Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » конспект урока по природоведению, 4 класс по теме:"В зоне лесов" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
конспект урока по природоведению, 4 класс по теме:"В зоне лесов" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: В зоне лесов.
Цели: 1) Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; Познакомить с растительным и животным миром. 2) Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом- определителем, дополнительной литературой, гербарием. 3) Воспитывать любовь к родной природе. Оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка, выставка книг о природе, атлас республики Башкортостан, раздаточный материал- веточки хвойных деревьев ели и сосны, шишки ели, сосны, кедра, кедровые орешки. Ход урока. 1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос. -Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь- мы свои! С. Погореловский. -Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся на этом уроке? (Правильно, в лесную зону.) -А с чем и с кем мы там будем знакомиться? (Узнаем какие в лесу растут деревья, какие там живут звери и птицы.) Но чтобы отправиться в путешествие по новой зоне нам надо повторить , привести в систему свои знания по изученным темам. 2. Проверка знаний и умений. - По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке? (Это была зона тундры.) - Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали? Конкурс рисунков: Какой я себе представляю тундру. - О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать? Графический диктант. Условные обозначения: --да, - нет. 1)-Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.(-) 2_- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и прохладное лето.(-) 3)- В тундре зимой только полярная ночь, а летом- только полярный день.( *) 4)- В тундре как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.( *) 5)- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.(-) Карточка № 2. Подчеркни названия животных тундры. Сайгак, песец, белый медведь, лемминг, северный олень, тушканчик, белая сова, рысь, куропатка. Тест «Тундра ». 1. Зона тундры расположена … а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь. 2. Тундра расположена… а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 3. В тундре … а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 4. Главное занятие коренного населения тундры … а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие. 5. Растения тундры … а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями; 6. К тундровым растениям относятся … а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма; в) карликовая ива, мох-ягель, черника. 7. В тундре обитают … а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды. лошади, коровы. 9. Тундровый заповедник расположен … а) на полуострове Ямал; б) на полуострове Таймыр; в) на Кольском полуострове. Работа по вопросам: - Почему в тундре много озёр, хотя осадков выпадает мало? (Вечная мерзлота, летом почва оттаивает на 10-50 см) - Почему с наступлением весны в тундру тянутся бесчисленные караваны уток, гусей, куликов, лебедей? (Влажное лето, много комаров, мошек) - Где можно увидеть деревья высотой 1 метр и толщиной в карандаш? (В Тундре- карликовые ивы и берёзы) - Какие полезные ископаемые добывают в тундре? (Нефть и газ) - Прокладывая газопроводы в этой природной зоне люди делают переходы в виде буквы П, почему? (Из- за высоких перепадов температуры может произойти разрыв трубопровода ). 3.Работа над новой темой. -Найдите на карте зону лесов.. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? 1.-Где находится зона лесов относительно тундры? 2.- В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? 3.-Какая у зоны лесов земная поверхность? 4.- Какая она по сравнению с другими природными зонами? 5.-Какие части лесной зоны вы увидели? Рассказ ученика: Лесная зона находится южнее тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно- Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а так же на Средне – Сибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть тайга, она закрашена тёмно- зелёным цветом, ещё есть смешанные леса- тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Тайга- это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу,- это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (Работа с гербарием). Ель- всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели- долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна- хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем , что её хвоинки плоские. А шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. (Работа с гербарием). Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. Осина имеет округлые листья. И они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки. Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У чёрной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик. Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди. Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком. Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие» одна половинка больше другой. Плоды- крылатые орешки округлой формы. Клён бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные) и американский (у него каждый лист состоит из трёх- пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клёна крылатые. 4.Физкультминутка. Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули , кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем- Крылья сложили назад. Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных , насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари , бурундуки, полёвки. Для животных нет границ- они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Кедровка- таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка- летяга-родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь- всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось- лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь-хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц- беляк- на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные. О животном мире можно говорить бесконечно. Вот птицы живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, какое разнообразие кустарников. Сколько здесь насекомых- жуков и бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом и все они –лес! 6. Работа с атласом Башкирии. А теперь давайте посмотрим атлас Башкортостана. А в нашей Республике какая природная зона расположена? (с. 12) На севере республики –широколиственные тёмнохвойные леса (ель, пихта, липа, берёза, осина).В светлохвойных лесах – сосна, лиственница, осина. На юге преобладают дубовые леса. Из кустарников- бересклет, жимолость, различные травы.В лесах обитают звери, птицы, насекомые. Среди них- лось, и медведь бурый, белка обыкновенная и летяга, филин, глухарь. Рассказ ученицы: Леса- одно из главных природных богатств Республики Башкортостан. Большие лесные массивы сохранились в её горных районах. Разнообразен состав лесов. На севере республики –широколиственные тёмнохвойные леса (ель, пихта, липа, берёза, осина).В светлохвойных лесах – сосна, лиственница, осина. На юге преобладают дубовые леса. Из кустарников- бересклет, жимолость, различные травы.В лесах обитают звери, птицы, насекомые. Среди них- лось, и медведь бурый, белка обыкновенная и летяга, филин, глухарь. . 7.Закрепление. а) Какой же лес без гомона птиц? (аудиозапись «Голоса птиц») -Чьи голоса вы узнали? (Кукушка, соловей, зяблик.) б) Какие три части можно выделить в лесной зоне? ЛЕСА Тайга Смешанный лес Широколиственный лес ель берёза клён сосна лиственница дуб пихта осина липа лиственница сосна вяз в)- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые запомнили.(По 2-3 дерева). - Запишите 2-3 цепи питания характерные для леса: растения -> заяц-беляк -> рысь растения - > мышь-полёвка - > соболь 8. Выставка художественных книг о растениях и животных. (Эти книги надо прочитать чтобы лучше знать природу, растения и животных.) 9.Домашнее задание: с. 60- 69, нарисовать картину леса, животных или деревья. Пожалуйста, оцените конспект - конспект урока по природоведению, 4 класс по теме:"В зоне лесов": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
14914 |
Конспект прислал: Иванна 13 декабря 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||