Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока литературного чтения: Д.Самойлов "Красная осень" 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения: Д.Самойлов "Красная осень" 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок литературного чтения: "Стихотворение Д. Самойлова «Красная осень»"
Цели: • Побуждать детей к овладению приёмами выразительного чтения и их совершенствованию; • Развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям, самостоятельность мышления, волю, интеллект, развивать познавательный интерес, память, речь; • Воспитывать любовь к своей Родине, русской природе, сохранять здоровьесберегающую среду на уроке. Оборудование: “Литературное чтение”, автор – Н.А.Чуракова, магнитофон, аудиокассета с записью музыки П.Чайковского “Четыре времени года. Осень”, альбомные листы с нарисованными листьями, плакаты с картинами осенней природы, портрет поэта – Д.Самойлова Ход урока I. Самоопределение к деятельности. -Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу, нам предстоит интересная работа – надо поддержать друг друга. Посмотрите вокруг себя, всё ли готово к работе?(Учащиеся проверяют свою готовность к уроку) -Скажите, какой урок будет сейчас? (Урок литературного чтения) II. Проверка выполнения домашнего задания. -Какое домашнее задание вы приготовили к сегодняшнему уроку? (Выразительное чтение стихотворений «Славянка» и «Весеннее чувство»). - Стихотворения, каких русских поэтов мы уже читали на прошлых уроках? ( В Жуковского «Славянка» и «Весеннее чувство») -Сейчас несколько учеников выразительно прочитают эти стихотворения. А вы, ребята, постарайтесь определить, удалось ли им передать при чтении чувства и задумки автора. Стихотворение читают 2-3 ученика. - Кому удалось найти и принести сегодня на урок книги со стихами русских поэтов? Дети вместе с учителем оформляют выставку книг на полках у доски. III. Сообщение темы урока и постановка целей учащимися. -Мы начали с вами работать с произведениями какой главы учебника? («Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека») -Вспомните, чему мы должны научиться на уроках по изучению художественных произведений этой главы? (Мы должны научиться видеть красоту природы и красоту человека переданную поэтами, писателями и художниками) - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов и их стихами. Наше стихотворение называется “Красная осень”. IV. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи (Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать дидактический текст; формировать умение выразительно читать текст; формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения). -Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с ещё одним стихотворением, которое называется “Красная осень”. А кто автор этого стихотворения? (Учащиеся находят в учебнике стихотворение и определяют имя автора стихотворения.) На слайде размещен портрет. (Слайд ) Давид Самуилович Самойлов (1920 – 1990) Сведения об авторе. Давид Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве. С детства его, как ребёнка из интеллигентной семьи, обучали французскому, немецкому и музыке. Самойлов окончил первую опытно – показательную школу имени Горького, где были прекрасные педагоги. В 1938 году поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории). Не окончив курса, 21-летний Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в пулемётном расчёте, был разведчиком, получил ранения, был удостоен боевых наград, но никогда не кичился этим. ВОВ стала решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира. Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения – всё это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всём творчестве этого поэта. В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт ХХ столетия. Но в его стихах есть и светлая радость победы утверждение столь высокой ценой завоёванной мирной жизни. Он оставил потомкам стихи проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями. Поэт, переводчик, стиховед. Самойлов, прежде всего – культурный поэт. 1) Анализ дидактического текста 1) Первичное знакомство с текстом - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, которое имеет название «Красная осень»? (Ответы детей). - Проверим, кто был ближе к замыслу автора – начинаем чтение: будьте очень внимательны - постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение 2)Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, задавание вопросов автору по ходу чтения Учащийся читает стихотворение “Красная осень” по частям. Внезапно в зелень леса вкрался красный лист, - Какой вопрос возник после чтения этой строчки? (Откуда взялся этот лист?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. А в тексте такое продолжение: Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск. - Все ли слова понятны? Поясните слово «обнажилось». (Обнажилось – здесь значит открылось, показалось.) - Какой вопрос возник после чтения этой строчки? (Что за сердце увидел поэт в лесу?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Какой прием использовал поэт Давид Самойлов в первой строке стихотворения – «Внезапно в зелень леса вкрался красный лист…»? (Прием контраста) -Какое явление природы описано в 1 строфе? (Начало осени – начинают менять цвет листья на деревьях). Читаем текст дальше: Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст. - Все ли слова понятны? Поясните слово «уста». (уста – устр. губы.) - Какой вопрос возник после чтения этой строфы? (Что случилось с кустом в лесу осенью?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Какой прием использовал поэт Давид Самойлов в первой и второй строфе стихотворения? -Объясните, как вы определили? (Есть ли у леса сердце, а уста или губы? Прием когда объекту неживой природы приписываются свойства объектов живой природы называется олицетворение) - Что происходит? От чего вспыхнул красный куст? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Но текст имеет продолжение: Внезапно красным стал окрестный лес И облако впитало красный отсвет. -Все ли слова понятны? Поясните слово «внезапно». (внезапно – вдруг, неожиданно наступивший). -Поясните слово «окрестный». (окрестный – находящийся в окружающем пространстве, по близости) -Поясните слово «отсвет» (отсвет – отраженный свет) - Какой вопрос захотелось задать после чтения этой строфы? (Учащиеся высказывают свои предложения.) Как вы понимаете слова «и облако впитало красный отсвет»? (Облако стало красным, так как в нем отразился красный цвет леса.) -С помощью какого цвета поэт передает своё переживание красоты осени? (Поэт передает своё переживание красоты осени с помощью красного цвета). -Есть ли в этом что-то необычное: в какой гамме как правило, представляют красоту осени? (Обычно красоту осени передают в золотисто-желтой гамме, осень называют «золотой».) -Что происходит с лесом осенью, сразу ли лес становится золотым и красным? -Костя Погодин на уроке в школе села Мирного сказал, что красный цвет здесь потихоньку завоевывает все пространство леса. Согласны ли вы с ним? (Осень наступает постепенно; красный цвет завоёвывает пространство исподволь, шаг за шагом – «…вкрался красный лист…вспыхнул красный куст…красным стал окрестный лес…») -Какая-то картина рисуется в вашем воображении по ходу чтения текста стихотворения «Красная осень»? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.) - Есть ли в этой красоте что-нибудь тревожное? (Да. «…Как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск…Как будто бы…расположилось…Две тысячи полураскрытых уст…») -Как вы думаете, страшно ли для леса наступление осени? (Учащиеся высказывают свои предположения.) - Давайте закончим чтение стихотворения и посмотрим что об этом говорит Давид Самуилович Самойлов. Читаем последнюю строчку: Светился праздник листьев и небес В своём спокойном благородстве… -Все ли слова понятны? -Итак, страшно ли для леса наступление осени? (Для леса наступление осени не страшно: «…праздник листьев и небес…в своем спокойном благородстве...».) -Какое настроение у этого стихотворения? (У стихотворения «Красная осень» праздничное настроение.) 3) Работа с текстом после чтения. -Итак, вспомните свои предположения о содержании стихотворения, о чем же стихотворение Давида Самуиловича Самойлова «Красная осень»? (Это стихотворение о том, как в природе постепенно, торжественно и празднично приходит осень.) - Как вы поняли, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами. Один единственный мазок красного среди зелени и в самом деле выглядит как обнаженное сердце леса? -А красный куст – похож на лицо леса? (слайд) -Похожи ли красные листья на полураскрытые в ожидании осени уста, губы? (слайд) -В учебнике на с.102 есть информация о том, какие впечатления складываются у учеников школы Мирного при чтении этого стихотворения. Найдите этот текст. Учащиеся читают текст интриги учебника на с. 102. «Когда Миша перечитал первую строфу, он сказал: -Как будто кто-то поранил лес! Всё было зеленое и вдруг – бац! Красное пятно… - А я совсем не так это вижу! – сказала Маша. Я вижу множество деревьев, одетых в зеленовато-золотистые платья. Эта одежда колышется и развевается на ветру. И будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком. -Давайте вспомним содержание 1-ой строфы, прочитайте её. Чья точка зрения вам ближе: тревожно-настороженная у Миши («кто-то поранил лес») или лирическая у Маши («будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком»)? ( Какое настроение у 1-ой строфы стихотворения? (Учащиеся читают 1 строфу, настроение тревожное, вызывает чувство тревоги). - Прочитайте вторую строфу стихотворения. Какое настроение во второй строфе? (Во второй строфе показано нетерпеливое ожидание наступления осени) -Перечитайте третью строфу – какое настроение в этой части стихотворения? (Торжественное, праздничное наступление осени). -Чем отличается настроение в первой и третьей строфах? Процитируйте строчки и слова, которые подтверждают ваше мнение: (Учащиеся зачитывают: 1 строфа- беспокойство: «как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск», 3 строфа- праздник, спокойное торжество осени «праздник листьев…В своем спокойном благородстве»). - Верно, в первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создаётся целым рядов приёмов. • Во-первых, использование таких слов, как “внезапно (подчёркивает момент неожиданности); “вкрался” (подчёркивает момент таинственности и вероломства). • Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем. • В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск). В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то, что строфа опять начинается со слова “внезапно”, это слово употребляется в стихотворении в третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создаётся двумя последними строчками: Светился праздник листьев и небес в своём спокойном благородстве. Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создаёт праздничный образ сияние, в котором лес и небо составляют единое целое. 4) Продуктивное задание Многие строки этого стихотворения описывают красоту осенней природы. Найдите их. (Слайд ) Дети работают в парах. После выполнения задания зачитывается вслух эти строки. (I строфа – 1 строка, II строфа – 1 строка, III строфа – 1 и 3 строки). V. Физминутка. 1) Гимнастика для глаз (Слайд) 2) ФИЗМИНУТКА «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся на пальчиках, руки в стороны. Приседают. Движения руками вправо-влево. Поднимаются, кружатся. - Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, желтый, смысл стихотворения изменился бы? Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении “Красная осень”?((Ответы может дополнять учитель). Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, разверзшуюся рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Жёлтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.) VI. Домашнее задание. (Слайд) - Дома вы можете познакомиться с другими стихотворениями Д.Самойлова, используя книги с выставки и из библиотек. Можете выразительно прочитать стихотворение из учебника “Красная осень”. Кто хочет пусть выучит наизусть. VII. Работа над выразительным чтением. - Начинаем подготовку к выразительному чтению, работаем карандашом- вам нужно проставить знаки на том месте где вы будете делать остановки, паузы в тексте. Затем читают дети. Чтение “Буксир”, “Цепочка” и др. VIII. Самооценка учащихся. -Вот и подходит наш урок к концу. - Поднимите руку те учащиеся, которым: (Слайд) • Урок понравился, было интересно. • Мало узнали на уроке, только время потеряли • Много узнали на уроке, хотят найти дополнительный материал по изученной теме • Урок не понравился, было скучно. IX. Рефлексия деятельности Дополните предложения по следующему плану: (Слайд ) • Меня удивило… • Мне понравилось… • Мне запомнилось… • Я считаю, что… - Урок окончен. Выставление о Авторские права: Артушенко Н.В. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения: Д.Самойлов "Красная осень" 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3713 |
Конспект прислал: АНаталья 29 октября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||