Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Групповая форма обучения как условие реализации |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Групповая форма обучения как условие реализации |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Групповая форма обучения как условие реализации
деятельностного подхода Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова Каким образом в настоящее время производится оценка того или иного варианта организации учебного процесса? Наблюдая процесс обучения, организованный по некоторой системе, педагоги и управленцы в лучшем случае выстраивают собственный вариант организации этого процесса, а в худшем привлекают в качестве эталона вариант, извлеченный из прежнего опыта. Таким образом, в первом случае происходит сопоставление вариантов, разработанных исходя из различных оснований, а во втором - сопоставление обоснованного варианта с необоснованным образцом. Как следствие наблюдается неконструктивная критика, которая не может привести к согласованной позиции и выработке единого подхода. Степень позитива или негатива в критических высказываниях не имеет значения, важно только то, что они не вскрывают затруднений или достижений и не фиксируют причин успехов или неудач. Выступающие, отстаивая собственные версии, не имеют возможности обнаружить общие параметры, несущественные и существенные отличия рассматриваемых вариантов. Причиной вышеизложенного затруднения является отсутствие эталона для использования групповой формы в учебном процессе. В поисках оснований для разработки понятийного эталона авторы статьи обратились к работам О.С. Анисимова «Педагогическая акмеология: общая и управленческая» и «Новое управленческое мышление; сущность и пути формирования», в которых изложены теоретические основы организации подготовки специалиста принимающих самостоятельные решения. Очевидно, что прямой перенос в школу модульной системы обучения предназначенной для взрослых, не возможен. Однако, по мнению авторов в школах, ориентированных на подготовку учащихся к самостоятельно познавательной деятельности, можно построить поэтапную систему организации учебного процесса. При это: переход к каждому последующем; этапу предполагает формирование способностей учащихся к нормотворческой деятельности на качественно новом уровне. Таким образом, на заключительном этапе создаются условия для использования модульно? системы при организации учебной деятельности в школах. В этой работе вниманию читателей будет предложена технология использоиания групповой формы учебной деятельности на этапе, соответствующем организации проектной деятельности на интуитивном уровне. Реализация этой технологии позволяет: 1) сформировать способности к коммуникативному взаимодействию в позициях автора и понимающего; 2) тренировать способности к нормореализаторской деятельности; 3) тренировать способности к фиксированию затруднения в учебной деятельности; 4 тренировать способность к исследованию ситуации; 5) формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности; 6) тренировать способность к проектировочной деятельности на основ интуиции; 7) формировать систему ценностей направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельност группы. Здесь и далее под способностью к некоторому виду деятельности понимают норму (алгоритм) этой деятельности в сознании индивида. Тренировать какую-либо способность - это значит воспроизводить деятельность на интуитивном уровне без осознания ее нормы. Формирование способности к некоторой деятельности предполагает осознание индивидом ее нормы (алгоритма). Следует различать способности к некоторой деятельности и задатки. Смысл этих различений подробно изложен в работах А. Дистервега. При перечислении целей, достигаемых при использовании предлагаемой технологии, авторы не случайно остановились только на деятельностных и воспитательных целях. Достижение образовательных и развивающих целей связано с содержанием и формой учебного материала, что является предметом отдельного исследования. При разработке технологии авторы исходили из следующих этапов взаимодействия между учителем и учащимися на уроке. 1. Этап положительного самоопределения к учебной деятельности. На данном этапе происходит переключение сознания ребенка из бытия в жизнедеятельности к бытию в условиях учебной деятельности. Достаточно подробное описание процессов учебной мотивации и самоопределения приведено в работе [1, с. 294-300]. 2. Индивидуальная деятельность учащихся на основе имеющихся способностей. На данном этапе учащиеся выполняют индивидуальное тестовое задание, тренирующее как отдельные способности к учебной деятельности, так и мыслительные операции, необходимые при проективной деятельности. Правильность выполнения задания проверяется в группах. Все исправления вносятся цветом, отличным от цвета исходного текста. Листочки сдаются учителю в конце урока. 3. Деятельность в группах на основе имеющихся способностей. На данном этапе учащимся предлагается выполнить задания, требующие вербализации определений известных понятий, использования согласованной ранее терминологии или воспроизведения известных алгоритмов. Выбор заданий определяется тестом запланированного затруднения в учебной деятельности. 4. Организация затруднения в учебной деятельности. На данном этапе учащиеся решают последнее задание из числа предложенных на предыдущем этапе. В этом задании должен обнаружиться кризис имеющихся способностей, т.е. возникнет ситуация, в которой либо невозможно использовать известные алгоритмы или понятия, либо использование известных алгоритмов приведет к очень большим временным затратам. Группа фиксирует затруднение с помощью оговоренного заранее сигнала. 5. Выявление в группах причин затруднения. На данном этапе учитель фиксирует на доске (удобным ему способом) задание, вызвавшее затруднение во всех группах, и обращается к детям с просьбой определить, чем ситуация, вызвавшая затруднение, отличается от встречавшихся ранее. Учащиеся согласуют в группах искомое отличие и предлагают согласованный вариант. Группа готова предложить свою версию, если каждый ученик в группе готов ее озвучить. Это условие требует, чтобы каждый ученик в группе проговорил свой вариант, а группа внесла в него необходимые коррективы. 6. Согласование причин затруднения между группами. На данном этапе учитель организует коммуникацию по согласованию причин затруднения. При этом он, как единственный носитель понятийной базы, выступает в качестве арбитра. Педагог выслушивает версию первой группы, все остальные версии должны локализовать место различия сравниваемых ситуаций и уточнить сущность этого отличия. После выявления сути и места отличия формулируется тема урока, которая фиксируется на доске любым удобным в конкретных условиях способом. 7. Проективная деятельность в группах. На данном этапе педагог просит группы предложить варианты устранения причин затруднения. Группы формируют свои версии, которые затем поручают изложить своему представителю. Он же выступает в качестве оппонента при согласовании вариантов между группами. 8. Согласование проектов между группами. На данном этапе педагог организует коммуникацию по обсуждению проектов. Итогом этого этапа в зависимости от типа затруднения является согласованный вариант определения нового понятия, термина или новый алгоритм. 9. Выполнение в группах задания, вызвавшего затруднение. На данном этапе учащиеся выполняют задание, вызвавшее затруднение. Группа выполнила задание, если каждый из ее членов готов озвучить у доски вариант выполнения задания. О своей готовности группа сигнализирует оговоренным заранее способом. По просьбе учителя два или три ученика предлагают варианты решения, причем один из них объясняет, другой контролирует правильность объяснения, 10. Индивидуальная работа с последующим согласованием в группе. На данном этапе каждый ученик выполняет индивидуальное задание, требующее применения новой способности в типовых условиях. Выполненные задания сопоставляются в группах, после чего группа сигнализирует о своей готовности. Учитель предлагает каждой группе образец выполнения заданий. Все исправления выделяются при записи особым цветом. Варианты индивидуальных письменных работ, выполненных в начале и в конце урока, сдаются учителю. 11. Индивидуальная работа в группах с взаимным консультированием. На данном этапе решаются задачи, требующие, во-первых, повторения ранее изученных алгоритмов и понятий, во-вторых, применения нового знания совместно с ранее известными и, в-третьих, уточнения границ применения нового знания. Таким образом, на этом этапе происходит включение нового знания в имеющуюся систему. 12. Рефлексия урока. Каждая группа отвечает на следующие вопросы: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. На основании чего было построено новое знание? 3. Для чего оно используется? 4. Кто активно участвовал в работе группы? В качестве примера приведем план урока по курсу «Окружающий мир" (учебник А.А. Вахрушева и др.) во 2-м классе, разработанный на основе предлагаемой технологии. Тема урока: « Из чего состоят предметы? Цели урока. 1. Деятельностные: - тренировать способности к коммуникативному взаимодействию в позициях автора и понимающего; - тренировать способности к фиксированию затруднения в учебной деятельности; - тренировать способность к исследованию ситуации; - формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности; - тренировать способность к проектировочной деятельности на основе интуиции; - формировать способность к выделению существенного свойства предметов в группе; - тренировать способность к определению новых понятий. 2. Воспитательные: формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы. 3. Учебные: - научить правильно использовать термин "вещество»; - научить называть различные вещества. 4. Развивающие: формировать способности к классификации по качественным признакам. Ход урока. I. Этап положительного самоопределения к учебной деятельности. Учитель: Вспомните, ребята, чем мы занимались на прошлом уроке? Дети: Мы говорили о том, что существуют понятия, отражающие главное свойство предметов в некоторой группе; что есть разные науки, есть правила, открытые в этих науках. Учитель: Сегодня мы продолжим наблюдение за предметами, научимся объединять их в группы, используя новые знания. II. Индивидуальная деятельность учащихся на основе имеющихся способностей. Учитель: Подберите понятие, которое объединяло бы предметы в группы. Каждый работает на своем листочке. 1. Стол, табурет, шкаф, комод. 2. Стакан, банка, график, чашка. 3. Ложка, чашка, нож, кастрюля. Ответы: 1 - мебель, 2 - емкость для жидкости, 3 - посуда. III. Деятельность в группах на основе имеющихся способностей. Учитель: Ответьте в группах на вопросы, сообщите свои ответы другим группам: 1.Что объединяет все группы предметов? 2. Из каких материалов сделаны предметы? 3. Откуда человек взял эти материалы? 4. Из чего состоят растения, животные, реки, горы? Дети работают в группах, через 2—3 минуты начинается обсуждение. 1-я группа: Мы считаем, что все перечисленные предметы сделаны человеком. Учитель: Ребята, вы согласны с вариантом ответа, предложенным первой группой? Есть ли добавления? 2-я группа: Первая группа объединяет предметы, сделанные из дерева, вторая - из стекла, третья — из металла. Учитель: Ребята, вы согласны с вариантом ответа, предложенным первой группой? Есть ли добавления? 3-я группа: Человек все эти материалы взял у природы. Учитель: Ребята, вы согласны с вариантом ответа, предложенным первой группой? Есть ли добавления? 4-я группа: Мы решили, что всё на свете из чего-то состоит. Реки - из воды, горы - из камней... Растения и животные тоже из чего-то состоят. Учитель: На какой из четырех вопросов, ребята, вам труднее всего было ответить? Дети: На четвертый вопрос. IV. Организация затруднения в учебной деятельности. Учитель: Почему четвертый вопрос вызвал у вас затруднение? Чем ситуация, предложенная в этом случае, отличается от ранее известных? V. Выявление в группах причин затруднения. Дети обсуждают в группах причины затруднений. Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. 3. Положи предмет в воду и выясни: вещество, из которого оно состоит, легче или тяжелее воды, растворяется оно в воде или нет? 4. Насколько твердо это вещество? Оставляет ли гвоздь след на его поверхности 5. Притягивается ли это вещество магнитом? 6. Как называется вещество, из которого состоит предмет? Дети выполняют задания в группа VIII. Согласование проектов меж; группами. Учитель: Внимательно слушает выступления групп и находим из от санных вами веществ похожие. 1-я группа: Мы опишем вещество из которого состоит линейка. Цвет у этого вещества cвeтлo-жeлтый, поверхность шероховатая, пахнет смолой, плавает в воде, если поцарапать гвоздем, то остается след, магнитом не притягивается. Мы думаем, что это вещество называется дерево. Учитель: Вернее сказать, древесиной. Ребята, а в других группах ест предметы, сделанные из древесины? Группы перечисляют деревянные предметы. 2-я группа описывает свойства металлических предметов, а все остальные группы называют соответствующие предметы в своих наборах. 3-я группа описывает пластмассовые предметы, а остальные группы в качестве примеров приводят образцы из своих наборов. Учитель: Укажите общее свойств оставшихся веществ: молока, кефира творога. Дети: Это молочные продукты, сделаны из одного вещества - молока Учитель: Названия каких веществ мы сегодня узнали? Дети: Металл, древесина, пластмасса, молоко. Учитель: На все ли поставленные вопросы мы ответили? IX. Выполнение в группах задания, вызвавшего затруднение. Учитель возвращает детей к вопросам: 1. Из каких веществ состоят предметы? 2. Как называются вещества, из которых состоят предметы? 3. Чем вещества отличаются друг друга? Дети дают ответы на первые два вопроса и фиксируют, что ответа на последний вопрос пока не получено. Учитель: Значит, нам предстоит продолжить исследование. X. Индивидуальная работа с последующим согласованием в группе. Дети выполняют по выбору задания 1 или 6 на стр. 4-5 учебника. Далее варианты ответов согласуются в группе и сверяются с ответами других групп. После этого дети выполняют самостоятельную работу № 1 из сборника «Самостоятельные и проверочные работы» к учебнику «Окружающий мир», стр. 1, № 1-4. После выполнения работы дети сверяют свои ответы с образцом и выявляют причины затруднений. XI. Индивидуальная работа в группах с взаимным консультированием. Учитель: Почему эти предметы объединены в группы: 1) камень, доска, мел, ручка, стол, лед; 2) молоко, чай, чернила, сок, вода; 3) воздух, пар. После обсуждения дети отвечают, что вещества, из которых состоят предметы первой группы, — твердые, вещества второй группы — жидкие, третьей - газообразные. Учитель: Какой вывод мы можете сделать? Дети: Все вещества бывают или твердыми, или жидкими, или газообразными. Учитель: Внимательно посмотрите на выделенные слова. Дети: Это вода. Она бывает одновременно в твердом, в жидком и в газообразном состоянии. Это зависит от нагревания или охлаждения воды. Значит, остальные вещества в разных условиях тоже могут быть твердыми, жидкими или газообразными. Учитель: Выполните в группах по выбору задания № 9, 10 на стр. 8 или № 3, 4, 5 на стр. 5 учебника. Сделайте вывод об основных свойствах жидкостей, твердых и газообразных веществ. 1-я группа: В твердом состоянии вещество имеет постоянную форму. Его можно подержать в руке. Сделанные из твердых веществ предметы могут или плавать в воде, или тонуть. Учитель: Кто еще хочет добавить? 2-я группа: В жидком состоянии вещество принимает форму сосуда, в который его наливают. Жидкое вещество трудно удержать в руке. Учитель: Есть ли добавления? 3-я группа: В газообразном состоянии вещество не имеет постоянной формы. Оно стремится равномерно распределиться внутри предмета, который занимает. Газообразные вещества очень легкие, прозрачные, незаметные. Учитель: Есть ли группам что добавить? XII. Рефлексия урока. 1. Что вы узнали? Где вам могут пригодиться эти знания? 2. Как мы это узнали? 3. Кто больше всех помог? 4. Как работал я? Авторы надеются, что предлагаемая технология организации учебной деятельности в групповой форме и пример ее использования для планирования урока будут полезны педагогам, рискнувшим перейти к новым методам обучения. Несомненно, нас интересует опыт реализации этой технологии в вашей практической деятельности. Эту работу авторы рассматривают как начало большого разговора о проблемах, связанных с реализацией деятельностного подхода. Литература 1. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. — М.: Экономика, 1991. 2. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. - Минск: УП Технопринт, 2002. Татъяна Георгиевна Кудряшова ~ преподаватель математики, консультант по разработке и внедрению систем качества; Ольга Владимировна Чиханова - методист-консулътант по Образовательной системе «Школа 2100», г. Москва. Пожалуйста, оцените конспект - Групповая форма обучения как условие реализации: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7616 |
Конспект прислал: admin 27 ноября 2008 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||