Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Родительское собрание «Эффективные способы общения с детьми» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Родительское собрание «Эффективные способы общения с детьми» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Тема: «Эффективные способы общения с детьми». Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями Задачи: Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка. Вывести формулу успешности выполнения роли родителей. Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви. Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга. Оборудование: магнитофон, кассеты с записями музыки для релаксации; бланки анкеты «Стиль семейного воспитания», ручки для родителей. Сроки: ноябрь-декабрь. Подготовительная работа к собранию: • Подготовка бланков анкет. • Подготовка и рассылка приглашений на собрание для родителей (приложение 1). • Расстановка мебели в кабинете. Организация пространства: 1. Встреча проходит в классном кабинете. 2. Столы расставлены таким образом, что образуют четыре группы. В центре кабинета полукругом расставлены стулья. На доске написана тема собрания, плакаты по теме и рисунки со стилями семейного воспитания. Справа от доски располагается классный руководитель и психолог. 3. На столах для родителей чистые листочки, ручки, карандаши. 4. До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная (релаксационная) музыка. 5. Родители /законные представители/ рассаживаются за столами произвольно. Ход собрания: 1. Вводная часть. Классный руководитель представляет участников, называет имена родителей присутствующих на семинаре, благодарит родителей за то, что они нашли время для новой встречи и говорит о причинах выбора и актуальности такой формы работы как семинар с элементами тренинга, сообщает о цели нынешней встречи. 2. Ввод в работу. - Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем очередном собрании, тема которого обозначена на доске: «Эффективные способы общения с детьми». Понимание, терпение и поддержка являются немаловажными компонентами успешного общения. Как часто они забываются в отношениях с собственным ребенком! Мы можем быть раздражительными и несправедливыми, чрезмерно строгими и невнимательными. Назидание и укор — вот зачастую единственные инструменты родительского воспитания. Спасибо огромное, что вы нашли время поговорить о проблемах, которые возникают у нас, взрослых, в процессе общения с детьми. - В ходе работы нам предстоит друг с другом разговаривать, поэтому просьба ко всем участникам: прикрепить визитки, чтобы все знали, как к Вам обращаться. - Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка, в которую мы включили следующую игру. Классный руководитель подсаживается к родителям, замыкая полукруг. - Сейчас у нас будет возможность продолжить наше с Вами знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть дача», - и все, у кого есть дача, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру. • Пересядьте те, у кого больше одного ребёнка. • Пересядьте те, у кого дома есть собака. • Пересядьте те, у кого любимое занятие – чтение книг. • Пересядьте те, кто любит рано вставать. • Пересядьте те, у кого работа связана с детьми. • Пересядьте те, у кого любимое время года – зима. • Пересядьте те, у кого дети учатся в 1 классе «В». - Как Вы себя чувствуете? 3. Актуализация темы. Как добиться, чтобы ребенок советовался с Вами? Разговор подразумевает собой обмен словами, идеями, чувствами между двумя людьми. Общение – это то, что мы говорим и как мы это говорим. Мы общаемся взглядами (улыбками или хмурым видом), действиями (объятиями или шлепками), молчанием (тёплым или холодным), также как и словами. На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться. Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние? Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать. Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком. Хорошее общение ведёт к: - Взаимодействию - Тёплым чувствам -Чувству ценности Плохое общение приводит к: Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: • ребенок убедится, что вы его слышите; • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; • ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в.вопросе, «переварить» проблему. Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса. Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...» 5. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания. - Можно проверить, какая роль в Вашем воспитании ближе всего подходит к Вам. Я предлагаю пройти Тест «Стратегия семейного воспитания» Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов брать самый предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием? А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей свои Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.) Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.) В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему ос¬тальному. (Томас Футер.) 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлет¬ворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы? А. Если просит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на кон¬кретные цели и контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе. 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситу¬ациях. 7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. 8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей Отпустили бы вы его? А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В. Расстроюсь. Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю. Обработка результатов Стиль поведения Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б авторитарный А А Г В Б Б Б А А А либеральный В Б Б Б А А Г В В В индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя. Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в ста¬новлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо дик-товать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматри¬вать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В сво¬их требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! 6. Подведение итогов собрания. - Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей. Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе». Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям. - Я предлагаю вам сесть в круг. Каждому из вас предлагается ответить на вопросы: 1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча? 2. Какая часть вызвала особый интерес? Что не понравилось? 3. Ваши пожелания на будущее. - Спасибо Вам, что пришли на наше собрание, потратив свое личное время. Я всегда очень рада Вас видеть в своем кабинете. И еще несколько слов: рецепт счастья: “ Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!” Список литературы: 1. ДереклееваН.И. Организация родительских собраний в 1–4 классах. 2. Захаров А.И. Неврозы у детей. 3. Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями. 4. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). 5. Н.И.Дереклеева "Стили семейного воспитания". Пожалуйста, оцените конспект - Родительское собрание «Эффективные способы общения с детьми»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10157 |
Конспект прислал: nekr-sveta 4 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||