Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока русского языка в 4 классе: "Несклоняемые имена существительные" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка в 4 классе: "Несклоняемые имена существительные" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект урока русского языка в 4 классе (ОС «Школа 2100»)
с использованием интерактивной доски. Учитель: Л.А. Эргашева Тема: Несклоняемые имена существительные. Цели: 1.Познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, особенностями их употребления в речи и на письме. 2. Продолжить работу по развитию и совершенствованию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса. 3. Воспитывать у учащихся чувство языка, слова. Оборудование: интерактивная доска, видеофильм «Обезьяны», учебник «Русский язык. 4 класс» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), тетрадные листы для исследовательской работы, тексты – отрывок из произведения Т. Рик «Здравствуйте, имя существительное!», толковые словари. Ход урока. 1.Организационный момент. (1минута) 2.Тренировка в каллиграфическом письме. Развитие орфографической зоркости.(3 мин) Щ щ ща щу Самостоятельная запись слов с орфограммой «Гласная после шипящей в сочетаниях ща – щу». Один ученик выполняет эту работу на доске (интерактивный режим). Взаимопроверка. 3. Развитие синтаксических умений. (5 минут) Щенок ухватил ящерицу за хвост. (повествов., невосклиц., простое, распростр.) – разбор по членам предложения, определение падежа имен существительных. (Проверка разбора и определение падежа существительных осуществляется по образцу на доске каждым учеником самостоятельно). - Обозначьте графически орфограммы, которые встретились в предложении (с работой на доске). Дополнительное устное задание: продолжите распространение этого предложения. Слова какой части речи помогли нам выполнить это задание? (имена прилагательные). С какой частью речи согласуются имена прилагательные в предложении? (с существительными) 4. Введение в тему: (20 минут) А) повторение. - Просклоняйте существительные щенок, ящерица по вариантам, обозначьте окончания. Взаимопроверка (правильные варианты после взаимопроверки показаны на интерактивной доске) Б) постановка проблемной ситуации. -Что значит «просклонять»? (изменить слово по вопросам) - Любое ли существительное можно просклонять? Дайте название этому животному. (видеофильм – 30 сек) Это шимпанзе. Докажите, что слово «шимпанзе» является существительным. (Обозначает одушевленный предмет, отвечает на вопрос кто?). - Возьмите листочки и самостоятельно просклоняйте существительное «шимпанзе», а к доске выйдет для той же работы Настя. Сравним ваши работы. - Почему получились разные варианты? Как же правильно изменять это слово по падежам? Посмотрите на правильный образец. Что замечаете? (у слова не изменилась никакая часть) - Склоняется это слово? Значит, как его можно назвать? (Несклоняемое). Действительно, существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Чаще всего это иностранные слова, иностранных слов около 10% от всех слов русского языка, но многие из них изменяются по падежам, например, библиотека, математика, шарф, антилопа. А несклоняемыми является только очень небольшая их часть. К несклоняемым относится слово какао, оно пришло к нам из испанского языка, пальто и шоссе – из французского, а кофе – из голландского. В) формулирование темы урока, его целей. - Сформулируйте тему урока. (Несклоняемые имена существительные). Какую цель перед собой ставим? (Познакомиться с такими словами, научиться правильно их употреблять в речи). - Запишите тему урока в тетради. Физминутка Г) – А хотите знать, почему так произошло? Об этом нам поведает Ира. Она прочитает отрывок из книги Татьяны Рик «Здравствуйте, имя существительное!». (отрывки у детей на партах, следят за чтением) Собрались как-то слова КЕНГУРУ, ШИМПАНЗЕ, ШАССИ, КАШПО, ПИАНИНО, ФЛАМИНГО, ПАЛЬТО, АЛОЭ и некоторые другие вместе и стали делиться новостями. Тут толстая МАДАМ, владелица АТЕЛЬЕ, поправив на носу ПЕНСНЕ, сообщила, что многие ее знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. «Может быть рискнуть и нам? Отправимся в ТУРНЕ?» Выбежали слова, поймали ТАКСИ, потом ехали на МЕТРО, добрались до самолета в Россию. А в самолет как раз загрузили большую партию ЭСКИМО. Слова залезли в ящик с мороженым. Полет был долгим, слова очень замерзли, даже шевелиться не могли, стали неподвижными. Наконец, самолет выпустил ШАССИ и приземлился. Русские слова встретили иностранцев очень радушно и оставили их жить в русском языке. Но замерзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замерзли. С тех пор они по падежам не склоняются, по родам не изменяются. - Какие несклоняемые имена существительные вам встретились в этом тексте? Все ли слова знакомы? (работа над лексическим значением незнакомых слов с использованием при необходимости толкового словаря). 5. Наблюдение. Работа по учебнику, стр.129, упражнение 167. (8 минут) Ученики находят общий признак: все существительные заканчиваются на –о, -е, все (кроме кофе) среднего рода. Отличие: часть существительных не изменяется по падежам и числам. Запись слов по столбикам: склоняемые и несклоняемые имена существительные. У слов второго столбика нет окончаний, так как нет изменяемой части слова. Образец записи: окн о метро сел о пальто 6. Постановка проблемного вопроса и его решение (5 минут) - Имена существительные в речи очень часто употребляются с именами прилагательными. Какая трудность может возникнуть при использовании прилагательных с несклоняемыми именами существительными? (определение рода и падежа, в котором их нужно согласовать). - Как же будем поступать в этих случаях? Нам поможет решить эту проблему упражнение 168. - Как будем действовать? (находим главное слово, смотрим на предлог, задаем вопрос). 7. Закрепление. (4 минуты) А) - Какого рода все существительные в упражнении 168? К какому склонению они относятся? Есть и у этих существительных окончание? Обозначьте основу у каждого существительного. Б) – Посмотрите на доску. Я записала несколько несклоняемых существительных: радио, кино, желе, такси – среднего рода, авеню, салями, мадам – женского рода; кофе, торнадо, пенальти – мужского рода. - Устно придумайте с любым из этих слов предложение. НО существительное должно образовать словосочетание с прилагательным. Будьте внимательны при согласовании этих слов. 8. Итог урока. (1 минута) - Какова была тема урока? Что нового узнали? 9. Домашнее задание (1 минута). Упражнение 3, страница 11 (книга 2) Авторские права: Эргашева Людмила Анатольевна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка в 4 классе: "Несклоняемые имена существительные": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
11004 |
Конспект прислал: ergasheval 12 февраля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||