТДЕЛКА НИЗА ПОНЕВЫ. НАСТРАЧИВАНИЕ ОТДЕЛОЧНОЙ ТЕСЬМЫ
Цели: 1.Ознакомить с историей отделки поневы как оберега, приемами ее выполнения на Руси;
2.Рассказать о современных от¬делочных материалах, их использовании в моделировании юбок;
изучить технологию настрачивания отделки; научить приемам наметывания и настрачивания тесьмы, кружева .
3. Совершенствовать навыки в ра¬боте на ножной швейной машине.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать последователь¬ность обработки юбки-поневы. Научимся выполнять отделку изделия тесьмой, кружевом, шитьем - тем видом отделки, кото¬рый выберет каждая из вас для своего изделия. Вначале мы по¬вторим изученные темы, совершим экскурс в историю поневы, ознакомимся с традицией украшения поневы, магическим за¬мыслом этого. Девочки класса получили опережающие задания по данным вопросам, они представят реферат и сообщения. За¬тем ознакомимся с современными моделями учениц старше¬классниц на импровизированном подиуме.
После теоретической подготовки и ее краткой записи по хо¬ду объяснения перейдем к практической части урока, подтвер¬дим девиз нашего урока (зачитать с доски). Урок начнем с нау¬ки - повторения, а поможет нам в этом с детства знакомая сказ¬ка «Гуси-лебеди».
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ.
Учитель. Жили-были мужик да баба, были у них сынок и дочка. Ушли родители на базар, оставили дочь присматривать за братцем. Девочка заигралась с подружками. Налетели гуси-лебеди, унесли брата. Девочка лишь увидела, как скрылись они за лесом. Бросилась она их догонять. Бежала полями, лесами, добежала до полянки с избушкой на курьих ножках. Видит, на травке братец играет. Подкралась, схватила и побежала прочь. А гуси-лебеди - вдогонку, летят, нагоняют. Куда деваться? Впе¬реди речка течет - кисельные берега. Просит девочка реку-матушку помочь, спрятать их с братцем. Речка отвечает: «По¬ешь моего киселька да ответь на вопросы, как ты шила свою красивую поневу, тогда и помогу, спрячу».
Давайте поможем девочке ответить.
Вопросы:
- Какими швами сшита юбка?
- Почему ты выбрала такой шов для соединения полотен по боковым сторонам?
- Зарисуй стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку.
Девочки отвечают.
Учитель. Конечно, девочка ответила именно так, отведала киселька, а речка спрятала детей под бережком. Гуси-лебеди пролетели, не заметили. Бегут дети дальше, а гуси-лебеди воро¬тились, летят навстречу. Беда! Видят дети - впереди яблонька стоит. Девочка просит: «Яблонька-матушка, помоги, спрячь нас с братцем!» «Отведай мое яблочко да ответь на вопросы - помо¬гу», - молвит яблонька. Ест девочка лесное яблочко и отвечает на вопросы:
- Каким швом ты обрабатывала низ юбки и почему?
- Зарисуй схему шва вподгибку с открытым и закрытым срезом.
Девочки отвечают.
Учитель. Правильно. Яблонька обрадовалась и заслонила деток ветками, а гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка, схватила братца и побежала. Вот уже и дом виднеется. Но гуси-лебеди догоняют, увидели ребят, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. К счастью, на дороге печка стоит. «Судары
ня печка, спрячь нас!» - просят дети. «Ответь сначала на мои во¬просы да бьешь моего ржаного пирожка - помогу», - молвила печь. Вопросы:
- Какие операции ты выполняла при обработке низа юбки?
- Как ты понимаешь слова «сметать», «застрочить», «заме¬тать», «стачать»?
Девочки отвечают.
Учитель. Молодцы, дружно помогали детям. Они быстро залезли в печь. А гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели. Детки счастливые добежали до дома. А вы молодцы -очень хорошо помогали!
III. Изучение нового материала.
1. Выступление учениц с сообщениями.
ИЗ ИСТОРИИ УКРАШЕНИЯ ПОНЕВЫ НА РУСИ
(По ходу выступления ученица представляет свои рисунки старинных понев - повседневной и нарядной.)
В глазах наших предков женщина была существом, в тело которого священный дух предков входит, чтобы вновь вопло¬титься через ребенка. Поэтому женщину сознательно стреми¬лись сохранить, сберечь от всякого посягательства на ее духов¬ную и физическую красоту. Так же, с древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди приду¬мали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты. Одним из видов оберегов было украшение одежды по вырезу, рукавам, низу одежды. Низ поневы украшали полосками цветной ткани, вышивкой, тесьмой, плетенной ручным спосо¬бом или на станке. Самые нарядные, украшенные богато и обильно, поневы носили девушки. Иногда к трем традиционным полотнам поневы добавляли четвертое полотно - «прошву». «Прошву» вырезали из другой ткани и делали чуть короче, что¬бы снизу надставить «подпольником» из основной ткани поневы. Внешне получалось что-то вроде передника. «Прошву» ук¬рашали вышивкой, вариациями из полос. Пожилые женщины ограничивались только украшением из полос по низу всей поне¬вы. (Показ домашней тесьмы ручного плетения.) Так же разли¬чались по отделке поневы праздничные и повседневные. Буд¬ничные поневы отделывались по низу узкой домотканой полос¬кой кумача или тесьмы. А в праздничных поневах большое внимание уделялось «клапсе» - так называли отделки по подолу понев; использовалось все богатство отделки: многоцветные вышивки, позумент, мишурные кружева из золоченых и посе¬ребренных нитей, травчатые ленты, вьюнки, блестки, стеклярус. По ходу сообщения девочки делают краткую запись в тетради.
ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ОТДЕЛОК Тесьма и лента
Тесьма — это полоска разной ширины. Тесьма бывает плете¬ная и вязаная. Плетеная тесьма может быть выполнена на маши¬нах или ручным способом. Она обладает повышенной растяжи¬мостью во всех направлениях. Наиболее известные виды тесьмы: «вьюнчик», ажурная, отделочная.
Ленты - это тканые полоски различной ширины, выраба¬тываются на лентоткацких станках простым, ворсовым, узор¬чатым переплетением. Для лент используются хлопчатобумаж¬ная, льняная, штапельная, шерстяная, шелковая и синтетиче¬ская пряжа. По окраске ленты выпускают одноцветные и пест¬ротканые.
Кружево и шитье
Кружево - это прозрачное, ажурное изделие, изготавливае¬мое плетением, вязанием, вышиванием в виде полотна, которое потом разделяют на отдельные полосы в виде ленты. Кружева бывают ручной и машинной работы. Виды ручных кружев: плетеные, вязаные и филейные.
Шитье - это полоски тонкой, отбеленной ткани с отвер¬стиями,, заключенными в вышивку. Выполняют на специальных машинах - автоматах с программным управлением. Выпускают шитье в виде кроя и прошивок.
2. Показ современных моделей юбок.
На импровизированном подиуме под музыку девочки 8 класса демонстрируют свои изделия, выполненные на уроках техноло¬гии. Юбки в коллекции подобраны с разными отделками: кру¬жево, лента, шитье, тесьма «вьюнчик».
3. Технология настрачивания отделки. Последовательность работы:
1) Зарисовать рисунок обработки с доски.
2) Записать последовательность операций и технические ус¬ловия с доски.
3) Сформулировать определения терминов «наметать» и «настрочить», ассоциируя с разбором слов по составу: пристав¬ка, корень (приставка и корень по смыслу подсказывают вид операции и ход действий при работе). Проверить правильность своих формулировок можно по учебнику [7, с. 61, 114].
4) Записать определения в тетрадь.
IV. Вводный инструктаж.
1) Повторение техники безопасности.
Учитель предлагает девочкам к мини-плакатам по технике безопасности сформулировать надписи:
• работая с ручной иглой, пользуйтесь наперстком;
• иглу нельзя вкалывать в одежду;
• включая и выключая утюг, держись за вилку шнура;
• работая на ножной машине, не берись за ремень;
• ножницы передавай кольцами вперед, держась за концы;
• закончив работу, иглу клади в игольницу.
2) Ознакомление с инструкционными картами и образцами настроченной отделки (зачитать вслух).
Инструкционная карта
НАСТРАЧИВАНИЕ ОТДЕЛОЧНОЙ ТЕСЬМЫ

1. Наметать тесьму (кружево) вдоль размеченной линии стежками 1 см.
2. Настрочить тесьму на изделие:
тесьму «вьюнчик» - посередине;
тесьму узорную - двумя строчками на 0,1 см от края;
кружево - одной строчкой сверху на 0,1 см от края.
Удалить временные стежки.
3. Приутюжить изделие.
3) Ознакомление с техническими условиями «Строчка по замк¬нутому контуру». (Зачитать текст из учебника [7, с. 115, п. 7]).
V. Практическая работа.
Учитель помогает девочкам делать разметку на ткани, следит за наметыванием, настрачиванием, показывает рабо¬чие приемы, следит за соблюдением техники безопасности.
VI. Закрепление изученного.
1. Проверка задания на изделии.
2. Уборка рабочих мест.
3. Игра «Пестрый котел». Вопросы в «котле»:
- Для чего украшали поневу в старину?
- Как украшали поневу пожилые женщины?
- Как создавали тесьму россиянки до XX века?
- Как украсить юбку можно сейчас?
- На каком расстоянии прокладывают строчку от края тесьмы?
- Сколько строчек надо сделать, присоединяя «вьюнчик»?
- Что такое «наметывание»? (Дать определение термину.)
4. Сообщение оценок.
VII. Итог урока.













Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения прак¬тической работы (шкатулки).
Проверка домашнего задания. (Девочки сдают рисунки с раз¬личными видами росписи. Самые удачные прикрепляются к доске.)
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с одним из видов счетной вы¬шивки - росписью. На уроке мы будем выполнять различные орнаментальные полоски. В течение всего урока мы продолжим вырабатывать умения и навыки по вышивке.
III. Объяснение нового материала.
- Прежде чем мы приступим к вышивке, посмотрим диа¬фильм. В нем рассказывается, какие виды вышивки были рань¬ше; посмотрим, как искусно украшали одежду. А также послу¬шаем сообщения.
ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ
Императрица Екатерина II скучала. Перед императрицей си¬дела робкая некрасивая, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бар¬хату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюль¬панами, путаницей трав и звездами, похожими на снежинки.
Екатерина чуть скосила глаз. Она не торопилась разгляды¬вать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаз, те¬перь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звезды - большие и малые - тысяча звезд - образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далеким голубова
то-золотым огнем. Шитое платье понравилось императрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной девушкой.
Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы.
- Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты не краси¬вая. Я хочу наградить тебя, - сказала Екатерина и протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением.
Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II рас¬порядилась: красивую вышивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц?! Надо их послать в Торжок.
С разных концов России в Торжок направили красивых кре¬стьянских девушек - вышивальщиц. Многие плакали, расстава¬ясь с близкими, но ослушаться не смели.
- Как вы понимаете пословицу «С красивого лица воду не пить»?
- Что имел в виду Достоевский, когда говорил: «Красота спасет мир»?
Тема нашего урока - роспись. В каких областях занимались росписью, в каком веке этот вид росписи появился и в чем его отличие от других?
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РУССКОГО СЕВЕРА
Народная вышивка русского Севера, куда входят Архангель¬ская, Новгородская, Псковская, Ленинградская области, отли¬чаются большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов исполнения узора. Наибольшее распро¬странение в прошлом имели счетные швы, которые тесно связа¬ны со структурой ткани. Шов «роспись» имел в XIX веке наи¬большее распространение на Севере. У него были разные назва¬ния: полукрест, двусторонний шов, досюяъный (старинный шов). В геометрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отдавалось крупным формам. Главную роль играл ромб в разнообразных сочетаниях. В далеком прошлом, в период воз¬никновения и развития земледелия и связанных с ними культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те далекие времена знаком солнца, огня, плодоро¬дия и возрожденной жизни. По древним воззрениям славян, эти знаки-символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враж¬дебных сил природы и способствовали благополучному тече¬нию жизни. Другие геометрические формы имели свою смысло¬вую значимость.
Позднее прямое смысловое значение этих мотивов было за¬быто, но, по традиции, их изображали как доброжелательные знаки. Так, геометрические формы становятся основой для раз¬вития орнаментальной композиции. Постепенно, в течение не¬скольких столетий шло формирование орнамента геометриче¬ского характера. Но по-прежнему основным оставался ромб. Кроме геометрических мотивов в народной вышивке ХУ1П-Х1Х веков широко было распространено изображение цветов, кустов и деревьев. Растительный узор мастерицы нередко сочетали с фигурами птиц, зверей.
В вышивках, выполненных швом «роспись», растительные мотивы обычно располагали в ряд и они получались симмет¬ричными строго линейных очертаний. В них указывается изо¬бражение пушистых прозрачных елочек, лиственных деревьев с мощными стволами и раскидистыми ветвями.
IV. Вводный инструктаж.
- Прежде чем приступить к выполнению практической рабо¬ты, проведем графический диктант по технике безопасности:

1. Для вышивания иглы должны быть короткие с удлинен¬ным ушком. +•
2. Для вышивки на тонких тканях применяют более толстые иглы. -
3. Наперсток предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань. +
4. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и пре¬дохраняют ее от деформации. +
5. Стол со всеми приспособлениями и инструментами дол¬жен стоять так, чтобы свет падал на работу с правой стороны. -
6. Во время работы надо следить, чтобы грудь была сжата. -
7. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см. +
8. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спину. +
9. Большое значение имеет правильная постановка рук во вре¬мя работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец. +
10. По окончании работы иглу необходимо вколоть в одеж¬ду.-
На столах лежат инструкционные карты, на которых за¬писана последовательность выполнения шва «роспись».
Инструкционная карта
ШОВ «РОСПИСЬ»
Шов «полукрест» или «роспись» может выполняться в виде небольшой узкой полоски.
Этот шов двусторонний. Узор, выполненный на лицевой стороне, повторится на изнаночной; он строится из прямых, вер¬тикальных и диагональных стежков.
Шов «роспись» выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору.
Сначала швом «вперед иголку» надо обвести контур узора, выполнить по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура, затем движением иглы в обратном направле¬нии заполнить пропущенные места и детали узора, расположен¬ные внутри контура.
Узор получится четким, если все прямые стежки будут оди¬наковой длины, а между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал.
V. Итог урока.
Две девочки у доски показывают последовательность вы¬полнения росписи.
Домашнее задание: продолжить вышивку, принести к уроку все для вышивки.





Пожалуйста, оцените конспект - Отделка низа поневы, настрачивание отделочной тесьмы:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока русского языка. Тема: Наблюдение над единообразием написания ...
  • Конспект урока технологии:"Шов вперёд иголку"
  • Конспект урока математики во 2 классе по сказке Гуси-лебеди, по теме:Закреп ...
  • Большая буква в существительных
  • Урок – путешествие по сказке «Гуси – лебеди»
  • Конспект урока по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел"
  • Конспект урока технологии по теме: "Работа с тканью. Изготовление грелки ...
  • Конспект урока – сказки по математике в 1 классе по теме: « Таблица сложени ...
  • Тема. Технология обработки материалов. Мешочек.
  • Конспект урока по художественному труду на тему: Работа с тканью. Разметка. ...


  • 4270
    Конспект прислал: Alsou 23 декабря 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата