Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока "Словообразование" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока "Словообразование" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Словообразование.
Цель:- обобщение знаний о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова; формировать умения анализировать слова; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; создать условия для коллективной мыслительной деятельности учащихся; -способствовать воспитанию сотрудничества, взаимопомощи для проявления инициативы и формированию собственного мнения. Ход урока: I.Мотивационно-целевой этап. -Долгожданный дан звонок. Начинается урок. -Садитесь. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи. 1.Грамматическая сказка. -Много-много лет назад появилось на свет маленькое слово «сад». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» Подумав, они посадили это слово на лист бумаги. Когда вспомнили, то увидели, что оно разрослось. Ученик: Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовый- Был он только словом. -Посмотрите, ребята, что за чудо-дерево выросло? Как называются части у этого необычного растения? (корень, плоды, стебель) Ученик: Чудо-слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло Стало много новых слов. -Внимательно посмотрите на это чудо-дерево. Что же выросло на нём? (слова) -Назовите эти слова. Что в них общего? (корень) -Как называются такие слова? (однокоренные) Ученик: Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. Вот ещё садовод С ним садовник идёт. Очень интересно гулять В саду словесном. -Определите тему урока. (Состав слова) -Какую цель поставим? (повторить о составе слова, способы образования слов, вспомнить порядок морфемного разбора) 2.Актуализация знаний учащихся. -Какие части слова знаете? (окончание, корень, приставка, суффикс) -Что такое корень? (это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов) Ученик: Корень слова - главная, Значимая часть. Родственные связи Дарят корню власть. Выясни умело линию родства- Однокоренные подбери слова. -Что такое приставка? (это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Ученик: Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. Ведь при помощи приставки Получаются слова. -Что такое суффикс? (это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов) -Что такое окончание? (это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении) Ученик: Та слова часть, что изменяется, Окончанием называется. Крепятся на магниты к доске: -Какая часть слова передаёт лексическое значение? (основа слова) -Что такое корень? ( Корень- это значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов) 4 ЗАДАНИЕ: «Найдите лишнее». Запишите слова в 2 столбика. Выделите корень. Что вы заметили? Вода, безводный, водитель, водяной, водить -На какие две группы разделили? Почему? (лексическое значение разное) вода водитель безводный водить водяной -Как образовались однокоренные слова? (обращаемся к доске: суффиксальный-водяной, водитель; приставочно-суффиксальный - безводный). Самопроверка, оценивание работы. 5 ЗАДАНИЕ: « Угадай-ка». Напишите отгадки. Разберите по составу. Составьте с этими словами предложение. 1) Пыль увижу- заворчу, заворчу и проглочу. ( Пылесос) 2) Не птица, а летает. Не жук, а жужжит. ( Самолёт) ВЫВОД: -Как называются такие слова? Как образованы? ( сложные слова, состоят из двух основ, соединённых между собой интерфиксами -о-,-е- ) -Какие можете вспомнить сложные слова? Самопроверка, оценивание работы. ПЕРЕУЛОК ПРИСТАВОЧНЫЙ 6 ЗАДАНИЕ: На доске высвечиваются глаголы: Вносить, выносить, обносить, переносить. -Какая часть слова придаёт глаголу носить разные значения? ( приставка) В- ВЫ- ОБ- ПЕРЕ- движение наружу что-то с одного места внутрь обходить на другое ВЫВОД: -Что такое приставка? (это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов) Оценивание работы ПЕРЕУЛОК СУФФИКСАЛЬНЫЙ 7 ЗАДАНИЕ: От слов барабан и труба образуйте слова, которые могут определить род занятий людей, которые умеют играть на этих инструментах. Составьте с этими словами сложное предложение. -От какой части слова зависит разница в значении слов каждой пары: Барабан- барабанщик ( суффикс –щик-) Труба- трубач ( суффикс- ач-) ВЫВОД:-Что такое суффикс? (это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.) Слушание предложений фронтально. Оценивание работ. 8 ЗАДАНИЕ: Игра « Подбери слово» -Подберите к схемам слова: Берёзка к а Русский ск ий Грибок беж и Побежали ок Оценивание в листах самоконтроля. 9 ЗАДАНИЕ: ТЕСТ 1)Какая часть в слове самая главная? ________________________________ 2)Какие части слова служат для образования новых слов? ___________________________________________________ 3) Для чего служит окончание? ___________________________________________________________________________ 4)Какие значимые части слова могут входить в основу? ____________________________________________________________________________ 5) Какое значение заключено в основе слова? А) лексическое; Б) грамматическое. 6) Какое значение заключено в окончании слова? А) лексическое; Б) грамматическое. ОТВЕТЫ – ОБРАЗЦЫ 1 задание. Картофель – нет формы множественного числа помидор – помидоры огурец – огурцы малина – нет формы множественного числа морковь – нет формы множественного числа, морковный сок 2 задание. Из коридора(в ед.ч.,в Р.п.) мы входим ( в наст.вр.,в 1 л.,во мн.ч.) в светлую (в ж.р., в ед. ч., в В.п.) комнату ( в ед.ч., в В. П.). Над диваном( в ед.ч., в Т. П.) висит ( в наст. вр., в 3 л., в ед.ч.) картина ( в ед.ч., в Им. П.) 3 задание. Картофельный суп, помидорный рассол, огуречный лосьон, малиновый джем, морковный сок. 4 задание. Вода Водитель безводный водить водяной Корни одинаковые, а значения разные. 5 задание. Пылесос, самолёт. Моющий пылесос очень удобный и практичный. Самолёт пролетел большое расстояние. 6 задание. Вносить, выносить, обносить, переносить. 7 задание. Барабанщик, трубач. Барабанщик стучал палочками по барабану, а трубач громко играл на своём инструменте. 8 задание. Берёзка, русский, грибок, побежали. 9 задание.1) корень 2) приставка, суффикс 3) для связи слов в предложении 4) приставка, корень , суффикс 5) А 6) Б III. Рефлексивно-оценочный этап -Какие знания помогли нам путешествовать по городу Словообразования? -Подведите итоги своей работы. Если у вас все плюсы, поставьте в последней графе 5.Если есть хоть один «?» - 4, если много «!», то пока ничего не ставьте. Вам эту тему нужно повторить. Украсим наше чудо- дерево плодами ( слайд с деревом): «5»- зелёные плоды «4»- жёлтые плоды Учащиеся подходят к доске и «развешивают» плоды. -Спасибо за сегодняшнюю работу!!! Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока "Словообразование": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5775 |
Конспект прислал: sina_zeloussowa 14 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||