"); С.А.Есенин «…Погасло солнце. Тихо на лужке…», «Задремали звезды золотые…» » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » С.А.Есенин «…Погасло солнце. Тихо на лужке…», «Задремали звезды золотые…»


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


С.А.Есенин «…Погасло солнце. Тихо на лужке…», «Задремали звезды золотые…»


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: С.А.Есенин «…Погасло солнце. Тихо на лужке…», «Задремали звезды золотые…»

Цель: развивать навык слушания, учить чувствовать и понимать образный язык
поэтической речи, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
Учить работать с книгой.

Оборудование: компьютер, презентация урока.


Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию.
Слово учителя.

У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта.
Из далеких 20-тых годов 19-го века шагнул в наши дни и дальше – в будущее удивительный человек и поэт Сергей Есенин.
В этом имени –слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
(Н.Браун)
Могут ли его стихи, наполненные сыновьей любовью к родине, ко всему живому на земле, оставить кого-нибудь равнодушным? Нет! конечно же, нет!
Родина великого русского поэта С.Есенина – старинное село Константиново – привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Эти места – колыбель поэзии Есенина. И хотя название «Константиново» ни разу не упоминается в его стихах и поэмах, в каждом есенинском слове неразрывная связь с рязанской землей. Здесь, в 1895 году в крестьянской семье он родился и провел более половины своей жизни.С двух лет был отдан на воспитание деду. В пять лет умел читать, а лет с девяти начал писать свои первые стихи.
Родители хотели видеть в сыне сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу.
Но С.Есенин стал поэтом. Здесь, на рязанской земле, впервые очарованный красотой родного края, «выплеснул» душу в слова. Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал Есенин, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому…
Прослушивание стихотворения «Гой, ты Русь моя родная….»
И в каких бы дальних краях ни приходилось ему бывать, он всегда оставался связан глубинными корнями с этой исконно-русской землей, на которой развивался его удивительный талант.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
Тема Родины, отчего дома – основа его творчества..
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом…
Обо всем, что видел вокруг себя, что переживал, С. Есенин рассказывал в стихах.
Они у него особенные: певучие! Многие из них легко ложатся на музыку. На стихи Есенина написано более двухсот музыкальных произведений: песен. Романсов и даже опер. Послушайте песню «Белая береза». Это стихотворение Есенина всем вам хорошо знакомо.


Есенин не только писал стихи, но любил их читать.
Он не боялся читать их в любой обстановке, в любом количестве, для любой аудитории.
Сейчас мы услышим живой голос поэта. Прозвучит отрывок из стихотворения «Исповедь хулигана». Но запись очень старая. Некоторых слов не разобрать, поэтому я сейчас прочитаю это стихотворение сама.

III. Чтение и анализ стихотворения «Погасло солнце. Тихо на лужке…»
Какое по настроению это произведение?
Какие картины описывает Есенин?
(Просторы родины)
Определите тему стихотворения. Подтвердите словами текста.
(«Тебе, о родина, сложил я песню ту»)
Какие особенности почувствовали в ритмике и строфике этого стихотворения?
(Двустишие с параллельной рифмовкой, чувствуются напевность и музыкальность, песенная интонация.)
Определите характер интонационного строения.
(Спокойный. Речь идет о «песне на рожке», не создается напряжения.
Где в русском фольклорном творчестве встречаются вышеперечисленные элементы?
(В народной песне, в плясовой.)
а) Самостоятельное чтение учащимися.
б) Лексическая работа.
Рожок-музыкальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом.
Табун – стадо лошадей.
Какие средства использует Есенин в поэтической речи для создания спокойного тона, показа шири просторов российских?
(эпитеты: эхо резвое, неведомые луга, вихрастый гомон. Использование эпитета в поэтической речи придает образность, поэтичность. Использует Есенин и олицетворение (когда свойствам неживого приписываются свойства живого)Оживил Есенин « Эхо», оно скользит, уносит . это понадобилось, чтобы создать ощущение сказочной птицы – вещуньи.)
IV. Чтение и анализ «Задремали звезды золотые…»
а) Выразительное чтение учителем..
какое настроение поэта вы почувствовали?
Какие поэтические средства использует поэт. Чтобы создать такое настроение?
Назовите эпитеты из стихотворения.

(Звезды) золотые, (заводи) речные, сонные (березки), шелковые (косы), зеленые (сережки), серебряные (росы), яркий (перламутр) и.т.д.
Охарактеризуйте эпитеты Есенина.
б) Лексическая работа.
Затон – длинный нетронутый залив реки.
Заводь – низкие берега залива.
Румянить – покрываться розово-красным цветом.
Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Перламутр – твердый слой раковин, обладающий радужным блеском.
На каком главном поэтическом средстве построено все стихотворение.
(Очеловечивание природы: крапива шепчет, улыбаются березки, задремали звезды.
Какая тема объединяет строфы?
в) Самостоятельное чтение учащимися.
Проследите по стихотворению .С.Есенина, как пробуждается природа.
Подумайте и докажите: рассмотренные нами произведения С.Есенина относятся к лирическим или эпическим?
Какие чувства пробуждают у читателя произведения Есенина?

Слово учителю.
Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянье .
Это сказал Есенин. И сказал он это почти сто лет тому назад.
Большое расстояние.
Но мы читаем Есенина, поем Есенина, мы слышим его и вместе с ним Россиею живем.

Там, где Есенин воспевает Родину и Русь, читатель зачарованно глядит ему в уста и сердцем повторяет то удалые, то печальные есенинские строки.

Прослушивание стихотворения «Несказанное, синее, нежное…»

Звучит песня «Над окошком месяц».

«Над окошком месяц, под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел»,- поется в песне, и от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что прибудет еще в нем… И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшею церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия…

Ученик читает стихотворение

Поднялись туманы
Над рекой и лугом.
Стал Сергей Есенин
Нашим близким другом.

И стихи и песни
Зазвучат певуче,
Солнышко протянет
К нам в окошко лучик.

И его зайчонок
Пробежит лукаво.
Принесет улыбки
И большим и малым.
Звучит песня «Над окошком месяц».

Домашнее задание. С. 65, выразительно читать, иллюстрировать, с. 66 –наизусть.


Авторские права: Метлицкая Л.И. Республика Мордовия


Пожалуйста, оцените конспект - С.А.Есенин «…Погасло солнце. Тихо на лужке…», «Задремали звезды золотые…»:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока С. Есенин "С добрым утром"
  • Конспект урока литературного чтения: С. Есенин «Береза», «Поет зима – аукае ...
  • Ф.Тютчев "Чародейкою Зимой", С.Есенин "Поет зима аукает",чтение,2 класс
  • С.А. Есенин "Черёмуха"
  • Конспект урока литературного чтения: С.А.Есенин "Стихи о родине" (отрывки ...
  • Конспект урока. С.А. Есенин. «С добрым утром».
  • Конспект урока лит. чтения в 4 классе по теме:"Мир волшебных звуков. Поэзи ...
  • Урок-мастерская по литературному чтению в 3 классе "Лирика С.Есенина"
  • Конспект урока литературного чтения в 4 классе потеме: "Знакомство с твор ...
  • Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Тема: С. Есенин «Поёт зима, а ...


  • 5989
    Конспект прислал: aleksmet 7 января 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата