Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Способы активизации познавательной деятельности учащихся |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Способы активизации
познавательной деятельности учащихся Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа 1. Применение нетрадиционных форм урока. Анализ педагогической литературы -позволил выделить не¬сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия да¬ют некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащих¬ся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие от¬четы; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор¬ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста¬новленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подла-сого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вво¬дить их в систему нецелесообразно из-за большой потери вре¬мени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. 2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий. 1) Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. 2) Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала. 3) Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений). Непосредственной целью проектных занятий является раз¬витие умений управлять своей деятельностью, т. е. самостоя¬тельно намечать свои цели, выбирать партнёров, планировать свои действия, практически реализовывать.план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать. Проектная работа может быть этапом урока, отдельным заня¬тием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т. д.). Творческая мастерская как организационная форма обучения имеет целью творческую самореализацию отдельных учащихся или творческих групп. Автономное учение - необходимое для развития самостоятель¬ности обучающихся с учетом индивидуальных темпов их продви¬жения и с учетом тех каналов и средств обучения, которые им наи¬более подходят. Вполне понятно, что от целевых приоритетов зависит и ожи¬даемый результат не только всего процесса обучения, но и каждого учебного занятия, а соответственно и тот путь, который ведет к данному результату, то есть этапность занятия, последовательность видов работы, выбор и сочетание способов и приемов общения и содержательная логика. При разных подходах различные формы учебных занятий объединяются в разные по структуре циклы, бло¬ки или другие группировки. 3. Применение игровых форм, методов и приёмов обучения. ролевые дидактические имитационные организационно- деятельностные 4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. 5. Широкое применение проблемно-заданного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных во¬просов, ситуаций). Виды ситуаций: - ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное); поисковый, поисковый, иссле¬довательский. Такая классификация, как и классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую связанных между собой, помогает оценить степень их активности. Репродуктивный Частично-поисковый Поисковый Творческий Репродуктивный, объяснительно-ил¬люстративный. Эвристический, программированный Проблемно-поисковый Моделирующий (исследовательский) По уровню исследовательской деятельности: 8. Систематическое использование различных дидактиче¬ских средств: тестовые задания; дидактические карточки; про¬блемные вопросы; терминологические кроссворды и др. 9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидак¬тических приёмов. 1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и со¬общает о мере соей удовлетворённости полученным ответом). 2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения те¬мы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуе¬мых занятий). 3) «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников пре¬подавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо вы¬ступают экспертами в случае спорных моментов). 4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа). 5) «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»). 6) Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Са¬мым трудным для меня было ...», «Я однажды наблюдал в жиз¬ни своей ...»). 7) Пантомомическое изображение предмета разговора. 8) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др. 10. Использование всех методов мотивации и стимулирова¬ния обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внеш¬них движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокуп¬ность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями - желанием освоить основы образовательной дея¬тельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным. Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования дея¬тельности учащихся: I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, сво¬бодный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью. И. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт по¬знавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуж¬дение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе-развивающаяся кооперация. III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познаватель¬ных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей дея¬тельности. IV. Социальные: развитие желания быть полезным, соз¬дание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопережи¬вания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаи¬мопроверки. Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важ¬но выявить наличие и содержание образовательных потребно¬стей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать опти¬мальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного раз¬вивающего подхода. Пожалуйста, оцените конспект - Способы активизации познавательной деятельности учащихся: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5444 |
Конспект прислал: gubrienko-e 13 апреля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||