Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методическая тема:"Формирование прочных навыков грамотного письма." |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Методическая тема:"Формирование прочных навыков грамотного письма." |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Формирование прочных навыков грамотного письма.
Марченко С.Н. учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 ст.Полтавская, Красноармейский район Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого конкретного недостатка. К.Д.Ушинский Правописание словарных слов в начальной школе вызывает особую трудность. Правил для них не существует, проверить их родственными словами тоже нельзя. Зато память детей очень яркая и образная. Вот на этой ассоциативной памяти и строится работа со словарными словами. Эмоционально-образная память ребёнка работает активно и помогает ему легче запоминать трудные орфограммы словарных слов. Такие «правила» придумывают сами школьники, как только интуитивно уловят, как формируются ассоциативные связи: в сознании рождается образ, тут же возникает ассоциация. Учащиеся сами создают свой ассоциативный словарь. Из класса в класс туда добавляются всё новые слова. Очень важную роль здесь играет то, что таким образом дети смогут и в дальнейшем этим способом с лёгкостью усваивать другую информацию, самую разную, не только по русскому языку. Работа над словарными словами и ассоциациями к ним помогает лучшему запоминанию и обогащению словарного запаса учащихся, развитию орфографической зоркости. Учащиеся легко усваивают алгоритм создания ассоциаций и активно используют его при работе с новыми словами. Например: АВТОБУС – авто; АПТЕКА – апчхи; БЕРЁЗА – белая; ОСИНА – осенью дрожит от ветра; ПЕТУХ – Петя; СОРОКА – 40 а. Для детей, у которых преобладает зрительная память, можно использовать метод графических ассоциаций. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты, чтобы обсудить , на что похожа буква, которую нужно запомнить. Например, в слове ШОФЁР вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо. Оживить словарную работу учителю, а учащимся лучше запомнить словарные слова и проявить творчество помогают следующие виды работ. Например, даны слова город и деревня. В чём смысловое сходство слов? В чём смысловое различие слов? Составьте предложение, в котором эти слова объединились бы между собой, добавьте два других словарных слова. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенное словарное слово. 1. Ворона в павлиньих перьях. 2. Прикуси язык. 3. На ухо медведь наступил. 4. Яблоку негде упасть. Пословицы я предлагаю прочитать и записать, вставляя пропущенные слова, подходящие по смыслу. Не велик … да краснеет нос.(Мороз) … любит чистоту.(Посуда) Нет ничего краше, чем … наша.(Родина) Не … тешет, а плотник.(Топор) Речевой арсенал детей недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые они получают в школе с первых дней обучения. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей. На практике можно использовать следующие виды упражнений: 1. Найдите в каждой группе лишнее слово: автомобиль, урожай, трамвай, самолёт; капуста, помидор, солома, морковь. 2. Сгруппируйте по темам слова: малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш. 3. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения. 4. К словам весело, девочка, хорошая подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова. 5. Выберите наиболее подходящее слово. Из (ветхого, старого, древнего) железа мы сделали ведро. Медведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону. 6. Даётся текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся. Трактор шумел, как … На солнце засверкали ягоды земляники, словно … Синтаксические упражнения показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают осознать синтаксический строй родной речи. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов. - Составьте предложения с данными словосочетаниями: весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница. - Замените предложения одним словарным словом. Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе. - Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Рисунок в книге - … (картинка). Килограмм – это тысяча … (грамм). Мать родимая - … любимая (Родина). - Из слов составьте предложение: огород, растёт, в, картофель. - Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст. В гости иду к моему другу петуху. Встретил я лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка! - Смоделируйте предложение по схеме. Кто? что делают? в какие? во что? Воробьи собираются в шумные стайки. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. - Подберите словарные слова , обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов. - Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-ого склонения, 3-го склонения. - Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода. - Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Определите падеж существительного. Машина остановилась …(дом). Дети читали книги …(космонавт). Методы словарно-орфографической работы помогают школьникам усваивать слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Внимательное отношение к речи учащихся играет важную роль в их интеллектуальном развитии. Таким образом, с первых дней обучения школьников целесообразно приучать пробовать, подбирать, сравнивать слова, потому что одним из показателей интеллектуального развития личности является аналитико-синтетический характер мышления. Литература: 1. Занимательная грамматика.- М., 1996. 2. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык.- Ярославль, 1997. 3. Оленюк О.И. Ассоциативный словарь как средство усвоения непроверяемых написаний//Начальная школа. – 2009. - №10. Авторские права: Марченко С.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 , ст.Полтавская, Красноармейский район Пожалуйста, оцените конспект - Методическая тема:"Формирование прочных навыков грамотного письма.": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2021 |
Конспект прислал: svet.marchenko.1969 30 июня 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||