");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методическая тема:"Формирование прочных навыков грамотного письма."


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Методическая тема:"Формирование прочных навыков грамотного письма."


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Формирование прочных навыков грамотного письма.
Марченко С.Н.
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
ст.Полтавская, Красноармейский район
Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого конкретного недостатка.
К.Д.Ушинский
Правописание словарных слов в начальной школе вызывает особую трудность. Правил для них не существует, проверить их родственными словами тоже нельзя. Зато память детей очень яркая и образная. Вот на этой ассоциативной памяти и строится работа со словарными словами. Эмоционально-образная память ребёнка работает активно и помогает ему легче запоминать трудные орфограммы словарных слов. Такие «правила» придумывают сами школьники, как только интуитивно уловят, как формируются ассоциативные связи: в сознании рождается образ, тут же возникает ассоциация.
Учащиеся сами создают свой ассоциативный словарь. Из класса в класс туда добавляются всё новые слова. Очень важную роль здесь играет то, что таким образом дети смогут и в дальнейшем этим способом с лёгкостью усваивать другую информацию, самую разную, не только по русскому языку. Работа над словарными словами и ассоциациями к ним помогает лучшему запоминанию и обогащению словарного запаса учащихся, развитию орфографической зоркости. Учащиеся легко усваивают алгоритм создания ассоциаций и активно используют его при работе с новыми словами.
Например:
АВТОБУС – авто;
АПТЕКА – апчхи;
БЕРЁЗА – белая;
ОСИНА – осенью дрожит от ветра;
ПЕТУХ – Петя;
СОРОКА – 40 а.
Для детей, у которых преобладает зрительная память, можно использовать метод графических ассоциаций. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты, чтобы обсудить , на что похожа буква, которую нужно запомнить. Например, в слове ШОФЁР вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо.
Оживить словарную работу учителю, а учащимся лучше запомнить словарные слова и проявить творчество помогают следующие виды работ.
Например, даны слова город и деревня. В чём смысловое сходство слов? В чём смысловое различие слов? Составьте предложение, в котором эти слова объединились бы между собой, добавьте два других словарных слова.
Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенное словарное слово.
1. Ворона в павлиньих перьях.
2. Прикуси язык.
3. На ухо медведь наступил.
4. Яблоку негде упасть.
Пословицы я предлагаю прочитать и записать, вставляя пропущенные слова, подходящие по смыслу.
Не велик … да краснеет нос.(Мороз) … любит чистоту.(Посуда) Нет ничего краше, чем … наша.(Родина) Не … тешет, а плотник.(Топор)
Речевой арсенал детей недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые они получают в школе с первых дней обучения. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей. На практике можно использовать следующие виды упражнений:
1. Найдите в каждой группе лишнее слово:
автомобиль, урожай, трамвай, самолёт;
капуста, помидор, солома, морковь.
2. Сгруппируйте по темам слова:
малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
3. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
4. К словам весело, девочка, хорошая подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
5. Выберите наиболее подходящее слово.
Из (ветхого, старого, древнего) железа мы сделали ведро. Медведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
6. Даётся текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся.
Трактор шумел, как … На солнце засверкали ягоды земляники, словно …
Синтаксические упражнения показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают осознать синтаксический строй родной речи. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.
- Составьте предложения с данными словосочетаниями: весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.
- Замените предложения одним словарным словом.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.
- Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Рисунок в книге - … (картинка). Килограмм – это тысяча … (грамм). Мать родимая - … любимая (Родина).
- Из слов составьте предложение: огород, растёт, в, картофель.
- Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.
В гости иду к моему другу петуху. Встретил я лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!
- Смоделируйте предложение по схеме.
Кто? что делают? в какие? во что? Воробьи собираются в шумные стайки.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
- Подберите словарные слова , обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
- Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-ого склонения, 3-го склонения.
- Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
- Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Определите падеж существительного. Машина остановилась …(дом). Дети читали книги …(космонавт).
Методы словарно-орфографической работы помогают школьникам усваивать слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Внимательное отношение к речи учащихся играет важную роль в их интеллектуальном развитии.
Таким образом, с первых дней обучения школьников целесообразно приучать пробовать, подбирать, сравнивать слова, потому что одним из показателей интеллектуального развития личности является аналитико-синтетический характер мышления.


Литература:
1. Занимательная грамматика.- М., 1996.
2. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык.- Ярославль, 1997.
3. Оленюк О.И. Ассоциативный словарь как средство усвоения непроверяемых написаний//Начальная школа. – 2009. - №10.


Авторские права: Марченко С.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 , ст.Полтавская, Красноармейский район


Пожалуйста, оцените конспект - Методическая тема:"Формирование прочных навыков грамотного письма.":
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Формирование навыков грамотного письма через различные виды словарной работ ...
  • Развитие смысловой памяти младших школьников при изучении темы «Пад ...
  • Рабочая программа по русскому языку "Особые дети"
  • русский язык
  • Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 4 классе (VIII) ...
  • Конспект урока русского языка:"Упражнение в определении склонений имён сущ ...
  • Формирование интереса к русскому языку и развитие орфографической зоркости
  • Список словарных слов по группам для 2 класса. Виды словарной работы на уро ...
  • Тематическое планирование по русскому языку 4 класс.
  • Конспект урока:"Имя прилагательное. Закрепление". Русский язык, 3 класс


  • 2298
    Конспект прислал: svet.marchenko.1969 30 июня 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата