Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Сценарий праздника.Широкая масленица |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Сценарий праздника.Широкая масленица |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: Широкая Масленица.
Цель урока: расширить знания учащихся о народном обрядовом празднике Масленица и определить его значение для русского народа. Задачи: - обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся, наполнив их новым содержанием об обряде празднования Масленицы на материале Белгородского края; продолжить обучение учащихся умению делать посильный разбор музыкальных произведений, в частности пьесы В. Агафонникова «Сани с колокольчиком» ( т.е.эмоционально-образное содержание, средств музыкальной выразительности) сопоставляя с картиной Б.Кустодиева «Масленица»; Развивающая: развивать творческое и ассоциативное мышление, речь учащихся, эмоциональную выразительность в исполнении разнохарактерных песен, соблюдая правила пения; развивать у учащихся свободу музыкально- ритмических движений ; Воспитывающая: воспитание чувства уважения и бережного отношения к национальным традициям нашего края. Тип урока: комбинированный Оборудование: компьютерная презентация; музыкальные инструменты: треугольник, бубен, трещотки; самовар, ложки, рушники и т.д.; чучело Масленицы, плакат ; синтезатор; нотный материал. Список используемой литературы: Т.П. Беликова, М.И. Емельянова «Живые родники Староосколья», А. Миловский «Песнь жар-птицы», Т.В. Надолинская «Методические рекомендации к учебному комплексу:Музыка 1-4 класс», Г. Островский «Рассказ о русской живописи», « Сборник русских народных песен» пол ред. , интернет-ресурсы. План урока: Организационный момент.2 мин. -организованный вход детей под русскую народную музыку; - исполнение музыкального приветствия «Музыка это…» Актуализация опорных знаний учащихся.2 мин Целеполагание.0,5 мин. Обобщение и систематизация знаний учащихся.25 мин -беседа о народном обрядовом празднике Масленица в сочетании с: - Распевание, исполнение русской народной песни «Блины», -Вокально-хоровая работа над песней «Масленица» - знакомство с русским инструментом – домра , и слушание пьесы «Кадриль»; - музыкально-ритмическая разминка; -Слушание , анализ пьесы В. Агафонникова «Сани с колокольчиком» и сопоставление ее с картиной Б. Кустодиева «Масленица»; - исполнение хороводной песни « Как зима с весною распрощалась» 5. Подведение итога урока , оценивание работы учащихся, взаимные поздравления с праздником Масленица.5 мин. 6. Выход из класса под русскую народную музыку.0,5 мин. Организационный момент. - Вход под русскую народную музыку. - Исполнение музыкального приветствия. Сегодняшний урок я хочу начать с загадки. Послушайте ее внимательно и дайте правильный ответ-отгадку. Едет девица дорогая, Наша гостьюшка годовая! Да на саночках расписных, Да на кониках вороных. Дуня белая! Дуня румяная! Коса длинная трехаршинная! Лента алая двухполтинная! Платок беленький новомодненький! Лапти частые, головастые! Приезжает в гости к нам… Д: Масленица. У: Правильно, Масленица. В этом году она отмечается с 23 февраля и продлится до 1 марта. Целеполагание: У: И сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним из любимейших народных праздников Белгородчины – Масленица. Рассмотрим, как русский художник Б. Кустодиев и отечественный композитор В. Агафонников раскрыли в своих произведениях тему Масленицы.Исполним выученные к этому празднику песни, познакомимся с новой. 3.Актуализация опорных знаний. У: Но прежде, давайте вспомним : У: - С какими обрядовыми праздниками вы знакомились ранее на уроках музыки? Д: Рождество У: Что такое обряд? Д: Обряд – совокупность условных, традиционных действий. У: Обрядовая песня? Д:Песня, сопровождающая народный обряд. У: На какие две группы можно разбить все русские народные обряды? Д: На две основные группы: обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни и обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами . 4.Изучение нового материала. Масленица – это единственный праздник земледельческого календаря, испытавший незначительные изменения православной церкви, который сохранил свое значение и в современной культуре. На Масленицу совершались обряды связанные: Быстро на морозе. Едут сани, мчатся сани… Звонко песенку поет Под дугою колокольчик Всех на ярмарку зовет. А на ярмарке веселье, А на ярмарке народ. Там богатые товары И веселый хоровод. (Слушание пьесы «Сани с колокольчиком») (Повторяется вопрос: - Какие живописные картины вы себе представили? Свои ответы вы можете начинать такой фразой: Прослушав музыкальную пьесу В. Агафонникова «Сани с бубенцами», мне представилось... Услышав первые звуки пьесы В. Агафонникова «Сани с бубенцами», я оказался… У: Композитор Вячеслав Агафонников хотел донести до слушателя красоту зимней природы, звенящую чистоту морозного воздуха, ощущение равномерного бега лошадок.А правит тройкой смелый возница. Летит над заснеженными просторами удалая русская песня. Пронеслись лихие сани и слышен далекий звон колокольчиков. У: С помощью каких средств доносит до нас композитор содержание пьесы? Д: С помощью средств музыкальной выразительности. У: Пользуясь таблицами , лежащими у вас на столах , охарактеризуйте настроение пьесы. Д: Веселая, стремительная… У: В каком ладу написана пьеса? Д: В мажорном ладе У: Как вы думаете, что имитируют звенящие повторяющиеся аккорды в верхнем регистре? Д: Имитируют звон колокольчиков. У: А на фоне этого звона развивается веселая ,удалая песня возницы. У: - Всегда ли динамика пьесы была ровной, одинаковой? Д: Начинается тихо, затем звучность усиливается , и заканчивается пьеса на р. А теперь посмотрите на картину Б.М. Кустодиева, на которой разворачивается масленичное веселье. У:– Каким настроением наполнена эта картина ? Д: -Атмосфера веселого раздольного праздника захватывает нас с первых мгновений. В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянию: и веселая карусель с шумным балаганом, и лихая езда в расписных санях с важными бородатыми кучерами, и игра в снежки, и залихвацкие песни под неизменную задорную гармошку. У:– Какие краски использовал художник в своей картине «Масленица»? Д: Сразу бросается в глаза многоцветье. Ликование ярких красок: на изумрудно-зеленом небе золотые и розовые закатные облака; снег – то бледно-сиреневый, то нежно-голубой, то розовый. У:- Что мы видим на переднем плане картины? Д: -На переднем плане мы видим сани, желтые с красными цветами; возницу в синем кафтане и в шапке с ярко-красным верхом; едущие в санях что-то рассматривают, возможно, какое-то праздничное действо. У: Созвучны ли картина Б. Кустодиева «Масленица» и пьеса В. Агафонникава «Сани с бубенцами» Д: ДА, передают общее настроение праздника А на нашем календаре последний день Масленицы :ВОСКРЕСЕНЬЕ - Прощеный день Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели , так как начинался Великий пост. В России этот день называли Прощеным воскресеньем. Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просить прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами просить взаимного прощения: "Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой". Отвечал собеседник: « Да простит тебя Бог и я прощаю". После чего в знак примирения нужно было поцеловаться. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой. Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”. Сжигали чучело Масленицы, так как оно олоцетворяло зиму, холод, мрак.Необходимо было изгнать зиму, чтобы она не могла навредить пробуждающейся природе. Прыгали через костер, играли в игры, например, «Гори, гори, Масленица, чтобы не погасла!»Вокруг костра ходили и пели долгие песни, плясали . (Исполнение песни «КАК ЗИМА С ВЕСНОЮ ПРОЩАЛАСЬ». Итог. Вот и подошел к концу наш урок. Вы стали участниками веселого задорного праздника - Масленица . Давайте подведем итог урока с помощью кроссворда. Обрядовый народный праздник, предшествующий Великому посту, провожающий зиму и встречающий весну? (МАСЛЕНИЦА) Обрядовая еда на Масленицу.(Блины) Этот обряд совершался с первого дня Масленицы, чтобы лен хороший, долгий вырос.(Катания) Любимый инструмент скоморохов.(Домра) Отечественный композитор, написавший пьесу «Сани с бубенцами»(АГАФОННИКОВ) Назвать фамилию русского художника . Любимой темой его творчества была Масленица.(КУСТОДИЕВ) С ним играли, озоровали, а в воскресенье сжигали?(Чучело). У: Молодцы, ребята! Я благодарю вас за работу на уроке.Оценку «5» получают: Солисты - Учащиеся, исполнявшие хоровод – Своими ответами меня порадовали:…. Широкая Масленица -сколько любви вкладывали в этот праздник русичи! Он отражает широту и щедрость души русского народа. Мы соприкоснулись с истинно русской традицией, моментом жизни наших предков. Надеюсь, что в душе каждого из вас загорелся огонек. Я хочу, чтобы он согрел вашу душу, заставил задуматься о себе, о близких, о нашей родной Белгородщине. Ребята, дома своими руками вы изготовили поздравительные открытки . Поздравьте, пожалуйста, наших гостей с этим замечательным праздником! Я желаю, чтобы у вас Масленица прошла как по маслу. С щедрой веселой Масленицей! Пожалуйста, оцените конспект - Сценарий праздника.Широкая масленица: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1220 |
Конспект прислал: lan4onok2011 28 января 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||