Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Основы формирования читательской деятельности младших школьников |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Основы формирования читательской деятельности младших школьников |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у младших школьников интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Проблема интенсификации формирования читательской деятельности младших школьников встает перед учителем начальной школы со всей остротой. Почему дети так мало и неохотно читают? Почему не понимают смысла прочитанного текста? Почему читают медленно? Почему их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Вот примерный круг вопросов, которые приходится решать мне, как учителю начальных классов. Существует ряд причин снижения техники чтения, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие иных информационных источников информации (телевидение, компьютерные игры, Интернет и др.). Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Специалисты рассматривают чтение как познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воспроизведение читаемого. В процессе чтения имеют место как технические действия (восприятие знаковой системы языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код). Условием овладения читательской деятельностью являются знание способов чтения, владение определенными умениями и навыками. Советский психолог Т.Е.Егоров установил, что чтение – это такой вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанные стороны движения глаз и речедвигательные процессы, и движение мыслей. Синтез этих сторон – конечная задача развития навыка чтения. Из четырех общепринятых качеств, характеризующих навык чтения, на первый план выдвигаются правильность и беглость. Именно эти умения я развиваю в своих детях на первом и втором году обучения. Совершенствование технической стороны процесса чтения производится при помощи специальных упражнений. Развитие четкости произноошения На скорость чтения влияют множество факторов: уровень речевого развития, поле зрения, постановка дыхания, сформированность антипации (умения предвидеть следующую часть слова или последующего слова). Однако не следует забывать, что темп обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности. Каждый урок чтения я начинаю с подготовки речевого аппарата. Во время речевой разминки включаю упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). В разминку ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласными: би-бе-ба-бу-бы ри-ре-ра-ро-ру-ры, чтение сочетаний стечения 2-3 согласных с гласным: кра-кре-кро-кры-кри стра-стре-стро-стры-стри, чтение скороговорок, чистоговорок. При этом большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановке голоса и дыхания. 1) Да-да-да-из трубы течет вода. Та-та-та-у нас в классе чистота. Ты-ты-ты-поливаем мы цветы. 2) Лилии полили ли Иль увяли лилии? 3)Все бобры добры до своих бобрят. 4) Мышонку шепчет мышь: Ты все шуршишь, не спишь? Использую игры на звукоподражание, например: На птичьем дворе. Наша уточка с утра…Кря!Кря!Кря! Наши гуси у пруда …Га!Га!Га! Наши курочки в окно…Ко!Ко!Ко! Важным аспектом в обучении беглому, безошибочному чтению является выработка внимания к слову, его частям. Чистота-частота Девушка-дедушка Шесть-шерсть Гарь-пахарь-жарь. Методисты сформулировали «золотое правило чтения»: «Хорошо читает то, кто умеет смотреть вперед». С целью рассмотрения оперативного поля зрения и памяти использую следующие задания: А) Янтарь-восприятие слова в течение нескольких секунд с последующим его воспроизведением в тетради для печатания. Б) Ограниченное время восприятия слова до одной секунды с последующим проговариванием. Это известный прием «фотографирование». 1. Найди лишнюю букву: А, о, в, у, и. 2.Найди лишний слог: Бо, но, ро, мы, со, во, ло. 3.Найди лишнее слово: Слон, лев, мак, тигр. 4.Запомни пирамиду слов: Снег Весна Ручьи Побежали. (В последнем задании необходимо за короткий срок запомнить как можно большее количество слов. Число слов в пирамиде может постепенно увеличиваться). В) Отдельным этапом проходит работа над словами сложной структуры. От слогового медленного чтения в начале работы до мгновенного чтения. Г) Простейшие упражнения по антипации частей предложений способствуют как совершенствованию технической стороны процесса чтения, так и углублению восприятия его содержания. 1.Закончи пословицы: Делу время _______ _______ _______ . Кончил дело ________ _______ ________ . 2.Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу. Готовь сани летом * торопись делом. Не торопись языком * не поспеешь босиком. За твоим языком * телегу зимой. 3.Прочитать загадку, подставив недостающие слова. Посмотрите- дом стоит, До краев водой ________ (налит). В этом домике жильцы Все умелые __________ (пловцы). При чтении глаза ребенка движутся не только слева направо, но и наоборот, т.е. регрессивно. Это хотя и оказывает некоторое положительное влияние (исправляются ошибки), но отрицательно сказывается на темпе чтения. Есть простой прием – чтение с закладкой. Закладка движется по строке, закрывая прочитанное. Этот прием исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но мешает восприятию текста. Тем не менее, я применяю этот прием по отношению к отдельным учащимся, которые самостоятельно не могут справиться с регрессией. Чтобы преодолеть повторы и достичь полноценного зрительного восприятия, я выбираю из текста слова, трудные для понимания и прочтения, записываю их на доске и организую четкое хоровое проговаривание их детьми. По-чув-ство-ва-ли От-бла-го-да-рил. Помогают и следующие упражнения: 1)Постепенное наращивание количества слогов в слове: Бомба Бомбардир Бомбардировщик 2)Чтение слов, записанных различным по высоте шрифтом (СГребали, взДУРИЛАСЬ, ТЕтеРЕВоЧЕК). 3)Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями: при-бин-то-вы-вая, при/ бин/ то/ вы/ вая. Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения : чтение «эхо», чтение «спринт», чтение за диктором, «жужжащее чтение» и др. В целях обучения детей вертикальному чтению использую прием «чтение-разведка». Он заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети не только обучаются вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение часто использую на уроках в тексте на изученное правило или словарных слов. Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева. На каждом уроке использую следующие приемы: чтение за диктором, чтение в парах, групповое чтение, чтение с ускорением темпа, самозамер скорости чтения. Совершенствование технической стороны чтения продолжается до третьего, четвертого класса. Однако на следующей ступени обучения (3-4класс) усиленное внимание уделяется выработке сознательного и выразительного чтения. Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствуют об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребенка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации. Поскольку во главу угла ставится ясное понимание текста, умение проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения, то мы должны этому учиться. Стараемся понять состояние героя, соотнести его с поступком, проникнуться симпатией или антипатией к нему, а затем решить, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух. Практически это выглядит так. М.Ю.Лермонтов «На севере диком» На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет качаясь, И снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далекой В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Выясняю настроение первой части стихотворения. О севере можно сказать, что он великий, суровый. Поэтому строки о севере читаем медленно, приглушенно. Таким же образом определяем интонацию, с которой нужно прочесть слова о пальме, растущей на юге. Общая мысль, соединяющая два четверостишия заключена в повторении слов «одиноко и одинокий». Значит, все стихотворение передает чувства печали, тоски. Следующая ступень,- определение скрытых чувств подтекста. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать так право сказки! Какие перышки, какой носок! И верно ангельский быть должен голосок!» И.А.Крылов На просьбу охарактеризовать Лисицу после первичного восприятия дети дают следующие ответы: -Лиса обманщица. -Лиса хитрит. Значение слова «лесть» раскрывается при повторном чтении учителем, в котором выражаются нетерпение Лисицы в разговоре с Вороной, ее мягкий голос и т.д. Немаловажную роль в формировании сознательного и выразительного чтения играет развитие творческого воображения. Отрывок из стихотворения «Веревочка». Весна, весна на улице Весенние деньки. Как птицы заливаются Трамвайные звонки. Шумная, веселая, весенняя Москва Еще не запыленная зеленая листва. А.Барто Учащимся предлагается нарисовать словесную картину по прочитанному отрывку. Иногда можно ввести в работу элемент интегрированного урока (чтение - изобразительное искусство). Подбор нужных красок для словесной картины провести с использованием акварельных красок и листа бумаги. Нужные краски изображаются цветовыми пятнами. Это позволяет ярче ощутить общее настроение и характер картины. Развитие творческого воображения, глубокое осмысление текста вырабатывается при работе с иллюстрацией в учебнике или сюжетной картинкой. Прием «Путешествие в картину». Ученикам предлагается представить себя в той обстановке, что изображена на картинке. Учитель: - Сейчас несколько секунд тишины, а потом вы расскажете о том, что сумели «увидеть и услышать» вокруг себя. Использование всех описанных упражнений позволяет совершенствовать технику чтения, понимание прочитанного. За последние 3 года навыки чтения у моих учащихся заметно улучшились. Пожалуйста, оцените конспект - Основы формирования читательской деятельности младших школьников: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
7967 |
Конспект прислал: ornella69 14 сентября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||