Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Конспект урока.Люблю тебя, родина кроткая. По творчеству С. А. Есенина. Для учащихся 3 - 4 классов. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока.Люблю тебя, родина кроткая. По творчеству С. А. Есенина. Для учащихся 3 - 4 классов. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
«Люблю тебя, родина кроткая…»
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с фактами биографии и лирикой С.А. Есенина. 2. Расширить социокультурный опыт учащихся. Оборудование: портрет С.А. Есенина; выставочные материалы, посвященные юбилею поэта; аудиозаписи праздничного колокольного звона и звуков природы (лето на лугу). Ход занятия. 1. Присоединение к теме. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром… Многим из вас, наверное, знакомы эти строчки. Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Поэт считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь», поэтому специально «детских» стихов у него очень мало. Сегодня мы увидим мир глазами поэта, услышим звуки, наполняющие его, почувствуем радость от общения с прекрасным. 2. Основной этап. Родился будущий поэт в селе Константиново Рязанской губернии (ныне – село Есенино). Село это расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. «Живописны окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна многоводная причудливо извилистая красавица Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, со старицей, заросшей тростником и лилиями. За лугами на горизонте, в синей дымке, темнеют знаменитые Мещерские леса. По другую сторону села лежат бескрайние просторы полей с небольшими перелесками и деревушками…» (Читается на фоне звуков природы) Так описывает родные места сестра Сергея Есенина Александра. Здесь, на этих просторах, и прошло детство Есенина. Посреди села проходила широкая, утопающая в зелени улица; на ней – главное украшение села – церковь. Её белоснежный купол виден был издалека. С этой церковью и с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь села. (Звучит праздничный перезвон). Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздается Голос по лесам. Скрылась за рекою белая луна, Звонко пробежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает он. («Пасхальный благовест») Ласковый колокольный звон созывал в воскресные и праздничные дни народ к обедне и всенощной. Нередко колокол сообщал о пожаре, а в метель звук колокола помогал путникам не сбиться с пути, найти дорогу к жилью. И когда у Александра Никитича Есенина и его жены Татьяны Фёдоровны (в девичестве Титовой) 21 сентября 1895 года родился сын Сергей, дьячок этой церкви сделал соответствующую запись в церковной книге. Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город. А маленький Серёжа воспитывался в семье деда (Фёдора Титова, отца матери). К своим детям и к внуку дед относился с большой добротой и нежностью. Часто ездил Серёжа с дядей в ночное: поить лошадей на Оку. Ночью при тихой погоде луна отражалась в воде. «Когда лошади пили, мне казалось, - вспоминал потом Есенин, - что они вот-вот выпью луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов». …Погасло солнце. Тихо на лужке. Пастух играет песню на рожке. Уставясь лбами, слушает табун, Что им поёт вихрастый гамаюн. А эхо резвое, скользнув по их губам, Уносит думы их к неведомым лугам. Любя твой день и ночи темноту, Тебе, о родина, сложил я песню ту. («Табун») В 1904 году, когда Сергею исполнилось девять лет, он начал ходить в школу. Школа была небольшая, деревянная, стояла посреди села, недалеко от дома Есениных. Она была разделена на две половины. В одной жили учителя Иван Матвеевич и Лидия Ивановна Власовы, муж и жена, а во второй размещались две классные комнаты. Классов было всего четыре. В большой комнате обычно занимались вместе второй и третий классы, а в меньшей – первый класс. Для четвёртого же обычно снимали какой-либо дом. Серёжа Есенин на уроках всегда отвечал хорошо, особенно, когда читал наизусть стихи. Но в третьем классе за баловство был оставлен на второй год. Школу он окончил в 1909 году с похвальным листом и одним из первых крестьянских детей села Константинова был отправлен в церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. Здесь Сергей учился с 1909 по 1912 год. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, сам Есенин мечтал о литературе, ведь стихи сочинять он начал очень рано. «Стихи писать начал лет с девяти», - вспоминал он позже. Решив стать поэтом и связать свою жизнь с литературой, Сергей уехал в Москву. Здесь он нашел место корректора в типографии. Он много читает, знакомится с произведениями русских и зарубежных поэтов. Чтобы продолжить образование, он в 1913 году поступает в народный университет Шанявского. Немного позднее, в начале 1914 года, в детских журналах «Мирок» и «Проталинка» впервые появились стихи Есенина. А затем в 1918 году в Петербурге вышла первая книга Сергея Есенина. Называлась она «Радуница». («Радуница» - это праздник весеннего обновления природы). Появление этой книги упрочило известность Есенина. Любовь к родной природе, поэзия крестьянского быта – основные темы этой книги. О книге «Радуница» писали так: «Нежно любит Есенин свою родную сторону и находит для неё хорошие, ласковые слова… Он превращает в золото поэзии всё – и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты…» (П. Сакулин) Критик имел в виду стихотворение «В хате». Послушайте его: Пахнет рыхлыми дачёнами; У порога в дёжке квас, Над печурками точёными Тараканы лезут в паз. Вьётся сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. Наверное, не всё в этом стихотворении вам было понятно. Действительно, прошло уже немало лет с тех пор, как оно написано, многие слова устарели, другие же и вовсе являются диалектными, т.е. употребляются только в какой-либо отдельной части России (в данном случае в Рязанской области). Чтобы разобраться в значении этих слов, выполним такое задание. 3. Работа в парах. Задание. Соедините слова из первого пакета со значениями из второго пакета. Заслонка Печная дверца в виде железного листа с ручкой. Оглобли Круглые жерди для запряжки лошадей в телегу. Печурка Углубление в боковой части русской печи. Соха Орудие для вспахивания земли. Ухват Надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, которые ставят в печь. Внимательно выслушайте друг друга и придите к единому решению. 4. Работа в четвёрках. 5. Экспертная оценка учителя. 6. Подведение итогов. Сергей Есенин всегда писал о том, что видел, пережил, почувствовал. Самой сильной чертой его поэтического дарования было умение словом рисовать картины русской природы. Он находил удивительные сравнения для деревьев и животных, для небесных светил и природных явлений. Он, как будто чародей, Превращал зарю в котёнка, Руки милой – в лебедей, Светлый месяц – в жеребёнка. Говорить учил леса, Травы, рощи в брызгах света. И слились их голоса С чистым голосом поэта. Николай Кутов. 7. Рефлексия. Поделитесь теплом: расскажите, что нового вы узнали о замечательном русском поэте Сергее Александровиче Есенине. (Ответы детей). Дорогие друзья, я прошу вас поблагодарить наших чтецов. Спасибо за внимание! Список использованной литературы. 1. Андреева М.С. Сергей Александрович Есенин. Выставка в школьной библиотеке / Андреева М.С., Короткова М.П. – М.: «Школьная библиотека», 2005. – (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 2. Выпуск 6.). 2. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. / С.А. Есенин. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 336с. – (Библиотека отечественной классики художественной литературы). 3. Шубникова-Гусева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / Н.И. Шубникова-Гусева. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 112с.: фотоил. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока.Люблю тебя, родина кроткая. По творчеству С. А. Есенина. Для учащихся 3 - 4 классов.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
9437 |
Конспект прислал: Птица-секретарь 14 июля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||