Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Конспект урока развития речи: "Жизнь слова в системе русского языка" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока развития речи: "Жизнь слова в системе русского языка" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Учитель: Шубина Галина Викторовна
Конспект урока русского языка в 3 классе «В» с использованием игровых технологий Тема: «Жизнь слова в системе языка». Тип урока: комбинированный. Цели: 1. Рассмотреть слово в системе языка с различных аспектов: фонетического, лексического, морфемного, морфологического. 2. Показать - насколько разнообразна русская речь. 3. Дать представление о газете, как о периодическом издании и как о средстве массовой информации, о создании газеты, об её вёрстке. 4. Дать представление о фразеологизмах. 5. Развивать речь учащихся, логическое мышление, воображение, память. 6. Формировать навык работы в команде. 7. Воспитывать чувство единства во время работы в группе Оборудование: газета «Лингвиния», листочки-статьи, блокноты, 12 палочек-стилей, 3 восковые дощечки, конверты с заданиями, опорные конспекты, ребус, карточки со словами и с транскрипцией слова «Лингвиния», карточки для жеребьёвки, заставки с названием отделов, клей, цветные карандаши, выдержки из словарей А.Н. Тихонова и С.И. Ожегова, проигрыватель CD, музыкальный диск. Ход урока: I. Оргмомент: Уч.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Викторовна. II. Актуализация знаний: Уч.: Попробуйте разгадать ребус, и вы узнаете, какой предмет будет сегодня занимать наши мысли. (Принцип прочтения ребуса: читается слово от самой большой буквы по убыванию. Ребус красочный, буквы цветные.) Т Е А Г З А Уч.: Посмотрите, что я вам принесла сегодня на урок. Подойдите ко мне, посмотрите! (У меня в руках пачка газет: «Пионерская правда», «Учительская газета», «Литературная газета», «АиФ», «Спорт-Экспресс», «Классная газета», «Комсомольская правда», можно добавить областную, районную или окружную газеты). (Ученики подходят к учителю, рассматривают газеты, параллельно ведётся беседа) Уч.: Посмотрите, как называются газеты? Уч.: Сколько страниц может быть в газете? (Ответы учеников на 1-2 вопрос будут зависеть от набора газет) Уч.: Какую информацию пишут на первой странице, на первой полосе? (Самую важную) Уч.: Что обязательно есть в каждом номере газеты? (Номер газеты, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики.) Уч.: Что стоит под каждой статьёй? (Фамилия автора статьи) Уч.: Зачем нужны людям газеты? (Сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию) III. Деление на группы: Уч.: Чтобы вам было комфортно сегодня работать, я предлагаю объединиться в пары с товарищем, с которым вам было бы приятно работать, и парами затем объединитесь по 4 человека, близких вам по духу. Теперь пожелаем друг другу удачи и начнём работу. Друзья, я желаю вам удачи, пожелайте удачи и мне. IV. Работа по теме урока: 1) Историческая справка о газете: Уч.: Итак, наши мысли сегодня будет занимать газетта. Уч.: Вы не согласны со мной? (Неверно написано слово газета.) Уч.: Как нужно писать это слово? (Газета с одной буквой т.) Уч.: Кто из нас прав? (?!) Уч.: Вы знаете, мы оба правы. Ведь «имя» своё газета получила в Венеции. Там в 16 веке выпускали рукописный листок, который назывался «Письменные новости». А «газетта» - это название венецианской монеты, за которую можно было купить этот листок. Со временем одно «т» исчезло, и все письменные новости стали называться газетами. Запишите слово в блокноты, которые лежат у вас на столе. Уч.: Назовите слова, однокоренные со словом газета. Каждая группа запишите по 3 слова. Называя, отмечайте, с помощью каких морфем (частей слова) они образованы? (Каждая группа называет по 1 слову с объяснением) Газетный - относящийся к газете (киоск), образовано с помощью суффикса -н-; газетчик - уличный торговец газетами, образовано с помощью суффикса -чик-; газетёнка - пренебрежительное значение газеты, образовано с помощью суффикса -ёнк-, т.е. суффиксальным способом. (запись в блокноте) Уч.: Итак, как газета получила своё название? 2) Лексическая разминка: Уч.: А где создают газету? Разгадав ребус, вы это узнаете? По какому принципу зашифровано слово? (Каждому числу соответствует буква, стоящая под этим номером в алфавите.) Уч.: Какая группа первой расшифрует ребус? Ребус: 18, 6, 5, 1, 12, 24, 10, 33 (Редакция) (запись в блокноте) Уч.: Итак, что такое редакция? ( Редакция - группа лиц, возглавляемая редактором и занимающаяся подготовкой и выпуском какого-либо издания.) Уч.: Друзья, кто знает, что печатают в газете? (Статьи, репортажи, очерки, корреспонденции, интервью) Статья - публицистическое сочинение небольшого размера (для широкой публики). Репортаж - сообщение о событии очевидца. Очерк - краткое описание жизненных фактов. Интервью - беседа по актуальным вопросам. Корреспонденция - сообщение о конкретных событиях. (запись в блокноте) (Составление схемы-опоры - приложение №1) Уч.: Итак, какие газетные жанры мы назвали? (Статья, репортаж, очерк, интервью, корреспонденция.) 3) Составление синонимического ряда: Уч.: Почерком быстрым исписан весь лист - Очерк в газету строчит…. (Журналист.) Уч.: Правильно. А кто такой журналист? (Профессия человека, который работает в газете.) Уч.: Трудная это профессия? (Да.) Уч.: Действительно, ведь порой журналист мучается со словом, не может найти нужное ему слово, не знает, куда его вставить. Но потом находит, и его статья играет яркими красками.) Уч.: Посоветуйтесь в группе и вспомните синонимы слова журналист. Корреспондент - сотрудник средств информации. Репортёр - корреспондент, пишущий репортажи. (запись в блокноте) Уч.: Какие разновидности профессии журналист мы назвали? (Корреспондент, репортёр.) Уч.: Друзья мои, вы заметили, что вы уже стали журналистами. Вы работаете с блокнотами журналиста. 3) Распределение ролей в команде: Уч.: Я взмахиваю палочкой, и наш кабинет превращается в редакцию, вы - журналисты. Обратите внимание, вы разделены на 3 группы - на 3 отдела. А если вы не возражаете, я возьму на себя роль главного редактора и хочу предложить выпустить свою газету. 4) Сообщение цели урока: Уч.: Как будет называться газета, вы узнаете прочитав это слово в транскрипции: [л’ингв’ин’ий’а] Уч.: (Открывая на доске газету - приложение №2) Вот такую газету мы сегодня выпустим. Почему такое название?! Лингво (от латинского) - язык, значит, наша газета будет содержать информацию, связанную с языком. Уч.: С чем работает художник, создавая картину? ( работает с красками) Уч.: С чем работает музыкант, создавая музыкальное произведение? (с нотами, со звуками) Приложение № 3 стиль ________________________ ________________________ ________________________ ___________________ _________________ _________________ _____________________ ______________________ ______________________ Приложение №4 стиль 1. Часть речи - ______________________________________ 2. Вопрос - ______________________________________ 3. Обозначает -_______________________________________ 4. Постоянные признаки: ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ 5. Непостоянные признаки: ____________________________________ 6. Роль в предложении: _______________________________________ Приложение №5 Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока развития речи: "Жизнь слова в системе русского языка": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1282 |
Конспект прислал: shubgal 9 июня 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||