Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Нетрадиционные формы учебных занятий |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Нетрадиционные формы учебных занятий |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Нетрадиционные формы уроков появились на определенном этапе развития системы народного образования, теории дидактики, методик обучения учебным предметам. Если опираться на гуманистические тенденции в народном образовании, где в центре учебного процесса стоит ученик, то развитие личности учащихся невозможно без знаний психологической тео¬рии, психологических механизмов, действующих в учебном процессе, в частности его мотивации, запро¬сов и потребностей школьников. Поэтому для таких целей вместо шаблонных уроков требовались активные формы и методы, применяемые в учебном процессе. Здесь надо определить нашу позицию по отношению к понятию «формы учебных занятий». Под учебными занятиями следует понимать все занятия, которые представляют собой учебную деятельность учащихя. Это могут быть уроки, экскурсии, консультации, домашняя работа, все виды внеклассной работы. Всем им, кроме других функций (развлекательная, воспитывающая, развивающая, общения и др.), обязательно присуща функция дидактическая. Нетрадиционные формы организации учебного занятия — это всевозможные формы учебных занятий, выходящие за рамки проведения традиционных уроков. Их видовое количество растет, так как нет предела воображению учителей, которые, используя свой собственный жизненный опыт и окружающую действительность, могут придумывать названия и разрабатывать занятия. Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. Одной из причин, с которой связа¬ны перечисленные и некоторые другие недостатки, является от¬сутствие классификации нетради¬ционных форм уроков. Чаще всего они используются немотивирован¬но, как уроки-одиночки, без замет¬ной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, реше¬ние кроссвордов и др.). Целевые установки уроков не предусматри¬вают прироста новых географичес¬ких знаний и умений, развития учащихся. Все это вызывает необходимость разработки типологии нетрадици¬онных (нестандартных) форм уро¬ков. Так, И. П. Подласый выделяет десятки типов нестандартных уро¬ков (перечислено 36), в том числе уроки — деловые игры, уроки-иг¬ры, уроки — ролевые игры, уроки-игры «Поле чудес». Они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа. Рассматривается один из вариан¬тов возможной классификации. При этом к нетрадиционным отнесены и хорошо известные формы урока, педагогический потенциал которых используется явно недо¬статочно. Примером могут служить повторительно-обобщающие уро¬ки. Они используются давно и до¬статочно часто, но это преимущес¬твенно уроки повторения, а не обобщения. К тому же обобщение может быть не только воспроизво¬дящим, а и творческим, обеспечи¬вающим расширение и углубление ранее усвоенных знаний; Необхо¬димость более полной реализации развивающего потенциала позво¬ляет отнести их к рассматриваемой группе уроков. Можно также утверждать, что и лекционная форма уроков в шко¬ле не отличается особой новизной, однако до сих пор теоретические основы школьной лекции мало ос¬вещены в учебной литературе, а в методике обучения географии они вообще не рассмотрены. В педагогической литературе име¬ются различные типологии уроков. Так показана «классическая» типо¬логия по основным дидактическим целям. Она исходит не только из планируемых результатов обуче¬ния, но и из стадий процесса учеб¬ного познания (усвоения нового материала — формирования новых знаний и умений, их закрепления и систематизации, контроля и оце¬нки полученных результатов). Разработка теории проблемного обучения привела к делению уро¬ков на проблемные и непроблем¬ные. В такой классификации за¬фиксирован характер познаватель¬ной деятельности учащихся. В то же время эта классификация отно¬сится преимущественно к урокам изучения нового материала. В предлагаемой классификации использована традиционная типо¬логия уроков, дополненная их не¬стандартными формами. Их число в настоящее время очень велико, поэтому возникает необходимость классификации. В ней не было особой необходимости, когда раз¬рабатывались отдельные уроки. Системное планирование учебного процесса сделало актуальным это направление в методике обучения географии и в педагогической тео¬рии вообще. Классификация уроков нетрадиционной формы Таблица 1 Типы уроков Уроки фор- мирования новых знаний Уроки обучения умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений Уроки про верки и учета знаний и умений Комбини-рованные уроки Уроки лекци- онной формы, уроки- экспедиции (путешествия), уроки- исследования, уроки- инсценировки, учебные конференции (пресс-конференци), интегриро- ванные Практикумы, практические работы, сочи- нения, уроки- диалоги, уро- ки с ролевой деловой игрой Семинары внеклассного чтения, повто- рительно-обоб- щающие, дис- путы, игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай». Интег- рированные те- атрализованные (урок-суд), уроки –соревнования, уроки-консультации, уроки-конкурсы. Зачетные, викторины, конкурсы, смотр зна- ний, защита творческих работ, проек- тов, творчес- кие отчеты Урок-путешествие Типы нетрадиционных форм урока Таблица 2 Тип урока Разновидность урока Уроки содержательной направленности Урок-лекция Урок-семинар Урок-конференция Уроки на интегральной основе Урок-комплекс Межпредметный урок Уроки состязательного характера КВН, аукцион, викторина, соревнова¬ние Уроки смотра знаний Зачет, консультация, урок-экспромт-экзамен Уроки коммуникативной направленности Устный журнал, диалог, раздумье, дис¬пут, дискуссия, пресс-конференция Театрализованные уроки Урок-спектакль, концерт, киноурок Уроки путешествий и исследований Лабораторное исследование, заочное путешествие, поиск, экспедиционное исследование, научное исследование Уроки-игры Заседание судебного совета, суд, урок-совещание, урок-конференция, пресс-конференция Нетрадиционные уроки, особенно пришедшие из средств массовой информации (пресс-конференции, «круглые столы», уроки-состяза¬ния, КВН, «Что? Где? Когда?» и др.), необычны по форме, дают возможность участия большого числа школьников, состязатель¬ности, интересны по содержанию. Они хорошо учитывают психоло¬гию школьного возраста. Однако учителю важно учитывать, что не все игры являются средством фор¬мирования положительных качеств личности ребенка. В зависимости от планируемых це¬лей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уро¬ки-исследования. Так, на интегри¬рованных уроках учащиеся могут усваивать новые знания по разным учебным предметам, их нередко проводят два-три учителя. Однако, если они проводятся на известном учащимся материале, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же можно сказать и об уроках-путе¬шествиях, экспедициях. Если они заканчиваются описанием терри¬тории или компонентов ее приро¬ды, то это получение новых зна¬ний, а если учитель распределяет роли учащихся по географическим специальностям, выделяя геомор¬фологов, климатологов, гидроло¬гов и др. и учит описывать компо¬ненты природы, то это скорее уро¬ки формирования новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу ком¬бинированных. Особенно сложно классифициро¬вать уроки игровой формы. Игро¬вые технологии обучения отлича¬ются исключительным разнообра¬зием. Основной мотив игры — не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но дела¬ет менее очевидным образователь¬ный эффект. Несомненно, у игро¬вых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматри¬вать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фак¬тов к их связям (от решения крос¬свордов к их составлению), от опи¬сания (уроки-путешествия) к объяс¬нениям (уроки-экспедиции, иссле¬дования). Авторы по-разному классифици¬руют игры, но из всех классифика¬ций самым существенным являет¬ся их разделение на дидактические и ролевые. Примером дидактических игр мо¬гут быть «Географическое лото», «Кроссворд». И если дидактичес¬кие игры рассчитаны на деятель¬ность учащихся по усвоению со¬держания учебного материала, то ролевые — на проживание в какой-то роли, сюжете, ситуации, где стоят проблемы выбора жизненной позиции, «примерка» под себя эпо¬хи, роли, вида деятельности. Игра — особо организованное за¬нятие, требующее напряжения эмоциональных сил. Для ребенка игра — прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она по¬сильна даже слабым ученикам. Ха¬рактерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Личность в игре находится однов¬ременно в двух планах: реальном и условном. При организации роле¬вых игр, игр-состязаний, подвиж¬ных игр следует как можно больше учащихся вовлечь в игру, при этом необходимо обращать внимание на увлечения школьников. Необходи¬мым элементом в подготовке игры является консультация. Консульта¬ции формируют у школьников по¬ложительное психологическое от¬ношение к играм, вселяют уверен¬ность в своих возможностях. Эффективность проведения игры зависит от соблюдения ряда усло¬вий: четко продумать цели игры; осуществлять мотивацию игровой деятельности; четко организовать подготовку, проведение и подведе¬ние итогов игры; сочетать самосто¬ятельную, групповую, индивиду¬альную, фронтальную работы в процессе игры; осуществлять пос¬тановку познавательных и проб¬ных вопросов в процессе игры, ор¬ганизацию дискуссии; обеспечить игры необходимыми средствами обучения; вовлекать в игру всех учащихся класса;' формулировать вывод и оценивать полученные ре¬зультаты; управлять ходом игры. Учебные ролевые игры можно рас¬пределить на три группы: самые простые — имитационные (на¬правленные на имитацию вполне определенного профессионального действия); более сложные — ситуа¬ционные (решение какой-либо уз¬кой конкретной проблемно-игро¬вой ситуации); высшей сложнос¬ти — условные игры (разбор произ¬водственных конфликтов). Игры третьей группы имеют цель совер¬шенствования профессионального мастерства специалистов, они не могут использоваться в школе. Формы ролевых игр могут быть самыми различными, а выбор их определяется конкретными задачами каждого занятия. Но в каких формах ролевая игра ни выступила она — коллективная деятельное и имеет целью формирования определенных знаний и умений. Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает выделение четырех этапов. 1. Подготовительный: а) организационный: выбор жюри или экспертной группы; формирование игроков: групп; ознакомление с правилами игры; ознакомлен с обязанностями; б) предварительное изучение знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкцией, заданиями; сбор материала; подготовка сообщения; изготовление наглядности; консультации. 2. Игровой этап: «Включение» в проблему, осознание проблемной ситуации а) внутригрупповой: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; в явление позиции; принятие решения; подготовка сообщения; б) межгрупповой: заслушивание сообщений групп, осуждение групповых решений; оценка решения. 3. Заключительный этап: Выработка решения по проблеме; сообщение эксперта группы; выбор лучшего сообщения. 4. Анализ результатов игры: степень активности, уровень знаний и умений; рекомендации совершенствованию игры. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют вооброжаемые герои. В основу содержания ролевой игры поставлены реальные проблемы географической науки, пронизывающие школы программу: экономические, политические, социальные или комплекс названных проблем. Ролевая игра успішна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в пос¬леднее время широкое применение на уроках географии. Использова¬ние игр в обучении географии ре¬шает множество задач одновремен¬но: игры способствуют становле¬нию творческой личности ученика, формируют умение видеть пробле¬мы, принимать решения, развива¬ют познавательный интерес к пред¬мету, оказывают сильное эмоцио¬нальное воздействие на учащегося, формируют черты характера. Для учащихся 6-8 классов наибо¬лее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-кон¬ференций, игры-путешествия, иг¬ры-драматизации. Старшеклас¬сники наряду с сюжетно-ролевыми играют и в ситуационные игры по созданию моделей и проектов. Обычно ролевые игры проводятся на уроках обобщения знаний, се¬минарах, практических работах. Суммируя все сведения по нетра¬диционным формам учебных заня¬тий, можно сделать вывод, что они включают в себя функции: обучаю¬щую, развивающую и воспитываю¬щую. И в зависимости от постав¬ленной дидактической цели все ви¬ды уроков, внеклассных занятий могут относиться к разным типам занятий (таблица 3). Приведенная таблица далеко не исчерпывает весь перечень учеб¬ных занятий. Спорным может быть и соотнесение некоторых из них к определенному типу. Таблица 3 Типологии уроков (занятий) и соответствующие им нетрадици¬онные виды учебных занятий (урочная и внеурочная формы) Урок изуче¬ния нового материала Урок за¬крепления Контроль¬ный урок Урок кор¬рекции Урок повто¬рения Организаци¬онный урок л,с,д,и, ЗП, П, РИ, М, ПР, ПИ Л, С, Д, л/р, ЗР, ЗП, ПР, Веч, РИ, А, П,ПК,ДИ Э, 3, О, В, А, ПК, ДИ, М, ПР В, Дисп, К Л,С,Д,ЗП, В,ПК,ДИ; РИ, М, ПР Л, П, РИ, ПИ Л —лекция; С — семинар; 3 — зачет; Д —дискуссия; ЗР — защита рефератов; ЗП— заочные путешествия; В — викторина; О — олимпиада; Веч— вечер; А — аукцион; Дисп — диспут; К — консультации; ПР — проект; П — презентация; ПИ — проблемное изложение; ПК — пресс-конференция; РИ — ролевая игра; ДИ — дидактические игры; И — урок-исследование; М — мозговой штурм; Л/Р — лабораторная работа Классификация нетрадиционных форм учебных занятий по техно¬логии, в основу которой взята ди¬дактическая цель, уже говорит об их технологичности. Следова¬тельно, каждый нетрадиционный урок должен быть построен в со¬ответствии с технологией, то есть с соблюдением всех этапов типо¬вого урока, но очередность, в от¬личие от традиционных уроков, может быть нарушена. Наруше¬нию подвергается и прохождение всех стадий усвоения учебного материала (понимание — усвое¬ние — применение). В этом слу¬чае рекомендуются системы уро¬ков с последующим продолжени¬ем работы над предметным содер¬жанием материала на определен¬ном этапе, но последовательность этапов должна быть четко соблю¬дена, чтобы не нарушалось «от живого созерцания, а от него к практике». Так как каждое нетрадиционное занятие — проживание жизни, то и в его технологии наблюдаются все составляющие. При проекти¬ровании любого из уроков — не¬традиционного или же традицион¬ного с элементами нетрадицион¬ности учитель должен продумать педагогическую технику, педаго¬гическое общение, педагогичес¬кие требования, информативное воздействие, педагогический кон¬фликт, а также учесть компоненты технологии: целевой, содержа¬тельный, деятельностный и ре¬зультативный. Пожалуйста, оцените конспект - Нетрадиционные формы учебных занятий: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13387 |
Конспект прислал: gubrienko-e 19 марта 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||